Концепт: айдентика Выборга от агентства Setters Статьи редакции

Креативный директор агентства Витя Вит и дизайнер проекта Дмитрий Буенков — о грусти по историческому наследию и дизайне для города.

Витя Вит — о проблеме города и идее

Этот проект — наша инициатива. Мы начали его, потому что неравнодушны к Выборгу. Это уникальный город с исторической точки зрения, с культурной, туристической — где ещё вы найдёте шведский средневековый замок, финский модерн и советскую архитектуру в одном месте? Мы живём рядом, хорошо знаем места и близко к сердцу принимаем то, что там происходит.

Есть такая история — однажды мы приехали в Выборг прогуляться, посмотреть на местные достопримечательности. Мы отправились в Выборгский замок. В начале экскурсии проводник сказал, глядя в глаза посетителям: «Вы, наверное, хотели увидеть средневековый антиквариат, картины, предметы мебели? Извините, но ничего такого здесь нет — или сгорело в пожаре, или украли». Это применимо ко всему городу.

Проблема в том, что Выборг со всей его идентичностью и красотой исчезает, как это часто происходит с провинциальными городами в России. Это происходит медленно и печально, буквально на глазах — пробелы в замковых стенах прячут за заборами, исторические фасады годами стоят в строительной сетке, изображая видимость реконструкции. На самом деле ничего не происходит.

Поэтому главная задача, которую мы ставили перед проектом, — обратить внимание жителей и властей на город и его проблемы. Показать, что он может быть другим, мотивировать людей что-то делать, не оставаться в стороне, молчаливо проживая свою жизнь в разрухе и деградации.

У нас была идея — сделать дизайн, который может мотивировать и объединять людей, вовлекать их в действие. Была метафора, которая отличает Выборг от других мультикультурных городов, где античность пересекается с двадцатым веком, — всего два слова — «исчезающая красота». Ощущение чего-то бесконечно прекрасного, умирающего у тебя в руках — эту отличительную и сильную эмоцию мы хотели передать вместе с исторической и культурной идентичностью.

Остальное было делом техники, а точнее, поиска. Наш случай тот самый, когда не нужно ничего придумывать — дизайн сделал себя сам. Все фактуры, линии, цвета, приёмы лежали в городе и его истории, нам нужно было это искать, пробовать, рассматривать с разных сторон, начинать всё снова и снова и не отступать, пока не найдём «то самое».

Это волнительно — создавать айдентику для города по собственной инициативе, тем более для такого необычного. Представьте, что вы делаете что-то, что должно изменить мир огромного количества людей и восприятие тех, кто приезжает в этот город гостем. Отсутствие заказчика не снимает ответственность, а наоборот, заставляет подходить к процессу ещё серьёзнее.

Сложно было заниматься проектом вперемешку с обычной работой. Идея родилась весной, и было непросто пронести её через время и эмоции и мнения всех поучаствовавших людей, но с этим ничего не поделаешь. Если ты хочешь сказать или сделать что-то важное, придётся работать, стиснув зубы, не спать ночами, засунуть своё эго подальше и прислушаться к мнению других.

Надеюсь, что жители и власти Выборга заметят проект. Дело не только в том, чтобы наш дизайн приняли и реализовали. Конечно, этого хотелось бы — но опыт Артемия Лебедева (история с туристическим брендом Санкт-Петербурга) показывает, что нельзя просто так взять и сделать городу новый дизайн, это сложная процедура.

В проекте нет никакого коммерческого интереса, и если предложение взять этот дизайн поступит от города, мы сделаем всё, чтобы передать Выборгу нашу работу и воплотить её. Но это не главное. Главная надежда на то, что мы вдохновим людей менять свой город и жизнь к лучшему.

Дмитрий Буенков — о дизайн-решениях

Всё, что отражено в айдентике, уже заложено в коде города. Ничего не придумано просто так — мы поняли, что не нужно выдумывать велосипед, а стоит просто считывать информацию.

Основными словами в разработке были: исчезновение, архитектура, преемственность, средневековье, эклектика, реконструкция, хаотичность, сохранение, история. Также нужно было учесть факт, что город принадлежал сразу нескольким государствам в разные периоды своей истории (шведский, имперский, финский, советский).

Выборг провинциален и носит отпечаток российских маленьких городков. Слишком продуманный и выверенный стиль будет выглядеть насмешливо. Должно оставаться место для доброй улыбки. Турист должен смотреть на город с теплотой, наслаждаться его камерной магией, так не похожей на ритм Петербурга или Хельсинки.

Финское наследие города даёт возможность сделать эклектичный симбиоз стилей — простота и угловатость зарубежных соседей, отпечаток российской величественной царственности времён Екатерины.

Выбранные цвета не случайны: мы отмыли город от многовековой пыли и получили мягкие и пастельные оттенки фасадов зданий, дорожной кладки, мягкий оттенок Финского залива, свежую, летнюю зелень парка и отдали дань истории.

Логотип Выборга вобрал в себя знакомые формы и очертания, которые город приобретал веками. Знак подчёркивает важность и ценность исторического прошлого, а ещё дружелюбно раскрывает объятия всем, кто хочет узнать его сегодня.

У нас была возможность сделать его более мягким, округлым или утончённым, но тогда он бы не был настолько скандинавским и в меру строгим. Для этого нам следовало сохранить его характер и преемственность привычной всем буквы W (а иногда ещё и V, так как Viipuri), которая в разных вариациях присутствует в коде самого города: гербе, флаге и других исторических атрибутах.

Идея с буквой W хороша тем, что город к ней готов. Сохранение странного символа с его современным переосмыслением предлагает взглянуть на Выборг под другим углом — просто, понятно, в духе Европы.

Первой идеей был акцент на крупных деталях самого города, таких как многовековая брусчатка, ворота во двор, текстуры кладки бастиона — то, что живёт много лет. Каждый мог сделать «свой Выборг», заполнив основу визуала тем, что для него дорого: для кого-то эта железная крыша была местом первого поцелуя, а старый замок на двери, который несколько сотен лет назад повесил прапрапрадед, безмолвно напоминает об истории семьи.

Начали щупать детальнее, и казалось, что ответ почти найден. Но было как-то трендово, и это смущало. В нашей ментальности с этим туго.

После того как Владимир Лифанов выпустил брендинг «буше», мы удивились, как одинаковые идеи летают в воздухе, и придумали новую концепцию.

Сложно было отразить две полярные истории: Выборг, покидающий нас (плохое), и Выборг монументальный, бесконечный и даже романтичный (хорошее).

Нашей задачей было совместить две разные эмоции в одной понятной концепции для любой аудитории — и российской, и европейской. Именно поэтому основной стиль частично совмещает европейский смелый авангард с русской прямолинейностью, буквальностью и возможностью исключительно «понять душой».

Было ясно, что нам нельзя идти по пути того, что чуждо русскому привычному восприятию, поэтому на эксперименты с трендовой «иркутсткостью» мы не готовы были идти.

Мы всегда хотим подробнее разглядеть то, что не видим. Проведите аналогию с восточной девушкой: есть возможность лишь увидеть её глаза, разглядеть их, дорисовать то, как выглядит человек, при этом никогда не увидя её лица.

Эффект «перекрытия» — эта та самая вуаль, забор, глитч или выгоревший пиксель, метафора исчезновения, которую мы пропускаем через частично открытые взгляду детали, через то, что мы и следующие поколения, возможно, никогда не увидят. А линия — это время, которое проходит сквозь года, оставляя силуэт того, что останется жить вечно.

Мы дали возможность понять эту сложную двойственность простым и понятным решением для каждого.

Удивительно, но идея с кинестетизацией стала ключевой. Какой город мира может похвастаться кастомной «сувениркой»? Разрисуй открытку и отправь бабушке на память, сделай свой фирменный цветной мерч или раскрась стикер. Просто сделай свой Выборг. Метафорично. Этот призыв через игровую форму может проявляться в красках на холсте или в облагораживании придомового участка.

Такой механики в территориальном брендинге я не видел и надеюсь, что это станет положительной тенденцией.

Мы рассказываем историю через призму самой мощной эмоции, которую мы могли заложить в концепцию брендинга целого города. Наша история человечна.

Чтобы сделать финальную концепцию, которая удивительным образом была получена за пять минут, нужно было провести объёмную теоретическую и техническую работу в течении трёх месяцев и поймать волну. Собрав достаточное количество отзывов от местных жителей, приезжавших туда хоть раз или не знакомых с городом совсем, пришли к выводу, что всё получилось.

0
54 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Denis Fomin

История та же, что с "иркутскостью" - одних картинок мало, нужны смыслы.

Ответить
Развернуть ветку
Dan Mishin

- Дизайнер, есть какие-нибудь идеи логотипа?
- 🤷🏼‍♂️
- Утверждаю!

Ответить
Развернуть ветку
Alex Bach

Вдохновение черпали у фирстиля Хельсинки?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Klikushyn

Один в один просто)
Один.
В один.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Радмир Яруллин

Как же умиляюсь от вот таких комментаторов. «У К Р А Л И !» — и что? Выборгу от этого будет плохо? Вас это как-то задело?
То, что люди друг у друга тырят — это закон. Так и нужно работать. Чаще тыришь, чаще придумываешь новое. Поэтому, ребятушки, спокойнее относитесь.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Sozinov

Есть что-то общее с проектом для Хельсинки (https://werklig.com/project/city-of-helsinki/), но работа Setters для Выборга нравится больше. Особенно круто выглядят информационные материалы — афиши, указатели и вот это всё.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
SocialWarrior

и вся айдентика идет лесом

Ответить
Развернуть ветку
Anton Matrosov

Не хватает только трупа сталкера в луже, которого жрут дикие собаки

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Soloviev

Айдентика ок, осталось за малым — город восстановить.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
werewolfenstein

Круто.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Moiseenkov

Все бы ничего, но когда коммуникационное агентство делает надписи не читаемыми это странно, как ни крути, но слова и текст везде должен считываться, а в половине примеров шрифт белый на светлом или слишком контрастном фоне.

Ответить
Развернуть ветку
Hungry Designer

Подача не дотягивает немного

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Antsyferova

Теперь концепция стала понятнее, действительно, это призыв к реновации и уборке территории за счет местного населения. Это твой выбор — жить в грязи среди битых кирпичей или с цветной штукатуркой и ярким пластиком!

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Маскин

Сочетание цветов жуть.

Ребята не знают основные правила, текст не читабелен, светлый текст на части светлого фона. И так почти везде

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Klikushyn

А что из написанного нечитаемо для вас? И можно, пожалуйста, список основных правил?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Цой жив

Мне лого AirBnB напоминает

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Глотов

W, но Vyborg

Ответить
Развернуть ветку
Some Body

Не совсем. W из старого написания это один из символов города. Стоит на вокзальной площади https://yandex.ru/maps/969/vyborg/?l=stv%2Csta&ll=28.752349%2C60.715206&panorama%5Bdirection%5D=29.825792%2C2.791153&panorama%5Bpoint%5D=28.750435%2C60.714500&panorama%5Bspan%5D=34.033232%2C14.469112&z=17.4

Ответить
Развернуть ветку
Николай

Выборг - очень приятный и очень недофинансированный город. Его бы отремонтировать, сделать нормальные тротуары, парковки и городскую среду - был бы отличным туристическим магнитом

Ответить
Развернуть ветку
Fedor Ngun

Его бы вернуть финнам - это было бы лучшим вложением в туризм. Ну и нам кататься в цивилизацию было бы легче.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Маскин

Или разделяется по середине текста и становиться ещё более не читабелен

Ответить
Развернуть ветку
Игнат Смирнов

Говно

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
TETA ETA

Проект норм. Идея норм. Выборг, если не развалится, тоже останется как всегда норм.
А называть себя "Витя" как-то лажово.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dan Mishin

Вы были в Выборге?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Эван Макгрегор

Это отлично для Выборга и прекрасный филантропически-писарский ход. Даёшь всем городам айдентику за рубль!

Ответить
Развернуть ветку
Denis Fomin

Окей, хорошая визуальная концепция есть. А где, собственно, дух Выборга, его отличие от других городов, суть локации, объяснённая кратко и доходчиво? Из этих визуалов ну никак не понятно, что я там увижу и зачем мне туда ехать. Понятно только, что можно сделать что-то кастомное с городом - вопрос в том, зачем. На полноценный территориальный бренд это не тянет.

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Antsyferova

Вот и у меня главный вопрос — Зачем?

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Demidov

Зачем так издеваться над жителями, которые бы и рады уехать, но не могут? "Родину не выбирают, сынок!"©

Ответить
Развернуть ветку
Stepan Vakhtin

Лайк вообще классно! Только W лучше смотрится когда толще. Тоненькая похожа на гнутую скрепку что ли

Ответить
Развернуть ветку
Мяу Цзэдун

Выборг - это больше про молодых?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Antar

Очень, очень круто!

Ответить
Развернуть ветку
Vasily Turintsev

Это все равно лучше чем Иркутскость ;D
P.S. Кто не понял тот поймет

Ответить
Развернуть ветку
Катя Розалик

очень классно! надеюсь на этой волне закрашивать придется все меньше и меньше!

Ответить
Развернуть ветку
Voin Mraka
Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Antsyferova

Концепция отлично подойдет для столичного урбаниста, выставившего свою кандидатуру на местных выборах. «Сделай выбор! Сноси старое! Строй новое!»

А еще вы забыли на каждый плакат добавить пояснение: «Для подбора цвета красок и декоративных штукатурок вы можете использовать колеровочные веера [Торговая Марка]»

Весь текст, которым вы описываете концепцию вызывает у меня «Эффект «перекрытия». Ту самую «вуаль, забор, глитч или выгоревший пиксель». Вся «концепция» выглядит так, будто вы закрыли город строительными лесами и разноцветными ширмами перед сносом или реконструкцией. А неудачный «трендовый» дизайн объясняете пространными патетическими текстами.

Осмелюсь предположить, что представленная вами работа не несет никакой ценности как для жителей города, так и для туристов. Это очередной дизайн для портфолио на behance или dribbble, где собрана целая коллекция таких же бессмысленных «брендингов» или «ux/ui», не несущих никакой практической пользы.

«Мы рассказываем историю через призму самой мощной эмоции, которую мы могли заложить в концепцию брендинга целого города. Наша история человечна.»

— Помогло убедить клиента и самих себя?

«Такой механики в территориальном брендинге я не видел и надеюсь, что это станет положительной тенденцией.»

— О боже, нет!

Ответить
Развернуть ветку
Igor Zyuzin

молодцы

Ответить
Развернуть ветку
Оля Шацева

Интересно, конечно) Меня очень интересует архитектура города. Безусловно нужно заниматься реконструкцией и делать это очень аккуратно, посмотрите, как пластиковые окна вписываются в исторические здания https://www.oknatrade.ru/help/plastikovye-okna-v-istoricheskikh-zdaniyakh-novaya-zhizn-pamyatnikov-arkhitektury/ Ведь оставлять старые не годится даже с точки зрения безопасности. Но для таких работ нужно нанимать только профессионалов, и не экономить на цене пластиковых окон https://www.oknatrade.ru/catalog/plastikovye-okna/ Надежных подрядчиков можно найти на этом агрегаторе.

Ответить
Развернуть ветку
51 комментарий
Раскрывать всегда