{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

От дизайн-процесса к дизайн-культуре: как мы собирали сообщество дизайнеров в «Райффайзенбанке»

О том, как не потеряться внутри большой компании, создать своё сообщество и стать двигателем изменений.

У нас в Райффайзенбанке совсем юное дизайн-сообщество. Сложно представить, но когда-то наши дизайнеры мало знали друг о друге: жили сами по себе, каждый в своей продуктовой команде, многим даже казалось, что они в банке одни. Но потом мы начали сталкиваться друг с другом в коридорах, знакомиться на праздниках. У нас было много общих тем и вопросов, каждому не хватало общения с единомышленниками. Начали регулярно встречаться, и вскоре поняли, что хотим иметь своё сообщество.

Зачем нужно сообщество

Если мы сами не знали друг о друге, то другие люди в банке — тем более. Дизайнеру нужно позиционировать себя в компании и развивать дизайн-культуру, потому что когда все люди в банке понимают, зачем нужен дизайнер, они начинают помогать, им проще объяснить то или иное дизайн-решение. С разработчиком всё очевидно – нет его, и программа не заработает (наверное ☺️ ). Дизайнер же часто воспринимается как факультативная должность, и его роль в создании продукта обычно понятна только самим продуктовым командам. Те, кто не имеют отношения к созданию продуктов, думают, что мы просто рисуем картинки.

Поэтому мы начали проводить собственные регулярные митапы и рассказывать про нашу работу всем: чем мы полезны банку, почему должны быть какие-то общие процессы, связанные с дизайном. Кто-то из нас рассказывает про свой продукт, кто-то – про процесс создания дизайна в целом. Сейчас мы работаем над дизайн-системой, которая поможет привести все наши продукты к единому стилю, и об этом тоже рассказываем всем желающим в банке.

Приглашаем мы всех с помощью рассылки. Вначале мы боялись, что кроме наших коллег никто не придёт. Но зал каждый раз полон — людям действительно интересно послушать, узнать новое.

Налаживаем сеть контактов

Если в компании работают 100-150 человек, проблем с коммуникацией обычно нет. А если тысячи — вы можете никогда не узнать о людях, с которыми не приходилось сталкиваться по работе. Через митапы люди узнали о нас, а мы — о них.

Например, теперь мы тесно общаемся с отделом, который измеряет NPS – общается с клиентами и принимает обратную связь. Мы поняли, что выполняем похожую работу – исследуем пользовательский опыт. Теперь проводим регулярные встречи, делимся наработками друг с другом и учимся у них технике проведения исследований, чтобы каждый дизайнер мог выполнить UX-тестирование самостоятельно внутри команды. Этот отдел помогает нам правильно строить карты пользовательского пути, а мы, в свою очередь, полезны им тем, что проводим более точечные исследования, чем они.

Коллеги начали проявлять интерес к нашей работе, стали спрашивать на митапах: как стать дизайнером. Мы уже занимаемся подготовкой молодых специалистов — как раз сейчас идёт набор на стажировку So DGTL, — но теперь также хотим организовывать обучение для сотрудников банка. Это помогло бы специалистам других областей разобраться в основах дизайна и, возможно, даже использовать некоторые его принципы в своей работе. Кому-то это дало бы T-shape развитие — например, чтобы Frontend-разработчик мог без труда дорисовать какую-то кнопку. А нашим дизайнерам это помогло бы развиваться горизонтально — ведь каждому приятно, когда есть такой запрос на его работу. И такой обмен опытом делает дружественней атмосферу во всей компании.

Дизайн-стандарты

Мы по-прежнему работаем каждый в своей команде – как эксперты в своей области, которые помогают развивать продукт, лучше понимать пользователей и при этом выполнять задачи бизнеса. Но хотя команды и продукты разные, весь наш дизайн подчиняется общим принципам. Поэтому для каждого продукта мы ввели дизайн-стандарты, где прописали чек-лист того, что нужно сделать перед тем, как приступить к дизайну – чтобы новый человек, придя к нам на работу, не изобретал велосипед, а имел готовый фундамент. Обычно в эти стандарты входят пункты вроде: поговорить с пользователями, составить карту пользовательского пути, провести юзабилити-тестирование. Таким образом, если раньше в команде, где были только программисты и product owner, этого не делалось, то теперь дизайнер, придя туда, точно знает, что ему нужно выполнить, чтобы получить классный UX.

Мы обучаем дизайнеров, которые приходят в банк без опыта работы в продукте – к примеру, прививаем им культуру того, что дизайн-решения должны базироваться на исследованиях. Потом они сами начинают транслировать эту идею дальше, внутри своих команд. А если вдруг у них что-то не получается, мы всегда можем поддержать со своей стороны.

Обучаем менеджеров и поддерживаем новичков

Еще одна важная функция сообщества – включаться в общие процессы компании и помогать налаживать взаимодействие внутри команд.

Например, мы обучаем команды принципам работы с дизайнером. В тех командах, где дизайнеры были всегда, процессы с самого начала строились правильно, но если в команде впервые появляется дизайнер, то product owner и разработчики должны понимать, как взаимодействовать с этой новой единицей, чтобы у них совпадали ожидания друг от друга.

Мы приходим на собеседования новых дизайнеров и помогаем оценивать их портфолио. Раньше в отборе участвовали только менеджеры команд и HR-специалисты. Они могли составить впечатление об опыте и личных качествах человека, но вот определить качество работ им сложнее. И в этом смысле нам важно подключаться.

Также мы курируем новичков. Когда приходит новый дизайнер, мы прикрепляем к нему наставника по профессии, который рассказывает ему про банк, адаптирует к команде, помогает сориентироваться в жизни банка в целом. Теперь если новичку нужно выбрать обучение или наладить контакт с другими командами, он всегда знает, к кому обратиться.

Становимся лучше и заметней

У нас много дизайнеров, поэтому хочется, чтобы им было комфортно, чтобы другие дизайнеры с удовольствием приходили к нам на работу, и мы были большой и важной штукой. Поэтому, вслед за Frontend Сommunity, которое существует в банке давно, мы создали полноценное Design Сommunity.

Каждую неделю у нас проходят Design Weekly – встречи нашего сообщества, во время которых мы обмениваемся опытом и новостями, показываем свои наработки. Уже начали складываться общие процессы, они ускоряют и упрощают работу дизайнера.

Чтобы повышать экспертизу, мы организуем для наших дизайнеров внешнее обучение, приглашаем в гости экспертов, которые могли бы нас чему-то научить. И выступаем сами. Вот, например, 31 января в нашем офисе пройдет первый открытый митап Design Community.

Пока у нас нет своего отдельного пространства, потому что каждый дизайнер работает в своей команде, но мы уже начали думать в эту сторону и прощупывать почву.

Дизайнеры, к слову, очень добрые люди ☺️. В банке есть комады, в которых пока нет дизайнера. И мы тут недавно завели специальную доску, на которую можно клеить задания, а потом, как в «Ведьмаке», брать понравившееся и идти выполнять. Если ты засиделся и хочешь отвлечься от своего продукта, всегда можно поделать что-то новое, а заодно помочь людям.

0
4 комментария
Ivan Ardintsev

Про доску «как в ведьмаке» — крутая тема!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Ситников

Хорошо, что дизайнеры рассказывают про свою работу, но маркетологов уволили бы первыми, как всегда)

Ответить
Развернуть ветку
Стефан Васадзе

🔥

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kamushken

Я так и не смог избавиться от мысли, что весь дизайн в Райффайзен - это жёлтый цвет и Футура Санс... Ну и европейская невозможность принятия рисков - взять и освежить все это.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда