Дизайн сайта: стоит ли вкладываться?

Создание качественного веб-ресурса в интернете - это работа digital-агентства, где трудятся дизайнеры, программисты, копирайтеры. Ваш сайт создает целая команда узких специалистов. Их работа обойдется недешево, но зато вы будете уверены в результате.

Пытаясь сэкономить, кто-то пробует создать сайт для бизнеса по бесплатному шаблону на просторах интернета, а кто-то обращается к горе-совместителям - немного дизайнерам, немного программистам. Итог в том и другом случае непродуктивен: потратив деньги и время впустую, вы за результатом все равно обратитесь к профи.

Мы, http://breath.digital/, собрали мнения экспертов, работающих в российских и зарубежных агентствах, чтобы вы смогли что называется “на берегу” оценить все возможные риски и ответили для себя на вопрос: стоит ли вкладываться в дизайн и разработку сайта, заказывая его у профессиональных агентств?

Елена Медведева руководитель отдела имиджевых коммуникаций digital-агентства Faros Media
Василий Курпеев основатель агентства Digital Milk (Чехия)
Булат Давлетов UX-дизайнер репутационного агентства Репутация. Москва
Артём Бурунов Главный web-designer PICONSULT Digital

- Ни для кого не секрет, что создание сайта - процесс трудоемкий, требующий знаний, умений и опыта. Какие тонкости важно учитывать при создании дизайна веб-сайта?

Елена Медведева: Работая над сайтом, всегда держите в памяти две вещи: конечная цель и портрет целевой аудитории. Представим, что мы работаем с сайтом, цель которого – привести и удержать как можно больше уникальных пользователей (информационные, развлекательные ресурсы, социальные сети). В таком случае стоит сконцентрироваться на приятных подложках, не раздражающих глаз, плавных переходах. Использовать по минимуму наличие контрастных элементов.

А теперь возьмем сайт, цель которого единичное действие - покупка продукта, услуги, запись на мероприятие. Здесь дизайн, наоборот, должен вовлекать, быть ярким. Главная задача - удержать пользователя на сайте необходимые 30-50 секунд и динамично довести его до кнопки «записаться», «перезвонить», «положить в корзину»...

Первое, на что обращают люди, заходя на сайт – это его оформление. Если дизайн не вызывает позитивного эмоционального отклика, то контент и ваши продукты потребителя не заинтересуют.

Василий Курпеев: Когда я начинал заниматься дизайном 12 лет назад, то мне казалось, что секрет успеха бизнеса в передовом дизайне сайта. Но со временем мне стало ясно, что он должен отвечать той целевой группе, которая на него приходит. Есть такие азы дизайна, как например толщина шрифта - чем толще шрифт, тем более доступный продукт. Но дизайнеры любят злоупотреблять тонкими изысканными шрифтами не к месту. Порой из виду упускается юзабилити сайта в угоду "красоте", а ведь для бизнеса важно прохождение воронки продаж, начиная от посещения лендинг-страницы до совершения покупки. Поэтому важно выполнять условия ярких цветов для кнопок и простых форм в видимой части экрана не только в desktop, но и мобильной версии сайта. А рабочий прототип поможет избежать многих ошибок.

Булат Давлетов: Дизайнер работает с тремя вещами: информацией, графикой и поведением. Тонкостей в веб-дизайне бесконечно много. Но есть основные, без которых дизайн не работает:

  • У сайта есть цель. Дизайнер должен её прекрасно знать и в каждом шаге вести сайт к её выполнению.
  • Дизайн зависит от типа сайта. Есть имиджевые, «одноразовые» сайты и лендинги. На таких сайтах мало информации и она не меняется. Фантазия дизайнера здесь может быть безгранична и не требует больших знаний. На «рабочих» сайтах информация постоянно добавляется, обновляется. Это сайты со статьями, интернет-магазины. Главное здесь - удобство пользования и производительность веб-ресурса.
  • Хороший дизайн должен быть живым, продуманным. Важно, как на сайте будут выглядеть реальные данные. В процессе работы над сайтом дизайнеры используют «рыбу» — временную информацию для создания дизайн-макетов. Когда сайт сверстан и вместо «рыбы» наполняется настоящим контентом, тогда и всплывают недочеты. Именно здесь проявляется профессионализм дизайнера: учел ли он все возможные варианты поведения сайта с реальным контентом.

