Логотип или айдентика?

Самый часто задаваемый запрос для брендингового агентства или дизайн-студии, занимающейся бренд-дизайном «А разработайте моей фирме логотип». Сразу же хочется задать вопрос, «А зачем вам вообще нужен фирменный логотип?» Как вы будете его использовать, какие задачи он у вас решит? Часто оказывается, что логотипом заказчик хочет закрыть все дыры в коммуникации со своими клиентами.

На простом языке это звучит так: «Я буду лепить логотип на все, что можно (чтобы меня запомнили или увидели)», но реакция на такой метод отрицательная. Это выглядит навязчиво и грубо.

Недавно заходил в отделение банка Почта России. Стоя в центре зала, обратил внимание, что на меня одновременно смотрит с десяток логотипов этой организации. Ощущения не из приятных. Хочется сказать «Да понял, я понял, не идиот…»

А как вообще возникала мода на дизайн логотипов?

История возникновения товарных знаков и уникальных шрифтовых начертаний (логотипов) насчитывает не одно столетие. Но большой спрос возникает в середине XX века на западе, где создание разнообразных логотипов и торговых марок корпораций приобретает масштабы конвеера. О бренде еще речь не идет. Аккуратный фирменный знак на бланке организации или визитке руководителя становится неотъемлемым атрибутом имиджа компании. Но затем появляется потребность в оформлении все большего и большего количества носителей, документов, бланков, конвертов, визиток, договоров, наружной рекламы, бигбордов, растяжек, рекламных плакатов, макетов в журналах.

Логотипа «становится мало», появляется потребность в дополнительных стилистических элементах. Появляются фирменные полосочки, паттерны, маркировка посредством чётко прописанной цветовой палитры, фирменного шрифта и так далее. Появляется классическое представление фирменного стиля, которое используется и в наше время. Во множестве случаев, в основном при оформлении визуальных коммуникаций крупных корпораций, в большей степени важна не оригинальность, а повторяемость и запоминаемость коммуникации. Этого более чем достаточно.

Это классическое представление фирменного стиля.

Параллельно в середине XX века идет развитие того, что мы на современном «дизайнерском» языке называем айдентикой. Отличие айдентики от фирменного стиля в большем количестве фирменных элементов: пиктограмм, паттернов, акциденции (уникального и очень необычного шрифта), более гибкой и интересной системы построения фирменных изображений, необычных приемов типографики. Айдентика более гибкая, чем дизайн классического фирменного стиля. И самое интересное, что в айдентике может вообще не использоваться логотип.

Айдентика может обойтись без логотипа!

Инфографика для дизайна визуальных коммуникаций или айдентики была впервые использована в 1948 году на лондонской Олимпиаде. И теперь это традиция. А кто сейчас вспомнит логотип очередных Олимпийских игр?

Айдентика имеет большие возможности в уникальном оформлении носителей. Она интересна, не назойлива и всегда имеет перспективы для развития. То есть, существует некий конструктор, прием, воспользовавшись которым, можно интересно оформить любое новое рекламное послание, навигацию в городе или в торговом центре, спортивное мероприятие, забрендировать территорию.

Фирменная айдентика рекомендуется для средних и небольших брендов, когда в большей степени требуется оригинальность, нежели стандартизированная система расположения элементов, которую необходимо учесть при разработке классического фирменного стиля.

Вернемся к самому началу, к дизайну логотипа. В XXI веке аудитория стала настолько избалованной, и с развитием интернета и медиа-коммуникаций привередливой, что требует к себе большего внимания. Не надо ей тыкать в лицо своим фирменным логотипом по десять раз на дню. Ей это очень быстро может надоесть. Коммуницировать с аудиторией своего бренда на уровне чувств необходимо тоньше и интеллигентнее.

Даже самый великолепный, проработанный и оригинальный фирменный логотип или знак без сопутствующего окружения, дополнительных стилеобразующих элементов, фирменных иллюстраций и принципа построения новых иконок, однообразия используемых шрифтовых гарнитур и приемов верстки (а их достаточно много) цветовых решений, без качественно спроектированного фирменного стиля или айдентики, как танк, без прикрытия пехоты, на поле боя, ему хана:)

0
5 комментариев
Pavel Shevsky

Какая айдентика у Apple кроме лого?

Ответить
Развернуть ветку
reka.agency
Автор

Apple первыми начал скруглять уголочки у своих гаджетов, и теперь каждая линейка имеет свои особенности. Очень тонкая, но тем не менее активная айдентика)))

Ответить
Развернуть ветку
Антон Потапов

Спрашивает нас Павел со своего андройд смартфона...

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Shevsky
Ответить
Развернуть ветку
reka.agency
Автор

Это общий знак олимпийских игр, а кроме этого, у каждой Олимпиады есть еще и персональный лого.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда