Обзор шрифтов в логотипах «Сбербанка», «Яндекса», «Газпрома» и других российских компаний Статьи редакции

Комментируют Дмитрий Голуб из студии «Паратайп» и Иван Величко из дизайн-бюро «Щука».

«Сбербанк»

Современный вид логотипа «Сбербанк» представил 14 декабря 2009 года. Концепцию ребрендинга разрабатывало британское агентство Fitch. От предыдущего логотип отличается трёхмерным изображением эмблемы.

Одной из основных задач при разработке нового логотипа была, очевидно, преемственность. Новый шрифт сохраняет пропорции букв и открытые апертуры (область буквы, которая полностью или частично ограничена формой буквы или символа, — vc.ru) старого (шрифт Benguiat).

При этом он уже не имеет никаких отсылок ни к ар-нуво, ни к другому историческому стилю. Формы букв нового логотипа актуальны на сегодня. Единственное, что здесь мне здесь не очень нравится — это чрезмерно плотная линия, отделяющая дескриптор (слоган), и странный выбор шрифта для дескриптора, который не сочетается по пластике ни с шрифтом логотипа, ни с корпоративными шрифтами.

Открытость апертур, смещение галочки в знаки и зелёный цвет вместе задают доброжелательный и доверительный тон.

Дмитрий Голуб, шрифтовой дизайнер в компании «Паратайп»

По ощущениям, в то время, когда логотип обновляли — предыдущие «историчные» буквы казались максимально неприятными, это было очевидно, поэтому вся историчность из нового логотипа была изгнана; при нынешней моде на всё странное и слегка уродливое эта эволюция выглядела бы иначе.

Что уж и говорить: предыдущий логотип набран примерно тем же шрифтом, что и заставка сериала «Очень странные дела», а новые буквы утеряли характер. Преемственность от этого вышла без особого содержания.

Иван Величко, сооснователь дизайн-бюро «Щука»

ВТБ

Новый вариант логотипа ВТБ представил в конце 2017 года и стал применять с 2018 года. Разработан логотип агентством BBDO Branding. Ребрендинг был связан с объединением ВТБ и «ВТБ 24». От предыдущей версии новый логотип отличает замена «крыла» (входило в логотип с 1990 года) на три горизонтальные полоски, изменения в цвете эмблемы и корректировка шрифта.

Новый логотип ВТБ — это результат эволюции. Как и старый, он основан на модифицированном варианте шрифта FF Meta. В этот раз были модифицированы пропорции, логотип стал более адаптирован к воспроизведению в мелком размере, лишился дескриптора и стал гораздо более цельным.

Буквы напрямую связаны со знаком, выполнены в единой пластике, угол среза линий в знаке теперь повторяет такой же угол в буквах «Т» и «Б». Хорошая работа.

Дмитрий Голуб, шрифтовой дизайнер в компании «Паратайп»

Всякого рода мелкие «подрезки» в шрифтах — очевидный способ превратить наборный шрифт в логотип. Мне нравится, что тут в новой и в старой версиях подрезка случилась два раза, чтобы уж точно все поняли: надпись и знак между собой похожи!

Иван Величко, сооснователь дизайн-бюро «Щука»

«Яндекс»

Свой первый логотип «Яндекс» представил в 1996 году. Эту версию сделала сама компания. Далее разработкой логотипа компании занималась студия Артемия Лебедева. Вторая версия набрана латиницей, а третья, созданная в 2008 году, — кириллицей. Через два года студия добавила возможность склонения логотипа компании по падежам в графическом виде.

Первая и вторая версии логотипа
Третья (и четвёртая)

В 2016 году логотип компании претерпел незначительные изменения, о чём спустя полтора года рассказал один из авторов логотипа Илья Рудерман.

Логотип «Яндекса» в целом сохраняет свои пропорции, начиная со своих первых версий. Самая последняя версия чище, лучше сбалансирована и, опять же, более оптимизирована для воспроизведения в небольшом физическом размере.

Дмитрий Голуб, шрифтовой дизайнер в компании «Паратайп

Этот логотип классный, потому что живучий; шрифтовая мода немного меняется, и логотип следует за ней, оставаясь самим собой. Предыдущий был очень «гуманистическим» гротеском в те годы, когда это имело смысл.

Новый логотип успокоился почти в геометрическом (если тут это уместное слово) духе, первые версии вообще были антиквами; это учит вообще-то тому, что узнаваемы прежде всего пропорция, композиция и цвет, а потом уже детали.

Иван Величко, сооснователь дизайн-бюро «Щука»

Mail.Ru Group

Последний ребрендинг логотипа для своих продуктов компания Mail.Ru Group представила 10 октября 2018 года. От предыдущей версии его отличает отсутствие частицы «.ru» и изменённый символ «@».

Символ «@» теперь можно использовать вместо слова «mail» в сокращённых названиях проектов компании: «@новости», «@облако».

Редизайн логотипа Mail.Ru Group выполнен с оглядкой на недавние тренды. Леттеринг, конечно, гораздо лучше и гармоничнее старой версии за счёт более согласованных пропорций. Также актуальным выглядит отказ от скруглений и минимизация, отсечение «.ru».

Однако буквы могли бы быть ещё более приятными, если бы в местах соединения штрихов в буквах «m» и «а» были более явные оптические компенсации — без них при уменьшении логотипа появляются не очень желанные «залипы». Появился прекрасный знак @, но его можно сделать ещё более аккуратно. У этого логотипа есть большой потенциал для последующего редизайна.

В отрыве от контекста с сокращёнными названиями проектов, кажется немного странным такое большое расстояние между «@» и словом «mail».

Дмитрий Голуб, шрифтовой дизайнер в компании «Паратайп»

Новый логотип очень старается всем понравиться, например, пользователям, общественности и дизайнерскому сообществу. Логотип трендовый, милый, приятный и так далее, буквы немного слипаются в мелком размере, но это, наверное, поправят при следующем редизайне; всегда важно оставлять что-то чуть недоделанным, чтобы потом был повод для работы.

Я думаю, что классно выглядит «странный» промежуток между «@» и «mail», в нём и спрятана идентичность нового логотипа.

Иван Величко, сооснователь дизайн-бюро «Щука»

«Ростелеком»

В 2018 году «Ростелеком» провёл ребрендинг. Над новым визуальным стилем работали агентства Bootleg (группа BBDO) и Saffron Brand Consultants. Предыдущий вариант логотипа (2011 года) представлял собой стилизованное «ухо», от которого отказались ради подчёркивания статуса цифровой компании.

Здесь произошла смена пластики в логотипе. Открытый, гуманистический гротеск, хорошо сочетающийся с органично стилизованной буквой «Р» (ухо), сменили на более строгий, полузакрытый геометрический гротеск, который потребовал ещё более абстрактно стилизованную букву «Р» в виде флажка.

На мой взгляд, в логотипе недостаточно аккуратно сбалансировано белое пространство, а также наклон левого штриха в букве «л» портит эту строгую, «технологичную» пластическую идею логотипа.

Дмитрий Голуб, шрифтовой дизайнер в компании «Паратайп»

Старый логотип был вполне трендовым (унылая эпоха гуманистических гротесков), новый тоже (геометрический гротеск), да и тот, который мы увидим через лет пять, окажется трендовым.

Но на этот раз логотип очень удачно живёт внутри стиля, который сам по себе мощный, цветной и острый композиционно. Есть ощущение, что логотип в своей левой части светлее, чем в правой, но я не уверен, что мы видим финальную версию.

Иван Величко, сооснователь дизайн-бюро «Щука»

«Мегафон»

Первый логотип «Мегафона» появился в 2002 году, когда компания сменила название с «Северо-Западного GSM» на «Мегафон». Последнее изменение логотипа компании было в 2013 году — он стал одноцветным, а не двухцветным, как ранее.

Леттеринг логотипа «Мегафона», начиная с первой версии, основан на модификации шрифта «Магистраль». На момент появления он был свежим в этом секторе и был эффектнее логотипов своих конкурентов.

В целом такой леттеринг и сейчас выглядит хорошо. Единственное, что мне не нравится, — чересчур тёмная буква «е». Если увеличить там контрпространство, надпись станет гармоничнее.

Знак прекрасно сочетается с надписью благодаря повтору пластики скруглённых внешних углов в линиях.

Дмитрий Голуб, шрифтовой дизайнер в компании «Паратайп»

В своё время шрифты такого типа («Магистраль») были ужасно заезжены (overused, как говорят в агентствах) в разного рода фирменных стилях. Но с тех пор все ребренднулись, а «Мегафон» как будто бы нет.

Сейчас такой логотип уже начинает выглядеть в духе нестареющей классики. Его, разумеется, хочется немного поправить — залипающую «е», например, и можно жить с ним дальше.

Иван Величко, сооснователь дизайн-бюро «Щука»

«Аэрофлот»

Существующий логотип компании «Аэрофлот» гендиректор компании утвердил в 2006 году. К предыдущему варианту логотипа, который не менялся с 1932 года, добавили развевающийся российский флаг и стилизованную улыбку. Ребрендинг компании проводился с начала нулевых годов: заменили не только логотип компании, но и окраску самолётов.

Логотип образца 1932 года

Надпись в основной части логотипа прямо наследует пропорции и старого логотипа, основанного на рисованном шрифте. Дизайнеры актуализировали форму буквы «ф», сохранив при этом дуктальный контраст в «а» и «л». Надпись выполнена хорошо.

Связь элементов в этом логотипе не очень сильна, но надо учитывать, что он проектировался в 2006 году, когда ещё не было тренда к минимизации. Пожалуй, элементов в логотипе просто слишком много.

Дмитрий Голуб, шрифтовой дизайнер в компании «Паратайп»

Хорошая, почти идеальная надпись в историческом духе, обвешанная Бог знает чем — тут и флаг, и старый знак, и никак не живущая со всем этим подлоготипная надпись. Хочется, конечно, оставить только надпись — без серпов и молотов, без привета от Amazon в виде рыжей дуги. Она более чем узнаваема.

Иван Величко, сооснователь дизайн-бюро «Щука»

«Пятёрочка»

Последнее изменение логотипа «Пятёрочки» произошло в 2013 году. Ранее логотип представлял собой красную цифру «5» в кольце со словом «Пятёрочка».

Стилизованное яблоко с зелёным листом на новом логотипе символизирует свежесть продукции. Бренд «Пятёрочка» принадлежит X5 Retail Group.

Надпись в логотипе выполнена энергичным, в меру игривым, гротескным курсивом. Дизайнеры подумали над применением логотипа — так как он используется в виде объёмных светящихся букв, которые в темноте выглядят жирнее, в нём присутствует необходимая разрядка.

Шрифт надписи пластически связан со знаком, пятерка в нём тоже имеет курсивную конструкцию, при этом она имеет другой наклон, что добавляет «игривости» в характер логотипа.

Дмитрий Голуб, шрифтовой дизайнер в компании «Паратайп»

Очень много «затей» — и в знаке, и в буквах. В странной «п» есть намёк на метафору, но что это за метафора — Бог знает. Мне нравится думать, что буква «п» — это персонаж на двух ногах и с длинной шеей, и на конце два глаза (точки над «ё»). Вообще, подобные игры опасны для шрифта, хочется поспокойней. Такое случается, когда и клиентом, и автором ощущается недостаток характера, компенсируемый мелким «креативом».

Иван Величко, сооснователь дизайн-бюро «Щука»

«Газпром»

Существующий логотип «Газпрома» был утверждён правлением компании в 2004 году. Разработкой фирменного стиля компании занималось агентство Typo Graphic Design. Существует легенда, что логотип бренда — стилизованную букву «G» и огонь — придумал Рэм Вихорев, руководитель компании в конце девяностых и начале двухтысячных.

На фоне остальных логотипов в этом обзоре логотип «Газпрома» несколько проигрывает в актуальности. Он выглядит, как типичный логотип середины — конца девяностых годов и сейчас кажется в каком-то смысле анахронизмом. Понятно, что пропорции букв связаны с пропорциями пламени в букве «G», это неплохо. Но логотип выглядит недостаточно цельно из-за того, что межбуквенная разрядка сильно больше белого пространства внутри самих букв.

Дмитрий Голуб, шрифтовой дизайнер в компании «Паратайп»

Буквы неприятные и даже не столько старомодные (это порой может сойти за достоинство), сколько плохо поставленные; даже в рамках такого шрифтового решения можно найти иные межбуквенные интервалы, иные толщины линий и даже иную композицию. Отдельно плохо нарисован знак, достаточно посмотреть на контрформу в «G».

Иван Величко, сооснователь дизайн-бюро «Щука»

«Роснефть»

Логотип «Роснефти» президент компании Сергей Богданчиков утвердил в 2006 году. Сочетание золотого и чёрного цветов отражает род деятельности компании (нефть — «чёрное золото»). Какого-либо ребрендинга логотипа «Роснефть» не проводила.

Логотип «Роснефти» был создан примерно в ту же эпоху, что и логотип «Мегафона», и считался достаточно модным на момент появления. Он в меру эффектный, хотя буквы нарисованы не совсем аккуратно. Из-за характерных пропорций полуовалов буква «ф» проваливается в наборе. В дескрипторе великоваты пробелы. Так что, на благо России, «Роснефти» не повредил бы редизайн.

В знаке символизм цветов понятен, форма знака кажется странной, но к ней уже все привыкли. Надпись и знак сейчас не согласованы ни по пластике, ни по пропорциям.

Дмитрий Голуб, шрифтовой дизайнер в компании «Паратайп»

Выражение «на благо России» отлетело от «Роснефти» слишком далеко, а в самом слове «Роснефть» лично мне кажется комичной сплющенная буква «ф», она же и отвечает за своеобразие леттеринга. Буквы странные по ширине и настолько не запоминаются, что их можно совершенно спокойно заменить на любые другие.

Иван Величко, сооснователь дизайн-бюро «Щука»

Студия шрифтового дизайна «Паратайп» основана в 1998 году. Выпустила семейство свободно распространяемых гарнитур для набора текстов на национальных языках РФ. Принимала участие в разработке знака рубля. Компания владеет крупнейшим в России шрифтовым магазином.

Дизайн-бюро «Щука» основано в 2003 году. Компания оформляла такие издания, как The Prime Russian Magazine, «Первая парковая», «Московское наследие» и «Большой город» последней редакции. Бюро разработало логотип чемпионата мира по шахматам 2018 года.

справка vc.ru
0
11 комментариев
Написать комментарий...
Вася Бездомный

Большинство этих изменений "оттенков, засечек и начертаний" напоминает перестановку кроватей в борделе. Создается впечатление, что вместо нормальной продуктовой работы с фокусом на увеличение ценности для пользователя и профита для бизнеса происходит попил огромных бабок с непонятном эффектом.

Ответить
Развернуть ветку
airbeard

У вас комментарий с непонятным эфектом.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Михаил Русланович

Я не эксперт, а простой графический дизайнер. Думаю, что ключевые аспекты это:

1) Оглядка на запад. Тенденции, которые зарождаются на западе, российские дизайнеры перенимают и внедряют. В результате, в нашей среде появляется что-то новое и свежее, непохожее на то, что уже есть и это становится модным.

2) Собственные ощущения. Если ты смотришь на логотип и от него прям пахнет нафталином, то вероятно, это признак, что он уже устарел (по крайней мере для вас).

3) Очевидные проблемы старых шрифтов. Когда то не было необходимости думать о том, как логотип будет работать на флешке и 30-и метровом баннере. Раньше логотип был нужен лишь с целью выжечь на деревянной коробке с грузом название поставщика, чтобы в порту при разгрузке/погрузке было понятно, что эти коробки ваши, а не чужие. А потом появлялись новые носители, и новые носители начали диктовать свои ограничения. С оглядкой на новые ограничения и новые задачи разрабатываются новые шрифты, которые с большей вероятностью, будут смотреться лучше, чем то, что было раньше (когда работали над Neue Haas Grotesk, который впоследствии стал Helvetica, никто не думал, что этот шрифт будет плохо выглядеть на экранах мобильных телефонов. Сегодня мы можем это продумать заранее).

4) Мода из других сфер дизайна передается в типографию. На моду в дизайне шрифтов часто влияют тенденции из сферы высокой моды в одежде, моды в кинематографии, в современном искусстве. Оценить степень влияния очень сложно, но можно проследить связь между шрифтом CSTM XPRMNTL 01 и крайними коллекциями Balenciaga и Raf Simons, их рекламными компаниями, работами Альбины Гайнуллиной (студии Лебедева), трендом на Brutal Websites (http://brutalistwebsites.com) и т.д.

В общем виде, мода в шрифтовом дизайне формируется похожим образом, как в моде в искусстве и одежде (мне так кажется).

Вообще, мода и трендовость в дизайне — не всегда полезные и нужные практики. Если вы какой-то супер свежий крипто-tiktok-рэпбатл-биткоин стартап, возможно надо. Если вы финансово-промышленный комплекс, то все эти дизайны — дело предпоследней значимости. В первую очередь стоит обращать внимание на полезность вашей компании для клиента, дизайн лишь хороший способ зафиксировать и утвердить в нем ожидания и воспоминания об опыте контакта с вашей компанией.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Васильева

"Мода" — вообще слов ругательное, надо ориентироваться на эстетичность и психологию восприятия, а не стадное чувство.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Савин

Ростелеком украл логотип Kotlin

Ответить
Развернуть ветку
Олег Савин

Они ещё и рекламу купили. Первая мысль — «казалось бы, причем тут Kotlin?»

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

У Сбера теперь шритфы с засечками и без на одном лого? :)

Ответить
Развернуть ветку
Kartoshka

у Яндекса трекинг не очень красивый, особенно заметно между буквами "я" и "е"

Ответить
Развернуть ветку
Александр Пугачев

Газпром: Рем Вяхирев а не "Рэм Вихорев", три ошибки в двух словах дизигнеры машу вать!

Ответить
Развернуть ветку
Michael Lyapin

Рэм Вяхирев, а не Вихорев

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Ershov

Безумно интересно было почитать, спасибо за статью

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда