Личный опыт: российский дизайнер о том, как разработать устройство, чтобы получить премию Red Dot

Российский дизайнер Сергей Шляхов считает, что важно следить за технологическими, производственными и потребительскими трендами и иметь в виду кое-какие дополнительные нюансы.

Сергей Шляхов работает в сфере промышленного дизайна уже десять лет. В 2018 году сразу два продукта, в разработке которых он принимал участие, — смарт-терминал АТОЛ Sigma 10 и POS-терминал Optima — получили престижную международную награду Red Dot за достижения в дизайне. В этой статье Сергей рассказывает о своем опыте работы над продуктами-лауреатами и делится лайфхаками, которые помогут современному дизайнеру поднять свой профессиональный уровень настолько, чтобы претендовать на Red Dot или другую заметную отраслевую премию.

Узнать, что востребовано прямо сейчас

Чтобы добиться успеха и создавать интересные продукты, в первую очередь стоит следить за трендами в промышленном дизайне. В последние годы UX-дизайн (от user experience, т.е. пользовательский опыт) набирает все большую популярность, и остальные тренды во многом строятся вокруг этой идеи: пользователю мало получить стильный и внешне привлекательный продукт, ему необходимо максимальное удобство использования этого продукта.

Поэтому активно развиваются и внедряются альтернативные методы управления, например, голосовое, и функции, реализуемые при помощи интернета вещей. А в самих продуктах программный интерфейс приложений и оболочки часто становятся важнее, чем внешний дизайн корпуса. Собственно, поэтому же большинство смартфонов сейчас более-менее схожи внешне: минимум толщины, рамок и острых углов, максимум места под экран, а все нужные порты (которые еще не исчезли из-за победы беспроводной связи) находятся там, где они не будут мешать пользователю.

Эти же принципы активно применяются и при создании других современных устройств. Их внешний дизайн уже довели до комфортного и максимально понятного/привычного современному пользователю уровня, так что борьба за красоту и удобство (и в конечном итоге за популярность у пользователя) перешла в сферу интерфейса, от которого владельца ничего не должно отвлекать.

Клиенты все чаще обращают внимание и оценивают инструменты, которыми пользуется дизайнер, поэтому особенно важно уметь работать с самыми современными приложениями, форматами и методами.

Для производителей еще одним важным фактором стала экологичность производства и продукции, охрана окружающей среды и забота о будущем. Нашему потребителю это пока менее важно, но приятно знать, что дизайнеры все чаще задумываются не только над выгодой и пользой, но и над использованием экологически чистых материалов и методов утилизации продуктов, дизайн которых мы помогаем разрабатывать.

Анализировать особенности каждого проекта

Понимание трендов — отличный старт, но есть еще огромное количество нюансов, которые помогли АТОЛ Sigma 10 и Optima получить премию Red Dot. На главных стоит остановиться подробней.

1. Очень важно не повторяться и быть оригинальным.

Взять какие-то стандартные решения и повторить, то есть разработать вторичный дизайн, - это очень просто и вместе с тем опасно, ведь вторичность заметят и потребители, и жюри. Каждый раз нужно искать новые подходы и решения, переосмысливать и не бояться начинать с нуля.

Разработка концепта АТОЛ Sigma 10

Когда я занимался разработкой дизайна смарт-терминала АТОЛ Sigma 10, у меня был только набор функций, которые должен выполнять аппарат, и компонентов, которые нужно уместить в современный тонкий корпус: большой экран с изменяемым углом наклона, принтер с большим рулоном бумаги, автоотрезчик чеков, съемный модуль фискального накопителя. А вот четких требований по дизайну не было - бесконечное пространство для маневра и поиска “того самого” решения.

Прототип АТОЛ Sigma 10

Экспертными знаниями о продукте обладала команда АТОЛ: они понимали, почему экран должен был быть именно такого размера, почему нужен именно такой принтер, использовали в работе над устройством исследования оптимального угла наклона экрана на рабочей поверхности и т.д.

Окончательная версия дизайна АТОЛ Sigma 10

Мы вырезали модели корпуса из пенопласта и печатали на 3D-принтере варианты дизайна, чтобы оценить их вживую. Технические специалисты ребята очень увлеченные, они стремились сделать безупречный смарт-терминал - поэтому у нас и получился такой крутой продукт.

Окончательная версия дизайна АТОЛ Sigma 10

Разные подходы к компоновке деталей позволили создать два варианта конструкции, которые нас в целом устраивали, но… В процессе работы над ними необходимо было постоянно что-то менять, подстраивать друг под друга, дорабатывать и переделывать.

В какой-то момент я понял, что за всеми этими доработками потерялась изначальная идея устройства - так мы начали с нуля и создали окончательную версию, в которой учли все удачные наработки из первых двух. Вот она-то в итоге и дошла до стадии продакшена, а потом принесла награду Red Dot.

Очень важно постоянно копить и анализировать опыт работы с разными объектами: понимание того, как были спроектированы, скажем, торговая тележка, контроллер для шлема виртуальной реальности или электромобиль и почему они были спроектированы именно таким образом, даст вам возможность совсем с другой стороны подойти к проектированию нового, возможно, совершенно не связанного продукта (например, смарт-терминала) — и знания о том, ка́к это сделать.

А вот в случае с терминалом Optima у меня было почти готовое ТЗ с полным набором требований по функциональности и внешнему виду: наклонный экран, габариты под стандартную плату, удобный вывод разъемов. Здесь моей основной задачей было изучить современные тренды, подготовить концепты и придать конечному устройству индивидуальность, которая бы помогла выделить его среди конкурентов.

Одна из версий дизайна POS-терминала Optima

Одна из версий дизайна POS-терминала Optima

В итоге получился минималистичный терминал-моноблок с 11,6-дюймовым наклонным экраном, который удобен в использовании, может работать автономно в случае отключения электричества и умеет «спасать» базу данных на дополнительный накопитель… И при этом он вышел достаточно оригинальным, чтобы претендовать на Red Dot!

Окончательная версия дизайна POS-терминала Optima, получившего награду Red Dot 

Культивируйте в себе чувство прекрасного — в этом помогает многое: хорошие книги, выставки, красивое кино и компьютерные игры, вкусная еда — всем этим живут люди, а цель промышленного дизайна, повторюсь, удовлетворять их потребности максимально эффективно.

2. Дизайн должен быть качественным.

Если говорить кратко, промышленный дизайн должен отвечать целям продукта и требованиям пользователя, а сам дизайнер должен активно искать способы придать этому продукту некую дополнительную ценность. POS-терминал Optima, например, разрабатывался с мыслью о максимальной компактности и автономности.

Чтобы терминалом было удобно пользоваться даже в ограниченном пространстве, мы спрятали разъемы внутри корпуса, а заодно добавили аккумулятор на случай отключений электричества. В итоге получилось достаточно миниатюрное и «дружественное пользователю» устройство, которое соответствует всем современным трендам.

Найдите источник вдохновения и не стесняйтесь присматриваться к творчеству других дизайнеров — например, подписавшись в Pinterest на хорошие доски по промышленному дизайну (как это сделал я); при этом главное — не скатываться в слепое копирование чужих проектов, чем часто злоупотребляют наши коллеги из Китая, подхватывающие удачные решения и выпускающие собственные «оригинальные» продукты.

3. Работать стоит с такими заказчиками, которые готовы отправить проект на конкурс.

Хорошо, когда и дизайнер, и заказчик стремятся к признанию и не стесняются показать свой продукт всему миру.

Мне очень повезло, что АТОЛ отправил заявки на участие в Red Dot, причем я изначально знал только об одной из двух заявок, поэтому сразу две премии стали очень большим и приятным сюрпризом. Red Dot в дизайнерской среде считается чем-то сродни «Оскару», получение такой награды — это и огромный плюс в дизайнерскую карму, и видный элемент портфолио. Да и просто предмет для гордости, который мотивирует расти дальше.

Дизайнеру приходится балансировать между решением проблемы пользователя, запросами заказчика и технологическими ограничениями. Успешным становится исключительно тот продукт, в котором удалось реализовать правильный баланс. Например, дизайнеру хочется поставить принтер чеков под более удобным для пользователя углом, но конструкция не позволяет это сделать, не потеряв в надежности и без увеличения цены. Поэтому нужно вырабатывать финальный дизайн устройства, которым и пользоваться удобно, и соотношение цены и качества выдержано.

4. Небольшая хитрость: если выбрать нишевое направление, в котором сравнительно редко представляют продукты, шанс победить увеличивается.

Как участнику проекта по созданию дизайна продукта, получившего премию Red Dot, мне в этом плане повезло, так как смарт-терминалы на Red Dot представлены не особо широко. Естественно, это не отменяет необходимости разработать качественный и полезный для потребителя продукт, который отвечает всем требованиям заказчика.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Владимир Воробьев

Круто! И дизайнер, и Атол молодцы.
Прекрасный пример того, что если в индустрии есть конкуренция, то в итоге появляются охуенные продукты.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Dokuchaev

Red Dot Concept и Red Dot за пром образец это две огромные разницы. Концепт это идея, которую процесс подготовки к масс производству может изменить до неузнаваемости. Потому реддот за промышленный образец на порядок ценнее.
Экспресс дизайн у Лебедева из той же серии. Они не делают дизайн для последующего производства, они за эти 300к создают компании повод похайпить в соцсетях свой проект.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Вы хоть сами поняли, что пишете?

Ответить
Развернуть ветку
Mike Dokuchaev

Хотите мне возразить по существу?)Хотя судя по тому, что вы CES сравниваете с Red Dot, вряд ли.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Вы прочли, то что я написал?! Я думал Вы читаете только свое.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

А что попробую по-существу. Ни концепт ничего не стоит, ни промышленный образец ничего не стоит. Стоит то, что имеет реальную цену, вписывающуюся в рынок и некий набор фич, на который клюнет потребитель, потому что это ему реально надо и которые не смогут скопировать гиганты индустрии. И кстати маржу тоже не лишне иметь процентов 60%. Тогда нормальный инвестор с вами будет говорить.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Dokuchaev

Вы не правы, red dot это всегда отличный пиар для продукта, иначе бы крупнейшие компании не занимались этой ерундой. Заниматься нужно по возможности всем. Вообще странная дискуссия в посте про премию. Давайте вы сначала получите red dot или свозите свой продукт на CES, а потом со знанием дела расскажете нам, чему нужно уделять внимание, а чему нет.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Послушайте, был такой Yotaphone который оторвал все возможные призы, которые только есть, включая и Лас-Вегас и каких-то еще Канских Львов. Продажи были ничтожны, и хотя сами разработчики указывали то 100 тыс экземпляров, еще больше в зависимости от того, что курили, независимое агентство наконец назвало реальные цифры 6 тыс за все время что в проект вбухали $100M. Эти конкурсы нужны только им самим. Ну приглашают меня постоянно на Дизайн Авард, что бы я что-то тратил, ну сейчас приглашен в CES на Январь. Даже день встречи предлагают назначить, но это все траты и больше ничего.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Да и само понятие "Промышленный Образец" совершенно ложное. Все это только мухлеж с китайскими производителями, выдавая их продукцию за свою, и повод залезть в государственный карман ставя планку тем, у кого нет таких ходов.
У Темы в основе его творчества лежит Клептоамнезия (то есть умение выдавать чужие идеи за свои до такой степени, что бы поверить в это самому. Поэтому все его вещи непатентоспособны, остальное неважно)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergey Shlyakhov
Автор

У Лебедева экспресс логотип за 100к, а экспресс промдизайн за 300к. За подобное устройство цена у фрилансера будет примерно такой же. Только фрилансер за эти деньги сделает вам несколько вариантов, будет их с вами обсуждать и дорабатывать.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergey Shlyakhov
Автор

Да, Майя Прохорова крутая. Особенно круто, что она сама свои концепты отправляет на Red Dot, что довольно затратно, особенно, если учитывать стоимость прототипов и их доставку. Работать с заинтересованным заказчиком в этом плане приятно, так как он берет на себя оплату всех взносов.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergey Shlyakhov
Автор

По последним данным, чтобы участвовать в Design Concept, нужно минимум 415 евро (подача заявки + презентация + размещение прототипа), если попадаешь в Early submission.
https://www.red-dot.org/design-concept/participate/

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergey Shlyakhov
Автор

Спасибо, что заметили. Почту сделал видимой в фейсбуке.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergey Shlyakhov
Автор

Вот так дела...
Не хочу тут почту светить, чтобы боты не сканировали. Вот мой профиль на Corofolot. Там есть почта и портфолио.
https://www.coroflot.com/sergey_shlyakhov/profile

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
S.Z

100к у лебедева по экспрессу

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Вообще-то если куда, так это Лас-Вегас https://www.ces.tech/ А эти что Ред что Дизайн Авард, только прилипчивые очень. А вам желаю меньше в духе Николаса Сафронова

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда