{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как не стать жертвой когнитивных искажений и принять обдуманное решение

Меня зовут Алена, я UX-исследователь, отвечаю за качественные исследования в команде Landau Interactive.

Наша компания занимается дизайном интерфейсов, UX—исследованиями и разработкой сайтов. На работе и в жизни я часто сталкиваюсь с когнитивными искажениями, которые влияют на наши мысли и решения. В статье рассказываю, что такое когнитивные искажения, как не попасть под их влияние и научиться принимать рациональные решения.

Когнитивные искажения — что это за зверь?

Наверняка многие из нас принимали поспешные решения, даже не задумываясь, почему поступили именно так, а не по-другому. Такие решения мы, как правило, принимаем из-за бытующих в нашем уме предвзятостей, предрассудков и стереотипов, то есть под влиянием когнитивных искажений.

Когнитивные искажения – систематические отклонения в поведении, восприятии и мышлении, обусловленные субъективными убеждениями, предубеждениями и стереотипами, сбоями в обработке и анализе информации, а также физическими ограничениями и особенностями строения человеческого мозга.

Понятие когнитивных искажений ввели в обиход в 1972 году психологи Амос Тверски и Даниэль Канеман на основе своих исследований о числовой грамотности людей.

Существует более 200 когнитивных искажений, которые классифицируются по условиям возникновения.

На примерах из рабочего и личного опыта расскажу о самых распространенных когнитивных искажениях, которые могут появляться при принятии решений.

Эффект Ресторфф

Объект, который выделяется из ряда однородных объектов, запоминается лучше других.

Скриншот с сайта skyeng.ru 

Проблема

Некоторые компании используют это когнитивное искажение в качестве темного паттерна. Тёмным паттерном называют интерфейс, который принуждает пользователя сделать то, что они не планировали. Темный паттерн обычно досконально продуман с точки зрения понимания психологии человека. Для выгоды компании без учета интересов самого пользователя.

Эффект Ресторфф и сопутствующие ему черные паттерны часто встречаются в вебе. Например, при покупке услуг с разными пакетами и тарифами из них часто выделяют цветом или размером. Пользователи видят, что один объект выделяется среди других, и воспринимают его как ходовой, популярный, выгодный (нужное подчеркнуть), а значит, оптимальный для покупки. В офлайне этот эффект тоже проявляется: вспомните топперы «Скидка» или «Топ-продукт», отличающиеся яркие ценники или отдельные полки для акционного товара в магазине.

Решение

Остановиться. Внимательно прочитать информацию о выбираемых товарах или услугах и сравнить их между собой по доступному количеству параметров.

Эффект фрейминга

Восприятие информации зависит от формы ее подачи. Так, одно и то же утверждение, в зависимости от формулировки и смысловых акцентов, может быть представлено как в негативном, так и в позитивном свете, в качестве выгоды или потери.

Проблема

Это когнитивное искажение тоже зачастую используется маркетологами в качестве темного паттерна.

Пример: Предположим, вы решили купить антибактериальное мыло. Что вы выберете — средство, которое убивает 99% бактерий, или то, которое может оставить 1% бактерий?

Решение

Не торопиться и внимательно изучить предложенные варианты.

Эвристика доступности

Выбираем то, что легче вспоминается. Другими словами, вариант, который первым приходит в голову, нередко кажется более правильным.

Проблема

Если мы часто видим рекламу какого-то товара, например, газированных напитков от компании Х, то и в магазине мы с большой долей вероятности первым заметим товар этой компании. Например, я пришла в магазин за лимонадом и вспомнила, что недавно видела рекламу Черноголовки. Ещё и песня в голове заиграла — конечно, ее я и возьму.

Решение

Ознакомиться с разными предложениями, сравнить их между собой и после этого принимать взвешенное решение.

Систематическая ошибка выжившего

Мы принимаем решение, опираясь только на ту информацию, которую легко найти. Заблуждение в том, что по группе «выживших» данных много, а по «не выжившим» информации практически нет.

Источник: failory.com/blog/startup-failure-rate

«Если стартап-фонд имеет портфель из 100 компаний, 10 успешных стартапов (включая компанию-единорог) должны компенсировать 90 неудач.»

Проблема

Можно сделать неверный вывод, опираясь на представленную в большом количестве информацию и игнорируя малоизвестные данные.

Приведу пример с историями успеха стартапов. По сюжету эти рассказы схожи: вот предприниматель, его действия были такими-то, он сталкивался с такими-то трудностями и вот так их решал, и теперь у него процветающий бизнес. Наверняка многие начинающие предприниматели читают подобные истории успеха и думают, что и у них получится совершить прорыв по этой схеме. Но, к сожалению, это работает не всегда, ведь успешных стартапов гораздо, гораздо меньше, чем провалившихся. Просто истории провалов сложно найти, они не популярны. Регулярно цитируемая цифра состоит в том, что 9 из 10 стартапов терпят неудачу, и, похоже, она исходит из проекта Startup Genome (однако в некоторых из их более поздних отчетов даже говорится, что только 1 из 12 предпринимателей преуспевает).

Решение

Погружаться в ситуацию, изучать ее со всех сторон и обращаться к статистике.

Эффект якоря

При принятии решений оценка смещается в сторону первой увиденной информации, даже если она имеет малое отношение к оцениваемому.

Проблема

В продажах это может привести к импульсивным покупкам и трате бОльших сумм, чем рассчитывали потратить.

Пример в офлайне: мы пришли в магазин со списком покупок, чтобы не покупать лишнего. На входе нас встречает красиво украшенная полка с новогодними подарками: милейшие кружки, статуэтки, наборчики разных средств в красивой упаковке и тому подобное. Итог знаком каждому: прощай, список, привет, импульсивные покупки!

Пример в онлайне: на главном экране сайта висит спецпредложение на не самый дешевый товар. Его цена гораздо больше того, что мы рассчитывали потратить. Листая каталог, мы будем ориентироваться на ту сумму, которую изначально рассчитывали потратить, и неосознанно будем сравнивать товары со спецпредложением с главной страницы. В этой ситуации многие из нас, вероятнее всего, выберут товар дороже той суммы, на которую изначально рассчитывали, но дешевле спецпредложения.

Решение

Попытаться абстрагироваться от первого увиденного варианта, погрузиться в задачу, обратиться к статистике, либо детально изучить выбранные варианты между собой.

Боязнь потери

Больше ценится возможность избежать убытков, нежели получить прибыль. Многие более болезненно отреагируют на потерю 100 рублей, чем на упущенную возможность их заработать.

Проблема

Компании могут злоупотреблять маркетинговыми приемами, из-за которых появляется это искажение, и создавать искусственный дефицит продукта.

Примеры: часто на сайтах встречаются акции и предложения с ограниченным по времени сроком действия. Онлайн-школы ставят счетчики, которые показывают, сколько мест осталось на курс, агрегаторы жилья типа Букинга заманивают якобы последним номером в отеле. Так они создают иллюзию дефицита и подталкивают к импульсивным покупкам.

Некоторые сервисные компании предлагают бесплатный пробный период, например, подписку на месяц в Яндекс-плюсе. Это делается для того, чтобы люди попробовали, буквально «пощупали» продукт, и не боялись потерять деньги, потратив их на ненужный сервис.

Решение

Не торопиться с выбором, изучить предложения, которые есть на рынке, сравнить их по нескольким параметрам и изучить отзывы. Не обязательно сразу соглашаться на бесплатную пробную подписку, лучше сначала изучить предложение и решить, нужен ли вам бесплатный сыр.

Использование когнитивных искажений в бизнесе

При разработке пользовательских интерфейсов компаниям стоит придерживаться честных правил и не использовать когнитивные искажения в качестве темных паттернов. Выгоднее выстраивать честные доверительные отношения с пользователями. Возможно, это приведет к недополученной прибыли в коротком сроке, но в долгосрочной перспективе такая тактика принесет больше лояльных пользователей, которые будут рады вернуться на сайт.

Знать и понимать, почему мы принимаем те или иные решения, то есть разбираться в механизме когнитивных искажений — это первый шаг к рациональному поведению. Вторым шагом будет научиться замечать такие искажения в повседневной жизни и работе и избегать необдуманного следования им.

Как принять решение?

Даниэль Канеман в своей книге «Думай медленно, решай быстро» процесс работы человеческого мозга описывает в форме сложного взаимодействия двух компонентов – быстрого (Система 1) и медленного (Система 2) мышления. Когда Система 1 сталкивается с трудностями, она обращается к Системе 2 для решения текущей проблемы с помощью подробной и целенаправленной обработки.

Медленное мышление помогает осознать суждения и выборы, оценить идеи и чувства, которые возникают в результате быстрого мышления. Медленное мышление блокирует ненужные порывы и глупые мысли, и при помощи концентрации делает деятельность эффективной и приводит к правильному выбору.

Вот несколько способов «включить» медленное мышление в ситуации, когда надо принять решение:

  • найти несколько вариантов решения задачи;
  • подумать над плюсами и минусами каждого решения;
  • взвесить все за и против;
  • изучить статистику, если она есть.

Главное правило: чтобы принять верное решение, нужно остановиться и подумать.

В статье я рассказала только о малой части когнитивных искажений, с которыми мы сталкиваемся. О других видах искажений и способах их избежать расскажу в следующих публикациях.

Делитесь в комментариях, какие виды когнитивных искажений вы замечали у себя при принятии решений? Я, например, иногда думаю, что не подвержена таким стереотипам — это эффект слепого пятна :)

А еще у Landau есть телеграм-канал, в котором публикуем заметки про проекты в работе, интересные находки и процессы.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Mikhail Che

что бы не стать жертвой когнитивных искажений воспользуйтесь моим ботом 30/101 когнитивных искажений)
https://t.me/cognitive_distortion_bot

Ответить
Развернуть ветку
Алена Птухина

Михаил, здравствуйте!
Супер! Понятные объяснения и с примерами. Полезно :) Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

Рад, что понравилось)

Ответить
Развернуть ветку
Vadim

Хорошая статья, воды почти нет.
Всегда говорю, нейробиология спасет вас, а не нейрохакинг)
Добавлю лайфхак, от того же Канемана. Для выхода из импульсного вектора решений, надо переключить систему 1 на систему 2. Задайте себе вопрос типа «сколько недель в году» и сделайте в уме расчет. И система 2 включится, хоть и не особо охотно. Ленивая она.

P.S. Канеман обладатель Нобелевской премии 2002 по экономике, при том, что он психолог. Так что несогласным лучше ознакомиться с основами нейробиологии.

Ответить
Развернуть ветку
Алена Птухина

Вадим, спасибо за прочтение статьи!
Да, лайфхак супер, именно так и работает!

Ответить
Развернуть ветку
Павел Рудой

хорошо написанная статья, очень приятно читать

Ответить
Развернуть ветку
Алена Птухина

Спасибо! :)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Федосеев

Хорошая статья, спасибо. Только не понял, как применяется искажение Боязнь потери к изображению с двумя мобильными приложениями.

Ответить
Развернуть ветку
Алена Птухина

Никита, здравствуйте! Спасибо за оценку :)
На изображениях представлены счетчики, которые показывают пользователю, что до конца супервыгодной цены осталось столько-то дней, часов, минут. Тем самым создается искусственный дефицит товара по выгодной цене, что может вызвать у пользователей когнитивное искажение «боязнь потери».
Возможно, надо было сделать изображение крупнее, чтобы акцентировать внимание на счетчике, я это учу. Спасибо за комментарий!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алена Птухина

Maximus, здравствуйте! Да, можно и так сказать. Кратко, емко :)

Ответить
Развернуть ветку
Камилла Хансулина

Довольно занятная статья, есть в ней логика и последовательность. Не предавала раньше какого то большого значения нюансам, описанным здесь. Интересно будет понаблюдать за тем как это воплощается в жизни с сознательной стороны

Ответить
Развернуть ветку
Алена Птухина

Камилла, спасибо за оценку!
Да, наблюдать за этим очень интересно.
Можете поделиться опытом, как «отловите» когнитивное искажение, мне было бы интересно об этом узнать)

Ответить
Развернуть ветку
Настя Овсянникова

Очень интересно. И действительно ведь работает.

Ответить
Развернуть ветку
Алена Птухина

Настя, спасибо!
Да))) И интересно наблюдать как это работает)

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

"Медленное мышление блокирует ненужные порывы и глупые мысли, и при помощи концентрации делает деятельность эффективной и приводит к правильному выбору" - откуда вы это взяли?

Правильность выбора - субъективное понятие. Сколько ошибок делает человек, которые во момент принятия решения казались правильным выбором? Сколько из этих ошибочных решений было принято при работе системы 2?
Очень много.

Системы 2 два включает логический аппарат. Но если на вход Системы 2 подать "плохой сигнал", на выходе тоже может быть плохой результат.

Иначе все бы люли на земле не совершили бы ни одной ошибки в своей жизни.

Все уловки торговцев были известны задолго до Канемана. Как продавцам, так и потребителям.
И после книги Канемана эти уловки работают. Пусть и не всегда так эффективно, как, скажем лет 100 назад.

Ответить
Развернуть ветку
Алена Птухина

Сидор, здравствуйте! Спасибо, что изучили статью)

Да, вы правы, правильность выбора это субъективное понятие. Здесь имела ввиду обдуманный выбор, который приводит к ожидаемому результату, но вы правы, это не равно правильный выбор. Хотя, я считаю, что нет неправильного выбора - в любом случае мы получаем опыт, который должны получить. Но это уже отдельная тема для рассуждений :)

Уловки эти работают и будут работать, покуда есть человечество. Мы принимаем тысячи решений в день, если для каждого случая включать систему 2, то не останется попросту сил на саму жизнь, потому что система 2 энергозатратна. Но, знать механизмы и разбираться в том, как работает наше мышление, я считаю полезно. Хотя бы потому, что сейчас в продажах встречается много темных паттернов и мы не всегда понимаем, когда нашим мышлением манипулируют.

Спасибо вам за комментарий, задумалась над правильностью и не правильностью выбора, философская тема, есть над чем порассуждать)

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Milashevskiy

Привет!
Спасибо за статью!

Здесь только неудачная верстка для рекламного баннера. Лучше бы заголовок опустить вниз

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда