{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

UX-анализ конкурентов: инсайт подходов BSL

Начало работы над новым проектом — это всегда небольшой стресс. Особенно, если у вас нет компетенций в необходимой тематике или совсем мало опыта. Что же делать, чтобы не возникло состояния «чистого листа»? Ответ прост — «красть» у конкурентов, но как художник!

Lead дизайн-департамента BSL Наталья делится опытом.

Просмотр и анализ конкурентов не только вдохновляют дизайнеров BSL на создание чего-то полезного и красивого, но и дают возможность получить ценную информацию по особенностям, важнейшим функциям и пользовательским сценариям. Плохие примеры у конкурентов тоже очень полезны. Анализируя их, можно понять, как делать не надо.

Сложно найти уникальный сервис, который бы не имел аналогов на рынке. Все компании, приложения, сайты так или иначе похожи между собой — они решают «боли» и проблемы своих юзеров. У кого-то получается сделать это быстрее и лучше других, и поэтому они выходят в топ-компаний в своём пользовательском сегменте.

Когда начинать делать конкурентный анализ

Как можно раньше! Если вам уже известна тематика и основной фронт работ по проекту, то смело можно начинать анализировать. Этот уровень работы над проектом называется «уровень набора возможностей». На этом этапе нужно ответить на вопросы:

  • Какие функции должны быть на проекте (обязательные, дополнительные)?
  • Какая информация должна на нем быть?

В продуктовых командах этот процесс изучения и анализа может длиться неделю, а в крупных компаниях он и не заканчивается: если отстать от конкурентов, то можно потерять большую часть рынка — пользователи просто уйдут к тому, у кого удобнее.

Дизайн-студии или фрилансеры обычно тратят на это от нескольких часов до 1-5 дней, в зависимости от сложности тематики.

Как проводить

  1. Сегментирование

Нужно определить несколько сегментов конкурентов:

  • Проекты схожей тематики и схожей функциональности — прямые конкуренты
  • Проекты другой тематики, но другой функциональности (в том числе не цифровой) — альтернативы
  • Проекты другой тематики, но схожей функциональности — косвенные

С каждой группы необходимо проанализировать от 3 до 5 конкурентов, если позволяет время, то можно и больше, например до 10. Если над проектом работает несколько дизайнеров/аналитиков, то лучше разделить сегменты на разных людей, чтобы потом можно было обсудить все плюсы и минусы в команде, поделиться различными точками зрения и найти лучшее решение именно для вашей аудитории.

Например: мы создаем сайт для авиакомпании. В данном случае прямыми конкурентами будут все аналогичные сайты авиакомпаний, работающие с нашей целевой аудиторией. Альтернативами в данном случае будут сервисы, помогающие добраться из пункта А в пункт Б: сайты железной дороги, междугородних автобусов. Другая тематика, но схожая функциональность — сервисы для аренды автомобиля, каршеринга или поиска попутчиков.

2. Определение ключевых задач пользователей

Анализ конкурентов стоит начать с определения целей пользователей — зачем они используют сервис/приложение/сайт. Найдя ключевые цели/задачи, мы можем посмотреть, насколько хорошо или плохо продукт или услуга помогает пользователям в достижении этих целей.

Например, если вы анализируете площадки для онлайн-обучения, вы можете сфокусироваться на анализе таких задач, как:

  • поиск лекций по темам
  • просмотр урока
  • прогресс обучения на курсе
  • сертификация пользователя.

3. ‍Скриншоты

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочесть написанное. Поэтому рекомендуется всегда делать скриншоты экранов, чтобы потом можно было более тщательно проанализировать плюсы и минусы в компоновке, визуальной части и сравнить с другими сервисами.

Бывает, что мы должны сделать анализ сервиса, к которому нет открытого доступа. Здесь на выручку могут прийти форумы и youtube. Компании часто выкладывают там инструкции как пользоваться их сервисом или программой. Или же можно получить бесплатный доступ к демо-версии.

Кто ищет, тот всегда найдет!

4. Все данные в одном месте

В BSL мы используем для этого Figma. Очень удобно, когда все наработки вместе со скриншотами и комментариями, ссылками на исследования находятся в одном месте. Главное, не забудьте вставить ссылки, даты исследования и ФИО сотрудников, кто делал этот конкурентный анализ. Это нужно для других специалистов, которые будут работать с этой информацией.

5. Документирование и представление информации

Проанализировав всю информацию, ее надо структурировать и представить в приемлемый и понятный вид. Единого способа сделать это не существует, каждый делает, как считает нужным. Но стоит помнить о том, что визуальное представление всегда лучше описания. Т.е. выделив общности в функциональности или визуальном оформлении, нужно приложить к описанию скриншот того, что имеем ввиду.

Можно сделать это в формате:

  • название / ссылки / дата / фио сотрудника
  • задача пользователя — путь юзера до достижения цели (расписываем плюсы и минусы каждого шага, ищем решения как сделать/кто сделал лучше)
  • итоговые выводы (сбор наиболее важных инсайтов, можно оформить их по модели Кано, на скриншоте они выделены bold-начертанием)

Также следует помнить, что обычно дизайнеры и аналитики используют анализ конкурентов не только для определения функциональности проекта, но и для представления заказчику. Поэтому стоит уделить внимание и красивому оформлению (мы делаем это в формате презентации для обоснования наших решений).

Как использовать

Главное помнить, что все артефакты аналитики не имеют никакого веса, если они находятся только в голове у дизайнера/аналитика. Нужно обсуждать полученные инсайты с командой, чтобы найти лучшее решение именно для ваших пользователей.

Важно не копировать чужой опыт под чистую, а переиспользовать его под ваши конкретные задачи и ваш сегмент пользователей. Все полученные инсайты это просто гипотезы, которые еще предстоит проверить на реальных пользователях вашего продукта.

Выводы

  1. Начинаем анализ как можно раньше!

  2. Сегментируем конкурентов на прямых, альтернативных и косвенных

  3. Определяем ключевые задачи пользователя
  4. Делаем очень много скриншотов 🙃
  5. Собираем все материалы в одном месте
  6. Анализируем и приоритезируем полученные инсайты
  7. Презентуем результаты команде, обсуждаем
  8. Внедряем гипотезы в свой проект
  9. Тестируем и смотрим результаты
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда