{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Тренды UX: как изменятся веб-интерфейсы в 2019 году

С каждым годом машины все больше совершенствуются в изучении человеческого языка. Как это повлияет на дизайн пользовательских интерфейсов в 2019 году, рассказал арт-директор в лаборатории «Наносемантика» и один из спикеров курса Project Management in IT в Binary District Михаил Федосов.

Интерфейсы будут предсказывать поведение пользователей

Facebook запатентовала две технологии в этой области в начале декабря 2018 года. Технология Offline Trajectories вычисляет расположение пользователя на основе собранных данных. Например, человек постоянно ходит в одно и то же кафе после тренировки. Если технология определит, что он находится в спортзале, то предположит, что дальше он отправится в привычное кафе, и заранее загрузит для него ленту новостей. Для предсказания перемещений человека Facebook также задействует геолокационные данные других пользователей со схожими профилями.

Вторая патентная заявка связана с определением местонахождения с помощью беспроводных сигналов в онлайн-соцсетях (Location Prediction Using Wireless Signals on Online Social Networks). Технология использует сигналы Wi-Fi, Bluetooth, сотовой или ближней радиосвязи. Выводы о пользователе делаются на основе статистики по другим схожим с ним профилям. Так, если люди с одинаковыми профилями после просмотра фильма обычно идут в ближайший к кино Starbucks, соцсеть будет ожидать, что пользователь поступит так же.

Более простой пример предсказания действий пользователя уже давно используется в регистрационных формах на сайтах. В такой форме обычно нужны как минимум имя, отчество, фамилия, email и пароль. Если пользователь не заполнил все до конца, но ведет курсор к кнопке «Продолжить», пустые поля начинают подсвечиваться красным. Таким образом интерфейс сообщает, что поля надо заполнить. Это тоже один из видов предугадывания.

Голосовые помощники и другие «нулевые» интерфейсы станут нормой

«Нулевой» интерфейс — это интерфейс без интерфейса; устройство, которое общается с пользователем без вывода информации на экран.

Примеров таких устройств много.

  • Наушники Apple AirPods, выпущенные осенью 2016 года. Такие наушники начинают воспроизводить звук, как только пользователь вставляет их в уши, и прекращают, когда их снимают. Дважды коснувшись наушника, с помощью Siri можно изменить громкость, позвонить или даже проложить маршрут. Благодаря продажам AirPods российский рынок наушников в первом полугодии 2018 года вырос почти вполовину (на 44%). В ноябре свой аналог AirPods — только почти в шесть раз дешевле — представила также Xiaomi.
  • Электронные сигареты IQOS (Айкос). В этом устройстве также нет никакого экрана, сообщение пользователю передается через вибрацию. Если заряд устройства заканчивается, срабатывает индикатор в виде лампочки.


  • Умные браслеты без экрана, умные колонки и другие устройства с голосовым ассистентом. Мировой рынок умных колонок в 2019 году, по прогнозу Deloitte, должен вырасти почти вдвое: с 98 миллионов штук и 4,3 млрд долларов выручки в 2018 году до 146 миллионов и 7 миллиардов соответственно. Самые популярные умные колонки сейчас — это Amazon Echo, Google Home, Microsoft Invoke и Apple HomePod. Умная колонка, которая поддерживает русский язык, пока одна — Яндекс.Станция, выпущенная летом 2018 года.
Как работает Яндекс.Станция

В США Amazon Echo позволяет сказать «Алекса, закажи шампунь, как обычно», и вам доставят ваш привычный заказ, что неплохо помогает сэкономить время. В России так делать пока нельзя, но голосовые ассистенты совершенствуются: разработчики русскоговорящего помощника «Алиса» от Яндекса предоставляют пользователям открытый API для создания навыков и сервис Яндекс.Диалоги. Например, на презентации 2018 года был продемонстрирован интерфейс заказа в пиццерии Papa John’s.

Интерфейсы будут подстраиваться под пользователя

Таргетированная реклама, которая учитывает пол, возраст, местонахождение и другие характеристики пользователей, применяется уже давно. Так, некоторые сайты для покупки авиабилетов выдают более высокую цену на билеты пользователям из США и других развитых стран. Такой же метод используется на сайте Playstation: пользователям из разных стран предлагают игры за разную цену.

Некоторые магазины также используют персонализацию при авторизации через соцсеть. В этом случае алгоритм получает доступ к профилю пользователя и может сформировать под него версию сайта с учетом представленных данных: имени, дня рождения, пола и географии.

Сейчас с помощью машинного обучения можно делать персонализированные интерфейсы — перестраивать под пользователя сразу весь сайт. Как это работает: допустим, у нас есть сайт из десяти блоков с разным контентом (текстом и иллюстрациями), которые можно менять местами. В одном из блоков дизайнер хочет одну картинку, маркетолог — другую, product owner — третью. Текст везде тоже все хотят разный. С помощью искусственного интеллекта можно сделать так, что картинки и текст будут меняться в зависимости от времени суток, местонахождения пользователя и других факторов.

Популярность текстовых интерфейсов будет расти

Самый распространенный пример текстового интерфейса — это чат-бот, использующий технологию NLU (natural language understanding, понимание естественного языка). По оценке группы компаний Just AI, к концу 2018 года рынок таких чат-ботов по сравнению с 2017 годом должен увеличиться более чем в 2,2 раза, до 524 млн руб. По итогам 2023 года его объем достигнет 33 млрд руб.

Один из свежих российских экспериментов в этой области — чат-бот в сервисе Яндекс.Таланты. Сервис был запущен Яндексом в сентябре 2018 года, пока он находится в стадии тестирования. Его сайт закрыт для тех, кто не участвует в тестировании, но по одной из ссылок, ведущих на Яндекс.Таланты, можно найти HR-бота по имени Марина, который подбирает вакансии.

После того, как пользователь нажмет на кнопку «Поехали», Марина начинает задавать вопросы и предлагать готовые варианты ответов. Общение с ботом пока, правда, не для всех эффективно. Если взять для примера условного ведущего разработчика C/C++/C # c опытом больше трех лет, окажется, что Марина может предложить ему только вакансии менеджера по продажам банковских продуктов в Citibank, повара-универсала в супермаркете Billa, продавца-кассира в «Магните» и несколько других подобных позиций.

Интерфейсы будут учитывать ограничения разных людей

Люди с ограниченными возможностями — важная часть аудитории, которой сейчас стараются уделять больше внимания в крупных корпорациях. Например, Сбербанк недавно выпустил специальную инструкцию для дизайнеров, разработчиков и менеджеров по созданию интерфейсов, доступных для людей с инвалидностью. Авторы гайдлайна подчеркивают, что у здоровых людей тоже могут быть ограничения, которые надо учитывать.

«Не рассчитывайте, что у ваших пользователей нет особых потребностей. Даже если ваш продукт предназначен для небольшой группы людей, важно осознать, что с ограничениями сталкивается каждый: кто-то сломал руку и ходит в гипсе, кто-то работает в шумном помещении, а кто-то неделями не высыпается из-за рождения ребенка. Включайте особенные потребности в ваши архетипы пользователей и юзер стори», — говорится в гайдлайне.

В разделе «Графика и изображения» дизайнерам рекомендуют убедиться, что пользователю понятен контент, включающий графику, иконки и изображения. Это важно для тех, кто открывает сайт на телефоне, а также для незрячих людей, которые не могут использовать карты или прочитать капчу.

Главный совет для дизайнеров — не нужно использовать графику, если с задачей может справиться текст. Та же капча — одна из самых сложных и частых проблем, с которыми сталкиваются слепые люди. Ее можно заменить на другие способы валидации, или хотя бы дать пользователю альтернативный способ восприятия — например, звуковой (на Хабре уже писали о том, что капча должна быть самой крайней мерой).

Развитие UX-дизайна идет постепенно, многие тенденции начали формироваться еще несколько лет назад. Но для того, чтобы находиться в контексте и понимать направление развития, надо следить за тем, как внедряются новые технологии в разных компаниях.

0
2 комментария
Irina Griaznykh

Отличная статья, спасибо. Особенно часть про нулевые интерфейсы и адаптивные.

Ответить
Развернуть ветку
Sketch Turner

Не ясно только, зачем такая громкая вводная часть - "не будем обращать внимание на интерфейсы". Звучит так, будто их влияние и внимание к ним будет меньше, что ровно наоборот.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда