Новый фирменный стиль Университета ИТМО: trends VS usability
Университет ИТМО — это высшее учебное заведение в городе Санкт-Петербурге, в котором создают и развивают самые смелые инновационные IT-проекты России. Ежегодно студенты вуза занимают призовые места в международных соревнованиях по программированию.
ИТМО позиционирует себя как «первый неклассический вуз», позволяет студентам выбирать индивидуальную траекторию обучения и таким образом дает им академическую свободу.
Последние изменения в фирменном стиле ИТМО проводились в 2014 году, и к настоящему моменту перестали отражать дух энергичности, динамичности и неклассичности университета.
Чтобы идти в ногу со временем, университет решил полностью поменять свой фирменный стиль и к началу осеннего семестра представил результат своей работы.
Я обучаюсь в ИТМО на направлении «Дизайн графических и пользовательских интерфейсов» и в этой статье хочу обсудить новый фирменный стиль моего любимого вуза и то, как этот фирменный стиль повлиял на жизни людей внутри университета.
Начнем с логотипа. Новый лого вуза действительно смотрится более технологично за счет применения рубленного шрифта, однако главный элемент обновленного логотипа — буква «И» — породила очень много споров вокруг себя.
По задумке дизайнеров латинская «i» в логотипе — это первая буква слова «idea», а также других вдохновляющих слов, близких культуре университета: Identification, Iq intelligence, Inspiring environment, Innovation, Interdisciplinarity, More than IT.
Русская «и» — это союз, объединение различных частей в одно целое: наука и технологии для общества, учеба и работа, наука и искусство, soft skills и hard skills, обучение и хобби, теория и практика, мечты и действия.
Вдобавок к этому огромному количеству смыслов, вместе эти буквы также связаны в очень важными для ИТМО ассоциациями:
Невооруженным глазом видно, что дизайнеры постарались вложить в новый логотип самые главные и ключевые ценности Университета. Их работу нельзя недооценивать, и я не хочу преуменьшать их заслуги, однако хочу подметить несколько моментов, которые вызвали некоторое недопонимание среди студентов касательно нового логотипа.
Название университета стало гораздо хуже читаться, в сравнении со старым вариантом: во-первых, из-за очень малого кернинга, а во-вторых, из-за самого смыслового элемента логотипа. Многие студенты и сотрудники, подойдя к университету после изменения фирменного стиля, не поняли, почему над главным входом красуется надпись «vitmo».
A user interface is like a joke. If you have to explain it, it’s not that good.
Однако логотип в обновленном фирменном стиле стал далеко не самым большим спорным моментом.
Хочу также коснуться обновленной цветовой палитры и шаблонов для презентаций.
Новый логотип был представлен в ахроматических цветах:
Это бесспорно делает лого более универсальным и позволяет размещать его на фонах разных цветов.
Составляя новую палитру, дизайнеры решили полностью отойти от концепции старого триколора, и создали нечто яркое и трендовое, отражающее дух «Первого Неклассического»:
С одной стороны, дизайнеры хорошо отобразили яркость и неклассичность вуза через новую палитру, но с другой стороны, они не учли то, как с этой палитрой будут работать люди, которые мало что понимают в дизайне. Абсолютно ясно, что под всех людей не подстроишься, но большая часть преподавательского состава (т. е. очень большая часть целевой аудитории) использует шаблон презентации с элементами фирменного стиля в своей работе.
Как я уже упомянула ранее, внутри ИТМО всегда был довольно ярким, но это никак не отражалось в его фирменном стиле. Старые шаблоны презентаций для сотрудников и студентов выглядели довольно старомодно, однако они оставались универсальными и удобными для использования, особенно для обычного пользователя, не разбирающегося в дизайне:
Неопытному пользователю не составляло труда пользоваться подобным шаблоном презентации: он мог спокойно размещать туда разные фото, не беспокоясь о том, как это фото будет сочетаться с фоном, ведь фон в старых шаблонах универсальный — белый.
К сожалению, такое высказывание сложно отнести к новому шаблону презентаций:
Я однозначно считаю, что новый шаблон выглядит лучше старого, и мне, как человеку, имеющему некоторый опыт в дизайне, он кажется довольно интересным, и я понимаю, что при должном оформлении презентация в новом стиле будет выглядеть ярко и эффектно.
Но, как я уже сказала, очень большая часть целевой аудитории не использует данный шаблон так, как нужно.
Будучи студентом университета, я уже успела услышать много жалоб на данные шаблоны от преподавателей. Многие сотрудники и студенты просто не могут пользоваться данным шаблоном: сочетают цвета, которые не смотрятся вместе, размещают на слайдах прямоугольные картинки, которые абсолютно не вписываются в шаблон, где все углы скруглены. Другие просто считают новую палитру «кислотной», «не подходящий под строгие презентации и важные мероприятия».
Подводя итог всего вышесказанного, могу сказать следующее: дизайнерами Университета была проделана большая работа. Они создали абсолютно новый и трендовый фирменный стиль, который в полной мере отражает дух ИТМО.
Однако «тренд» в данном случае столкнулся с «непониманием» со стороны большой части целевой аудитории.
Дизайнерам ИТМО не следовало забывать, что первостепенное в дизайне — это его удобство и простота использования.
А что вы думаете на этот счет? Считаете ли новый фирменный стиль удачным?
Да мы уже выяснили, что в итмо очень плохо со вкусом и дизайном...
Как раз от коллеги с вашей кафедры
Чтобы сделать дизайн удобным и понятным для всех, необходимо опросить каждого и выяснить, что лично для него "удобно и понятно". Это невероятные трудозатраты ради сомнительного результата, т. к. не каждый сможет сформулировать конкретный и точный ответ.
По логотипу - да, он стал сложнее с добавлением новых элементов. С усложнением узнаваемость и читаемость ухудшается, это неизбежно.
"Многие студенты и сотрудники, подойдя к университету после изменения фирменного стиля, не поняли, почему над главным входом красуется надпись «vitmo»".
Все верно, при обновлении/изменении чего-либо одной группе пользователей понадобится больше времени на изучение и принятие, чем другой. И в любом случае найдутся те, кто не сможет/не захочет тратить время на изучение, как в примере с преподавателями. Это нормально. И вы это сможете понять, если предложите альтернативный вариант айдентики вашего университета. Хотя бы и здесь на VC в виде статьи. Проблемы вы озвучили, с пользователями контактируете. Значит вам не составит труда исправить недочеты, на которые вы указали.
И это ни в коем случае ни коммент аля "Сперва добейся". Просто новый дизайн создавался с учетом желаний и требований узкой группы людей - пусть она будет хоть 100 человек, которые непосредственно влияли на вид логотипа и фир. стиля. А тысячи пользователей будут просто взаимодействовать с новой айдентикой. Или не будут. Это уже их выбор.
Просто прошлый фирменный стиль имел очень удобные и подробные гайдлайны, которые понимали все и которыми было удобно пользоваться всем. Даже 70-летним преподавателям. Данный стиль представили абсолютно сырым. О чем, собственно, и сообщили дизайнерам, которые разрабатывали фир.стиль, инженеры на предрелизе. Но у нас просто очень много 'эффективных' менеджеров, которые решили, что знают лучше.
Как человек, который теперь пользуется новым стилем, могу с уверенностью сказать, что он неудобен. И да, стиль разрабатывается для всего университета. Его нельзя "не использовать", если "не хочется".
Если все так, как вы говорите, и нет четких правил в гайде к фир. стилю — это недоработка дизайнеров. И это исправляется при желании. Мой предыдущий комментарий касался субъективных отзывов о новой айдентике, таких как "Другие просто считают новую палитру «кислотной», «не подходящий под строгие презентации и важные мероприятия». А недостаточно подробный гайдлайн вполне тянет на объективность, потому что это можно доказать в сравнении с любыми другими гайдлайнами.
Комментарий недоступен
Вы действительно находите такое исполнение буквы "И" привлекательным? Даже Я/МЫ было интереснее