Почему интерфейсы в наших машинах так ужасны
Большинство автомобильных мультимедиа-систем безнадежно отстали в своем развитии и забыли об удобстве для пользователей. Почему оно так — давайте разбираться.
Нам кажется, что покупая дорогую машину — мы покупаем все лучшее сразу. Логика примерно та же, как с настройками в iPhone: «За меня уже все проверили, решили, как будет лучше, оставили самый минимум для изменений, чтобы сам себе хуже не сделал».
И во многом так и есть: экстерьер, интерьер, системы подвески и безопасности — все очень круто. За исключением одной детали — системы управления, которая обычно выглядит примерно так:
Как мы к этому пришли
В начале 20 века, когда начал развиваться автопром, дизайнеры вдохновлялись приборными панелями самолетов. Например, Rolls Royce производил автомобили и авиационные двигатели, так что соседство было довольно близким.
Время шло — авиация развивалась, автомобили не отставали: со временем мы получили массу новых и полезных функций, вот только не смогли их нормально «упаковать» на приборной панели.
Не стоит сравнивать самолет и автомобиль — все-таки очень разные по сложности и квалификации водителей устройства. Но иногда, видимо, очень хочется:
Почему раньше было достаточно иконки с направлением воздушного потока, а теперь нужно демонстрировать, как именно распространяется воздух по салону? Водитель что, не поймет?
Или излюбленный ход в гибридных автомобилях — показывать на весь экран, как на ведущую ось передается энергия от батареи. Зачем мне эта информация?
Во что это вылилось
У автомобильных дизайнеров есть фишка — выводить изображение машины на табло. Зачем — непонятно. Но обратите внимание, это есть почти во всех машинах:
Нередко интерфейсы слабо приоритизированы — все элементы кучей вывалены на панель — нет главного, доминанты:
Еще один пример отсталости автомобильных интерфейсов — в них до сих пор нет свайпов. То, что кажется уже нормой для дизайнеров touch-интерфейсов, но не для автопроизводителей.
Слабые интерфейсы выглядят особенно нелепо в интерьерах ультрадорогих машин, например, Rolls Royce Phantom, где каждый стежок на сидении вышит вручную:
Иногда производителям лень, тогда они берут что-то у предшественников — как сделали Ferrari, позаимствовав дисплей у дешевенького минивена Chrysler:
Все это накладывается на довольно слабое железо, отчего система тормозит, даже в дорогих спорткарах Porsche.
Если вы подумали: «Ну, у Tesla же нет этого автомобильного наследия». А откуда, по-вашему, она переманивает дизайнеров?
Кажется, ведь просто — спросить водителей, что для них важно, чем они пользуются постоянно, чем вообще никогда, что их бесит, что неудобно. Новые модели выпускаются каждые два года и можно найти время поговорить с покупателями, устранить недостатки.
Но нет же, лучше мы заменим панель с кнопками на подобие компьютерной мышки и добавим курсор.
И я уж молчу про то, что 7% людей не различают некоторые цвета, которые используются на табло (например, красный), и что Adobe еще в 1997 (!) году добавила в Photoshop модуль для людей с монохромным зрением, а автомобильный воз и ныне там.
Почему так происходит
Вообще, эти примеры хорошо иллюстрируют неравномерность прогресса. Мы можем встроить в руль кондиционирование и обогрев, но у нас будет убогая мультимедиа-система (представьте, если бы ваш iPhone Xs заряжался от медной проволоки, чья толщина с мизинец).
В ответ на критику, производители ссылаются на:
- рост числа функций, слияние мультимедиа и климата в единую панель;
- регулирование, бюрократию, нормы и стандарты;
- большое количество поставщиков и партнеров — автомобили и системы (их комплектующие) собираются на десятках заводов;
- то, что слишком дорого делать большие изменения для одной модели — нужно мыслить сразу модельным рядом (а это умножает все три предыдущих пункта на количество моделей).
