{"id":13637,"url":"\/distributions\/13637\/click?bit=1&hash=6eb6f4cc0fd514248f67334eed9cf9b381eca4ced68925ecf0d4e37273ec5a7a","title":"Ozon \u0440\u0430\u0437\u0432\u0435\u043d\u0447\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442 \u043c\u0438\u0444\u044b \u043e \u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0430\u0445","buttonText":"\u041f\u043e\u043a\u0430\u0436\u0438\u0442\u0435","imageUuid":"7d00f3f0-9073-5cd7-b901-ee3a06a62041","isPaidAndBannersEnabled":false}

Путь до IT гиганта. Пообщались с дизайн-лидом из Дзена

Взяли интервью у Андрея Сербуль из Дзена, который начинал с мелких проектов за фрукты, не смог приехать на вакансию в Яндекс и параллельно писал 2 диплома.

Интервью было взято в конце пандемии, следовательно до перехода Дзена в собственность VK.

Мы решили пообщаться с Андреем и узнать, как он дорос до крупной компании и с какими сложностями столкнулся на своем пути.

Первые макеты за фрукты и символичные 100-150 рублей

— Как познакомился с дизайном?

— В дизайн пришел до учебы в университете, лет в 14-15, когда в первый раз увидел по телевизору, как один чувак заработал на сайте миллион долларов, купил дом родителям и себе машину. Я загорелся этой идей, подумал: «Хочу денег!». Мне, в принципе, никогда не было интересно играть в компьютерные игры, но уже тогда я рисовал в пэйнте какие-то странные картины. С самого детства меня в эту сторону тянуло. В общем, я попросил маму показать, как работает фотошоп, потому что она занималась фотографией, ну и дальше я пошел активно изучать, как все это работает и пробовать с разных сторон. Рисовал баннеры, пытался рисовать какие-то иллюстрации, писал тексты, пытался собрать сайт, что-то поверстать, в общем, всего понемногу. В конечном итоге вернулся к фотошопу, к дизайну. Начал делать какие-то простые web-страницы. Сначала сделал небольшой дизайн сайта про маслкары для себя, показал друзьям и им понравилось. Второй подход был уже за деньги, я сразу нашел форумы и написал, что сделаю за отзыв, за символичные 100-150 рублей. Первые 15-20 макетов были за копеечки, но все равно было приятно. И так постепенно пошел рост.

— То есть сначала ты работал за опыт, а не за деньги, больше стремился развиться в этой сфере?

— И да, и нет. Я понимал, что делать что-то бесплатно себя не могу заставить, любой труд должен оплачиваться, я просто писал, что это должны быть какие-то символичные деньги. Ты все равно должен получить что-то осязаемое. Опыт — это такая штука, которую тебе сложно пощупать и понять, поэтому тебе нужны какие-то поинты, которые ты можешь пощупать. То есть кому-то я делал просто в обмен на что-то, это необязательно были деньги. Знакомые, например, покупали мне фрукты в обмен за работу. Это важно иметь осязаемый результат своей работы, иначе можно демотивироваться еще в самом начале.

Многие топовые ребята начали уходить на иностранный рынок, мне не очень зашло, потому что у меня максимально плохой английский.

Андрей Сербуль

— Когда ты в первый раз трудоустроился по профессии?

— Первый раз, по-моему, это был 3 курс, но это было уже официальное трудоустройство. До этого 1 или 1,5 года работал с разными студиями, то есть в начале я просто фрилансил через интернет, искал какие-то заказы, но в какой-то момент стало тяжело. Это был период роста дизайна и появление таких популярных платформ, как Skillbox. Из-за этого выросла конкуренция на низком уровне и мне было сложно. Многие топовые ребята начали уходить на иностранный рынок, мне не очень зашло, потому что у меня максимально плохой английский (смеется). Всегда, когда кому-то говорю они удивляются, по типу: «Как? Ты же работаешь в такой сфере!». Я, конечно, могу читать, но общение вообще нулевое. При этом у меня есть сестра, преподаватель английского, которая жила в Англии, в Китае и преподавала, а муж у нее Англичанин.

— Какой стаж работы был перед попаданием в Яндекс?

— В первый раз меня позвали в 2018 году, сразу на вакансию. Был воркшоп в котором я перетянул все внимание в своей команде на себя, хотя там были ребята, которые старше, у которых больше опыта, то есть я проявил какую-то инициативу, знания, желание, поэтому меня позвали. До этого у меня было полтора года работы в продукте, я работал в конструкторе сайтов uKit и на уровне хобби перед этим в районе 5 лет. Релевантный опыт, в целом, года 2 примерно.

