Почему интерфейсы в наших машинах так ужасны

Большинство автомобильных мультимедиа-систем безнадежно отстали в своем развитии и забыли об удобстве для пользователей. Почему оно так — давайте разбираться.

Нам кажется, что покупая дорогую машину — мы покупаем все лучшее сразу. Логика примерно та же, как с настройками в iPhone: «За меня уже все проверили, решили, как будет лучше, оставили самый минимум для изменений, чтобы сам себе хуже не сделал».

И во многом так и есть: экстерьер, интерьер, системы подвески и безопасности — все очень круто. За исключением одной детали — системы управления, которая обычно выглядит примерно так:

Windows media player

Как мы к этому пришли

В начале 20 века, когда начал развиваться автопром, дизайнеры вдохновлялись приборными панелями самолетов. Например, Rolls Royce производил автомобили и авиационные двигатели, так что соседство было довольно близким.

Bentley Blower 1929 года практически повторяет приборную панель самолетов того времени

Время шло — авиация развивалась, автомобили не отставали: со временем мы получили массу новых и полезных функций, вот только не смогли их нормально «упаковать» на приборной панели.

На Boeing 737 каждому элементу — свое место
На Infiniti FX37S элементы управления дублируются трижды: на экране, панели и руле

Не стоит сравнивать самолет и автомобиль — все-таки очень разные по сложности и квалификации водителей устройства. Но иногда, видимо, очень хочется:

Дизайнеры Lamborghini Reventon вдохновились образом истребителя F-22 Raptor

В какой-то момент люксовость, премиальность автомобиля стала проявляться в том, чтобы напихать как можно больше кнопок на панель и сделать её максимально насыщенной. Чтобы было видно, какая мощная машина — во сколько всего может.

Почему раньше было достаточно иконки с направлением воздушного потока, а теперь нужно демонстрировать, как именно распространяется воздух по салону? Водитель что, не поймет?

Mercedes GLC демонстрирует, как вас обдувают потоки кондиционированного воздуха (видимо, на случай, если у вас отключилось осязание)

Или излюбленный ход в гибридных автомобилях — показывать на весь экран, как на ведущую ось передается энергия от батареи. Зачем мне эта информация?

«О, чудо. Она едет» Toyota Prius 20, 2009 год

Во что это вылилось

У автомобильных дизайнеров есть фишка — выводить изображение машины на табло. Зачем — непонятно. Но обратите внимание, это есть почти во всех машинах:

Пользовался ли кто-нибудь этим 3D-меню?

Нередко интерфейсы слабо приоритизированы — все элементы кучей вывалены на панель — нет главного, доминанты:

15 кнопок одинакового размера. Как быстро сориентироваться и найти то, что нужно?

Еще один пример отсталости автомобильных интерфейсов — в них до сих пор нет свайпов. То, что кажется уже нормой для дизайнеров touch-интерфейсов, но не для автопроизводителей.

Слабые интерфейсы выглядят особенно нелепо в интерьерах ультрадорогих машин, например, Rolls Royce Phantom, где каждый стежок на сидении вышит вручную:

На секундочку, RR Phantom стоит 30 млн рублей

Иногда производителям лень, тогда они берут что-то у предшественников — как сделали Ferrari, позаимствовав дисплей у дешевенького минивена Chrysler:

Дисплей Ferrari California — вверху, и Chrysler Town & Country — внизу. Но какая разница?

Все это накладывается на довольно слабое железо, отчего система тормозит, даже в дорогих спорткарах Porsche.

Если вы подумали: «Ну, у Tesla же нет этого автомобильного наследия». А откуда, по-вашему, она переманивает дизайнеров?

Tesla Model S, 2012 год

Кажется, ведь просто — спросить водителей, что для них важно, чем они пользуются постоянно, чем вообще никогда, что их бесит, что неудобно. Новые модели выпускаются каждые два года и можно найти время поговорить с покупателями, устранить недостатки.

Но нет же, лучше мы заменим панель с кнопками на подобие компьютерной мышки и добавим курсор.

Это Lexus Remote Touch. Кто-нибудь из проектировщиков пытался пользоваться «этим» во время вождения? А если водитель — левша?

Проектировщик информационной системы должен стремиться к тому, чтобы водитель как можно меньше отвлекался от дороги. Сейчас, кажется, система работает ровно в обратном направлении.

И я уж молчу про то, что 7% людей не различают некоторые цвета, которые используются на табло (например, красный), и что Adobe еще в 1997 (!) году добавила в Photoshop модуль для людей с монохромным зрением, а автомобильный воз и ныне там.

Почему так происходит

Вообще, эти примеры хорошо иллюстрируют неравномерность прогресса. Мы можем встроить в руль кондиционирование и обогрев, но у нас будет убогая мультимедиа-система (представьте, если бы ваш iPhone Xs заряжался от медной проволоки, чья толщина с мизинец).

В ответ на критику, производители ссылаются на:

  • рост числа функций, слияние мультимедиа и климата в единую панель;
  • регулирование, бюрократию, нормы и стандарты;
  • большое количество поставщиков и партнеров — автомобили и системы (их комплектующие) собираются на десятках заводов;
  • то, что слишком дорого делать большие изменения для одной модели — нужно мыслить сразу модельным рядом (а это умножает все три предыдущих пункта на количество моделей).

Но все это не имеет никакого значения, когда мы говорим о готовом продукте, который попадает потребителю. There is no excuse, как говорится. Думаете, банкам легко с их регуляторами, хакерами и мошенниками? И ничего, активно мигрируют в веб и мобайл, учатся работать с цифровой средой.

Видимо, интерфейсная проблема не кажется важной для автопроизводителей, что странно. Ведь до автономных машин еще далеко, а улучшение пользовательского опыта — отличная конкурентная возможность уже сейчас (ведь никто из производителей не хочет оказаться в числе commodity и ищет точки отстройки). Это то, что оценит каждый водитель.

Мультимедиа и климатом пользуются все водители. Девушки могут ничего не понимать в работе пневмоподвески или ABS, но точно испытывают дискомфорт от неудобной системы управления.

Более того, это то, что в мире мобильных телефонов может стать решающим. Ведь удобство кнопочек может оценить каждый. Это важная часть удовольствия от поездки, владения автомобилем.

Как пытаются решать

Пока автопроизводители заняты облачными вычислениями и мыслями о том, как монетизировать данные из бортового компьютера, независимые разработчики и интернет-гиганты стараются своими силами решать проблемы с интерфейсами, но во многом упираются в то же слабое железо или встают в общую очередь поставщиков концернов.

Приятное на вид решение «Яндекс.Авто» в Toyota Camry

Дизайнеры-энтузиасты, пытаясь переосмыслить водительскую панель, делают ровно две вещи: убирают тахометр (который занимает половину пространства и совершенно не нужен на автоматической трансмиссии) и втыкают на его место карту и медиаплеер. То есть, если раньше у вас не было повода переводить взгляд с дороги на панель, то теперь он есть.

Частая ошибка дизайнеров — убрать тахометр, а на его место поставить карту и плеер

Google и Apple тоже не стоят в стороне и делают шаги в автомобильном направлении. Кстати, у Google и Apple принципиально разный подход к этой задаче: Google пытается мыслить интегрировано, концепцией Andoid-автомобиля, а купертиновцы — наложить поверх основной свою собственную систему CarPlay (и, как пользователь оной, могу сказать, что там тоже не без проблем).

В последние годы наметился тренд интеграции автомобиля и смартфона, сделать машину продолжением телефонной трубки, но мне вот что непонятно:

Почему автомобиль не может быть просто автомобилем? Почему он обязательно должен быть или самолетом, или телефоном?

Принимать звонки, рассказывать о пробках и проигрывать музыку современные системы уже могут по простому bluetooth-соединению — что еще нужно-то?

Чего хочется от бортовой информационной системы

Во-первых, ускорить систему аппаратно, чтобы отклик был выше. Затем убрать все с глаз долой и оповещать голосом («поверните налево», «мама звонит»):

Чувствуете, как легко дышится после всего, что было выше?

Что долго объяснять голосом — аккуратно выводить на лобовое стекло. Проекционные дисплеи вообще хорошая штука. Например, уже есть экраны с ночной подсветкой пешеходов.

Только не надо выводить на него изображение автомобиля

Для ключевых элементов можно оставить механику — не будешь же каждый раз голосом говорить «теплее». Всего должно быть в меру:

Всего должно быть в меру. Mercedes-Benz E Class, 2017 год

Цифровые панели можно легко подстроить под контекст — в поездках по городу и за городом водителю нужны разные функции (зачем в пробках круиз-контроль?) и можно выводить то, что подходит сейчас. Производители сложного софта давно этому научились:

В Adobe Premiere набор окон меняется в зависимости от выбранного режима: «Сборка», «Редактирование», «Цвет», «Наложение эффектов»

Остается надеяться, что либо кто-то из производителей это скоро осознает, либо интернет-компании им об этом «намекнут».

PS. Если вы хотите, чтобы интерфейс вашего продукта или сервиса был построен с учетом потребностей клиентов и пользователей, напишите нам — мы готовы поработать с вами над его созданием или обновлением.

0
175 комментариев
Написать комментарий...
Serge Nekoval

Вообще тачскрины в автомобиле - это идиотизм. Тесла, кстати, этот идиотизм возвела практически в норму.

Базовый принцип - все важные элементы управления должны быть механическими и тактильно отличаться друг от друга.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Tykhonov

Вообще тачскрин это намного удобнее ручек/дрючек/кнопочек хаотических. Которые в каждой новой современной машине приходится изучать!
А в новом смартфоне вы долго учите где что нажимать?
Еще тачскрин удобнее когда машину сам не ведешь.
Кажется Тесла занимается тем чтобы водитель не управлял машиной.

Ответить
Развернуть ветку
Michael

Странно, но даже в пределах экосистемы андроида, интерфейсы оболочек разные. А это влияет на интуитивность интерфейса. Почему же вы вдруг решили, что именно автопроизводители именно в касательных интерфейсах придут к взаимной унификации? Вся статья говорит об обратном.

Ответить
Развернуть ветку
172 комментария
Раскрывать всегда