{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Тысячеликий дизайнер или Why Design: проект о дизайне, сообществе и самоопределении

Время заставляет задаться экзистенциальными вопросами. Мы в Embacy спросили себя и других, а why design, почему не что-то еще? Не просто как сюда попали, а почему каждый день продолжаем этим заниматься.

Из-за исследования чего-то нового? Из-за интересных задач, свободы, технологий, результатов бизнеса клиентов, лайков на бехансе, выступлений на конференциях, творческого процесса или реализации, денег, удобства рабочего графика, собственного развития? И как мы понимаем, что действительно получаем удовольствие?

Сегодня в Why Design опубликовано более тридцати ответов самых разных людей — от фаундеров студий и креативных директоров до дизайнеров, аккаунт и прожект-менеджеров:

Проект завершится, когда будет опубликован сотый ответ — а пока вы можете в нем поучаствовать, заполнив заявку на сайте. Чтобы это не было односторонним движением, далее наша команда расскажет все-таки why design.

“Иконопись — практически работа с вайрфреймами”

В 2014 году решил, что хочу сделать сайт. Просто свой первый сайт, ни о чем. Я забросил на него свои рисунки, рассказы, все в этом роде. В это же время поступил в ВУЗ на иконопись — я из Великого Новгорода, где очень много церквей, и эта тема была мне интересна (а еще туда было легко поступить).

Только на иконах не заработаешь, так что в ВУЗе пошел работать в местный журнал. Соврал в резюме, будто есть опыт работы в журналистике, а они так поверили, что сделали меня главредом. Собрал команду, но не смог найти дизайнера и пришлось самому работать с дизайном и версткой. Так впервые открыл InDesign и заинтересовался дизайном.

Вообще иконопись — практически работа с вайрфреймами. Ты рисуешь чуть ли не по лекалам, но даже в этих тесных условиях у тебя есть возможность для самовыражения. Чаще всего через цвет.

Иконопись — медитативный процесс, а работа в веб-дизайне — постоянные поиски новых визуальных решений, эксперименты с разными приемами.

За свою карьеру понял, что очень люблю красоту. Если есть красивая вещь, шрифт, что угодно — этого не надо бояться. Слишком много дизайнеров сейчас сводят все к простым формам, хотя красота бывает и сложной. Минимализм — не единственно возможное решение. По мне так хороший дизайн должен трогать душу.

Больше рассказывать нечего. Пойду делать презентацию.

“Не могу работать, когда делаю что-то бесполезное”

За свою карьеру я поняла, что не могу работать, когда делаю что-то бесполезное. Если проект выйдет и человек не сможет этим пользоваться, то я чувствую себя плохо и переживаю, что работа не выполнена. Даже в малоизвестных сферах хочется сделать что-то значительное, на уровне дизайна для ноутбука или удобной мышки.

Порой создать даже просто хороший дизайн сложно. Например из-за того, что процессы во всех компаниях клиентов очень разные. Иногда это причина, по которой заказчик относится к сфере дизайна несерьезно.

Хорошо выставленный процесс помогает людям лучше понять, что дизайн — не что-то непонятное, а инструмент способный решать ту или иную задачу. Дизайнеры используют визуальный язык, но его значимость понимают не все, и донести клиенту, что наша работа в итоге превратится во что-то реальное бывает сложно. Человек должен понять, что наша субъективная работа приносит ему деньги.

Был случай, когда пришли люди, которые не понимают, чего хотят. Нашей команде было сложно общаться с ними на визуальном языке. Нам пришлось показывать на карточках, как с детьми, что вот это плохо, а это хорошо, вот так нормально, а так не надо. Не надо забывать о том, что клиентам может быть стыдно признаться, что они нихрена не понимают. Иногда надо вместе пройтись по, вроде бы, очевидным вещам.

Хороший дизайн тот, что будет работать и приносить деньги.

“Каково лететь на самолете, который ты разукрасил?”

Никогда не думал, что окажусь в дизайне, потому что всю жизнь хотел быть полицейским. Маленьким смотрел все эти фильмы и сериалы, того же “Глухаря”, и казалось, что в жизни оно так и есть — перестрелки, крутые расследования, и в конце все справедливо. Хотел стать честным следователем, не смотрел вообще ни в какую другую сторону.

В итоге не взяли в полицию по здоровью и пришлось решать, что делать с жизнью. Пошел в педагогический, и теперь, признаться, только счастлив, что с мечтой детства не сложилось. Но и учителем, и тем более учителем труда становиться не хотелось.

На четвертом курсе мелькнула мысль — “мир катится в интернет”, я вбил в гугл “кто делает сайты” и узнал о профессии веб-дизайнера. Тогда подумал, как же круто что-то создать и десятки, сотни, тысячи людей это увидят. Захотелось попробовать.

Какое-то время даже работал в своем же университете веб-дизайнером в отделе информации. Было приятно случайно услышать от кого-то “ну, теперь хоть расписание на сайте найти можно” и осознать, что ты к этому причастен.

Был случай, когда я работал в питерском коммуникационном агентстве. Как-то раз я сидел с опытным дизайнером рядом и увидел на его компе папку с названием авиационной компании. Мне стало любопытно:
— О, что-то для них делал?
Коллега открыл папку, а в ней — макет брендинга для самолёта. Именно в таком оформлении самолеты той компании летают сейчас.
— Каково лететь на самолете, который ты разукрасил? — спросил я.
— Ну. П*издатое чувство.

Главное — дизайнеры не просто рисуют красивые картинки. Это люди, которые очень много думают, причем структурно. Когда только начинаешь, вот тогда гонишься за красивой картинкой и стремишься удивить коллег, превращаешься в дизайнера для дизайнеров. Если же ты развиваешься, то в какой-то момент кайфуешь уже от решения задач и стремишься, чтобы твоя идея работала и выглядела стильно. Не рисую картинки, а решаю задачу. И как же круто, что задачу можно решить десятком разных способов, среди которых нет одного абсолютно верного.

“Презентация с шакальными фотками и вонючими шрифтами — ради этого училась?”

Интересно, что во время учебы не сильно зависишь от, так сказать, финансового аспекта дизайна. Грубо говоря, задача заработать дизайном не стоит. И в начале уже профессиональной деятельности это может вызвать дикое разочарование, потому что когда делаешь что-то за деньги, оно априори не будет таким, как тебе хочется из-за определённых вводных и ограничений заказчика. К примеру, у клиента уже есть презентация, брендбук, цвета и так далее. Первая задача, которая мне принесла деньги, просто вынесла. Чувак занимался мебелью и принес свой единственный бренд-носитель. Презентация с шакальными фотками и вонючими шрифтами — ради этого училась, этим буду заниматься? Сделала ему нормальную презентацию и получила за это три тысячи рублей.

Сильно потом был один проект, который был для меня поворотным моментом. Все мои проекты до этого были русскоязычными, но визуальная специфика и запросы клиентов в России таковы, что достаточно часто проект выходит душным. А еще особенность кириллицы в том, что она часто не позволяет использовать шрифты, которые нравятся, — хороших наборов-кириллиц не так уж и много.

В университетское время казалось, что делать проекты на английском — какая-то недостижимая фантазия. Будто либо всегда работаешь с российскими клиентами или переезжаешь, и в новой стране совсем другие люди и рынок в целом. Не говорю, что в русском дизайне вообще неинтересно, но клево, когда есть разнообразие, которое не ограничивается твоим происхождением.

Для меня хороший дизайн имеет баланс между логичностью, методичностью и эмоциональной жилкой, в которой есть что-то более субъективное или интуитивное. Когда баланс нарушается и уходит в любую сторону — слишком рассудительную или слишком артовую — тогда дизайн становится плохим.

“Поняла, что я зануда”

За время работы поняла, что я зануда. Для знакомых это был известный факт, но, работая в дизайне, я увидела ситуацию иначе: на проектах я могу пристать к коллегам с вопросами, “а почему оно такое, почему оно так, на какой вопрос это отвечает, с кем мы говорим этим элементом?” Другими словами, я не могу позволить себе полюбить результат работы чисто из симпатии, из одного только визуала. Как бы ни было все красиво, за происходящим должна стоять какая-то история.

На одном проекте у меня появился лернинг, что когда получаешь новую задачу, бывает полезным вылезти из монитора. В реальном мире порой уже есть нечто схожее с запросами клиента и можно найти метафору, которая объяснит смысл продукта и бабуле, и ребёнку. Возможно, это не так релевантно для крипты и схожих цифровых ниш, но для проектов приближенных к физическому миру — определенно.

Думаю, хороший дизайн отвечает на вопросы: что за продукт перед нами и как он изменит нашу жизнь, кому он пригодится и так далее. Если вопроса нет, то он рассказывает тебе историю. Хороший дизайн дает уверенность, что в мире возможны перемены к лучшему.

Должен ли дизайн быть красивым и нравиться всем? Нет, у всех разный вкус.

Порой встречается дизайн, у которого есть душа и лор, а порой дизайн, у которого их нет. Как с музыкой, когда слушаю песню и появляется вереница образов: может и абстрактные фигуры, может и какой-то фэнтезийный лес. Хороший дизайн похож на это; он через визуал сообщает и информацию, и передает ощущения.

Вопрос, казалось бы, поверхностная банальщина. “Почему в дизайне?”, — спрашивает скучающий HR на собеседовании, пока думает об обеде. Если же задуматься и ответить искренне, получается копнуть глубже.

Нам повезло работать в разношерстной дизайн-сфере. Может и сохранился где-то стереотип, что вся эта тусовка состоит из лентяев-рисовальщиков, попивающих что-то, где больше молока чем кофе, айтишников с претензией, но это же совсем не правда. Ну, достаточно далеко от правды. Это крайне разнообразное сообщество, с которым мы знакомим и знакомимся поближе.

На самом деле, никто нигде не оказывается случайно.

0
3 комментария
Andrey Alexey Egor

По кайфу работать в айти и читать такое
Можно ли представить это вне айти?

Время заставляет задаться экзистенциальными вопросами. Мы в АО Петропавловский завод тяжелого машиностроения спросили себя и других, а why electrogazosvarshik, почему не что-то еще? Не просто как сюда попали, а почему каждый день продолжаем этим заниматься.
Ответить
Развернуть ветку
Vadim Orlov

Вы правда так думаете?
У меня дядя - лифтер в Калининграде. Обожает свою работу - изучает каждый лифт, в который мы заходим. Говорит, что самый классный момент, когда ты очень долго собираешь груду железок, а потом нажимаешь на кнопку, и она начинает ехать. Его хотели повысить, менеджером сделать с большей зп - он отказался, потому что любит то, чем занимается сейчас.
Короче, я уверен, что и в труде тяжелого машиностроения много хорошего)

Ответить
Развернуть ветку
vladimir dmitrenko

Хороший пост, жизнеутверждающий!

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда