Теперь ты дизайн-менеджер — что дальше
Меня зовут Веня Рыбников, и последние два года я отвечаю за дизайн «Яндекс Путешествий». Я пришёл в компанию, будучи стажёром, и постепенно вырос до руководителя дизайна. Попутно и другие ребята, с которыми мы начинали путь, так же становятся руководителями и я заметил, что по существу все сталкиваются с одними и теми же проблемами.
Классно, если рядом есть наставник, который может подсказать и помочь влиться в новую роль, но так бывает не всегда.
В этой статье я точно не смогу дать ультимативный гайд по тому, как быть руководителем в дизайне, а только попробую дать практические советы и наблюдения, которые помогли мне саму дойти 0 к 1.
Без долгих предисловий
Большое заблуждение, что руководитель это логичное продолжение любой профессии и её составная часть. Перекладывая на дизайн эту логику получается такой ход – дизайнер -> старший дизайнер -> ведущий дизайнер -> руководитель группы и т. д
И как обычно представляют себе этот рост (и я представлял так же)
В реальности же это не рост, а скорее переход от одной роли к совсем другой
Потому что рост – это когда человек что делает всё лучше и лучше, может быть захватывает смежные области но принципиально продолжает делать примерно тоже. А в нашем случае человек умел отгружать макеты, а теперь нужно управлять людьми, считать деньги, ставить цели, оценивать эффективность и вот это всё.
Поэтому по сути с появлением подчинённых человек не продолжает развиваться, а начинает рост в совершенно иной ветке – в управлении.
Какие появляются преколы
Дальше будет несколько наблюдений о том, что я успел заметить сам за собой. Если вы узнаете себя хотя бы в одном или нескольких – не переживайте, вы не одни < 3
Наблюдение 1 — Проверка софт-скиллов
То, что для дизайнера считается софт-скиллами и тем, что нужно прокачивать дополнительно к основным выходит на первый план. Умение решать конфликты, управлять своим временем, декомпозировать всё на свете, модерировать встречи и дальше по списку теперь наше всё
Наблюдение 2 — Играющий тренер
Чувство потока, кайф от хорошо проделанной работы, приятная рутина, за которую мы любим работу дизайнером. Знакомо? Теперь представьте, что про всё это нужно забыть и 80% рабочего времени заниматься чем-то другим, совершенно новым и зачастую не очень понятным. Добавьте к этому то, что вы перешли в новую роль органично и команда привыкла ходить к вам с рабочими вопросами и задачами и вуаля – вместо того, чтобы быть тем, кем вы нужны команде в новой роли вы не можете избавиться от старой и продолжаете делать тоже самое.
Поэтому если вы стали руководителем, а рабочий день по большей части всё ещё проходит в фигме – задумайтесь, занимаетесь ли вы тем, чем нужно на вашей позиции.
Отдельный котёл для тренеров которые, начинают вмешиваться в игру, делать за своих подчинённых работу и учить их, как лучше работать. По итогу команда будет демотивирована, а руководитель всё так же завален не своими задачами.
Наблюдение 3 — Операционка
Когда возникает много всего непонятного, помимо стресса возникает идея попытаться это упорядочить. Правильный путь это стараться избавиться от операционки (автоматизируй всё, что можно) без потери в качестве и поддержки работы системы. Но в реальности практически всех моих знакомых и меня самого по началу накрыло волной бесконечных встреч и попыток всё решить на встречах.
В чём проблема? В том, что так сжигается возможность подумать и работать над улучшением системы в целом, по сути это неэффективное тушение пожаров.
Наблюдение 4 — Демотивация
Когда ты работаешь дизайнером, как правило есть понятный дофаминовый цикл. Делать задачу -> Сделать задачу -> Верстка -> Релиз. Когда ты становишься руководителем, этот цикл рушиться, потому что задачи теперь другие. А какие задачи вообще зачастую не понятно и новые вызовы нужно находить самому.
Дальше несколько советов, которых я дал бы сам себе на старте
Итак, вы проснулись с утра после топления к мечте
Теперь вы отвечаете не за часть продукта или как дизайнер за конкретные задачи – вы отвечаете верхнеуровнево за дизайн целиком. Мне нравится думать в парадигме, что есть две роли – видение команды с т.з бизнеса и с т.з руководителя дизайнеров
Точка зрения руководителя дизайнеров
С т.з руководителя дизайнеров это про найм, рост и увольнение ребят и в целом именно про взаимоотношения внутри.
- Поставьте регулярные созвоны с членами команды. Важно, чтобы люди понимали, что всегда есть возможность поговорить и обозначить какие-то проблемы
- Выясните, есть ли какие-то проблемы или недовольства вашей командой прямо сейчас. Вероятно, разработчикам не нравится процесс дизайн-ревью, а продактам в целом то, как идёт работа с дизайнерами. Это будет явной точкой роста для команды и ваша задача;
Точка зрения бизнеса
Это про баланс между закрытием ресурсных потребностей и оптимизацией затрат.
- Важно проговорить ожидания вашего руководителя, иначе есть шанс, что через несколько месяцев окажется, что от вас ждут совсем другого;
- Подумайте, есть ли в вашей команде проблемы, которые мешают росту бизнеса прямо сейчас? Вероятно, дизайн это бутылочное горлышко и вам не хватает людей. Или в какая-то из продуктовых команд проблемная. В таком случае нужно проговаривать эти проблемы с руководителем (обычно это ceo или cpo) и решать их вместе
Закрыв эти пункты вы сможете понять, есть ли пожары прямо сейчас или всё нормально и вы можете начать думать про что-то более долгосрочное.
Что-то более долгосрочное
На мой взгляд, задача руководителя это:
- Определить на каком уровне сейчас дизайн в компании. Обычно выделяют три – оперативный (только задачи здесь и сейчас), тактический (есть процессы, появляется система) и стратегический (дизайн влияет на видение продукта);
- Исходя из контекста понять, какие шаги надо сделать, чтобы перейти к стратегическому уровню;
- Начать делать
В реальности по пути будет 100500 других задач и вызов, но всегда нужно помнить верхнеуровневые задачи и не забивать на них.
Полезное об этом
Статью я написал, поскольку именно про дизайн-менеджмент информации в интернетах не особо много, особенно, чтобы это было как-то систематизированно. Кидаю, что самому зашло:
- Модели зрелости дизайна от inVision. Внутри отличное исследование и фреймворк чтобы понять, на каком уровне и ваша команда, и чем один уровень отличается от другого;
- Забавная pdf-ка про менеджера-снежинку. Просто и наглядно;
- Паттерны дизайн-менеджмента от Юры Ветрова. Курс ультимативный, из минусов – долго (около 4-5 месяцев) и цена. Но вроде бы скоро завезут книгу;
- Как руководить дизайнерами, курс от Кости Горского на bbe. Очень классный и небольшой курс, который позволил мне немножко выдохнуть и лучше понять новую роль.
Делитесь мнением в комментах, есть ли смысл продолжать писать об этом, а может быть у вас другое видение роли и задач дизайн-менеджера! Я в этом смысле и сам где-то в начале пути и очень интересно, как работает у других 🙂
Какой же Вы лучший, Вениамин 🤍
Спасибо за статью!
Я не менеджер, в основном я работала одна как дизайнер на всю компанию.
Вот два раза, когда я приближалась к руководству людьми:
1. На прошлой работе мне, внезапно, дали интерна на обучение: боже, как мне понравилось! И момент, который вы описали про "играющего тренера" - я именно старалась так не делать. Если я давала задание своему интерну, то я хотела, чтобы она сама это сделала.
2. На этой работе часто я создаю задачи в таск-менежере, описываю их красиво, веду разработчиков по этим задачам, распределяю приоритеты, отвечаю перед начальством о статусе или о решении задачи.
Да, у вас все правильно написано. Хотелось бы побольше статей на эту тему.
Думаю руководить прикольно, пока это не превращается в работу) И конечно это не всем подойдет
О, девочка, ты в начале пути и можно сказать тебе сразу повезло, не спеши с выводами. Обычно попадаются слошные далбичи, которым ничего не надо, постоянно работают на отъебись.
Куда ещё рости, если уже вырос до потолка? Не морочь себе голову, работай до пенсии где работаешь.
Справедливо
Реально, если упираешься в потолок, то ты можешь развиваться в других направлениях. Если речь о тебе как о человеке. Например, можешь купить дачу, посадить яблони, взять пару ульев, купить мотоцикл и изучать окраины. Подумай об этом. А эти думки с карьерным ростом скоро пройдут, русские так устроены: вырос до потолка и до пенсии сиди.
В ширь
а с другой стороны, это же так скучно работать до пенсии и морочить себе голову))
вырасти от стажера до руководителя в одной компании это как прожить всю жизнь с родителями и утверждать что понял как быть взрослым.
Какой же вы классный, Вениамин 🤍
Про снежинку - просто супер!!!