Почему интерфейсы в наших машинах так ужасны
Большинство автомобильных мультимедиа-систем безнадежно отстали в своем развитии и забыли об удобстве для пользователей. Почему оно так — давайте разбираться.
Нам кажется, что покупая дорогую машину — мы покупаем все лучшее сразу. Логика примерно та же, как с настройками в iPhone: «За меня уже все проверили, решили, как будет лучше, оставили самый минимум для изменений, чтобы сам себе хуже не сделал».
И во многом так и есть: экстерьер, интерьер, системы подвески и безопасности — все очень круто. За исключением одной детали — системы управления, которая обычно выглядит примерно так:
Как мы к этому пришли
В начале 20 века, когда начал развиваться автопром, дизайнеры вдохновлялись приборными панелями самолетов. Например, Rolls Royce производил автомобили и авиационные двигатели, так что соседство было довольно близким.
Время шло — авиация развивалась, автомобили не отставали: со временем мы получили массу новых и полезных функций, вот только не смогли их нормально «упаковать» на приборной панели.
Не стоит сравнивать самолет и автомобиль — все-таки очень разные по сложности и квалификации водителей устройства. Но иногда, видимо, очень хочется:
Почему раньше было достаточно иконки с направлением воздушного потока, а теперь нужно демонстрировать, как именно распространяется воздух по салону? Водитель что, не поймет?
Или излюбленный ход в гибридных автомобилях — показывать на весь экран, как на ведущую ось передается энергия от батареи. Зачем мне эта информация?
Во что это вылилось
У автомобильных дизайнеров есть фишка — выводить изображение машины на табло. Зачем — непонятно. Но обратите внимание, это есть почти во всех машинах:
Нередко интерфейсы слабо приоритизированы — все элементы кучей вывалены на панель — нет главного, доминанты:
Еще один пример отсталости автомобильных интерфейсов — в них до сих пор нет свайпов. То, что кажется уже нормой для дизайнеров touch-интерфейсов, но не для автопроизводителей.
Слабые интерфейсы выглядят особенно нелепо в интерьерах ультрадорогих машин, например, Rolls Royce Phantom, где каждый стежок на сидении вышит вручную:
Иногда производителям лень, тогда они берут что-то у предшественников — как сделали Ferrari, позаимствовав дисплей у дешевенького минивена Chrysler:
Все это накладывается на довольно слабое железо, отчего система тормозит, даже в дорогих спорткарах Porsche.
Если вы подумали: «Ну, у Tesla же нет этого автомобильного наследия». А откуда, по-вашему, она переманивает дизайнеров?
Кажется, ведь просто — спросить водителей, что для них важно, чем они пользуются постоянно, чем вообще никогда, что их бесит, что неудобно. Новые модели выпускаются каждые два года и можно найти время поговорить с покупателями, устранить недостатки.
Но нет же, лучше мы заменим панель с кнопками на подобие компьютерной мышки и добавим курсор.
И я уж молчу про то, что 7% людей не различают некоторые цвета, которые используются на табло (например, красный), и что Adobe еще в 1997 (!) году добавила в Photoshop модуль для людей с монохромным зрением, а автомобильный воз и ныне там.
Почему так происходит
Вообще, эти примеры хорошо иллюстрируют неравномерность прогресса. Мы можем встроить в руль кондиционирование и обогрев, но у нас будет убогая мультимедиа-система (представьте, если бы ваш iPhone Xs заряжался от медной проволоки, чья толщина с мизинец).
В ответ на критику, производители ссылаются на:
- рост числа функций, слияние мультимедиа и климата в единую панель;
- регулирование, бюрократию, нормы и стандарты;
- большое количество поставщиков и партнеров — автомобили и системы (их комплектующие) собираются на десятках заводов;
- то, что слишком дорого делать большие изменения для одной модели — нужно мыслить сразу модельным рядом (а это умножает все три предыдущих пункта на количество моделей).
Но все это не имеет никакого значения, когда мы говорим о готовом продукте, который попадает потребителю. There is no excuse, как говорится. Думаете, банкам легко с их регуляторами, хакерами и мошенниками? И ничего, активно мигрируют в веб и мобайл, учатся работать с цифровой средой.
Видимо, интерфейсная проблема не кажется важной для автопроизводителей, что странно. Ведь до автономных машин еще далеко, а улучшение пользовательского опыта — отличная конкурентная возможность уже сейчас (ведь никто из производителей не хочет оказаться в числе commodity и ищет точки отстройки). Это то, что оценит каждый водитель.
Более того, это то, что в мире мобильных телефонов может стать решающим. Ведь удобство кнопочек может оценить каждый. Это важная часть удовольствия от поездки, владения автомобилем.
Как пытаются решать
Пока автопроизводители заняты облачными вычислениями и мыслями о том, как монетизировать данные из бортового компьютера, независимые разработчики и интернет-гиганты стараются своими силами решать проблемы с интерфейсами, но во многом упираются в то же слабое железо или встают в общую очередь поставщиков концернов.
Дизайнеры-энтузиасты, пытаясь переосмыслить водительскую панель, делают ровно две вещи: убирают тахометр (который занимает половину пространства и совершенно не нужен на автоматической трансмиссии) и втыкают на его место карту и медиаплеер. То есть, если раньше у вас не было повода переводить взгляд с дороги на панель, то теперь он есть.
Google и Apple тоже не стоят в стороне и делают шаги в автомобильном направлении. Кстати, у Google и Apple принципиально разный подход к этой задаче: Google пытается мыслить интегрировано, концепцией Andoid-автомобиля, а купертиновцы — наложить поверх основной свою собственную систему CarPlay (и, как пользователь оной, могу сказать, что там тоже не без проблем).
В последние годы наметился тренд интеграции автомобиля и смартфона, сделать машину продолжением телефонной трубки, но мне вот что непонятно:
Принимать звонки, рассказывать о пробках и проигрывать музыку современные системы уже могут по простому bluetooth-соединению — что еще нужно-то?
Чего хочется от бортовой информационной системы
Во-первых, ускорить систему аппаратно, чтобы отклик был выше. Затем убрать все с глаз долой и оповещать голосом («поверните налево», «мама звонит»):
Что долго объяснять голосом — аккуратно выводить на лобовое стекло. Проекционные дисплеи вообще хорошая штука. Например, уже есть экраны с ночной подсветкой пешеходов.
Для ключевых элементов можно оставить механику — не будешь же каждый раз голосом говорить «теплее». Всего должно быть в меру:
Цифровые панели можно легко подстроить под контекст — в поездках по городу и за городом водителю нужны разные функции (зачем в пробках круиз-контроль?) и можно выводить то, что подходит сейчас. Производители сложного софта давно этому научились:
Остается надеяться, что либо кто-то из производителей это скоро осознает, либо интернет-компании им об этом «намекнут».
PS. Если вы хотите, чтобы интерфейс вашего продукта или сервиса был построен с учетом потребностей клиентов и пользователей, напишите нам — мы готовы поработать с вами над его созданием или обновлением.
Комментарий недоступен
Сенсорные интерфейсы полное говно.
Заляпанный экран и невозможность управления в слепую.
Вангую, смартфоном вы не пользуетесь.
Вангую, автомобиль Вы не водите.
Подскажите, как вы будете вслепую, например, искать нужную радиостанцию или регулировать температуру кондиционера? Или вы из тех, кто радио на кнопки программирует?
Вы часто меняете температуру? Я спокойно меняю в слепую, так как есть положение у джостика и понятно сколько ты накрутили
А радиостанции все обычно автоматом забиты и ты джостика крутишься в ту или другую сторону, либо на руле просто переключатель вперёд и назад , так как знаешь последовательность станции у себя в машине.
Вы видимо и вправду за рулем на машине не ездили, раз задаёте такие глупые вопросы
Я вообще нечасто что-то меняю в процессе езды. Но если уж приходится, то могу выкроить секунду внимания, чтобы перевести взгляд на дисплей, чтобы удостовериться в выборе. Даже при переключении радио (у меня колёсико на руле). Есть только одна операция, не требующая визуального подтверждения - изменение громкости. Но не думаю, что нашлись люди, догадавшиеся убрать этот функционал в графическое меню. Поэтому и считаю проблему необходимости взаимодействия вслепую совершенно надуманной.
Когда кнопку нащупали это даже меньше секунды.
Но когда вам нужно отвлечься на то, чтобы понять куда тыкать вообще это уже не особо безопасно.
Вчерашнего пешехода, восхищённого сраными сенсорными экранами, видно с другого конца интернетов. Как, собственно, и конченого автора статьи.
У меня была Volvo S80, там управление климатом на крутилках, слева интенсивность, остальные две – температура справа-слева. Нет ничего удобнее этого интерфейса. Всё, что надо, можно сделать не отрываясь от движения. Особенно это актуально... Да примерно везде, и на трассе на 180 кмч, и в городе, где залётный узбек на Нексии вылетит наперерез в мгновение ока.
Если что, мне есть с чем сравнить, я перекупствовал пару лет, а мой приятель – перекуп со стажем больше 12 лет. У него машины (BMW преимущественно) меняются раз в 2-3 месяца, и почти на всех его машинах за последние 5 лет я ездил (за рулём) по 1-2 дня, иногда и на неделю удавалось выклянчить тачку. И я сам ощутил эту разницу в удобстве использования всех интерфейсов машин из 1990х годов, 2000х и 2010х. Чем новее – тем сложнее.
На Ауди климат-контроль в автоматическом режиме регулируется только крутилкой температуры - интенсивность задаётся автоматически. Если же хочется индивидуально настроить скорость работы вентилятора - добро пожаловать в меню. Но честно говоря, я не могу вспомнить ни одной ситуации, когда это требовалось сделать на высокой скорости. Ответить на звонок или переключить радио - да, бывает. Но для этих задач есть соответствующие кнопки на руле.
В конце концов, наличие сенсорного дисплея не означает отказа от крутилок, они прекрасно интегрируются в интерфейс.
Увы, уже много где означает
Не можешь вспомнить, потому что ты не можешь этого сделать.
Я же сразу сказал, ты пешеход по своей сути. Более того, я почти уверен, что для тебя всё, что выше 100 – уже "высокая скорость".
Тебе надо исключить целый ряд условий, чтобы ручки покрутить. А я делаю это вслепую всегда, когда захочу – стоя на светофоре, при перестроениях и когда наваливаю 200+. Потому что могу и потому что много чести для климата – отвлекаться на него. А с галимым сенсором – не могу. Сенсорный экран не позволяет ничего с ним сделать иначе, как стоя на месте. Про обратную связь задвигать не надо, я имею в виду форму кнопок и отдачу от их нажатия. Да и крутилки всё равно несравнимо удобнее, а их на сенсорном экране не реализовать никак.
Потому-то сенсоры восхищают только вчерашних пешеходов с мышлением домохозяйки, либо владельцев Рено Сандеро. На кого, собственно, все эти мельтешащие картиночки и рассчитаны. Первые восхищены – "ах божечки, это так модно и красиво!", вторые – "дораха выгледит!", ну и да, это же уже не Логан/Сандеро/Соплярис/etc, а целый Ауди/БМВ/Мерседес.
Если же хочется индивидуально настроить скорость работы вентилятора - добро пожаловать в меню.Усложнение там, где его могло не быть.
В конце концов, наличие сенсорного дисплея не означает отказа от крутилок, они прекрасно интегрируются в интерфейс.Такой себе регресс интерфейсов.
С удовольствием увидел бы примеры из жизни.
Я же приаттачу фотки двух лучших интерфейсов климата, которые я использовал. Вольвовский лучше (он сверху), там за полчаса привыкаешь ко всему. Все кнопки в одном стиле, но разные, даже вслепую их перепутать просто невозможно.
БМВшный (снизу) чуть менее удобен, но его не сравнить с тем убожеством, которое стали ставить с середины 2000 и по сей день.
Мамкин гонщик, ты бы еще Запорожец в пример привел.
Да и крутилки всё равно несравнимо удобнее, а их на сенсорном экране не реализовать никакДа ладно???
https://www.wired.com/2014/10/sliders-knobs-dials-give-tablet-physical-interface/
На дату статьи обрати внимание.
Ты какой-то конченый.
1. Нажать на кнопку "следующий трек/радиостанция" на руле N раз до достижения нужной. Пара станций забиты на быстрые кнопки на "морде" штатной магнитолы.
2. Протянуть руку к управлению климатом, N раз нажать на рычажок регулировки температуры вниз или вверх, результат проконтролировать краем глаза на дисплее , который чуть ниже ветрового стекла.
Вот вы узколобый.
Я даже на этом рендже ездил... Так и не нашел как в нем системы отключить, а так же обдув лобового стекла
Мультимедиа кал
Комментарий недоступен
Зимой было, я пытался отключить системы стабилизации(DSC off) и какую-то вторую вещь вроде с кондеем связано было.
На сугроб боком влезли, а слезть из-за RSC не смогли? ;))
Да нет просто были в поле, хотелось немного повеселится)
Комментарий недоступен
А чем в веларе оно лучше чем в спорте? Вопрос праздный, мой опыт обращения с роверами ограничивается в перепарковке FL2 в пьяненьком состоянии.