Обзор шрифтов в логотипах «Сбербанка», «Яндекса», «Газпрома» и других российских компаний
Статьи редакции
Комментируют Дмитрий Голуб из студии «Паратайп» и Иван Величко из дизайн-бюро «Щука».
«Сбербанк»
Современный вид логотипа «Сбербанк» представил 14 декабря 2009 года. Концепцию ребрендинга разрабатывало британское агентство Fitch. От предыдущего логотип отличается трёхмерным изображением эмблемы.
ВТБ
Новый вариант логотипа ВТБ представил в конце 2017 года и стал применять с 2018 года. Разработан логотип агентством BBDO Branding. Ребрендинг был связан с объединением ВТБ и «ВТБ 24». От предыдущей версии новый логотип отличает замена «крыла» (входило в логотип с 1990 года) на три горизонтальные полоски, изменения в цвете эмблемы и корректировка шрифта.
«Яндекс»
Свой первый логотип «Яндекс» представил в 1996 году. Эту версию сделала сама компания. Далее разработкой логотипа компании занималась студия Артемия Лебедева. Вторая версия набрана латиницей, а третья, созданная в 2008 году, — кириллицей. Через два года студия добавила возможность склонения логотипа компании по падежам в графическом виде.
В 2016 году логотип компании претерпел незначительные изменения, о чём спустя полтора года рассказал один из авторов логотипа Илья Рудерман.
Mail.Ru Group
Последний ребрендинг логотипа для своих продуктов компания Mail.Ru Group представила 10 октября 2018 года. От предыдущей версии его отличает отсутствие частицы «.ru» и изменённый символ «@».
Символ «@» теперь можно использовать вместо слова «mail» в сокращённых названиях проектов компании: «@новости», «@облако».
«Ростелеком»
В 2018 году «Ростелеком» провёл ребрендинг. Над новым визуальным стилем работали агентства Bootleg (группа BBDO) и Saffron Brand Consultants. Предыдущий вариант логотипа (2011 года) представлял собой стилизованное «ухо», от которого отказались ради подчёркивания статуса цифровой компании.
«Мегафон»
Первый логотип «Мегафона» появился в 2002 году, когда компания сменила название с «Северо-Западного GSM» на «Мегафон». Последнее изменение логотипа компании было в 2013 году — он стал одноцветным, а не двухцветным, как ранее.
«Аэрофлот»
Существующий логотип компании «Аэрофлот» гендиректор компании утвердил в 2006 году. К предыдущему варианту логотипа, который не менялся с 1932 года, добавили развевающийся российский флаг и стилизованную улыбку. Ребрендинг компании проводился с начала нулевых годов: заменили не только логотип компании, но и окраску самолётов.
«Пятёрочка»
Последнее изменение логотипа «Пятёрочки» произошло в 2013 году. Ранее логотип представлял собой красную цифру «5» в кольце со словом «Пятёрочка».
Стилизованное яблоко с зелёным листом на новом логотипе символизирует свежесть продукции. Бренд «Пятёрочка» принадлежит X5 Retail Group.
«Газпром»
Существующий логотип «Газпрома» был утверждён правлением компании в 2004 году. Разработкой фирменного стиля компании занималось агентство Typo Graphic Design. Существует легенда, что логотип бренда — стилизованную букву «G» и огонь — придумал Рэм Вихорев, руководитель компании в конце девяностых и начале двухтысячных.
«Роснефть»
Логотип «Роснефти» президент компании Сергей Богданчиков утвердил в 2006 году. Сочетание золотого и чёрного цветов отражает род деятельности компании (нефть — «чёрное золото»). Какого-либо ребрендинга логотипа «Роснефть» не проводила.
Большинство этих изменений "оттенков, засечек и начертаний" напоминает перестановку кроватей в борделе. Создается впечатление, что вместо нормальной продуктовой работы с фокусом на увеличение ценности для пользователя и профита для бизнеса происходит попил огромных бабок с непонятном эффектом.
Я не эксперт, а простой графический дизайнер. Думаю, что ключевые аспекты это:
1) Оглядка на запад. Тенденции, которые зарождаются на западе, российские дизайнеры перенимают и внедряют. В результате, в нашей среде появляется что-то новое и свежее, непохожее на то, что уже есть и это становится модным.
2) Собственные ощущения. Если ты смотришь на логотип и от него прям пахнет нафталином, то вероятно, это признак, что он уже устарел (по крайней мере для вас).
3) Очевидные проблемы старых шрифтов. Когда то не было необходимости думать о том, как логотип будет работать на флешке и 30-и метровом баннере. Раньше логотип был нужен лишь с целью выжечь на деревянной коробке с грузом название поставщика, чтобы в порту при разгрузке/погрузке было понятно, что эти коробки ваши, а не чужие. А потом появлялись новые носители, и новые носители начали диктовать свои ограничения. С оглядкой на новые ограничения и новые задачи разрабатываются новые шрифты, которые с большей вероятностью, будут смотреться лучше, чем то, что было раньше (когда работали над Neue Haas Grotesk, который впоследствии стал Helvetica, никто не думал, что этот шрифт будет плохо выглядеть на экранах мобильных телефонов. Сегодня мы можем это продумать заранее).
4) Мода из других сфер дизайна передается в типографию. На моду в дизайне шрифтов часто влияют тенденции из сферы высокой моды в одежде, моды в кинематографии, в современном искусстве. Оценить степень влияния очень сложно, но можно проследить связь между шрифтом CSTM XPRMNTL 01 и крайними коллекциями Balenciaga и Raf Simons, их рекламными компаниями, работами Альбины Гайнуллиной (студии Лебедева), трендом на Brutal Websites (http://brutalistwebsites.com) и т.д.
В общем виде, мода в шрифтовом дизайне формируется похожим образом, как в моде в искусстве и одежде (мне так кажется).
Вообще, мода и трендовость в дизайне — не всегда полезные и нужные практики. Если вы какой-то супер свежий крипто-tiktok-рэпбатл-биткоин стартап, возможно надо. Если вы финансово-промышленный комплекс, то все эти дизайны — дело предпоследней значимости. В первую очередь стоит обращать внимание на полезность вашей компании для клиента, дизайн лишь хороший способ зафиксировать и утвердить в нем ожидания и воспоминания об опыте контакта с вашей компанией.
Большинство этих изменений "оттенков, засечек и начертаний" напоминает перестановку кроватей в борделе. Создается впечатление, что вместо нормальной продуктовой работы с фокусом на увеличение ценности для пользователя и профита для бизнеса происходит попил огромных бабок с непонятном эффектом.
У вас комментарий с непонятным эфектом.
Комментарий удален модератором
Я не эксперт, а простой графический дизайнер. Думаю, что ключевые аспекты это:
1) Оглядка на запад. Тенденции, которые зарождаются на западе, российские дизайнеры перенимают и внедряют. В результате, в нашей среде появляется что-то новое и свежее, непохожее на то, что уже есть и это становится модным.
2) Собственные ощущения. Если ты смотришь на логотип и от него прям пахнет нафталином, то вероятно, это признак, что он уже устарел (по крайней мере для вас).
3) Очевидные проблемы старых шрифтов. Когда то не было необходимости думать о том, как логотип будет работать на флешке и 30-и метровом баннере. Раньше логотип был нужен лишь с целью выжечь на деревянной коробке с грузом название поставщика, чтобы в порту при разгрузке/погрузке было понятно, что эти коробки ваши, а не чужие. А потом появлялись новые носители, и новые носители начали диктовать свои ограничения. С оглядкой на новые ограничения и новые задачи разрабатываются новые шрифты, которые с большей вероятностью, будут смотреться лучше, чем то, что было раньше (когда работали над Neue Haas Grotesk, который впоследствии стал Helvetica, никто не думал, что этот шрифт будет плохо выглядеть на экранах мобильных телефонов. Сегодня мы можем это продумать заранее).
4) Мода из других сфер дизайна передается в типографию. На моду в дизайне шрифтов часто влияют тенденции из сферы высокой моды в одежде, моды в кинематографии, в современном искусстве. Оценить степень влияния очень сложно, но можно проследить связь между шрифтом CSTM XPRMNTL 01 и крайними коллекциями Balenciaga и Raf Simons, их рекламными компаниями, работами Альбины Гайнуллиной (студии Лебедева), трендом на Brutal Websites (http://brutalistwebsites.com) и т.д.
В общем виде, мода в шрифтовом дизайне формируется похожим образом, как в моде в искусстве и одежде (мне так кажется).
Вообще, мода и трендовость в дизайне — не всегда полезные и нужные практики. Если вы какой-то супер свежий крипто-tiktok-рэпбатл-биткоин стартап, возможно надо. Если вы финансово-промышленный комплекс, то все эти дизайны — дело предпоследней значимости. В первую очередь стоит обращать внимание на полезность вашей компании для клиента, дизайн лишь хороший способ зафиксировать и утвердить в нем ожидания и воспоминания об опыте контакта с вашей компанией.
"Мода" — вообще слов ругательное, надо ориентироваться на эстетичность и психологию восприятия, а не стадное чувство.
Ростелеком украл логотип Kotlin
Они ещё и рекламу купили. Первая мысль — «казалось бы, причем тут Kotlin?»
Комментарий удален модератором
У Сбера теперь шритфы с засечками и без на одном лого? :)
у Яндекса трекинг не очень красивый, особенно заметно между буквами "я" и "е"
Газпром: Рем Вяхирев а не "Рэм Вихорев", три ошибки в двух словах дизигнеры машу вать!
Рэм Вяхирев, а не Вихорев
Безумно интересно было почитать, спасибо за статью