Что, если профессиональный дизайнер снова станет новичком

«Школа веб-дизайна» спросила у специалистов из Mail.Ru Group, McKinsey, Nautal и Icon8, как бы они начинали свой профессиональный путь сейчас.

Будут обучаться самостоятельно или на курсах? Как спланируют обучение? Из каких проектов сделают первое портфолио и какие книги о дизайне прочтут?

Директор по дизайну Mail.Ru Юрий Ветров, Москва

Человек, который сделал большой вклад в русскоязычное сообщество продакт- и UX-дизайна

С одной стороны, сейчас гораздо больше информации и возможностей начать работать в дизайне, причём с более раннего возраста. С другой стороны, конкуренция тоже выше, стать ярким дизайнером легче не стало.

Путей развития всегда было прилично, а сейчас — и того больше. Так что советы не универсальные, но как точка зрения — годные.

Сначала буду искать возможность попасть в команду, где задачи и коллеги помогут прокачаться. Это главный «паровоз» профессионального роста. Все свои планы построю от этого: что выучить из теории, что должно быть в портфолио, чтобы меня заметили и взяли.

Первые книги — «Не заставляйте меня думать» Стива Круга и «Дизайн привычных вещей» Дона Нормана.

В блоге сделал публикацию — «Книги для начинающего проектировщика интерфейсов». Эти книги универсальны и почти не стареют. На такую основу можно нанизывать более углубленную и специализированную литературу.

Получу базовые знания на курсах, а потом займусь самостоятельным более углублённым изучением. Например, прочитаю две книги, рекомендованные выше, и запишусь на какой-нибудь курс. Их сейчас много, посоветую в том числе наш вместе с Contented. Он отлично разжёвывает основы.

Круто, конечно, всё сделать самому, но глупо терять драгоценное время на ходьбу в темноте, если можно ускорить обучение.

Важно только не ждать чуда — курсы дадут какой-то кусок знаний, но это не университетское образование.

Сделаю несколько «непрошенных» редизайнов сайтов, приму участие в конкурсах вроде Mail Design Cup, подпишусь на прокачку вроде Daily UI, возьму волонтёрские или дешёвые проекты, чтобы набить руку. Обязательный пункт программы новичка — пройтись по всем «граблям» и отхватить критики, когда ещё не стыдно облажаться.

Так выглядит главная страница сервиса ежедневных задачах для дизайнеров. Нашли небольшой отзыв об эффективности таких челленджей

Обязательно нужно делать дизайн руками. Сначала будет много ошибок, но сила итераций всегда выносит настойчивых наверх.

Как и пилотам, начинающим нужен налёт, чтобы прокачать теоретические и практические мускулы.

Буду просить совет уважаемого мною дизайнера — бывают снобы, но большинство открыто и с радостью предоставят обратную связь. Может не сразу и не быстро. Тут важно сесть между двух стульев — и не робеть, и не наглеть.

Какую-то обратную связь можно получить на Dribbble и Behance, но без подписчиков на старте комментариев будет маловато. А надо пробиваться и быть целеустремлёнными.

На мой взгляд, в команде учишься намного быстрее. Хотя, тут есть дилемма курицы и яйца: без портфолио и опыта не берут, а где его взять без работы. Это вечная проблема, через неё проходили все специалисты и некоторые справились.

Это учит быть пробивным, так что дерзайте.

Продакт-дизайнер в Icons8 Кирилл Казачек

Работает удалённо и путешествует по миру. Отвечает за развитие нескольких сервисов компании. В свободное время рисует иконки и преподает дизайн

Самое важное — составить чёткий план. У меня его не было вовсе. Когда начинал, то метался от графического дизайна, фотографии и иллюстрации к UX и веб-дизайну. Иногда и вовсе попадал в область фронтенда. Такие метания на начальных порах отнимают большое количество времени и сил. Многие из подобных начинаний ни к чему не привели и никогда не приведут.

Поэтому первым делом я чётко выберу направление для развития. Например, веб-дизайн. Во вторых, поставлю финальную цель — трудоустройство веб-дизайнером.

Условно разделю направление на составные части и выделю самые важные, без которых невозможно представить современный сайт — информационная архитектура, контент, типографика, композиция.

Потом начну «обмазываться» со всех сторон литературой, практикой, мастер-классами, лекциями, обратной связью практикующих коллег.

Осязаемая цель в подобном процессе — это чуть ли не 20% успеха. Поэтому, как только у меня наберется две–пять работ для портфолио, стану бомбардировать все понравившиеся агентства и компании. Попробую попасть на стажировку, а может и сразу на работу.

Фриланс — не вариант для начинающего дизайнера, на мой вкус. Он запирает человека в рамках собственной застенчивости и долгое время заставляет вариться в собственном соку.

Первая книга, которую я прочитаю, — «Дизайн привычных вещей» Дональда Нормана. Начинающие дизайнеры немного забывают про UX-составляющую, а иногда даже нарочно забивают на проработку информационной архитектуры и полностью концентрируются на оформлении.

До добра это не доводило еще никого. Яркий пример — тёмная сторона отрасли, оккупированная индийскими и арабскими коллегами. Дизайнеры вовсю копируют только внешние признаки успешных работ. Такой себе карго-культ в дизайне. Даже на первый взгляд от подобных работ хочется ударить себя ладонью по лицу.

Буду много практиковаться. Для начала подойдёт банальное перерисовывание один в один понравившихся работ, чтобы почувствовать «материал», так сказать. Дальше стоит переключиться на создание собственных концептов или переосмысление существующих продуктов.

В мире достаточно плохого дизайна от именитых брендов. На редизайне этих проектов можно набить руку. А если повезет, ещё и получить какую-нибудь обратную связь.

Параллельно с практикой стоит начинать скармливать своим мозгам теоретические знания. Я предпочитаю самостоятельное обучение. В интернете можно отыскать нужную информацию по любому базовому курсу. На Medium, YouTube или Skillshare есть масса обучающих материалов. Бесплатно или за смешные деньги.

Но я с удовольствием пойду на групповые занятия английскому, курсы по работе с аналитикой, копирайтингу или любые другие курсы от уровня Middle и выше. Обычно они предусматривают быстрое усваивание неочевидных знаний через набивание шишек в команде таких же новичков, как и вы сами. Это, ко всему прочему, очень весело.

И, конечно, добавлю миллион друзей в Facebook, познакомлюсь с кем-то на профильных мероприятиях, буду публиковать работы в дизайнерских и обычных соцсетях. Найду пару-тройку крутых дизайнеров и не испугаюсь написать им с просьбой небольшого ревью работ.

Из подобного общения нередко вырастает настоящая крепкая дружба. На первых порах даже трэшёвая обратная связь ценна. Тем более, что опыт по отсеиванию нерелевантных комментариев тоже пригодится.

Вообще, нетворкинг — неотъемлемая составляющая профессии дизайнера. Чем больше у вас в друзьях коллег или любых других людей из ИТ-сферы, тем проще будет найти работу, клиентов или просто хорошую компанию для обсуждения нелёгкой дизайнерской судьбинушки за кружкой пива холодными зимними вечерами.

UX-, продакт-дизайнер в Nautal Ольга Шаврина, Барселона

Проектирует интерфейсы, решает UX-проблемы. Ведёт блог об интерфейсах, продуктах, процессе разработки, аналитике, команде, проблемах и решениях

Первое, что я сделаю, — поставлю себе цель. Например, стать Head of design или продакт-менеджером в европейской компании. Для этого нужно портфолио, знание иностранного языка и опыт.

Для начала буду искать работу в офисе, чтобы не вариться в своём соусе и быстро вырасти. На фриланс, если сильно захочется, можно перейти позже.

Сначала, скорее всего, пойду в студию, чтобы научиться всему и набрать работ в портфолио. Потом — junior-специалистом в продуктовую команду растущего дерзкого стартапа. На перспективу буду искать команду с сильным Head of design, у которого можно будет учиться.

Все обучающие материалы буду читать и смотреть на английском, чтобы перебраться в любую страну при первой возможности.

Книга, с которой начну, — «Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия» Алана Купера. Она моя любимая — как была, так и остаётся.

Буду исследовать задачи, которые решают дизайнеры, разберусь с их формулировками, научусь понимать и задавать правильные вопросы.

Следующий этап — шрифты, сетки и композиция. Чтобы не было соблазна рисовать завитушки и перебирать клипарты, найду ментора или лучше целую команду. Плюс — много книг и онлайн-курсы вроде Coursera.

Сейчас молодежь не стесняется писать в личные сообщения и просить обратную связь. Мне этому тоже придётся научиться. Кроме того, с самого начала не буду бояться показывать свои работы и просить обратную связь у ментора, команды и в соцсетях, вступлю в различные сообщества и буду впитывать советы.

Например, вот тут собран большой список дизайнерских групп в Slack. Я состою в некоторых из них и стараюсь помогать молодым дизайнерам.

UX-дизайнер в международной консалтинговой компании McKinsey Полина Бертри, Париж

Занимается запуском новых продуктов и сервисов. Пишет о методологиях и инструментах дизайна на русском языке. За последние пять месяцев посетила по работе шесть стран

Для начала я спрошу у десяти дизайнеров, что они делают на работе. Буду просить каждого рассказать свою историю и дать мне один совет, как расти в профессии. На основе этой информации поставлю себе цель и подготовлю план на полгода.

Затем попрошу десять других дизайнеров посмотреть этот план и прокомментировать его. Постараюсь учесть их рекомендации, уточню порядок действий и начну двигаться по нему.

Также я прочитаю четыре книги:

Затем возьму книгу Гаррета и по ней, как по инструкции, постараюсь за две недели сделать проект от начала до конца. Опишу этот кейс, например, на Medium, попрошу знакомого дизайнера оценить работу. Изучу замечания и, возможно, что-то исправлю в первоначальном варианте. Сделаю таким же образом еще два–три проекта.

Параллельно буду писать о своем обучении в социальных сетях и активно знакомиться с другими дизайнерами: от них можно получить совет или поддержку.

Когда накопятся три–четыре кейса, соберу их в портфолио: скорее всего, в PDF-формате или на Medium — это быстрее, чем делать сайт.

Возможно, пойду на курсы веб-дизайна или продуктового дизайна для новичков. Я думаю, такие курсы вселяют уверенность и помогают сделать первый шаг. Я так и сделала в свое время, это помогло мне поверить в свои силы, хотя и не дало больших знаний.

Так выглядело моё портфолио, когда я искала работу в 2016 году. К сожалению, портфолио для начальных позиций я не нашла

Продолжу прокачивать навыки в трёх направлениях:

  • Исследования — начну с изучения техник проведения интервью, shadowing и пользовательских тестирований. Постараюсь использовать каждую технику на практике минимум два раза.
  • Проектирование — буду проводить аудиты и бенчмарки сайтов и приложений. Аудит — это оценка работы продукта на основе установленных критериев. Бенчмарк — изучение решений конкурентов или примеров из других областей, чтобы понять, как применить эти знания в своём проекте. Подготовлю по два–три примера каждого из них. Я и сейчас постоянно делаю такие упражнения — это учит видеть проблемные места и развивает насмотренность.
  • Визуальный дизайн — буду копировать работы, которые мне нравятся. Для начала сделаю около десяти таких упражнений.

Дальше начну искать стажировку или открытую позицию Junior Designer в агентстве или продуктовой компании. Для этого подготовлю резюме и сопроводительное письмо, в котором объясню, что умею делать и чему хочу научиться.

В зависимости от своего уровня выберу одну из двух стратегий поиска подходящей компании:

  • Если уровень будет совсем начинающим, то буду брать количеством: отправлю не меньше 1000 писем с резюме и буду цепляться за любую возможность чему-то научиться — сделать тестовое, пройти собеседование или получить обратную связь по кейсам.
  • 2. Если уровень будет ближе к среднему, то скорее всего составлю список из пяти–семи компаний, которые мне наиболее интересны, попытаюсь найти знакомых и выяснить, что они ищут в кандидатах. Проработаю нужные навыки, обновлю портфолио и резюме и отправлю заявки конкретно в эти компании.

Я считаю фриланс хорошим вариантом только для зрелых специалистов. Поэтому пока не проработаю пять–восемь лет в найме, не буду уходить в свободное плаванье.

Как видите, ребята развивались в разной среде, у каждого свой путь, но выводы и рекомендации очень пересекаются между собой.

Вы можете попробовать пройти свой путь, набить шишки и через пару лет рассказать свой вариант, а можете найти для себя совет, который откликается внутри и попробовать прямо сейчас воплотить его в жизнь.

Болтян Евгений, основатель школы «Веб-дизайна»

Именно такие же слова я говорю своим студентам на курсе. Я вам показываю один путь, который точно должен сэкономить время и силы. Вам самим выбирать, следовать ему или нет. В любом случае в обучении, смене профессии и развитии будет встречаться много подводных камней, но когда ты к ним немного подготовлен, то пройти их будет намного легче.

Пишите в комментариях вопросы, я уверен что ребята будут рады на них ответить (я их об этом попрошу для вас). Если соберётся много интересных вопросов, мы найдем классных экспертов и зададим вопросы им.

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Diz Diz

Часто бывает что самоучки самые прошаренные и адекватные спецы в своей области, так что и думать не чего. Либо лежит душа, либо нет.
И если да то ты сам найдешь себе кучу интересных туториалов, книг, курсов и тд. А если нет то и несколько высших не поможет.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Болтян
Автор

Тут так же, как и с интересной ситуацией про опыт работы. Всем он нужен, как тогда получить его?)

Как раз этот этап проходят самые достойные и хваткие)

Ответить
Развернуть ветку
Miroslav Tsarev

Еще можно нагло приврать о своем опыте, разослать резюме и получить пачку тестовых заданий от работодателей. Вряд ли конечно возьмут по результатам тестового, ну для опыта тоже годится. Если так регулярно делать, то рано или поздно уровень подрастет и какое-нибудь тестовое задание будет выполнено как нужно, а там могут и пригласить на испытательный срок.

Снова же, если есть желание и капля упертости, чтобы не сложить руки после первой неудачной попытки

Ответить
Развернуть ветку
Diz Diz

Такой себе подход начинать карьеру с обмана работодателей. Тем более что более менее приличные студии/агенства общаются между собой.
А если нет опыта и портфолио ни что не мешает сделать концепты, и с ними уже просится на стажировку, а дальше либо в штат, либо по кругу в другое место (если не взяли в штат).
Реальный опыт работы с заказчиком в студии и самостоятельные нажимания кнопочек в фш разные штуки. И арт-директора/опытные дизайнеры видят разницу кто и что им показывает.
Это конечно про дизайн.

Ответить
Развернуть ветку
Miroslav Tsarev

Не могу не согласится, но в рамках разумного конечно. "приврать", имеется ввиду не выдать себя за гуру, а указать, что опыт к примеру пол года, а не полное его отсутствие. С такой скромной цифрой опыта, от соискателя вряд ли ждут каких-то хороших результатов, но если указать наличие опыта, хотя бы минимального, то шанс получить тестовое задание возрастает

Вы верно указали, что на деле все прекрасно видно и работодателю обещать что-то, что сильно далеко от действительность затея сомнительная

Ответить
Развернуть ветку
Miroslav Tsarev

Если мы говорим о дизайне то там относительно просто на начальном этапе.
Часто ноют, мол как получить опыт если нет проектов, а проекты не дают, потому что нет опыта.
Кто мешает себе самому задачу поставить? Нет фантазии? Идем на фриланс и смотрим реальные проекты, с реальными задачами. Для этого даже брать проект необязательно, основной задачей является получение навыков в решении реальных задач. Ну вот самый элементарный способ практики и получения опыта, было бы желание.

P.s. сам когда учился делать верстку сайтов, просто скачивал бесплатные макеты с разных ресурсов и верстал по ним сайты

Ответить
Развернуть ветку
Citizen Di

О курсах можно долго рассуждать, например Яндекс не берёт выпускников своих же курсов по программированию. Вот и приехали

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Болтян
Автор

Этомуц всегда есть объективные причины. Они прагматично не хотят обучать растить их дальше за свой счет, а просто расширяют рынок.

А потом подхватывают этих спецов уже готовыми) Бизнес)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Гаугаш

Я стал профи в своём деле, и для этого не пришлось идти и работать на кого-то. Я просто имел яркие глаза и жгучее желание. Много хреначил. Шёл шаг за шагом, и быстро рос. Вот и все.

Www.mikhail-d.ru

P.s. А образование у меня — девять классов.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kasakow

Замечательные работы. !

Ответить
Развернуть ветку
Top rating

очень слабые работы, плохо прокачивались.

Ответить
Развернуть ветку
Serik Tashenov

Я хочу стать графическим дизайнером, посоветуйте пожалуйста какими программами надо научиться пользоваться дизайнеру, самые основы дизайна? Посоветуйте какие хорошие школы есть? Курсы?
Как вам такие школы: profileschool.ru / granich.ru / netology.ru - куда лучше из них записаться на курсы по дизайну? Спасибо большое заранее 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Гаугаш

Прежде всего — это не программы, это фундамент, без которого никуда. Типографика, композиция, цвет, иерархия, и тд, с этого требуется изучать. Программы — это лишь инструмент, для определенной задачи.

Школу к сожалению подсказать не смогу. Удачи)

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Смирнова

Согласна! Сама сейчас ищу школу и заметила, что многие "учителя " делают упор на инструменты, создают впечатление, что если разобрался в фотошопе и фигме, то ты уже дизайнер. Автору желаю успехов и не попасться в лапы инфоцыган:)

Ответить
Развернуть ветку
Александра Гуляева

Тема про прокачку английского реально работает, как ни крути, а тренды задает запад.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Болтян
Автор

К сожалению или к счатью, но это дефолтный навык) Нет смысла даже спрашивать, нужен английский или нет)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Гаугаш

P.s.s. Если у вас нет стратегии, если вам нужна мотивация от кого-то, если у вас нет предпринимательской жилки и вы не можете найти себе клиентов, или вам этого не хочется, если для вас не важно иметь своё портфолио, и вас совсем не беспокоит что все работы останутся за студией — добро пожаловать в офис!)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Болтян
Автор

Так об этом и писали ребята. Лучше всего поможет вырасти быстро. как раз офис)

Ответить
Развернуть ветку
Alisa Art

Спасибо, было интересно ознакомиться "Фриланс — не вариант для начинающего дизайнера, на мой вкус. Он запирает человека в рамках собственной застенчивости и долгое время заставляет вариться в собственном соку." Тут смотря какой фриланс. Все равно ты с людьми общаешься, хочешь-не хочешь, не только в своем соку варишься.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда