Личный опыт и мнения AIC, Лаборатории Геллера, Creative People и других агентств об объединении студии PINKMAN и интегратора Первый Бит
Агентский сегмент по большей части представлен молодыми людьми, у которых юношеские представления о бизнесе, что отражается на рынке в целом. В разряд «большого бизнеса» переходят считанные единицы. Что нужно делать, чтобы это случалось чаще, а агентский рынок стал взрослее и почему не надо бояться больших партнеров — рассказывает основатель студии PINKMAN Миша Розов на примере своего объединения с международным ИТ интегратором Первый Бит.
Построить digital-продакшен полного цикла, в котором работают все группы команд — от бизнес-аналитиков, до разработчиков и тестеров, очень сложно. Еще труднее сделать так, чтобы в компании не было отстающих отделов, где, к примеру, разработчики всегда бы поспевали за дизайнерами. Пожалуй, российский рынок знает совсем немного таких примеров.
Мы всегда старались собрать команду, с которой было бы интересно и круто работать. Поскольку я — дизайнер, а мой партнер Сергей Орехов — настоящий человек-система, нам удалось создать компанию, где четко и с пониманием особенностей отлажена работа дизайнерского отдела, включая фронтэнд. На настройку этих процессов мы потратили 2,5 года, которые существует компания. Поскольку, никто из нас не является программистом, то у нас всегда оставалась загвоздка с серверной частью программирования. Мы пытались вырастить такую компетенцию внутри. Но если в среднем, качество дизайна и фронта у нас всегда варьировалось от хорошего, до отличного, то уровень бэкэнда — от плохого, до, в лучшем случае, нормального. Из-за нехватки опыта мы могли не успеть в срок, сделать недостаточно хорошо или неправильно оценить работу — это сильно осложняло нам жизнь и стало одной из первых причин поиска партнера.
Мы быстро выросли до 25 человек и оборота в 54 млн, в том числе, благодаря тому, что шли по головам. В самом начале на деньги с только пришедших проектов мы нанимали новых людей, срывали сроки и тут же брали еще заказы. Но с развитием, над каждым неминуемо начинает нависать такой опасный в агентском бизнесе фактор, как кассовый разрыв. В какой-то момент это может стать причиной того, что ты не сможешь выплатить зарплату или рассчитаться за аренду, чего нельзя допустить даже в иллюзорном мире.
И тогда возникает дилемма: либо ты растешь дальше, принимая на себя эти риски, либо стагнируешь, развиваясь очень осторожно — новых людей брать нельзя и приходится все силы бросать на оптимизацию. Даже слабая вероятность первого варианта для нас была неприемлема, а медленное и сдерживаемое развитие всегда казалось скучной перспективой. К тому же, всегда велик риск застрять где-то в хвосте рынка, откуда выбраться потом непросто.
Если вам есть что дать, но при этом самим чего-то не хватает — значит, вам нужен партнер. Когда у вас есть все предпосылки для бурного роста, но не хватает ресурсов — вам в том или ином виде нужен партнер. Возможно, вы даже с ним уже знакомы, именно так вышло у нас.
У Первого Бита в приоритете всегда были сложные в техническом исполнении проекты, которые нам и не снились: система аккредитации врачей и сайт для Первого Меда, автоматизация логистической компании в Африке или медиа-офиса правительства Дубая. При этом недостаток экспертизы в дизайне (точнее, так было до нас), но бесконечное количество программистов. Команды бэкэнд-разработчиков сидят в 6 городах и они отлично кодят. Они кодят каждый день также, как мы рисуем дизайн. Если московская команда, к примеру, занята, то мы можем работать с Красноярском или другим городом из списка. Теперь, когда к нам приходит очередной большой проект, нам не надо больше говорить клиенту: «Вам придётся подождать 4 месяца потому, что у нас слабый бэкэнд, посидите-ка в коридоре».
Найти компетентную дизайн-команду за приемлемые деньги непросто. Найти ее с фронтэндом внутри — ещё сложнее. И среди лидеров рынка редко встретишь формулу «дизайн+фронт+бэк» на реально сильном уровне — многие крупные агентства скрывают от клиента, что пользуются аутсорсом, говоря: «Да-да, мы делаем всё сами». Поэтому мы увидели в объединении серьезное конкурентное преимущество перед другими.
Когда мы с партнером приехали в Первый Бит, то увидели масштаб — 5 тысяч сотрудников. Мы поняли, что с нашими процессами, подходами формирования команды и всем остальным, до такого уровня мы вообще никогда не вырастем. Поэтому, объединяясь, мы рассчитывали получить не просто деньги и сильный бэкэнд, но знания о том, что такое большой бизнес.
Помимо коммерческих проектов, мы также направим общие компетенции на изменение образа Первого Бита. Но нам они ничего не программируют, зато много кодят нашим клиентам, уже осуществив ряд проектов. Сейчас мы готовимся к запуску совместной дизайн-системы для одного из клиентов. Основная деятельность Первого Бита — автоматизация бизнеса от инфраструктуры и учета, до процессов и аналитики. Мы понимаем, что рано или поздно пойдём рисовать дизайн их продуктов автоматизации. Они могут сделать автоматическим какой-то рабочий процесс, но с нами, этим будет легче и приятней пользоваться.
У нас происходит обмен на уровне клиентов. Ранее Первый Бит говорил заказчикам: «Хорошо, мы вам нарисуем дизайн». Им приходилось отдавать его субподрядчикам, у которых, как правило, скорость и организация хуже. Сегодня, они могут продать проект вместе с нами. Он может быть дороже, но останется довольно доступным и точно получится лучше. В обратную сторону — тоже самое. В итоге мы получили синергию, в которой сошлись две сильных компетенции.
Нет, там больше про партнёрство и шеринг клиентов, здесь все более глубоко — слияние на уровне юрлиц.
Молодцы!
Круто! AIC и QSOFT, по тому же принципу объединены?