Но все это не имеет никакого значения, когда мы говорим о готовом продукте, который попадает потребителю. There is no excuse, как говорится. Думаете, банкам легко с их регуляторами, хакерами и мошенниками? И ничего, активно мигрируют в веб и мобайл, учатся работать с цифровой средой.
Видимо, интерфейсная проблема не кажется важной для автопроизводителей, что странно. Ведь до автономных машин еще далеко, а улучшение пользовательского опыта — отличная конкурентная возможность уже сейчас (ведь никто из производителей не хочет оказаться в числе commodity и ищет точки отстройки). Это то, что оценит каждый водитель.
Более того, это то, что в мире мобильных телефонов может стать решающим. Ведь удобство кнопочек может оценить каждый. Это важная часть удовольствия от поездки, владения автомобилем.
Как пытаются решать
Пока автопроизводители заняты облачными вычислениями и мыслями о том, как монетизировать данные из бортового компьютера, независимые разработчики и интернет-гиганты стараются своими силами решать проблемы с интерфейсами, но во многом упираются в то же слабое железо или встают в общую очередь поставщиков концернов.
Дизайнеры-энтузиасты, пытаясь переосмыслить водительскую панель, делают ровно две вещи: убирают тахометр (который занимает половину пространства и совершенно не нужен на автоматической трансмиссии) и втыкают на его место карту и медиаплеер. То есть, если раньше у вас не было повода переводить взгляд с дороги на панель, то теперь он есть.
Google и Apple тоже не стоят в стороне и делают шаги в автомобильном направлении. Кстати, у Google и Apple принципиально разный подход к этой задаче: Google пытается мыслить интегрировано, концепцией Andoid-автомобиля, а купертиновцы — наложить поверх основной свою собственную систему CarPlay (и, как пользователь оной, могу сказать, что там тоже не без проблем).
В последние годы наметился тренд интеграции автомобиля и смартфона, сделать машину продолжением телефонной трубки, но мне вот что непонятно:
Принимать звонки, рассказывать о пробках и проигрывать музыку современные системы уже могут по простому bluetooth-соединению — что еще нужно-то?
Чего хочется от бортовой информационной системы
Во-первых, ускорить систему аппаратно, чтобы отклик был выше. Затем убрать все с глаз долой и оповещать голосом («поверните налево», «мама звонит»):
Что долго объяснять голосом — аккуратно выводить на лобовое стекло. Проекционные дисплеи вообще хорошая штука. Например, уже есть экраны с ночной подсветкой пешеходов.
Для ключевых элементов можно оставить механику — не будешь же каждый раз голосом говорить «теплее». Всего должно быть в меру:
Цифровые панели можно легко подстроить под контекст — в поездках по городу и за городом водителю нужны разные функции (зачем в пробках круиз-контроль?) и можно выводить то, что подходит сейчас. Производители сложного софта давно этому научились:
Остается надеяться, что либо кто-то из производителей это скоро осознает, либо интернет-компании им об этом «намекнут».
PS. Если вы хотите, чтобы интерфейс вашего продукта или сервиса был построен с учетом потребностей клиентов и пользователей, напишите нам — мы готовы поработать с вами над его созданием или обновлением.
Комментарий недоступен
Сенсорные интерфейсы полное говно.
Заляпанный экран и невозможность управления в слепую.
Вангую, смартфоном вы не пользуетесь.
Вангую, автомобиль Вы не водите.
Подскажите, как вы будете вслепую, например, искать нужную радиостанцию или регулировать температуру кондиционера? Или вы из тех, кто радио на кнопки программирует?
1. Нажать на кнопку "следующий трек/радиостанция" на руле N раз до достижения нужной. Пара станций забиты на быстрые кнопки на "морде" штатной магнитолы.
2. Протянуть руку к управлению климатом, N раз нажать на рычажок регулировки температуры вниз или вверх, результат проконтролировать краем глаза на дисплее , который чуть ниже ветрового стекла.