CMYK ужасный и как его готовить

Про отличия RGB и CMYK написано очень много. Чаще всего это статьи, которые объясняют почему RGB нельзя сдавать в печать. А вот как сдать в печать CMYK, чтобы получить наилучший результат? Я не про 300dpi и вылеты. Хотя это тоже важно, конечно. В этой заметке я разберу самые популярные подводные камни печати, при которых типографии ничего нельзя предъявить. Выстрадано на своём опыте - за каждым советом боль изувеченного печатью макета.

Вектор vs растр?

Плашечные заливки (сплошная заливка одним цветом) это, пожалуй, единственное, что можно смело оставлять в векторе. Всё остальное - градиенты, тени, эффекты - лучше растрировать.

РЕЦЕПТ. Когда макет утверждён, я готовлю всю эту часть в фш в качестве подложки и линкую в иллюстратор, где сверху кладу тексты, лого и что там ещё у меня залито одним цветом. Растр лучше сдавать в формате .tiff, предварительно сведя все слои. 300 dpi для полиграфии, 150dpi и меньше для широкоформатки. Естессна, CMYK.

Пример разделения макета, изначально собранного в векторе, на растр и вектор Ксения Poluksu

Синька чмо

Весь диапазон синих очень подл. И гадит другим цветам, в которых присутствует в заметном количестве: бирюзовым, фиолетовым и даже холодным красным. Часто на экране вы видите шикарный благородный цвет, а на печати по этой расцмиковке получаете совсем другой. Иногда тоже ничего такой, но тем не менее - другой. С остальной частью спектра таких проблем намного меньше. Надёжное решение тут одно - цветопроба.

РЕЦЕПТ. Готовим пробник небольшого размера, который заполняем квадратиками с близкими расцмиковками - похолоднее, потеплее, посветлее, покраснее. Штук восемь. Печатаем единичным тиражом и подбираем оптимальный итоговый цвет. Нет ничего стыдно в том, чтобы предупредить клиента о сложности печати синего. Да и способ совсем не затратный. Зато вас потом не обвинят в косячном макете.

Пример макета под цветопробу для флаера с большой заливкой синим Ксения Poluksu

Делаем чёрный чернее

Обычно черный кодируют в CMYK как 0/0/0/100. То есть машина печатает его одной краской. Но у этой краски пигмент с таким противным зеленоватым оттенком. Для текстов и тонких элементов отлично подходит, плюс даёт низкую нагрузку на бумагу. Но иногда нужна настоящая чёрная глубина и бездонная бархатистость, а 0/0/0/100 её физически не может выдать.

РЕЦЕПТ. Для больших заливок, чтобы получился сочный чёрный (так называемый "глубокий") лучше подходит 50/50/50/100 - краски других цветов создают плотную подложку, на которой цвет уже выглядит густо. Или же тут можно экспериментировать, используя схему из предыдущего пункта и искать интересные оттенки чёрного: 50/0/0/100 - синеватый, 0/70/0/100 - с красным оттенком, 0/0/50/100 - усиливая зелёность. Важно! На экране чёрные с разными расцмиковками могут выглядеть одинаково, а на печати выйти по-разному.

Предел достигнут

Типографии любят возвращать макеты с превышением предельной суммы красок. Что это? Всё довольно просто. Если мочить бумагу, то она рвётся. Показатель предельной суммы красок - это то, сколько может выдержать конкретный вид бумаги не прорвавшись. Краски ведь жидкие. Обычно типографии просят не превышать сумму красок в 250% для мелованных бумаг. Газетная бумага может иметь 150-180%. Дизайнерский картон - 300-350%.

РЕЦЕПТ. Как понять какая сумма у вас? Сложить 4 цифры из расцмиковки. Помните, глубокий черный из прошлого пункта? Там как раз сумма 50+50+50+100=250. Как посчитать сумму в фотографии? Никак, но можно принудительно установить настройки цветового профиля (Edit - Convert To Profile - Custom CMYK), указав в графе Total Ink Limit нужное число.

Визуализация отличий черных цветов Ксения Poluksu

Тонкие отношения

Если вы делаете почти заметный паттерн на фоне, то может так случиться, что при печати его не будет видно совсем или наоборот он получится намного контрастнее, чем вы ожидали. Это всё трудности RGB vs CMYK. Ведь на самом деле на экране мы видим тот же RGB даже, когда кодируем CMYK. Ведь экран физически не может показать CMYK, он его только имитирует. И каждый монитор делает это по-своему.

РЕЦЕПТ. Здесь спасёт только цветопроба или выезд на печать.

Этот буклет из одного и того же файла иногда печатается вообще без кирпичиков на фоне. А его белая версия, наоборот, с очень контрастным серым рисунком, вместо едва различимого. Ксения Poluksu

Макет старый, цвет новый

Бывает, что из макета, который уже печатали, вдруг получается печатная продукция другого оттенка. Или расцмиковка одна и та же, а на выходе разный результат. Цвет в принципе тот же, но оттенок заметно другой. Существенно. Это связано с тем, что машина смешивает краску каждый раз с определенными допущениями. Даже офсетная.

РЕЦЕПТ. Иногда помогает печать на одной и той же машине, но люфт цвета всё равно возможен. Лучше всего приехать на печать с образцом. Техник может подшаманить немного сверяясь с вашим эталоном, чтобы максимально попасть в цвет. Ну, или пантон. Хотя русский пантон тоже в погрешностью - везде люди.

Полиграфия для отеля, которая пострадала от смещения оттенков Ксения Poluksu

Полосатая цифра

При цифровой печати большие плашки всегда печатаются с заметными полосами. Всегда. У вас не получится напечатать красивую зелёную/cинюю/черную папку маленьким тиражом, если немного не схитрить. Светлые меньше пострадают, но зоркий глаз и там заметит полосатость - цифровой принтер наносит цвета не поэтапно, как офсетный, а буквально льёт сверху вниз, создавая легкую, но заметную погрешность.

РЕЦЕПТ. Используйте еле заметный шум или градиент, чтобы минимизировать или вообще свести этот эффект на нет.

Ну, как? Полезно?

Это наверняка не всё, но это такие моменты, об которые можно споткнуться очень сильно. Ведь, когда пятьсот буклетов будут напечатаны с огрехом, заказчику очень захочется найти крайнего и мне бы очень не хотелось, чтобы им стали вы! На сегодня у меня всё!

0
128 комментариев
Написать комментарий...
Vasily Drigo

Писать ликбезы, до конца не разбираясь в теме — сомнительное занятие.

Давайте по подядку.

Вектор vs растр?
Плашечные заливками, как правило, называют цвета из системы Pantone. К CMYK этот термин не имеет отношения, то о чем говорите вы называется сплошной заливкой. Советовать растрировать градиенты я бы не стал — если вы работаете в иллюстраторе, то в этом нет особой нужды.
На вашем примере (где все объекты, как я понимаю, векторные) вообще ничего кривить не нужно — но стоит заглянуть в пдф-файл после его спуска и убедиться, что все ок.

Синька чмо
Тут нужно иметь представление о том, почему так. Цветовой охват CMYK действительно меньше, чем RGB, потому что это разные модели цвета. Но это касается не только синего, а всех «ядреных» оттенков голубого и зеленого, что наглядно показано на картинке: https://www.printelf.com/assets/img/color-space-rgb-cmyk.jpg
Совет в целом правильный, правда, цветопроба поможет подобрать оттенок только в случае, если она сделана на той же машине, что и будет произведена печать тиража (с офсетом так не получится).

Делаем чёрный чернее
Надо хорошо понимать, зачем нужен простой и составной черный и никогда не путать их. Простой черный нужен для печати мелких элементов, а составной — для заливки крупных плашек и страниц. Если будете применять составной черный для текста — при небольшом несовпадении печатных слоев в типографии он будет мутный. Про подбор числовых значений написана ерунда — чтобы получить значения составного черного можно конвертировать #000 в CMYK рабочего профиля типографии (или позвонить туда и спросить). Если делать как описано в заметке — не избежать огромного количества ошибок (особенно на неоткалиброванном оборудовании).

Предел достигнут
Опять же, такие вещи обычно остаются на стороне типографии. Кроме того, если вы работаете с рабочим профилем CMYK типографии и цмикуете картинки с его использованием, то никаких дополнительных телодвижений совершать не нужно. А посчитать сумму как раз можно, для этого есть Gamut Warning и TIL в инспекторе фотошопа.

Тонкие отношения
См. пункт «Синька чмо». Странно, что вас не смущает, что вы не даете больше объяснений процессу, чем шаман африканского племени дает дождю.

Макет старый, цвет новый
Чтобы этого избежать нужно цмиковать не из RGB в CMYK, как вы предлагаете, а в CMYK рабочего профиля машины, на которой будут печатать. И все будет ок.

Полосатая цифра
Совет норм, но если цифра полосит — значит вам печатают тираж на старой, плохо откалиброванной машине.

Ну, как? Полезно?
Нет, такая статья скорее вредна, чем полезна — вы даете советы, не объясняя физику процесса. А дилетанты и догмы, это, как известно, плохое сочетание.

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Евстигнеева
Автор

Не сомневаюсь, что ваш опыт бесценнее моего. И, да, эта статья написана для тех, кто не видел машин и смутно представляет себе принципы их работы. Допускаю, что вы правы по всем направлениям, однако всё, что написано применимо на практике и даёт довольно надёжные результаты, несмотря даже на возможную путаницу понятий и терминов. Я не даю объяснений процессов, потому что училась на коммуникации с печатниками из типографии и советую исключительно то, что помогало найти с ними общий язык и достигнуть результатов. А не технический фарш, который, безусловно, круто знать. Дизайнер не всегда может выбрать машину или даже знать как называется типография, но он может подстраховать макет или заказчика, предупредив о необходимости сделать цветопробу.

Ответить
Развернуть ветку
Vasily Drigo

Вы пишете практические советы, не понимая сути процессов, про которые пишите. Во многом вы с большой уверенностью советуете делать то, что вероятно приведет к ошибкам (например, когда говорите о составном черном). Единственный совет, до которого можно сократить вашу статью — «всегда делай цветопробу».

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Евстигнеева
Автор

Это плохой совет? По-моему и совет хороший и предострожности вполне себе рабочие. Ведь в итоге это реальность - про важность цветопробы. А припугнуть лишний раз многогранной вероятностью косяков не грех.

Ответить
Развернуть ветку
Vasily Drigo

Это хороший совет, но он действует с оговорками. И это далеко не тот минимум, который должен знать дизайнер, сдающий в печать макеты.

Ответить
Развернуть ветку
125 комментариев
Раскрывать всегда