Любовь живет три года. Дизайнер — только два

Часто слышу от владельцев студий о том, как им приходится плясать вокруг своих дизайнеров, чтобы те не ушли. Кикер в офисе, крафтовое пиво по пятницам, премии, поездки на конфы, платные курсы — а они все равно уходят. Почему так происходит, как удержать дизайнера, и надо ли вообще удерживать?

Давайте сразу скажем вслух то, о чем сейчас все подумали. Да, некоторые сотрудники прикипают к одной компании и работают там чуть ли не до смерти ну или по крайней мере до пенсии, что скоро станет в принципе одним и тем же. Но таких мало.

Вообще у такого постоянства есть три возможных объяснения.

Первое. Человек в силу каких-то индивидуальных особенностей может заниматься рутинной работой много лет и не умереть при этом от скуки. Просто ему так комфортно — полностью нравится команда, устраивает уровень зарплаты, от метро близко. У такого дизайнера другие приоритеты: ему вообще по большому счету все равно, будут его работы выигрывать награды или зарабатывать ему на яхту — человеку просто нравится бегать марафоны или ходить в горы, или воспитывать детей, или еще что-то.

Второе. Дизайнер задумал какой-то свой проект, а работает у вас просто потому, что ему нужно брать на реализацию деньги. А работа не пыльная, платят вовремя. Профессиональное выгорание у нас не редкость, так что вполне возможно, что кто-то из ваших дизайнеров прямо сейчас строит двухмоторный самолет в гараже или запускает новый Uber.

Третье. У человека есть реальная перспектива дорасти до генерального директора. И если речь идет о компании со штатом в 15 тысяч сотрудников, это весьма недурственно. Но это просто не наш случай — мало какая digital-студия дотягивает до штата в 50 человек. Роли распределены, рост вверх ограничен должностью арт-директора. Хочешь большего — извини, мы ничем не можем тебе помочь, это не Google.

Почему они уходят

Помните, Бегбедер говорил, что любовь живет три года? Он рассуждал о гормонах: сначала они заставляют нас испытывать влюбленность и страсть, потом привязанность и нежность — а через три года дофамин (и компания тоже) приходят в норму, и мы уже ничего не чувствуем друг к другу. Из-за биологии любая привязанность обречена изначально.

Так какова же биология дизайнера? Почему он не может заниматься рутинной работой и постоянно пребывает в творческом поиске?

С одной стороны, влияют все те же гормоны. Человеку, особенно после 25 лет, постоянно нужны новые впечатления, без них он грустит и может впасть в депрессию.

С другой стороны, дело в специфике работы. В диджитал-среде ведь столько всего: разные коллективы, подходы к работе, сами процессы. Тут и продакшн, и продуктовые компании, и стартапы, и фриланс, в конце концов. Все это надо попробовать, чтобы понять, что твое, а что нет. Дизайнер ищет, находит, пробует — если стало скучно, уходит.

Это еще одна особенность нашей отрасли — мы работаем в удовольствие, по фану. Работа для дизайнера — это жизнь. Здесь мы не ждем семи часов, чтобы побыстрее свалить из офиса на футбол с друзьями или домой к семье. Если ты весь день что-то рисовал, тебе было по кайфу, все уже разошлись, а ты не успел, то просто остаешься и доделываешь.

Поэтому как только дизайнера перестает вставлять, он задумывается, куда идти дальше. Ему просто необходима смена работы. Вопрос — когда ему станет скучно.

Цикл жизни дизайнера в компании

Любой директор вкладывает в дизайнера кучу своих знаний, опыта и усилий. И, конечно, больно, когда дизайнер уходит. Особенно если он уже успел стать арт-директором, а ты к нему прикипел. Как подготовиться к неизбежному, и на какие сроки рассчитывать?

В среднем дизайнер живет в небольшой студии два года. Это хороший показатель: за первый год он учится, растет в профессиональном плане, впитывает корпоративную культуру. Второй год работает над реальными проектами — возвращает затраченные на него усилия. Все честно.

А теперь рекомендации. Что делать, чтобы в конце второго года вам не было грустно:

  • Нанимать стажеров. Сделайте так, чтобы в команде был постоянный приток дизайнеров-новичков. Тогда через два года вам будет, кем заменить ведущего дизайнера.
Пример текущего распределение ролей в дизайн-команде AIC
  • Используйте грейды. Так вы в самом начале можете показать стажеру, что через три года он может стать арт-директором или партнером. Иногда такой подход удерживает людей в компании надолго.
Скриншот из общего документа по применению грейдов в AIC. Версия 2017 года.
  • Открывайте новые направления. Компания тоже должна поменяться и шагнуть вперед за этот год. Если раньше вы не делали промо-сайтов — делайте. Запускайте внутренние проекты или берите заказы, на которых можно оторваться (мы их называем «сосисочные» — денег не приносят, зато весело, расшевеливает мозг и здорово мотивирует).
Дизайн-концепция промо-сайта.

Организуйте социально-активную жизнь. Для дизайнеров, которые почти все жуткие интроверты, это страшно и интересно одновременно. Занимайтесь пиаром, участвуйте в конференциях, учитесь.

Еще одно, полуфилософское. Хочешь построить что-то большое — умей делиться. Из дизайнера-старожила можно сделать нового партнера собственного бизнеса. А почему нет? Вместе можно заработать больше. Но это личное дело каждого — не все любят делиться.

Если дизайнер решил уйти, не держите его

Лучше отпустите с добрым напутствием. Такие ситуации происходят постоянно, но крайне редко приводят к прямой конкуренции. Ваш подопечный с большей вероятностью станет верным коллегой по индустрии — а, может, и новым партнером. В любом случае будет с благодарностью вспоминать, где его всему научили.

0
17 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Льдов

Думаю, что статья написана с учётом самого банального подхода удержания - поднятия з.п. Который у вас финансовое развитие. Про горизонтальное развитие тут упомянуто, причём с разных сторон, поэтому претензия не к месту.

Ответить
Развернуть ветку
Fakhriddin Olimov

"применению грейдов от АИС" где можно увидеть фулл скрин?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Бабушкин

Большое спасибо за статью, если вам не сложно, не могли бы вы поделиться вашей системой грейдов, очень интересно!

Ответить
Развернуть ветку
zulus

А дизайнер это какой то особый вид человека к которому не применимы законы поведения других людей?
Вместо дизайнера можно подставить в статье почти любую профессию.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Попков
Автор

К сожалению, у меня никогда не было сварщиков или пилотов в штате. За остальных 100% не могу говорить.

Ответить
Развернуть ветку
zulus

В таком случае могу вас заверить что к дизайнерам применимы те же методы удержания на работе что и к людям других профессий.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Льдов

Больше платить и наливать?

Ответить
Развернуть ветку
zulus

И это тоже. Только нужно понимать куму платить, кому наливать а кому просто генеральские погоны без повышения оклада ))

Ответить
Развернуть ветку
Alex Dolzhikov

Всё по делу. Особенно верно последнее. Есть и такая вероятность, что человек уйдет на какое-то время, а после вернется вновь. Знаю много таких примеров.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Хохлова

Привет. Пожалуйста, перенесите картинку ниже, чтобы текст оказался перед ней.

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

Никто не будет уходить из компании, которая развивается и где всегда есть интересные проекты.

Ответить
Развернуть ветку
Даниал Сиддики

"особенно после 25 лет"
А до 25 лет разве человеку не нужны новые впечатления?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Попков
Автор

Конечно, нужны! Бывает специалисты с 20 до 25 активно меняют работу, чтобы найти себя, свой профиль. Но мы говорим о профессиональном выгорании дизайнера. Чаще этот момент случается с 25 до 35.

Ответить
Развернуть ветку
Tanya Polina

Я думаю, корректнее привязываться к стажу работы, а не к возрасту. Не все в профессию зашли в 20 лет. Меня, например, муж-программист перетащил в IT после 30-ти))) И до профессионального выгорания вроде еще далеко.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Льдов

Думаю, имелось в виду в среднем, а не по исключениям.

Ответить
Развернуть ветку
Nickolai Vasiliev

Хорошая статья. Дополнять и совершенствовать можно до умопомрачения. Интересные мысли есть - взял на заметку (хоть и для недизайнеров). Еще раз спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Vasek Romanov

Из маленькой студии из-за маленькой зп. ну или если студия работает как конвеер однотипных проектов и им норм. а ты такой "хочу креатива и розовых слоников"

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда