{"id":13740,"url":"\/distributions\/13740\/click?bit=1&hash=0a59749984a5979086488f2d0b01c107cd33b25e0fff316f508925fa67b505e9","title":"1 \u0434\u0435\u043a\u0430\u0431\u0440\u044f \u2014 \u00ab\u041e\u0441\u043a\u0430\u0440\u00bb \u0432 \u044d\u043b\u0435\u043a\u0442\u0440\u043e\u043d\u043d\u043e\u0439 \u043a\u043e\u043c\u043c\u0435\u0440\u0446\u0438\u0438","buttonText":"\u0418\u043d\u0442\u0435\u0440\u0435\u0441\u043d\u043e","imageUuid":"aa453a2d-753d-5886-944e-1e91f92e8b2a","isPaidAndBannersEnabled":false}

Делали «Авито» для еды, но вмешались санкции. Как мы обошли блокировки

Лаконичное приложение, понятное ТЗ и свобода действий. Что может пойти не так? Оказывается, примерно всё, если на дворе 2022 год. Рассказываем, как мы в Purrweb выкручивались в период самых жестких санкций и вместе с заказчиком переделывали проект из-за блокировки иностранных сервисов.

Определили фронт работ

Клиент пришёл с идеей осенью 2021 года. Он хотел создать мобильное приложение «ЗаЕдой», в котором любой человек может продавать свои готовые блюда или фермерские продукты. При этом такие же пользователи покупали бы у них напрямую. Напоминает «Авито» или «Юлу», только с гастрономическим подтекстом.

Конкретных наработок по продукту у заказчика не было. Были только референсы дизайна и примерное понимание как монетизировать приложение. Предполагалось, что все расчёты будут внутри приложения, и за них будет взыматься комиссия.

Когда клиент не до конца понимает логику приложения, мы делаем аналитическую работу. Детально прорабатываем логику проекта, делаем концепт с рабочим способом монетизации и макеты приложения. Так было и в этот раз. Заказчик принимал деятельное участие, поэтому проблемы с нехваткой фидбека не было.

Мы разбили задачу на этапы:

  • определиться с бизнес-логикой: как заказчик получит деньги с приложения;
  • разобрать по косточкам работу приложения: как в нём регистрироваться, общаться с продавцами, изучать еду в каталоге и делать заказы;
  • создать запоминающийся дизайн: приложение должно зацепить целевую аудиторию, но при этом не напоминать крупные агрегаторы доставок еды;
  • разработать приложение: реализовать фронтэнд и бэкэнд, протестировать, чтобы исключить баги;
  • запустить продукт: опубликовать приложение в AppStore и Google Play.

Задача звучала просто и понятно — мы уже работали с похожими проектами. Например, мы делали маркетплейс для создателей контента и похожее приложение для доставки. Сложности начались, когда наш способ монетизации оказался незаконным, а Google и другие иностранные сервисы ограничили доступ для пользователей из России.

Но обо всем по порядку.

Разобрались с бизнес-моделью и оказались вне закона

Заказчик настаивал на такой схеме монетизации: пользователи договариваются о покупке еды в самом приложении — и в нём же переводят деньги. Так наш клиент был бы посредником и брал комиссию с платежей.

После анализа мы поняли, что такая бизнес-логика не сработает — это просто нелегально. По закону сделки между физлицами должны проходить через ОФД (оператора фискальных данных), а не только через наше приложение. Если проще, то посредник должен выдавать чеки и отсылать в налоговую. Не ясно, как это делать, если после чеков нужно передавать часть денег продавцу.

Мы обсудили эту проблему с бухгалтером и юристами заказчика и пришли к новой идее. Решили подключить сервис «Безопасная сделка» через банк-посредник. Такую возможность предлагает «Тинькофф-Банк». Его мы и предложили, но клиент отказался — привык работать с «Альфа-Банком» и не мог довериться другому.

Тогда мы предложили другую систему монетизации: позволить покупателю и продавцу договариваться о покупках напрямую друг с другом без участия приложения, а вместо этого брать деньги за публикацию объявлений. Заказчика устроило наше предложение — и мы разработали систему тарифов и платных пакетов размещений. «Авито», привет!

Так выглядели черновые макеты страниц с тарифами. В способах оплаты указаны Apple Pay и Google Pay, потому что макеты созданы в конце 2021 года. Хорошее было время

Подготовили логику и структуру приложения

Мы в Purrweb делаем детальную карту приложения (майндмэп) и чёрно-белые макеты (вайрфреймы). Если их не делать, то путь пользователя по приложению может привести в тупик, и человек не доберется до кнопки «Связаться с продавцом».

Мы проработали всё, включая возможность заблокировать пользователя или добавить блюдо в избранное. Отдельно продумали рубрики: вместо трех размытых категорий «завтрак», «обед» и «ужин», сделали фильтры по ингредиентам. Искать еду стало удобнее. При этом не добавляли лишних функций, чтобы приложением было легко пользоваться.

UI-дизайнер продумал поиск блюд так, чтобы категории не пересекались.

Иногда у клиента возникали идеи, которые могли усложнить интерфейс. В этом случае менеджеры звонили ему и узнавали, что он хочет сделать и почему. Часто удавалось договориться и убрать лишние функции, чтобы путь пользователя был проще и понятнее.

Например, сначала заказчик хотел, чтобы у покупателя и продавца был разный интерфейс. После разговора с менеджером он согласился, что лучше объединить две роли в одну. Так каждый пользователь может одновременно и заказывать, и продавать — как на доске объявлений. Не нужно заводить новый аккаунт, чтобы продать урожай клубники со своей дачи или попробовать блюдо от другого повара.

Мгновенно согласовали дизайн в стиле Uber

Заказчик дал нам несколько референсов разных зарубежных приложений. В частности, упоминал минимализм и Uber. Он не хотел, чтобы «ЗаЕдой» напоминало популярные агрегаторы доставок еды. Нужно было отстроиться от конкурентов и при этом не переборщить с креативом — иначе стиль потеряет лаконичность.

Референсы от заказчика: минимализм, закругленные кнопки, сдержанная палитра

Дизайнеры создали последовательную и цельную концепцию. Скругления кнопок дополняют схожие по стилю иконки. По тому же принципу выбрали шрифт Rubik со слегка скругленными углами. От Uber взяли строгую минималистичную палитру с акцентными элементами — оранжевый цвет выделяет их и запоминается.

Получился одновременно минималистичный и яркий дизайн. В логотипе мы соединили первые две буквы названия, «З» и «А», чтобы название было легче запомнить
Минимализм круто работает в приложениях для еды — ничто не отвлекает от фото блюд

Заказчик одобрил дизайн без правок — мы попали в точку с первого раза. Так получилось потому, что клиент дал много референсов, а проектный менеджер подробно расспросил его про ожидания от работы дизайнеров.

Разработали начинку приложения и попали под санкции — пришлось переделывать

Мы согласовали логику проекта и сделали концепт. Казалось, что разработку тоже удастся сделать быстро и без правок. У нас был опыт работы с похожими приложениями, поэтому мы точно знали, какой стэк использовать и какие сервисы подключить.

Но через месяц после начала разработки случилось 24 февраля. Иностранные компании ограничили доступ к своим сервисам из-за санкций, и у нас отвалилась половина удобных решений.

— Заблокировали auth0 для настройки авторизаций в России. Мы часто пользуемся auth0. Он позволяет быстро подключить вход и авторизацию через разные площадки, от Gmail до VK. Это удобно — не надо вручную писать код для каждого сервиса, через который пользователь может зайти в приложение.

Слева авторизация через auth0 с набором сервисов для входа. Она настраивается в полуавтоматическом режиме и требует меньше кода. Справа — новый вариант авторизации с помощью Twilio.

В начале марта выяснилось, что auth0 больше не работает, а мы уже написали под него весь код. Пришлось делать всё с нуля руками: разработка авторизации под каждую площадку занимала по 8 часов, тогда как с auth0 за то же время можно было настроить всё целиком. Посильная задача, но неприятная из-за своей внезапности.

— Запретили покупки внутри российских приложений. Самый большой удар по нашим процессам. Мы уже разработали систему тарифов и договорились, как монетизировать проект. Санкции всё обнулили: теперь в «ЗаЕдой» пользователю нельзя тратить деньги, а значит, заказчик не может получить свою часть. Это касалось как iOS, так и Android-версии приложения.

Нам пришёл в голову логичный вариант — заменить систему тарифов на показы рекламы. Проще всего настроить их через Google AdMob, но его — сюрприз! — тоже заблокировали для россиян.

В итоге мы обратились к Яндекс Рекламе. Подключить её к приложению сложнее, как Google-сервис. Мы работаем на React Native, тут удобно писать приложения одновременно под iOS и Android. Но с Яндекс Рекламой на React Native просто так не поработаешь. Чтобы их подружить, пришлось писать весь код под рекламу на других языках программирования — Swift для iOS и Kotlin для Android.

Перед публикацией объявления пользователь видит рекламу

Вышло дольше, чем с готовым решением, но мы справились. Мы уже писали подобные обёртки под React Native на прошлых проектах. Например, когда делали приложение для аренды аккумуляторов EnerGo. Так что мы и монетизацию сохранили, и ещё раз убедились, что даже в условиях санкций можем быстро подключить монетизацию для российских приложений.

Теперь все пользователи просто видят рекламу от Яндекса, когда создают объявление, а за тарифы им платить не нужно. В сложившейся ситуации это было идеальное и единственно верное решение.

— Подтверждение авторизации подорожало в 2 раза. Когда пользователь входил в приложение, ему приходил на телефон код в SMS — его нужно ввести при регистрации или авторизации. Мы подключили Twilio, который берет деньги за каждое сообщение. Из-за санкций Twilio удвоил расценки. Заказчика это не устроило, поэтому мы изменили способ.

Теперь авторизация идет через SMSAero Flashcall — пользователю звонит робот, и нужно ввести последние четыре цифры номера. Не так изящно, зато в 10 раз дешевле, чем платить за SMS в Twilio по новым ценам.

Так устроен сервис SMSAero Flashcall: нужно указать последние четыре цифры входящего вызова.

Довели проект до релиза на AppStore и Google Play

Заказчик получил готовое мобильное приложение «ЗаЕдой» на iOS и Android, где можно заказывать и продавать свои блюда и фермерские продукты. Создание заняло 1469 часов разработки, 320 часов тестирования и вышло в ±5 млн рублей.

Сервис может приносить деньги за счет рекламы. Когда санкции отменят, мы быстро подключим тарифы и восстановим покупки внутри приложения — эта функция разработана и готова к применению.

1 ноября мы зарелизили «ЗаЕдой». Приложение уже в сторах, его можно скачать. Заказчики наняли нас на поддержку.

Работа над «ЗаЕдой» пришлась на максимально кризисный и непонятный период 2022 года, когда многие процессы рушились из-за внешних обстоятельств — и у нас, и у других компаний. Но по итогу стало ясно, что даже в таких условиях мы можем справиться с задачей и довести проект до конца. Коммуникация оставалась на уровне: все слышали друг друга, выполняли работу в срок и быстро находили новые решения.
Отдельно нужно отметить, что работа была по-настоящему совместной. Плотно работали вместе с заказчиком и кооперативно решали проблемы. Во многом именно это помогло приложению увидеть свет.

Если вам понравилась история о борьбе с санкциями, то у нас есть ещё много интересного.

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Архитектурный цветок

А где в этой вашей схеме санэпидемстанция и контроль безопасности и качества продуктов и отсутствия туберкулёза у продавцов?

И кто оплачивает больницу в случае отравления?

Ответить
Развернуть ветку
Purrweb
Автор

Это не сервис доставки, и не ресторан. Это приложение, которое сводит покупателей и продавцов-частников, которые готовят для себя. Поэтому такие вопросы остаются на усмотрение участников каждой конкретной сделки.

Ответить
Развернуть ветку
Roma Mironov

Хотелось бы узнать - как легально продавать еду с домашней кухни участникам? На какие документы можно ссылаться? Можно это узнать у заказчика?

Ответить
Развернуть ветку
Солдатский огонь

Никак легально.
Хотя, если вы платите налоги, можете и дома готовить, пока у кого-то живот не заболит. Тогда и узнаете всё)

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.

Дарк китчену не требуется никаких разрешений... по закону:)

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Алферова

Вы молодцы, крутые! Так держать)

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Н.

А пооооомните, были времена, когда не надо было выкручиваться? Вот и я уже не помню(

Ответить
Развернуть ветку
Golden Path

Молодцы что справились. хорошо, что в 2022 не всё загнулось , а хоть кто-то продолжает расти

Ответить
Развернуть ветку
Антон Кузьмин

Все классно, но почему червяк 🪱 в логотипе приложения еды?)

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Алферова

Может, это кишка?)

Ответить
Развернуть ветку
Petr Osetr

Это классно, что хоть у кого-то остались силы.

Ответить
Развернуть ветку
ТочьМента

Сделайте лучше Авито для Авито. А то одни мошенники на нем сидят

Ответить
Развернуть ветку
Женя Фитиль

Интересное приложение! Я с ходу не могу придумать аналог. Если приживётся будет классно

Ответить
Развернуть ветку
Julius Koivu

Та ну брось, убер/авито для ... (еда, руки, бьюти и т.д.) — в топ-3 стартап-идей, с которых должен начать свой путь любой стартапер :) Я, кстати (и сожалению), вхож в эту группу: тоже запускал маркетплейс домашней еды.
Можно даже тут, не особо разгребая поиск, сразу почитать:
https://vc.ru/tribuna/146995-ideya-servis-domashney-edy
https://vc.ru/tribuna/90496-servis-dlya-teh-kto-hochet-pokushat-domashney-edy-v-obedennyy-pereryv
https://vc.ru/tribuna/242704-kak-zarabotat-na-kulinarnom-airbnb-v-svoem-gorode-ili-rayone-zapusk-biznesa-za-7-dney-bez-programmistov
etc...
Гордиенко еще, быть может, свой продукт заказчик/исполнитель предлагал для оных съедобных целей.

Короче, "Это уже было в «Симпсонах»".

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шульгин

Есть статистика из силиконовой долины, что шанс на успешный стартап/бизнес кратно выше на 3 попытке.

Я думаю у вас было много положительного и уникального опыта когда вы запускали маркетплейс еды?

Ответить
Развернуть ветку
Солдатский огонь

Но в Америке так делать можно, а у нас - нет, вот и вся разница

Ответить
Развернуть ветку
Неопознанный Енот

«Авито для еды» - почему я представляю сразу б/у еду, мошенников, нелепые истории про доставку и мемных сумасшедших, которые торгуются в сообщениях.
Раз уж копировать модель, то целиком!

(не взлетит. Заказчик не вовлечен достаточно, не понимает почему платные объявления и реклама хуже, чем % с оборота, разработка и поддержка на аутсорсе - это все даже не звоночки, а сирены о том, что проект долго не проживет, даже будучи потенциально востребованным. Ну а агентству чего - прикольный кейс в портфолио, хоть кто-то на этом заработал)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шульгин

Мы прекрасно понимаем, что стартап в долгую не надо делать с аутсорс командой. Но, сделать MVP и 1-2 следующих версий можно спокойно, прежде чем нанять свою команду. Причём мы ещё и можем помочь, нанять СТО и передать проект наименее безболезненно. Это для нас классическая модель.

Особенно важно иметь свою команду когда привлекаешь инвестиции. На pre-seed и seed проблем обычно не возникает у клиентов. На стадии A, там да, там у большинства инвесторов есть требование "своей команды".

А на счёт взлетит или нет, там ниже в комментах есть история про твич. Я бы тоже сказал, что не взлетит. Но там конечно вовлечённость у Джастина была максимальная, 24/7 :)

Ответить
Развернуть ветку
Неопознанный Енот

А я же про идею, идея-то хорошая, а как раз про реализацию и то что увидел в тексте. И пример с твичем, как раз длказывает мой тезис, а не обратное - джастин двигался по потоку, соответсвенно чувствовал его и работал с проектом 24/7. Владелец, который не вовлечен с аутсорсной командой просто не имеют шансов настолько быть вовлеченными, чтобы миллиард потом стоить. Я не предсказываю будущее, я просто хорошо оцениваю риски

Ответить
Развернуть ветку
M-S-R

ачередная гиниальная идея. которую даже объяснить проще всего просто сказав Авито. но другое! это другое!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шульгин

Знаете историю twich, тот что купил Amazon в 2014 за почти $1млрд?

Думаю было очевидно, что парень который прицепил на свой лоб камеру и стримит как он спит и ест, занимается не хернёй, а делает единорога!

В общем, мы в Purrweb когда-то решили, что мы не умеем предсказывать будущее и тем более решать какая идея гениальная а какая нет.

Как там Mr. Freeman говорил: "Дорога возникает под шагами идущего" ;)

Ответить
Развернуть ветку
Неопознанный Енот

Гайз, так у вас нет идущего. Вы за деньги проект пилите, а заказчик в это время в другой бизнес рубится. Дорога в этом случае возникает не в ту сторону. Не сравнивайте проекты, где люди выкладывались так, чтобы эта самая дорога возникала в правильном направлении. Единороговые вы мои

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Nodermann

Можно было в пару лямов уложиться, остальное в рекламу пустить.

Ответить
Развернуть ветку
Солдатский огонь

Делаешь цеха, приводишь их к нормам, что-то сертифицируешь, декларируешь, анализы по расписанию, платишь ретробонусы, сотрудники как птенцы - всем индексируй вовремя, выкручиваешь руки поставщикам, а клиенты тебе - и не дай бог, кто-то где-то найдёт на рубль дешевле - прощай многолетнее сотрудничество. Без конца какие-то изменения и вечный движ, маркировки, меркурии, все ли копейки в твоём кармане пересчитаны, не завалялось ли лишней прибыли. А конечный покупатель скажет - вы там в себе? 100 рублей за пирожок, капиталисты проклятые. И в морду продавцу этот пирожок кинет от сильного воспитания.
Не бизнес, а миссия по выживанию.
И параллельный рынок «как у бабушки», в котором так-то ничего плохого, кроме незаконного.
Но правила должны быть для всех одинаковы.
Или от бизнеса от@станьте, или Вася пупкин пусть тоже анализы сдаёт.
А идея - замечательная. И закупок контрольных не надо, все сами соберутся в одном месте)))

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.
Если проще, то посредник должен выдавать чеки и отсылать в налоговую. Не ясно, как это делать, если после чеков нужно передавать часть денег продавцу.

Да ёпт, а ваши бухгалтера не слышали про агентские договора и раздел "агент" в чеках сделали для "лохов" и как же работает Я. и другие? а онлайн кассы и онлайн эквайринг это наверное вообще что-то запредельное для вас?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 25 комментариев
null