Где не ступала нога цифровизации: как digital помогает взлететь малому бизнесу из консервативных отраслей
Привет! Меня зовут Вячеслав Данилин, я основатель и руководитель студии «Арт-Дизайн». Я расскажу, как превратить небольшую и непримечательную компанию в симпатичный бренд и увеличить её бизнес-показатели.
К нам часто приходят клиенты из малого и среднего бизнеса. Каждый раз мы удивляемся, что среди некрупного бизнеса в России до сих пор есть ниши, где почти «не ступала нога цифровизации». Многие их представители, например, считают нормальным разработать сайт или логотип бесплатно или за минимальные деньги с помощью родственников и друзей, на коленке.
Если сделать такой компании digital-упаковку — то есть разработать фирменный стиль, современный конверсионный сайт и оптимизировать его под поисковые системы, — результат будет впечатляющим. Рост бизнес-показателей может составить сотни процентов.
Я решил показать несколько кейсов компаний из такого нишевого, а также весьма консервативного и офлайнового рынка, как рынок строительного консалтинга.
Волею судеб мы стали своеобразными digital-экспертами на рынке строительного консалтинга. Это очень востребованная сегодня ниша, которую занимают всевозможные посредники между застройщиками и государственными органами.
Одни помогают строительным компаниям вступить в СРО — ассоциацию, членство в которой даёт возможность заниматься определёнными видами деятельности в области строительства. Другие занимаются повышением квалификации сотрудников или помогают получить различные лицензии.
Конкуренция в нише достаточно высока. Так, стоимость клика в контекстной рекламе по высокочастотным ключевикам в этой тематике достигает 1000 рублей. А до недавних пор доходила даже до $100 за переход.
Для веб-разработчиков и digital-агентств этот рынок — перспективное благодатное поле. Однако работу с такими компаниями усложняет ряд нюансов. Расскажу о трёх наиболее типичных.
1. Низкий уровень грамотности в digital-инструментах и неготовность в них инвестировать
Наш клиент — группа компаний «Защита» — с 2007 года предоставляет услуги в области строительного консалтинга и лицензирования. Компания успешно работает уже более 11 лет, но за это время почти не получала заявки через веб. Поэтому пришла к нам с этой задачей и запросом на услуги SEO.
Однако существующий сайт клиента на тогда был совершенно не конверсионным. На нём не было ни описания услуг и их стоимости, ни информации о самой компании. Отсутствовала возможность оставить заявку на услуги.
Сайт не соответствовал требованиям поисковых систем, поэтому заниматься его оптимизацией было не очень целесообразно. И конечно, у компании не было фирменного стиля, с помощью которого она могла бы выделиться среди конкурентов.
При этом заказчику было непонятно, что такое брендинг и зачем он нужен.
И убедить его в значимости современного фирменного стиля было крайне сложно. Разумеется, выделять дополнительный бюджет за создание чего-то ему непонятного клиент не желал.
Мы решили этот вопрос от обратного и пошли на определённый риск: просто взяли и разработали драфт фирменного стиля компании и презентовали заказчику. Увидев наглядный пример переупаковки, заказчик без вопросов утвердил новый фирменный стиль, на основе которого мы разработали сайт с нуля. Все остались довольны.
2. Сложность позиционирования и отстройки от конкурентов
Любая работа над брендингом начинается с анализа позиций самой компании на рынке и оценки конкурентов. Сложность некрупного бизнеса в том, что у многих компаний практически нет никакого УТП (уникального торгового предложения), которое отличало бы её от конкурентов. Либо в компании не умеют формулировать и развивать свои преимущества.
В такой ситуации можно начать работу с формулировки значимых характеристик не конкретной компании, а в целом отрасли или ниши. Для неразвитой с точки зрения digital отрасли этого может быть достаточно. Поскольку и у других игроков нет современного фирменного стиля, то просто сформулировав свои сильные стороны, не являющиеся уникальными, вы уже достигнете нужной цели.
В случае с ГК «Защита» мы выделили три ключевые характеристики: надёжность, компетентность и скорость. Логотип и фирменный стиль компании должны были ассоциироваться с ними.
Следуя современным трендам в вебе, мы стали прорабатывать текстовый вариант логотипа. В нём мы решили обыграть букву «З» — заглавную в названии компании.
Заострив углы буквы, мы превратили её в молнию — этот образ ассоциируется с крайне высокой скоростью и соответствует одной из ключевых характеристик компании.
Идею скорости мы ещё усилили за счёт интерактивной версии логотипа. При наведении курсора на логотип на сайте стремительно пролистывается слово «Защита». К тому же интерактивные логотипы сегодня весьма актуальны в веб-дизайне, так как способствуют удержанию внимания пользователя.
Диагональные линии, используемые в логотипе, стали отличительной особенностью визуальной айдентики компании. Контур молнии или его сокращённый вариант — диагональные линии в разных вариациях — используются в оформлении сайта и других фирменных элементов компании.
Важный момент: если отстроиться от конкурентов за счёт УТП не получается, то можно попробовать это сделать с помощью цветовой палитры. Мы создали карту цветов по тематике клиента. В ней мы собрали логотипы не только прямых конкурентов компании, но и в целом участников этого рынка. Важно было понять, какие цвета являются традиционными для отрасли, и выбрать тот, которого ни у кого из участников рынка нет.
Например, за основу фирменного цвета ГК «Защита» мы взяли ультрамариновый синий. Синий символизирует надёжность и честность, что коррелирует с ключевыми значимыми характеристиками компании и не встречается ни у одного из участников рынка.
В создании фирменного стиля другого нашего клиента — компании «Стройконсалт» — также значимую роль сыграл цвет.
Минималистичный дизайн мы сделали эффектнее с помощью сочетания интенсивного синего и фуксии, переходящих один в другой с помощью градиента и на пересечении создающих разные оттенки фиолетового. Кроме этого, нам необходимо было создать в едином стиле визуалы к описанию услуг компании. Мы разработали фирменную графику на основе логотипов ведомств, что помогает ориентироваться в услугах.
Так мы решили вопрос с нестандартной визуализацией сложных услуг. Ведь наглядно изобразить их, как в случае с продуктами, не так просто. Участники рынка часто задействуют в своих изображениях образ каски и других типичных элементов строительной тематики. И вариации на эту же тему выглядели бы банально.
3. Сложность тематики
В работе с клиентами из сферы строительного консалтинга нужно учитывать, что они занимаются довольно сложной темой, связанной с большим объёмом текстовой информации. А поэтому склонны рассказывать о себе и о своей компании таким же сложным для восприятия языком. Для наполнения сайта и других материалов компании важно подать информацию в доступной для посетителей форме.
Как пример нестандартного решения вопроса со сложностью восприятия контента интересен наш кейс для ещё одной компании, что забавно, тоже с названием «Защита».
«Защита» — учебный центр, специализирующийся на услугах в области пожарной безопасности и охраны труда.
Тема с охраной труда уходит корнями в раннюю советскую эпоху, по крайней мере ассоциативно. Поэтому в дизайне мы решили отталкиваться от советских плакатов, посвящённых технике безопасности. Для логотипа мы решили использовать цвета, традиционные для советских агиток: красный, голубой, синий, охровый и бежевый, играющий роль белого.
Мы также создали иллюстрации в советском стиле для оформления сайта: по одной на каждую услугу. Это решение не только обыгрывает основную тематику дизайна, но и делает использование сайта интуитивно проще.
Помимо перечисленных инструментов развития в digital, есть и другие, потенциал которых остаётся пока неиспользуемым. Например, соцсети — как ведение страниц, так и таргетированная реклама. А ведь именно они могут генерировать качественный и целевой трафик. Сюда же относится и, например, продвижение личного бренда руководителя компании.
В данной нише этот инструментарий будет работать как минимум в силу почти полного отсутствия конкуренции. Остаётся только начать его использовать.
Спасибо за коммент!
Вы затронули очень важную тему. Мы не можем учить бизнесменов бизнесу, в котором не разбираемся. Но мы профи в дизайне, айдентике и digital-инструментарии, которые должны увеличивать бизнес-показатели клиента. Клиент ведь к нам за этим обращается) А не за красивыми картинками.
А у вас какой-то иной опыт? Поделитесь?
у меня очень разнообразный опыт
диджитализация, особенно та часть о который вы пишете - красивый "конверсионный" лендинг
это борьба за пару процентов клиентов
остальное находится вне власти диджитала, логотипов и интерфейсов
и тут вопрос стоят ли эта пару процентов тех денег и усилий, в которые обойдутся эти изменения
добрый день, заинтересовали ваши методы работы и качество исполнения, можете мне в вк написать?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Ожидал почитать интересный кейс про ̶б̶л̶о̶к̶ч̶е̶й̶н̶ CRM/ERP системы, VR или какие то другие digital методы сокращения костов. А тут про красивый логотипчик.
А, ну ок.....
Не знаем чем мы вызвали такие ожидания, но в любом случае спасибо за внимание.
Статья скорее не про логотипчик, а про брендинг.
и бизнес сразу взлетел, дизайнеры хуевы
++
Ну хотя бы, например, о сложностях поиска клиентов в интернетах для b2b. Может, какой-то необычный и успешный кейс... Увы.
В логотипе "Защиты" не могу развидеть SSовскую молнию и объяснить почему штрих жирнее чем в остальных буквах.
На сайте второй Защиты банеры просто адок.
С SS – да, забавно. Хотелось сделать броский, четкий стиль, и видимо это нам удалось))
Штрих жирнее для придания веса и узнаваемости. Одна “З” из него является краткой версией лого.
По баннерам на УЦ “Защита” – изначально думали сделать что-то более минималистичное, скорее напоминающее Родченко. Но потом мы нашли талантливого иллюстратора, работающего в стиле советских агиток, она предложила такие изображения и нам они очень понравились.
Ну что ж теперь, из рунической письменности букву исключить ;)? Предки же не виноваты...
Это точно хороший пример дизайна? Я не сразу могу различить даже надписи на изображениях, а от обводки текста хочется плакать
упс... прошу прощения, по УЦ “Защита” заскринили не финальную версию. На финальной всё читается, сейчас обновим.
Комментарий удален модератором
Согласен - что надписи на картинках с обводкой это "высшая степень дизайнерской мысли"
А мне нравятся SS молнии, динамично так и броско.
Спасибо!
Ха-ха
Еще один диджитал дизайнер учит бизнесменов бизнесу
Вячеслав в этой статье попытался нассать нам в уши, но забыл расстегнуть ширинку.
мне нравится
на футболке лого отлично смотрится
Мне только непонятно, где вы нашли какое-то несоответствие вашего коммента тому, что говорит Вячеслав?
То есть на ваш взгляд удовлетворение потребностей как-то противоречит созданию и поддержанию бренда? Клиентский сервис вообще-то один из эффективных инструментов бренда, насколько мне известно.
Создание бренда – лишь отчасти задача дизайнера, если сама компания не участвует, то и результатов ждать странно.
Смотрите шире.
Peace)
эти хипстеры совсем опизденели, с умным видом впаривать такое вырвиглазное фуфло %)
сделали за отзыв походу
Комментарий недоступен
Ты реально собрался обсуждать чью-то внешность в контексте статьи? Хм.
А насчёт цифровых технологий, ты о чем: AR/VR/AI или ещё о чем?
Статья, если что, была вообще о диджитал брендинге.
Комментарий недоступен
Дружочек, я посмотрела ты статью про вред синего прочёл.
Но только свет и цвет как бы не одно и то же.
Танюша, я про цвет спросил, а не про свет.
Комментарий удален модератором
Лайк!
По первой защите - дизины, вы реально угараете, вдыхая с неба пыль. Логотип, простите, просто срань уровня игры 2000-х про викингов.
И синий. Вы этот цвет хоть как-то изучали, чтобы впиздячивать его настолько выдирающим?
?
Ок
Whiskey. Tango. Foxtrot. Что за адище в каментах?
Комментарий удален модератором
Да, в ваших влажных фантазиях.