Почему интерфейсы в наших машинах так ужасны

Большинство автомобильных мультимедиа-систем безнадежно отстали в своем развитии и забыли об удобстве для пользователей. Почему оно так — давайте разбираться.

Нам кажется, что покупая дорогую машину — мы покупаем все лучшее сразу. Логика примерно та же, как с настройками в iPhone: «За меня уже все проверили, решили, как будет лучше, оставили самый минимум для изменений, чтобы сам себе хуже не сделал».

И во многом так и есть: экстерьер, интерьер, системы подвески и безопасности — все очень круто. За исключением одной детали — системы управления, которая обычно выглядит примерно так:

Windows media player

Как мы к этому пришли

В начале 20 века, когда начал развиваться автопром, дизайнеры вдохновлялись приборными панелями самолетов. Например, Rolls Royce производил автомобили и авиационные двигатели, так что соседство было довольно близким.

Bentley Blower 1929 года практически повторяет приборную панель самолетов того времени

Время шло — авиация развивалась, автомобили не отставали: со временем мы получили массу новых и полезных функций, вот только не смогли их нормально «упаковать» на приборной панели.

На Boeing 737 каждому элементу — свое место
На Infiniti FX37S элементы управления дублируются трижды: на экране, панели и руле

Не стоит сравнивать самолет и автомобиль — все-таки очень разные по сложности и квалификации водителей устройства. Но иногда, видимо, очень хочется:

Дизайнеры Lamborghini Reventon вдохновились образом истребителя F-22 Raptor

В какой-то момент люксовость, премиальность автомобиля стала проявляться в том, чтобы напихать как можно больше кнопок на панель и сделать её максимально насыщенной. Чтобы было видно, какая мощная машина — во сколько всего может.

Почему раньше было достаточно иконки с направлением воздушного потока, а теперь нужно демонстрировать, как именно распространяется воздух по салону? Водитель что, не поймет?

Mercedes GLC демонстрирует, как вас обдувают потоки кондиционированного воздуха (видимо, на случай, если у вас отключилось осязание)

Или излюбленный ход в гибридных автомобилях — показывать на весь экран, как на ведущую ось передается энергия от батареи. Зачем мне эта информация?

«О, чудо. Она едет» Toyota Prius 20, 2009 год

Во что это вылилось

У автомобильных дизайнеров есть фишка — выводить изображение машины на табло. Зачем — непонятно. Но обратите внимание, это есть почти во всех машинах:

Пользовался ли кто-нибудь этим 3D-меню?

Нередко интерфейсы слабо приоритизированы — все элементы кучей вывалены на панель — нет главного, доминанты:

15 кнопок одинакового размера. Как быстро сориентироваться и найти то, что нужно?

Еще один пример отсталости автомобильных интерфейсов — в них до сих пор нет свайпов. То, что кажется уже нормой для дизайнеров touch-интерфейсов, но не для автопроизводителей.

Слабые интерфейсы выглядят особенно нелепо в интерьерах ультрадорогих машин, например, Rolls Royce Phantom, где каждый стежок на сидении вышит вручную:

На секундочку, RR Phantom стоит 30 млн рублей

Иногда производителям лень, тогда они берут что-то у предшественников — как сделали Ferrari, позаимствовав дисплей у дешевенького минивена Chrysler:

Дисплей Ferrari California — вверху, и Chrysler Town & Country — внизу. Но какая разница?

Все это накладывается на довольно слабое железо, отчего система тормозит, даже в дорогих спорткарах Porsche.

Если вы подумали: «Ну, у Tesla же нет этого автомобильного наследия». А откуда, по-вашему, она переманивает дизайнеров?

Tesla Model S, 2012 год

Кажется, ведь просто — спросить водителей, что для них важно, чем они пользуются постоянно, чем вообще никогда, что их бесит, что неудобно. Новые модели выпускаются каждые два года и можно найти время поговорить с покупателями, устранить недостатки.

Но нет же, лучше мы заменим панель с кнопками на подобие компьютерной мышки и добавим курсор.

Это Lexus Remote Touch. Кто-нибудь из проектировщиков пытался пользоваться «этим» во время вождения? А если водитель — левша?

Проектировщик информационной системы должен стремиться к тому, чтобы водитель как можно меньше отвлекался от дороги. Сейчас, кажется, система работает ровно в обратном направлении.

И я уж молчу про то, что 7% людей не различают некоторые цвета, которые используются на табло (например, красный), и что Adobe еще в 1997 (!) году добавила в Photoshop модуль для людей с монохромным зрением, а автомобильный воз и ныне там.

Почему так происходит

Вообще, эти примеры хорошо иллюстрируют неравномерность прогресса. Мы можем встроить в руль кондиционирование и обогрев, но у нас будет убогая мультимедиа-система (представьте, если бы ваш iPhone Xs заряжался от медной проволоки, чья толщина с мизинец).

В ответ на критику, производители ссылаются на:

  • рост числа функций, слияние мультимедиа и климата в единую панель;
  • регулирование, бюрократию, нормы и стандарты;
  • большое количество поставщиков и партнеров — автомобили и системы (их комплектующие) собираются на десятках заводов;
  • то, что слишком дорого делать большие изменения для одной модели — нужно мыслить сразу модельным рядом (а это умножает все три предыдущих пункта на количество моделей).

Но все это не имеет никакого значения, когда мы говорим о готовом продукте, который попадает потребителю. There is no excuse, как говорится. Думаете, банкам легко с их регуляторами, хакерами и мошенниками? И ничего, активно мигрируют в веб и мобайл, учатся работать с цифровой средой.

Видимо, интерфейсная проблема не кажется важной для автопроизводителей, что странно. Ведь до автономных машин еще далеко, а улучшение пользовательского опыта — отличная конкурентная возможность уже сейчас (ведь никто из производителей не хочет оказаться в числе commodity и ищет точки отстройки). Это то, что оценит каждый водитель.

Мультимедиа и климатом пользуются все водители. Девушки могут ничего не понимать в работе пневмоподвески или ABS, но точно испытывают дискомфорт от неудобной системы управления.

Более того, это то, что в мире мобильных телефонов может стать решающим. Ведь удобство кнопочек может оценить каждый. Это важная часть удовольствия от поездки, владения автомобилем.

Как пытаются решать

Пока автопроизводители заняты облачными вычислениями и мыслями о том, как монетизировать данные из бортового компьютера, независимые разработчики и интернет-гиганты стараются своими силами решать проблемы с интерфейсами, но во многом упираются в то же слабое железо или встают в общую очередь поставщиков концернов.

Приятное на вид решение «Яндекс.Авто» в Toyota Camry

Дизайнеры-энтузиасты, пытаясь переосмыслить водительскую панель, делают ровно две вещи: убирают тахометр (который занимает половину пространства и совершенно не нужен на автоматической трансмиссии) и втыкают на его место карту и медиаплеер. То есть, если раньше у вас не было повода переводить взгляд с дороги на панель, то теперь он есть.

Частая ошибка дизайнеров — убрать тахометр, а на его место поставить карту и плеер

Google и Apple тоже не стоят в стороне и делают шаги в автомобильном направлении. Кстати, у Google и Apple принципиально разный подход к этой задаче: Google пытается мыслить интегрировано, концепцией Andoid-автомобиля, а купертиновцы — наложить поверх основной свою собственную систему CarPlay (и, как пользователь оной, могу сказать, что там тоже не без проблем).

В последние годы наметился тренд интеграции автомобиля и смартфона, сделать машину продолжением телефонной трубки, но мне вот что непонятно:

Почему автомобиль не может быть просто автомобилем? Почему он обязательно должен быть или самолетом, или телефоном?

Принимать звонки, рассказывать о пробках и проигрывать музыку современные системы уже могут по простому bluetooth-соединению — что еще нужно-то?

Чего хочется от бортовой информационной системы

Во-первых, ускорить систему аппаратно, чтобы отклик был выше. Затем убрать все с глаз долой и оповещать голосом («поверните налево», «мама звонит»):

Чувствуете, как легко дышится после всего, что было выше?

Что долго объяснять голосом — аккуратно выводить на лобовое стекло. Проекционные дисплеи вообще хорошая штука. Например, уже есть экраны с ночной подсветкой пешеходов.

Только не надо выводить на него изображение автомобиля

Для ключевых элементов можно оставить механику — не будешь же каждый раз голосом говорить «теплее». Всего должно быть в меру:

Всего должно быть в меру. Mercedes-Benz E Class, 2017 год

Цифровые панели можно легко подстроить под контекст — в поездках по городу и за городом водителю нужны разные функции (зачем в пробках круиз-контроль?) и можно выводить то, что подходит сейчас. Производители сложного софта давно этому научились:

В Adobe Premiere набор окон меняется в зависимости от выбранного режима: «Сборка», «Редактирование», «Цвет», «Наложение эффектов»

Остается надеяться, что либо кто-то из производителей это скоро осознает, либо интернет-компании им об этом «намекнут».

PS. Если вы хотите, чтобы интерфейс вашего продукта или сервиса был построен с учетом потребностей клиентов и пользователей, напишите нам — мы готовы поработать с вами над его созданием или обновлением.

0
175 комментариев
Написать комментарий...
Serge Nekoval

Вообще тачскрины в автомобиле - это идиотизм. Тесла, кстати, этот идиотизм возвела практически в норму.

Базовый принцип - все важные элементы управления должны быть механическими и тактильно отличаться друг от друга.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

"Вообще тачскрины в автомобиле - это идиотизм" - аргументировать сможете или это Ваше сугубо субьективное мнение?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сильнов

Ну я так понимаю, что идиотизм по той причине, что "вслепую" на тачскрин не нажать и приходится отрывать взгляд, терять контроль за дорогой и отвлекаться на мультимедиа-систему.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

200К продаваемых в год Тесл как бы говорят, что это надуманная проблема.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Оленев

Нет, они говорят о том, что людям мода важнее безопасности

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
172 комментария
Раскрывать всегда