{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

CMYK ужасный и как его готовить

Про отличия RGB и CMYK написано очень много. Чаще всего это статьи, которые объясняют почему RGB нельзя сдавать в печать. А вот как сдать в печать CMYK, чтобы получить наилучший результат? Я не про 300dpi и вылеты. Хотя это тоже важно, конечно. В этой заметке я разберу самые популярные подводные камни печати, при которых типографии ничего нельзя предъявить. Выстрадано на своём опыте - за каждым советом боль изувеченного печатью макета.

Вектор vs растр?

Плашечные заливки (сплошная заливка одним цветом) это, пожалуй, единственное, что можно смело оставлять в векторе. Всё остальное - градиенты, тени, эффекты - лучше растрировать.

РЕЦЕПТ. Когда макет утверждён, я готовлю всю эту часть в фш в качестве подложки и линкую в иллюстратор, где сверху кладу тексты, лого и что там ещё у меня залито одним цветом. Растр лучше сдавать в формате .tiff, предварительно сведя все слои. 300 dpi для полиграфии, 150dpi и меньше для широкоформатки. Естессна, CMYK.

Пример разделения макета, изначально собранного в векторе, на растр и вектор Ксения Poluksu

Синька чмо

Весь диапазон синих очень подл. И гадит другим цветам, в которых присутствует в заметном количестве: бирюзовым, фиолетовым и даже холодным красным. Часто на экране вы видите шикарный благородный цвет, а на печати по этой расцмиковке получаете совсем другой. Иногда тоже ничего такой, но тем не менее - другой. С остальной частью спектра таких проблем намного меньше. Надёжное решение тут одно - цветопроба.

РЕЦЕПТ. Готовим пробник небольшого размера, который заполняем квадратиками с близкими расцмиковками - похолоднее, потеплее, посветлее, покраснее. Штук восемь. Печатаем единичным тиражом и подбираем оптимальный итоговый цвет. Нет ничего стыдно в том, чтобы предупредить клиента о сложности печати синего. Да и способ совсем не затратный. Зато вас потом не обвинят в косячном макете.

Пример макета под цветопробу для флаера с большой заливкой синим Ксения Poluksu

Делаем чёрный чернее

Обычно черный кодируют в CMYK как 0/0/0/100. То есть машина печатает его одной краской. Но у этой краски пигмент с таким противным зеленоватым оттенком. Для текстов и тонких элементов отлично подходит, плюс даёт низкую нагрузку на бумагу. Но иногда нужна настоящая чёрная глубина и бездонная бархатистость, а 0/0/0/100 её физически не может выдать.

РЕЦЕПТ. Для больших заливок, чтобы получился сочный чёрный (так называемый "глубокий") лучше подходит 50/50/50/100 - краски других цветов создают плотную подложку, на которой цвет уже выглядит густо. Или же тут можно экспериментировать, используя схему из предыдущего пункта и искать интересные оттенки чёрного: 50/0/0/100 - синеватый, 0/70/0/100 - с красным оттенком, 0/0/50/100 - усиливая зелёность. Важно! На экране чёрные с разными расцмиковками могут выглядеть одинаково, а на печати выйти по-разному.

Предел достигнут

Типографии любят возвращать макеты с превышением предельной суммы красок. Что это? Всё довольно просто. Если мочить бумагу, то она рвётся. Показатель предельной суммы красок - это то, сколько может выдержать конкретный вид бумаги не прорвавшись. Краски ведь жидкие. Обычно типографии просят не превышать сумму красок в 250% для мелованных бумаг. Газетная бумага может иметь 150-180%. Дизайнерский картон - 300-350%.

РЕЦЕПТ. Как понять какая сумма у вас? Сложить 4 цифры из расцмиковки. Помните, глубокий черный из прошлого пункта? Там как раз сумма 50+50+50+100=250. Как посчитать сумму в фотографии? Никак, но можно принудительно установить настройки цветового профиля (Edit - Convert To Profile - Custom CMYK), указав в графе Total Ink Limit нужное число.

Визуализация отличий черных цветов Ксения Poluksu

Тонкие отношения

Если вы делаете почти заметный паттерн на фоне, то может так случиться, что при печати его не будет видно совсем или наоборот он получится намного контрастнее, чем вы ожидали. Это всё трудности RGB vs CMYK. Ведь на самом деле на экране мы видим тот же RGB даже, когда кодируем CMYK. Ведь экран физически не может показать CMYK, он его только имитирует. И каждый монитор делает это по-своему.

РЕЦЕПТ. Здесь спасёт только цветопроба или выезд на печать.

Этот буклет из одного и того же файла иногда печатается вообще без кирпичиков на фоне. А его белая версия, наоборот, с очень контрастным серым рисунком, вместо едва различимого. Ксения Poluksu

Макет старый, цвет новый

Бывает, что из макета, который уже печатали, вдруг получается печатная продукция другого оттенка. Или расцмиковка одна и та же, а на выходе разный результат. Цвет в принципе тот же, но оттенок заметно другой. Существенно. Это связано с тем, что машина смешивает краску каждый раз с определенными допущениями. Даже офсетная.

РЕЦЕПТ. Иногда помогает печать на одной и той же машине, но люфт цвета всё равно возможен. Лучше всего приехать на печать с образцом. Техник может подшаманить немного сверяясь с вашим эталоном, чтобы максимально попасть в цвет. Ну, или пантон. Хотя русский пантон тоже в погрешностью - везде люди.

Полиграфия для отеля, которая пострадала от смещения оттенков Ксения Poluksu

Полосатая цифра

При цифровой печати большие плашки всегда печатаются с заметными полосами. Всегда. У вас не получится напечатать красивую зелёную/cинюю/черную папку маленьким тиражом, если немного не схитрить. Светлые меньше пострадают, но зоркий глаз и там заметит полосатость - цифровой принтер наносит цвета не поэтапно, как офсетный, а буквально льёт сверху вниз, создавая легкую, но заметную погрешность.

РЕЦЕПТ. Используйте еле заметный шум или градиент, чтобы минимизировать или вообще свести этот эффект на нет.

Ну, как? Полезно?

Это наверняка не всё, но это такие моменты, об которые можно споткнуться очень сильно. Ведь, когда пятьсот буклетов будут напечатаны с огрехом, заказчику очень захочется найти крайнего и мне бы очень не хотелось, чтобы им стали вы! На сегодня у меня всё!

0
128 комментариев
Написать комментарий...
Shamil Daniyalov

в статье в общем все правильно изложено, но так как она для новичков в ней не хватает общего понимания что такое CMYK, см. скрин...

Ответить
Развернуть ветку
Vasily Drigo
Ответить
Развернуть ветку
Shamil Daniyalov

да ладно))) новичкам это и нужно в первую очередь знать...

Ответить
Развернуть ветку
Vasily Drigo

Признайтесь честно, сами рисовали?

RGB и CMYK — это разные цветовые модели (аддитивная и субтрактивная). В вашей картинке нет вообще никакого смысла — RGB мы видим на мониторе, где цвета падают (излучаются монитором), а CMYK — на бумаге, где цвета отражены.

Ответить
Развернуть ветку
Shamil Daniyalov
Ответить
Развернуть ветку
Alexander Zhikh

Вот с этого проиграл.

Ответить
Развернуть ветку
Shamil Daniyalov

модель в которой я эту картинку рисовал имеешь ввиду? так смысл не меняется от этого, оттенок чуть... да и не загружу я JPG в CMYK на сайт

Ответить
Развернуть ветку
Vasily Drigo

И? На мониторе вы всегда видите RGB.

Ответить
Развернуть ветку
Shamil Daniyalov

так как же нет смысла, рисунок ясно показывает, при наложении каких цветов CMYK какие получим смесевые цвета... а вот это "аддитивная и субтрактивная" я проще объясняю - свет и цвет... без головняка для того кому объясняешь... перестаньте был ботом, можно проще все рассказывать

Ответить
Развернуть ветку
Vasily Drigo

Проще рассказывать и нести околесицу — разные вещи. Что вы рассказали своей картинкой? Какой я должен сделать вывод?

Ответить
Развернуть ветку
Shamil Daniyalov

околесица - это когда такие как вы возвращают макеты из типографии и засирают мозги простым креативным дизайнерам... вместо того, что бы доступно объяснить, как понимать проблему...

Ответить
Развернуть ветку
Vasily Drigo

А что я недоступно объяснил? Вы вот не можете объяснить, в чем суть картинки, которую вы приложили.

Я, кстати, дизайнер, если что.

Ответить
Развернуть ветку
Make Luv

Суть в том, что наглядно показано, как из триадных красок получаются остальные цвета. По-вашему картинка была бы намного информативнее, только потому, что была бы напечатана или что?

Ответить
Развернуть ветку
Vasily Drigo

Ну получаются, а дальше что? Какие выводы можно сделать из этой информации?

Ответить
Развернуть ветку
Shamil Daniyalov

не делайте выводом никаких, я просто предложил, что дополнил бы этим статью...

Ответить
Развернуть ветку
Shamil Daniyalov

сделайте вывод что вы демагог

Ответить
Развернуть ветку
125 комментариев
Раскрывать всегда