Новый логотип «Ростелекома»: распил, плагиат или огонь

Мнение контент-редактора студии «Логомашина» Виктории Слепчевич.

Недавно оператор «Ростелеком» сменил логотип. В интернете, как всегда, началась массовая истерика: «распил», «полное г*вно», «плагиат», «раньше было лучше».

Давайте разбираться, зачем «Ростелеком» сделал редизайн и как было лучше: до или после?

Почему компании делают редизайн

Отстранимся: зачем компании вообще делают редизайн? В чем причины? По нашему опыту, это несколько ситуаций:

1) Компания меняет направление, старый дизайн не подходит;

2) Компания выросла, и нужно привести все точки контакта с клиентом к единому стилю;

3) Прошло много лет, и дизайн компании устарел.

Редизайном починили внутреннее позиционирование и внешнее содержание много известных брендов. Например, «Эппл».

Был сложный логотип в гравюрном стиле, который со временем вообще перестал иметь что-то общее с высокотехнологичной компанией:

Поменяли. Ушли неправильные ассоциации, стали производить другое впечатление. Если бы оставили все, как есть, то со временем бы выглядело нелепо:

Или, например, «Нокиа» — делали много разных штук: и туалетную бумагу, и одежду, в итоге остановились на технике.

Опять же, старый лого не отражал то, с чем себя ассоциировала компания. Понадобился ребрендинг и редизайн в том числе:

Хотя бывает, что компании не меняют ничего, например — «Шелл».

В далеком прошлом владелец торговал ракушками, но когда стали заниматься нефтью и газом, то ничего не изменили:

В этом тоже есть смысл, так можно показать преемственность, историю компании — это интересно.

Что сделал «Ростелеком»

«Ростелеком» сосредоточился на будущем, старый символ больше не подходит. Вот, что говорит представитель компании:

«Хотим быть не телефонной компанией с «ухом» на логотипе, а подчеркнуть статус цифровой компании. Лента символизирует технологии, мы складываем две стороны ленты и делаем технологии, цифровой доступ ближе к тому, что нужно клиенту.»

Несоответствие внутреннего и внешнего — хотят, чтобы воспринимали как цифровую, технологичную компанию, а в логотипе — «ухо».

В этом и стояла задача «Ростелекома»: поменять старую «одежду» потому, что в ней стало некомфортно, захотелось производить другое впечатление — технологичное, более свежее, молодежное.

С этой точки зрения, похоже, что задача решена. Если говорить про графику, то она нормальная: простой значок, фирменные цвета, шрифты, иллюстрации.

Смущает то, что используется слишком много фирменных цветов, даже в знаке:

Это может помешать узнаваемости, лучше бы было оставить один-два цвета как основные.

Еще момент, насчет плагиата. Если используешь такую простую форму, то всегда найдется что-то похожее, надо проверять:

Распил или нет

Еще один повод для споров: куда потратили 35 миллионов? Неужели знак, который можно нарисовать за 2 минуты в иллюстраторе, стоит таких денег?

Все сразу считают, что эти деньги были потрачены только на лого, но это не так. В эту сумму входит разработка лого, шрифта, цветов, иллюстраций, макетов всех вывесок, баннеров, буклетов, скорее всего, и оформление помещений тоже.

Кроме того, наверняка в эту сумму входит изготовление вывесок и остальных материалов. Вот эта статья на «Составе» похожа на пруф.

Но в СМИ всегда подается информация таким образом, что остается ощущение, что только логотип стоил 35 миллионов:

Вывод

Первый: у редизайна есть объективная причина, а не только «давайте распилим бабла на чем-то». Компания либо выросла, либо меняет направление, или уже много лет на рынке, поэтому внешняя упаковка устарела.

Второй: когда слышишь новость про логотип за ХХ миллионов, не верь. Скорее всего, туда входит и разработка множества носителей, подготовки к производству, а то и сменой их в реале.

По поводу «Ростелекома»: перед ними стояла задача выглядеть современнее и технологичнее, они сделали шаг в эту сторону, поэтому можно считать, что они молодцы.

И, кстати, редизайн часто воспринимается негативно, люди всегда спорят, обсуждают, что раньше было лучше:

Но, со временем, все привыкают, и уже нельзя представить, что раньше было по-другому. Всем пис!

PS: Главный офис «Ростелекома». Совпадение?

0
83 комментария
Написать комментарий...
джекичян

Простите сердечно, но за любые деньги этот логотип - говно! Хоть для телеком организации, хоть для шаурмячной. Он просто никакой

Ответить
Развернуть ветку
Роман Горбачёв

Сашка, а как определить, говно логотип или нет? Лого Найки «какой» или «никакой»? А Макдональдс? А Адидас?

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Артем Акулов

Месье, вы видимо с гос компаниями не работали. Есть сумма, которую надо освоить. Освоил - молодец. Не освоил - хреново работаешь!

Ответить
Развернуть ветку
Pysslingar

Тут все на самом деле просто. Не логотип делает компанию, а компания - логотип. У БМВ вообще говно мамонта - и ведь продолжают клеить на самые современные свои новинки.

А вот то, что между логотипами не просматривается наследственности (это реально может быть две разные компании) - это очень плохо.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Oleg

"Лента символизирует технологии, мы складываем две стороны ленты и делаем технологии, цифровой доступ ближе к тому, что нужно клиенту"
Wat?

Ответить
Развернуть ветку
Zmitr0k

"Лента символизирует технологии, мы складываем две стороны ленты"
- Слышали про кошку, которая гуляет сама по себе? Так вот, смотрите на ленту Мебиуса...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
hakhagmon

лучше этого логотипа уже не придумать

Ответить
Развернуть ветку
Антон Запевалов

Теперь я хочу себе iPhone со старым логотипом Apple... Как на картинке...

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Усов

Согласен. Смотрится круто.

Ответить
Развернуть ветку
Yury Molodtsov

Я вот даже не знал, что предыдущий логотип — это ухо.
Новый на самом деле еще более безликий с этой точки зрения.

Ответить
Развернуть ветку
Юлий Тужиков

А мне и ухо нравилось... как по мне обыграть букву Р как ухо - удачный ход

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Pysslingar

...а он и не был "ухом". Это народно название. И вообще - телекоммуникации не только про аудио, но еще и про видео. Где глаз?

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Tuzhikov

Даже если в эту сумму входил весь бренд-бук и гайд-лайн, даже если были созданы шаблоны всех основных рекламных носителей (что кстати практически невозможно, ибо специфика и контент тех же баннеров - постоянно меняются и сложно создать одну рабочую концепцию на всю жизнь). Даже с учетом этого - 35 млн.р - это слишком дорого. Ну даже если Энди Ворхол восстал из мертвых и нарисовал - все равно дорого. Сам логотип - максимально абстрактная геометрическая фигура. Подобный универсальный дизайн, имхо, уже граничит с элементарной безидейностью.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Горбачёв

Но вот если в сумму входит переделка всех вывесок и носителей, то вполне.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Bender Rodriguez

Старый логотип хотя бы был смешным, а у некоторых даже вызывал приятные ассоциации, но новый — просто пиздец. Он агрессивный, он не логичный, в нем нет изюминки.

На белом фоне, с большим количеством воздуха, эта хурма еще смотрится. Но в составе других граф. групп — это пиздец. Ленточка ВИЧ? Платочки для носа? Туалетная бумага? Галстук? Хуёвая иконка банкноты из ранней эпохи flat?

В общем, это фиаско.
Объясните мне (нам) недалёким, «где тут дизайн»?

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Borisov

Мне лого не нравится тем, что не особо понятно что это за лента и как она относится к технологиям. Такой логотип можно к какой угодно компании прикрутить. Швейной, к примеру. Или это могут быть производители конвеерных лент или почтовых конвертов. Ещё он очень безликий. Просто современный, но лишённый индивидуальности.

Ответить
Развернуть ветку
Лицо истины

Окей, какое отношение к технологиям имеют название Apple и логотип с изображением надкусанного яблока? Галочка к спорту? Ракушка к нефти? Не нужно искать смысл там, где его нет. Оставьте это упоротым дизайнерам и не менее упоротым копирайтерам.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Savva Livchin

Без уха, но с ленточкой :)

Ответить
Развернуть ветку
Никита

https://www.behance.net/gallery/16512543/PLAN-Branding
Никогда такого не было, и вот опять!

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kasmin

Лол! А вот это неожиданно!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
ибрагим вайсмен

Напишите им в комменты , что их логотип стоит 35 кк, пускай ребята удивятся.

Ответить
Развернуть ветку
Danil Snitko

Редизайном занималось крутое британское агентство, основанное Волли Оллинсом — Saffron Brand Consultants. Честно говоря, в российской бренд-индустрии принято преклоняться перед такими.

Но в этом раз как-то не получается.

Верхняя картинка — ребрендинг Dropbox, 2017 год.
Нижняя — ребрендинг Ростелекома, 2018 год.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith
Еще момент, насчет плагиата. Если используешь такую простую форму, то всегда найдется что-то похожее, надо проверять

Так почему не проверили?

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Невский

100%.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kasmin

На Youtube есть отличный канал для дизайнеров, с точки зрения бизнеса а не простого креатива. Видео https://www.youtube.com/watch?v=RKXZ7t_RiOE

Так вот, если в двух словах то следующий момент меня зацепил.

Для больших компаний, смена логотипа это РИСКИ. Именно так, с большой буквы. Риски того, что логотип не выдержит времени, не будет отражать направления куда двигается компания, не будет понят клиентами и т.д. и т.п. То что для нас 35 миллиона кажется гигантской суммой, для компании может быть мелочью или оправданными вложениями.

У меня вопрос к дизайнерам в комментариях: вы бы согласились создать лого для компании уровня Ростеллеком за 35 лямов, но если не будет достигнут какой либо KPI, связанный с логотипом, то деньги назад?

Ответить
Развернуть ветку
Igor Kusov

Крис До в этом видео говорит, что если будут нужны гарантии, то цена увеличится в три раза.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Корницкий

А помните как у всех бомбило от редизайна МТС за $4 млн в 2006 г. ?!
...время лечит)))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Saucedo Puetz

было ухо стала закорюха

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Гаранин

первые ассоциативные мысли:
1) логика и преемственность: была ка**шка, теперь - бумажка.
2) корпоративные ценности: фиолетовый цвет возможно подчёркивает особое отношение к клиентам.

Ответить
Развернуть ветку
Остап Ибрагимович

У россиян бомбит не от редизайна, а из-за того что Ростелеком это очередная воровская гос. корпорация. Конечно обидно, когда ты экономишь закупаясь в супермаркете, а мимо проносятся миллиарды на ёршики для унитазов, икорницы, логотипы и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Apalko

"подчеркнуть статус цифровой компании" - казаться, а не быть

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Степан Попов

Оф топом:
Связаться с поддержкой Ростелекома, все равно что ждать снега в пустыне. Лет через 5-10 ответят.
Неделю назад написал в техподдержку, оставил мэйл на всякий, но просил связаться по телефону.
До сих пор ни весточки от них.
Надеюсь, новый логотип, который делает "цифровой доступ ближе к тому, что нужно клиенту", поможет Ростелекому стать ближе к клиенту, ну или вообще вспомнить, что есть тех поддержка и с клиентами нужно общаться.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Гаранин

фиолетовый цвет в основе возможно отсыл(или посыл) к "мне как-то фиолетово до ваших проблем".

Ответить
Развернуть ветку
Vsevolod Alexeev

Это традиции бренда. Их там берегут.

Ответить
Развернуть ветку
Полина Рогозина

Всё к минимализму сводится, привыкнете.
Это из серии: - На, попробуй Краба или лобстера. - Ой, нет. раки вкуснее.
Консерватизм и неофобия.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Потемкина

про привыкнете - это точно. любые перемены, если подумать, негативно воспринимаются

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Юлий Тужиков

Все нравится кроме стоимости, она не совсем укладывается в голове, если речь идет только о дизайне. Но если речь идет и об производстве и размещении вывесок на офисах по все стране, печати всякой макулатуры, то сумма наверное даже скромная.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Ходасевич

Логотипы выше - заебок
У Ростелекома вышло "Шило на мыло".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ушаков

Интересно, сколько бабла распилили и какая студия приложила руку? Уж не от авторов редизайна КФЦ?)

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

А как будет выглядеть иконка ростелеком в AppStore?

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Gultyaev
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Vladimir Stoyanov

"Опять же, старый лого не отражал то, с чем себя ассоциировала компания. Понадобился ребрендинг и редизайн в том числе"

"В далеком прошлом владелец торговал ракушками, но когда стали заниматься нефтью и газом, то ничего не изменили.
В этом тоже есть смысл, так можно показать преемственность, историю компании — это интересно."

Ой.. да ну вас..

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Владимиров

Было "ухо", серьезно? Я считал, что это сопля.

Ответить
Развернуть ветку
Vasek Romanov

самое смешное, насколько все небрежно и криво сделано. Похоже делали фрилансеры с 10 летним стажем участия в конкурсах на фл.ру.

Ответить
Развернуть ветку
Damir Aysin

Да норм сделали. По мне так лучше чем было( первые ассоциации старого лого были далеко не с ухом).
А.с. И на фото не главное здание Ростелекома, а лишь один из офисов в БЦ.

Ответить
Развернуть ветку
Bucky Bucks

Старый логотип символизировал ухо - символ прослушки, теперь когда ЦОДы для хранения ваших звонков построены и проданы госзаказчику нужно сменить логотип, чтобы не вызывать подозрений

Ответить
Развернуть ветку
Igor Kusov

Первый логотип Apple прослужил около года, а у Shell первый логотип сильно отличался от текущего и прослужил 4 года. https://www.shell.com.ru/o-hac/%D0%91%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4-%D0%A8%D0%B5%D0%BB%D0%BB.html

Ответить
Развернуть ветку
Thero Layfer

Этж Kotlin.. ну и Кростелеком теперь какойто получается..

Лучшеб экспресс дизайн у тёмы взяли..

Ответить
Развернуть ветку
Olga Nayda

Соглашусь с комментариями, о том, что логотип ничего почти не решает. Решает подача, цвета, символы, другими словами айдентика. Пока мы не посмотрим, как будет работать новый стиль в жизни, нет смысла вообще что-то говорить. Проверяется только временем 🤷‍♀️
Если кому-то заходит дизайн, например, сети пирожковых в соседнем квартале, а кого-то от него воротит, то это не значит, что дизайн плохой. У чуваков сеть, Карл, дизайн работает для их ЦА.

Вообще смотря с кем собрался бодаться Ростелеком.
Оба варианта оформления отличаются от конкурентов, только первый устарел, его можно поставить в ряд с местными компаниями и там он может выиграет. Вот только не у монстров рынка.

Если по честному, какая вам разница, какой логотип у провайдера, если как в моем родном городе, он один. Мне вообще пофиг было как он выглядит, лишь бы интернет был. Да и всем остальным будет насрать если интернет будет дешевле чем у остальных и стабильнее.

Единственный случай где это имеет значение, это привлечение новых клиентов. Представьте, вам дают листовку на которой логотип с оформлением из 2007 и предложение о современных технологиях, слабо верится, что обещают правду🤔

Подытожим: никогда нельзя воспринимать логотип вырванный из контекста.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Lucky

интересно, что за студия делала этот логотип!? странно, что не фигурирует фамилия Лебедев в данном проекте. ..

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Ларина

Аааааа, так это было ухо😳

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Звягина

Стырили логотип АльянсТелеком!

Ответить
Развернуть ветку
Kolin Torg

Хорошая попытка

Ответить
Развернуть ветку
Pro e6 v3

похож на логотип mondi (компания которая производит бумаги )

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Евгений Ветров

распил полюбому, вне зависимости от того говно или нет.
как вообще при смене логотипа могут поменяться ассоциации??? этож ростелеком... все что имеет приставку рос или гос в 99% г...

да и вообще смысла так часто менять лого нет. текущий логотип то был в 2011 году... все только к нему успели привыкнуть. Но распиливать бабло хочется ведь чаще чем нужно менять айдентику.

Ответить
Развернуть ветку
Al Po

длинное название родом из ссср. Их никакой логотип не спасет

Ответить
Развернуть ветку
80 комментариев
Раскрывать всегда