И в тот момент я попал в черный список, потому что очень сильно подвел ребят, на меня потратили деньги.

Андрей Сербуль

— Наконец мы подошли к этому вопросу! Как в итоге ты попал в Яндекс?

— Меня позвали в 2018 году, но на тот момент я очень много работал, писал диплом, еще писал диплом девушке, вел один крупный проект удаленно и периодически брал заказы на фрилансе. Я просто почувствовал, что «О, здесь деньги!» и после этого меня прям понесло. Когда ты молод, условно 20 лет, ты прям вообще не замечаешь, еще и в зал параллельно ходишь, спишь по 4 часа, а в итоге у меня ровно после того самого воркшопа поднялась температура под 40 градусов. И в итоге я отказался, но мы договорились на стажировку через 1,5-2 месяца. После этого я уволился со своей работы. Попытался прийти в себя за эти пару месяцев, уехал на море, вроде все было хорошо, стало лучше.

За пару дней до отъезда в Москву, когда мне уже купили билет, в Яндексе стоит стол, меня ждут, я иду на пробежку и у меня случается приступ астмы. Написал ребятам, что я не могу сейчас. И в тот момент я попал в черный список, потому что очень сильно подвел ребят, на меня потратили деньги.

После этого у меня пошла дизмораль, ну и я в принципе немножко задепрессовал. Пытался строить что-то свое, открыл ИП, искал какие-то удаленные проекты, но это продлилось месяцев 9-10, я понимал, что это не мое. Мне было интереснее в большой компании, где много коммуникации, где ты можешь себя проявить. Конечно, там были нормальные деньги для Ростова, но было скучновато. Потом я начал искать что-то в Ростове, ходить на собеседования, при этом понимал, что уровень не слишком большой и мне, наверное, будет скучно, но все же можно попробовать как-то вырасти. В итоге я устроился в одну компанию на позицию мидла, но через месяц понял, что я по уровню лучше, чем лид и начал опять тянуть все на себя, мне стало становиться скучно.

Прошло 2 месяца и я подал заявку на стажировку в Яндекс, понимая, что на вакансию меня уже не возьмут, ибо я их уже подъ*бал однажды. Меня не взяли. Прошло еще пару месяцев и там было тоже самое задание, я сделал его в 2 раза лучше, чем в первый раз и после этого мне позвонили и сказали, что меня берут.

— То есть твой путь до Яндекса занял примерно полтора года?

— А, нет! Первая попытка было в 2016 или 2017 году. Это была одна из первых школ мобилизации, но у меня тогда не было опыта именно в продукте. Первый этап, где нужно было отправить картинку, я прошел, но на личном общении завалился, увидел, что им стало скучно. Тогда я был еще не уверенный немного, мямлил.

Рис. 1 (dribbble.com/bulba)

Вот с этой работой (рис. 1, 2) я первый раз пробовался в 2016 году, там было задание сделать приложение путешествий. В тот момент собирал анимацию в фотошопе из 120 картинок где-то (смеется). В общем, прошло примерно 3 года от первой попытки, до того, как я попал в Яндекс. На самом деле, я сам себе усложнил этот процесс в какой-то момент.

Рис. 2 (dribbble.com/bulba)

— Что ожидал от работы в Яндексе? С какими трудностями столкнулся?

— Все, кто приходили у них были какие-то ожидания, но у меня их не было, это странно. Я посмотрел очень много видео, несколько раз общался с ребятами, поэтому понимал, как там будет. Я понимал, что придется много работать в выходные, что будет большая нагрузка. Надо будет постоянно бегать, общаться с людьми. Все вокруг будут умнее тебя. Что хотел, то и получил.

— Как выглядит твой обычный рабочий день? Какая обстановка внутри?

— Обстановка очень сильно зависит от команды. Там много продуктов, в них разные люди. Ты ощущаешь какие там разные подходы, какие там разные шутки, какая там разная обстановка. В одном ты можешь попросту не подойти, тебе будет некомфортно, а где-то наоборот, но все равно ты в Яндексе. У меня именно так и произошло. То есть в команде Поиска я не подошел, а сейчас в Дзене и отлично туда влился, мне тут со всеми комфортно, как и ребятам со мной. В день до пандемии, где-то в 10:30 у тебя стэндап(планерка), там ты рассказываешь, что собираешься делать сегодня и в ближайшие дни. Соответственно ты встаешь в 9, быстро бежишь в метро и завтракаешь в офис, потому что нам на бейджик пересылают дополнительные деньги на завтрак до 10 утра, чтобы все рано приходили. После стендапа ты идешь работать. У тебя есть пару часов до обеда, чтобы порисовать, а после обеда начинаются встречи. Ты бегаешь по всему офису и за день можешь пройти около 10 тысяч шагов, потому что офис очень большой и переговорные в разных углах. К вечеру у тебя, как правило, есть пару часов, чтобы над чем-то подумать, что-то собрать. Если у тебя есть свободное время, то ты идешь обедать, там много заведений рядом, можно вкусно покушать по бейджику. Если ты сильно загружен, то ты бежишь к автомату ВкусВилл, ешь за 5 минут и возвращаешься в работу.

Офис компании Яндекс

Когда началась пандемия было тяжело. Я не могу работать удаленно, для меня важен живой контакт. А дома у меня все смешивается, не работаю и не живу. В один момент я ложился спать в 4-5 утра, с трудом просыпался в 11-12 к первой встрече. В перерывах выключаешь камеру, чтобы все не увидели, как ты пытаешься позавтракать. Потом ты садишься работать и тебя все отвлекает. Мимо пробегает кошка – тебе надо ее погладить, но ты пытаешь сконцентрироваться. Из-за этого мало успеваешь сделать и тебе приходится работать до 10 вечера, потому что ответственность и надо доделать. Но по итогу все равно привыкаешь. И сейчас это обычный день до пандемии, только все это происходит дома.

Возвращаясь к времени до пандемии, как выглядит твое рабочее пространство, это кабинет или опенспейс(офис открытого типа)?

— За все время у меня сменилось 5 или 6 рабочих мест и 3 или 4 руководителя. Мое первое рабочее место было в коридоре отделенное шкафчиком, это было на стажировке в Поиске. Потом я понял, что туда не подхожу и пошел в Эфир, там я сидел за старым столом, в пыли, который стоял в углу и был завален кучей всякой всячины. Там я просидел пару недель. Это отчасти тоже сработало в плюс, ребята проходили мимо и говорили: «Нам тебя жалко!». Потом мы переехали с этой командой и там уже была отдельная комната. Как таковых опенспейсов в привычном понимании в Яндексе нет, есть небольшие зоны по 40-50 человек и комнаты. У меня были и маленькие комнаты, и средние опенспейсы, сейчас у нас опять переезд. Сейчас у меня место, куда все только перевезли, все завалено, стоит мой стол, рядом другой у гигантского окна и передо мной пустое пространство. Мне сейчас так нравится сидеть в офисе, но это будет недолго.

Офис компании Яндекс

Чем ты занимаешься на должности продуктового дизайнера?

— Мои обязанности достаточно расплывчаты. Если коротко – ты должен делать продукт лучше. Как это происходит? Вы вместе с менеджером находите какую-либо проблему, возможно менеджер с ней приходит, возможно она пришла от аналитиков, возможно эта задача пришла откуда-то сверху, связанная с бизнесом или деньгами. Она приходит в сыром виде без четкого ТЗ, к примеру: «Сделайте чаты в трансляциях», что это значит и как он должен выглядеть, ты решаешь сам или вместе с менеджером. После ты прикидываешь первый концепт, скорее для того, чтобы понять, что именно нужно. И потом этот процесс повторяется пока ты не сделаешь что-то крутое, классное.

Нужно научиться правильно планировать и, если ты понимаешь, что не успеваешь, то сказать об этом сразу и это нормально.

Андрей Сербуль

— Ты говорил, что очень много работаешь, как борешься с выгоранием?

— Я очень много работал и сейчас почти выгорел. И сейчас работаю меньше, последние месяцы пытаюсь это пофиксить. Говорю об этом со своим руководителем, потому что понимаю, еще немного и я выгорю. Это нормальный процесс, но я не знаю как с этим бороться, просто меньше работать, соблюдать какой-то баланс. Мне с этим сложно, и я не могу тут что-то посоветовать. Тебе нужно что-то помимо своей основной работы, то есть в выходные лучше не работать, даже если ты что-то не сделаешь, то никто не умрет. Нужно научиться правильно планировать и, если ты понимаешь, что не успеваешь, то сказать об этом сразу и это нормально. А я так не умею. Мне дают задачу, и я сразу - «Сделаю!», а сам понимаю, что придется работать в выходные. При этом, если бы я сказал нет, то было бы все нормально и просто подвинулись сроки.

Важно иметь хобби, помимо этого, потому что через какое-то время, хоть и дизайн часть твоей жизни и когда-то это было хобби, тебя начинает подташнивать. Мне в выходные прям не хочется открывать ноутбук, даже сериал в нем смотреть или еще что-то. Очень хочется что-то поделать руками, то есть важно переходить из онлайна в офлайн. Например, сейчас я много готовлю и полюбил готовку просто потому, что ты делаешь, что-то руками. Также полюбил фотографию, но не цифровую, а пленочную. Опять же, это процесс, который ты делаешь руками. Также у очень многих ребят-дизайнеров есть дополнительное хобби, которое уходит из онлайна в офлайн. К примеру, очень много диджеев, многие любят фотографию, многие занимаются каким-то спортом.

— Где ты черпаешь вдохновение для своей работы?

— Очень вдохновляют поездки. Куда-то уехать, переключиться. Ты прям накапливаешь энергию. Также помогает общение с людьми. Первое время меня дико мотивировало то, что я сижу и работаю рядом с человеком, на которого 5 лет подписан и в последний раз видел его в ютубе. Здесь много интересных людей, очень разных. Большой плюс не только Яндекса, но и Москвы, что ты знакомишься с людьми из разных сфер.

— Ты говоришь, что тебя вдохновляет общение с людьми, но многие используют сервисы по типу Behance. Используешь их?

— Да. Это сервисы просто про картинку, не про продукт, не про мысль, не про логику. Раньше, когда визуал сильно проседал, каждое утро у меня начиналось с того, что я час сидел на Behance и Dribbble. Сейчас мне интереснее живые продукты. Например обновление IOS, сразу бежишь его смотреть. Или зависнуть в Pinterest не потому, что ты там смотришь картинки, а потому что тебе нравится механики. Или, к примеру, на Airbnb заходишь и тебе так приятно, что-то для себя там находишь.

Мне помогает то, что мы работаем с дизайнерами коммуникаций, которые делают работы на уровне топовых с Dribbble и постоянно нам показывают. А так это, на самом деле, рабочий инструмент и я год заходил туда каждое утро.

— Какой совет можешь дать начинающим дизайнерам?

— Больше практики и найти себе ментора. Удаленно на фрилансе очень сложно развиваться, так можно хорошо начать, но живого примера рядом ты сильно не вырастешь.

Спасибо, что дочитал до конца! Если в будущих интервью хочешь раскрыть какие-то темы более подробно, пиши в комментариях и мы обязательно прислушаемся. Гоу расти вместе🚀🚀🚀

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Elena Pliner

Думаю, все-таки на behance есть кейсы про продукт, логику, пользовательские сценарии и прочее прочее. Не стала бы так категорично
Статья хорошая)

Ответить
Развернуть ветку
Почему я все ещё Джун?
Автор

Спасибо за конструктив! Тут с вами можно согласиться, но порой качество подобных кейсов оставляет желать лучшего🙃

Классные разборы кейсов behance делает Илона Саркисова на своем ютуб канале, так точно будет полезнее изучать их)

Ответить
Развернуть ветку
Elena Pliner

кстати, буквально вчера обсуждали с коллегами, что нужно кейсы просто пересматривать со временем, что почти никто не делает

Ответить
Развернуть ветку
Никита Ким

Даа, согласен. Со временем глаз «размыливается» так сказать

Ответить
Развернуть ветку
Elena Pliner

ну я про крутые продуктовые кейсы, где про боли, исследования, процессы, созвоны, муки при свете луны ну и так далее)) Разборы это всегда интересно, спасибочки:)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Zorin

Качественная и интересная статья! Спасибо большое, прочитал с большим удовольствием и нашёл много чего полезного 💛

Ответить
Развернуть ветку
Почему я все ещё Джун?
Автор

Спасибо! Рады стараться на благо дизайн-коммьюнити)

Ответить
Развернуть ветку
Даниэл Карпович

Очень интересное интервью 👨🏼‍💻👍🏼

Ответить
Развернуть ветку
Denis Korotkov

. В итоге я устроился в одну компанию на позицию мидла, но через месяц понял, что я по уровню лучше, чем лид и начал опять тянуть все на себя, мне стало становиться скучно. просто ЛОЛ

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 9 комментариев
null