Артем Бурунов: В своей практике мы предпочитаем идти от общего к частному. Сначала определяем целевую аудиторию и цели сайта, выстраиваем структуру, рисуем эскизы, определяя палитру, компонуя блоки, и, создавая правила, постепенно отрисовываем прототип, основанный на брифе. При этом мы продумываем качество работы сайта в разных разрешениях, как будет выглядит его мобильная версия, ведь на сегодняшний день больше половины пользователей заходит в интернет с мобильных устройств. Дизайн должен быть не только эффективным с точки зрения показателей вовлеченности, но и уникальным, самодостаточным выражением сущности бренда и его узнаваемости.

Нюансов в web-дизайне очень много: выбор цветовой гаммы, расположение элементов сайта в правильной иерархии и др. Но, если идти от общего к частному и придерживаться установленных заказчиком бизнес-целей, будет легче разглядеть полную картину и учесть все возможные моменты, придя в итоге к тому варианту дизайна, который будет эффективно работать в целевом направлении.

- Какие трудности могут возникнуть при выборе дизайна для тематического сайта? С какими трудностями сталкивались Вы, подбирая дизайн для сайта, или, создавая его? Как решили данную проблему?

Елена Медведева: Основная сложность – создание точного портрета целевой аудитории. Если плохо знать своих пользователей, то далеко не все сообщения, посылаемые с помощью дизайна, будут восприняты ими правильно. Поэтому работа здесь начинается с подробной аналитики продукта, рынка, конкурентов, описания целевой аудитории и особенностей ее мировосприятия и мышления.

Если сайт предполагает обилие объемных графических элементов, анимации, видео, то необходимо для этого оптимизировать весь контент. Долгое ожидание загрузки при переходе по страницам - основная причина, почему пользователь закрывает вкладку, так и не совершив конверсионных действий.

Часто трудности вызывает адаптация страниц под разные устройства с учетом требований гайдбука. Здесь, увы, не существует универсального правила. Эта проблема может сильно затянуть процесс разработки, так как потребует дополнительных согласований с руководством.

Василий Курпеев: Лет 10 назад мы делали сайт для Красного Креста, и у нас было более 200 версий страниц различных вариантов, в которые они бесконечно вносили правки - это ночной кошмар для любой дизайн-студии... После этого я пришел в выводу, что часто заказчик руководствуется своим личным вкусом вперемешку с неуверенностью в правильности решения. Бывали случаи, что логотип крупной строительной компании выбирался на семейном совете, а видеоролик рекламы пива утверждался коллегами из отдела поставок и финансового отдела.

Идеальный вариант для дизайнеров, когда исполнитель обладает непререкаемым авторитетом, к примеру, как Артемий Лебедев, который уверен в своей работе настолько, что может отказать заказчику в возможности вносить комментарии по дизайну. Но в жизни такое встречается редко, поэтому чаще клиент отметает смелые и удачные дизайнерские решения потому, что он пришел из другого бизнеса, и ему кажутся непривычными визуальные образы, которыми живет утонченный дизайнерский коллектив.

Решение здесь одно - улучшение компетенции. Помимо личной харизмы и обаяния, лучшее лекарство - утверждение рабочего прототипа как части тоннеля продаж и процесса создания сайта.

Булат Давлетов:

  • Первая и самая большая сложность это представления заказчика. Он хочет увидеть картинку, которую нарисовал у себя в голове. Но у дизайнера иное виденье результата. Если цель заказчика отличается, то и дизайн будет другим.
  • Непредсказуемость. На больших сайтах первоначальный дизайн-макет часто отличается от финального. Дизайнер не может предсказать, каким он будет выглядеть в итоге.
  • Инновации и традиции. Трудности могут возникнуть во время поиска правильного баланса между инновационностью, оригинальностью и понятностью дизайна. То есть дизайн должен быть не слишком революционным, не как у всех, но при этом запоминающимся и понятным.
  • Выделить главное. Зачастую получается так, что хочется показать всё. Трудности могут возникнуть, когда пытаешься вычленить самое главное и сделать на нем акцент. Без общения с владельцем сайта сделать это не получится.
  • Единый узнаваемый стиль. Показатель неопытности дизайнера заключается в отсутствии навыка выдержать сайт в одном стиле. Это может отпугнуть посетителя тем, что без его ведома ему открыли другой сайт. Это автоматически вызывает желание закрыть страницу.
  • Мониторы и зрение. У большинства пользователей плохие мониторы и плохое зрение. Не зная этого, можно ошибиться с размером и контрастностью объектов. Что-то важное может оказаться незамеченным. Решение данной проблемы: любой текст, который вы можете прочесть, должен быть примерно на 20% крупнее. Иногда достаточно немного прищуриться либо посмотреть издалека.
  • Понятие «красиво» может быть разным в понимании заказчика и дизайнера. Это уже просто недопонимание и непрофессионализм сторон (одной или обеих), из-за которых возникает много сложностей. Проблему решит:

— портфолио: если заказчик видел ваши предыдущие работы, его, скорее всего, устраивает ваше видение «красоты»;

— бриф: чем он подробнее заполнен, тем понятнее пожелания заказчика и цель сайта;

— мудборд: примеры работ, которые нравятся заказчику.

Трудности, с которыми пришлось столкнуться мне:

  • Размеры экранов. При работе на экране с небольшим разрешением мне было трудно учитывать, как сайт будет выглядеть на очень больших мониторах. Иногда из-за этого дизайн был не продуман и выглядел плохо на экранах, которые были больше, чем у меня. Эту проблему можно решить проверкой на больших мониторах.
  • Красивое и настоящее. Настоящая информация выглядит не так красиво, а красивая информация недостаточно информативна. Поэтому всегда приходится балансировать, используя познания в типографике, композиции, русском языке и поведении пользователей.
  • Неправильно поставленная задача. Бывает так, что заказчик неверно представляет себе цель сайта. Это чревато бесконечными исправлениями. Здесь поможет подробный бриф, личное общение с заказчиком и знание тематики его сайта.
  • Работа с текстом. Я сталкивался с тем, что тексты для сайта приходилось продумывать, корректировать и даже писать самому. Казалось бы, это же работа копирайтера. Но на деле владение русским языком у дизайнера должно быть на очень высоком уровне. Дизайн — это визуальная коммуникация. И если ты не можешь точно передать мысль словами, то и сделать дизайн для нее самостоятельно не сможешь.

Артем Бурунов: Одна из основных трудностей, с которыми мы сталкиваемся в своей практике - это правильно определить аудиторию и выбрать верный графический язык, на котором сайт будет “разговаривать” с пользователем в комфортной для него среде потребления контента.

В нашей практике много сайтов разных тематик и сложности, но мы хотели бы рассказать о сложном случае редизайна банковского портала. Одной из главных сложностей в этом проекте была необходимость изменения этапности редизайна в связи с требованием заказчика провести сначала быстрый редизайн главной страницы с последующей доработкой остальных частей сайта. Для таких крупных проектов это крайне нетипично и усложняет рабочий процесс, а также увеличивает риск потери лояльной аудитории сайта.

Нам пришлось в кратчайшие сроки выработать такую дизайн-систему, которая позволила быстро ввести в работу измененную главную страницу и максимально безболезненно для аудитории сайта переводить все последующие страницы на новый дизайн и сетку.

Первый этап редизайна негативно отразился на мнении пользователей, но быстрый вывод в работу мобильной версии сайта, которую они давно ждали, смягчил этот удар и приостановил потерю лояльной аудитории сайта. В мобильный версии мы первым делом упаковали наиболее нужный пользователям функционал. Затем, заменив шапку и подвал на всех страницах, подогнали все экраны под новую сетку и стали дорабатывать их один за другим, основываясь на фидбеке от пользователей. Это позволило нам улучшить целевую эффективность работы дизайна и снизить негатив, который был вызван изменениями портала.

- Ваше мнение как эксперта: стоит ли экономить на дизайне и создании сайта и пользоваться предложенными шаблонами на бесплатных ресурсах? Каковы риски?

Елена Медведева: Экономить точно не стоит. Использовать автоматизированные сервисы по созданию сайтов можно, если нет ресурсов сделать самостоятельно. Рынок готовых шаблонов сегодня очень развит, и за умеренную плату можно получить вполне неплохой сайт с современным дизайном и удобным функционалом. Такой вариант подходит для небольших и локальных компаний. Стоимость шаблонов может варьироваться от 10 до 150 долларов. Заготовку сайта можно получить и без денег. Но хороших бесплатных шаблонов не так много. Большинство из них уже примелькались. Потребуется много времени и сил, чтобы переделать их под себя.

Василий Курпеев: Решение о выборе шаблона базируется на цели, задачах и бюджетах. В рамках своей работы в чешской стартап студии Creative Dock мы предлагали кампаниями, которые хотят запустить MVP (minimum viable project) использовать шаблоны, чтобы зря не вкладываться в разработку ресурсами и временем.

Или другой пример. Существует много готовых темплейтов по мероприятиям, поэтому когда речь идет о создании сайта за несколько дней - это оправданное решение.

Для локальных бизнесов, где разработка индивидуального дизайна - излишняя роскошь, можно поступиться амбициями, сэкономив на скорости и дешевизне. Но “коробочные” решения потребуют от вас немало сил по подготовке контента.

Комплексная разработка дизайн-студией позволит отсутствие контента замаскировать с помощью дизайна, а в шаблоне придется собирать информацию самым неудобным образом. Поэтому не обольщайтесь на красивые картинки, которые демонстрируют создатели шаблонов! Необходимо две вещи: у вас на руках есть контент, включая качественные фотографии и тексты, которые смогут наполнить по крайней мере 80% от шаблона, в вашем распоряжении есть опытный разработчик, который поправит косяки, которые вылезут, после добавления не двух, а трех текстов.

Булат Давлетов: По-настоящему нужный и интересный сайт может прожить без дизайна, сделанного специально для него. Поэтому так много сайтов, на которые тяжело смотреть, и которыми всё-таки пользуются люди.

Риски:

  • Непродуманность.
  • Низкое качество.
  • Бесчеловечность.
  • Слабое решение поставленной задачи.
  • Низкая запоминаемость.
  • Плохая гибкость к изменениям.

Артем Бурунов: Если дизайнер держит в уме, что сайт отражает ценности компании, ее прямые бизнес-цели и в основе своей содержит проработанный пользовательский опыт (UX, user experience), то все затраты на его производство окупятся благодаря увеличению показателей эффективности работы. Нельзя экономить на лице компании, которым и является сайт! Ведь за web-дизайном digital-агентств стоит серьезная аналитическая работа, конкурентный и продуктовый анализ.

Шаблон по определению не может быть уникальным, в его основу нельзя заложить позиционирование компании. Людям, чувствительным к визуалу, шаблон всегда скажет только об одном - что вы решили сэкономить. Но на определенных этапах развития бизнеса шаблон станет отправной точкой к расширению каналов продвижения и продаж. Современные условия практически обязывают компанию в том или ином виде присутствовать в сети, а вот выбор этого “вида” уже обоснован конкретными целями и возможностями.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Психиатрическая неотложка

"Да никто уже лет 20 не воспринимает сайты как средство коммуникации с рынком!"

Все ровно наоборот. С каждым годом эта связь все теснее и теснее.
Вы ведь наверное даже не представляете, как можно узнать "свою" аудиторию даже силами стандартных счетчиков Метрики и Аналитикса...
И как эти данные потом использовать в формировании рекламных кампаний.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Станислав Курочкин

Ты опять выходишь на связь? А где же ссылки на опыт ВЕДУЩИХ ЕВРОПЕЙСКИХ КОМПАНИЙ, на НЕМЕЦКИЙ ОПЫТ, за подробностями о котором ты посылаешь в гугл?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Станислав Курочкин

Нет, ты серьёзно? Утверждать что-то, а потом отправлять людей самих искать пруфлинки? Так даже в детском саду не делается.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Станислав Курочкин

Да для вашей шайки же единственная значимая публичная сеть - это твиттер, ты сам только его в пример и приводил.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Oleg Dudko

"Шаблон по определению не может быть уникальным, в его основу нельзя заложить позиционирование компании. Людям, чувствительным к визуалу, шаблон всегда скажет только об одном - что вы решили сэкономить."

Как раз пишу статью на тему того, что шаблоны делают веб-дизайн интернета одннобразным

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Эффект

Вложили 55к, в итоге получили то чего заслужили. Никому не нравится...

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда