{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

10 вопросов, которые вы обязаны задать заказчику сайта

Существует множество типов сайтов: интернет-магазины, визитки, корпоративные, новостные, блоги, лендинг и другие. Они имеют массу как визуальных, так и функциональных отличий. Тем не менее, работа по их созданию строится по вполне стандартной схеме. Всё начинается с заполнения брифа клиентом.

Как правило, это очень обширный документ, и в нём есть очень важные вопросы, которые зачастую остаются без должного внимания или и вовсе полностью игнорируются. Предлагаем вам подборку из 10 важных вопросов, которые нужно задать вашему клиенту и обязательно получить от него на них ответ.

Итак, погнали!

Сайт www.openhorizons.ru разработан студией дизайна Алалай

Вопрос 1: Зачем вам нужен новый сайт?

С одной стороны, такой вопрос может показаться немного странным. К вам уже пришёл клиент с горячим заказом, за который он уже готов заплатить. Казалось бы, бери да работай. Но с другой стороны, ответ именно на этот вопрос поможет вашей команде разобраться, какие задачи должен будет решить новый сайт. С этим напрямую связаны и его функционал, и дизайн. Также вы сможете лучше понять, какие у вашего клиента запросы и ожидания.

Вопрос 2: Кто ваша целевая аудитория?

Зачастую ответить на этот вопрос удаётся не всем и не сразу. Существуют и такие бизнесы, которые и вовсе никогда не смогут разобраться с портретом своего покупателя.

Понимание клиентом его целевой аудитории очень важно при создании сайта. Гендерные и возрастные различия, социальный статус и уровень дохода. В совокупности с ответом на первый вопрос эта информация поможет лучше разобраться с общей картиной, и созданный вами сайт будет благоприятно принят теми людьми, которые будут на него заходить.

Вопрос 3: Почему люди будут заходить на ваш сайт?

У любого поступка есть мотив. Каждый человек заходит на сайт с какой-то конкретной целью. Поиск информации, покупка вещей или услуг, досуг и развлечения. Какова мотивация людей, которые будут заходить на этот сайт? Каким образом сайт решит их проблемы? Не лишним также будет поинтересоваться, есть ли у вашего клиента понимание того, как и из каких источников люди будут приходить на его сайт.

Вопрос 4: В чём исключительность вашего бизнеса?

Вопрос о том, насколько компания уникальна и насколько успешен продукт, который она предлагает. Если у вашего клиента нет четкого ответа на этот вопрос, то существуют определенные риски, что в будущем проблемы с продажами будут списаны на качество сайта, который вы сделали. Продать товар или услуги только за счет веб-дизайна непросто. Конечно, всегда можно сделать предположения относительно особенности компании клиента, но нет никакой гарантии, что они будут верными. Ведь главный эксперт в бизнесе заказчика - он сам.

Вопрос 5: Как вы оцениваете успешность посещения сайта?

У сайта есть определённый уровень посещаемости. Но как выглядит наиболее успешный визит? Размещение заказа или покупка? Продолжительность посещения на сайта? Существуют бизнесы самых разных типов, но в конечном итоге всё всегда сводится к конверсии и продажам. Поняв, как выглядит успешное посещение сайта, вы сможете создать его таким образом, чтобы вести вашего клиента к этой цели. Важно понять, какие критерии оценки успешной посещаемости сайта есть у вашего клиента.

Сайт www.roditeli-odintsovo.ru разработан студией дизайна Алалай

Вопрос 6: Каким образом вы планируете отслеживать посещаемость сайта?

Очевидно, что далеко не каждый человек является экспертом в создании сайтов. Зачастую клиент и вовсе не имеет понятия о том, что такое Яндекс Метрика или Google Analytics, как они работают и на что способны. Это ваш шанс убить сразу двух зайцев. Во-первых, осчастливить клиента, дав ему полезный и бесплатный инструмент. Во-вторых, продемонстрировать свою экспертизу в данном вопросе. Уровень доверия к эксперту и его решениям всегда возрастает.

Важно проговорить с клиентом, какие ключевые показатели эффективности нужно будет отслеживать. После чего, ваша задача будет сделать сайт таким, чтобы это отслеживание было простым и удобным.

Вопрос 7: Как вы будете создавать контент? Что это будет?

Сайт - это не меню и кнопки. И даже не красивый дизайн, хотя мы, как студия дизайна, это особенно ценим. Самое важное на сайте - это контент. Даже если это не блог и не информационный портал, все равно требуется постоянное обновление. Ответ на вопрос, как именно клиент собирается поддерживать свой сайт, поможет при создании верной структуры и выборе правильной CMS для эффективного управления контентом в будущем. Конечно, вы можете сделать это на свой вкус и цвет, но для клиента эта может стать серьезной проблемой, когда он останется с сайтом один на один.

Сайт www.glasstower-challenge.ru разработан студией дизайна Алалай

Вопрос 8: Какие сайты вам нравятся?

Уточните у своего клиента, какие сайты он ежедневно посещает и чем они ему нравятся. Это поможет вам разобраться с предпочтениями клиента и даст ответ на вопрос, насколько он вообще "в теме". Что важно клиенту на этих сайтах: контент, функциональность и наличие определенных опций, красивый дизайн. Это очень важная и ценная информация, которую не всегда удастся получить, задав прямой вопрос в лоб. Ведите с клиентом диалог через его поведенческие особенности и ассоциации, постепенно раскрывая тему и делая для себя ключевые заметки.

Вместе с тем задайте и обратный вопрос - что не нравится в этих сайтах. Понимание проблем клиента поможет вам их решить.

Вопрос 9: Какие у вас есть материалы по части дизайна?

Если речь идет не о бизнесе, созданном с нуля, то у компании обязательно есть какой-то визуальный бэкграунд. Вполне вероятно, что клиенту захочется, чтобы вы адаптировали уже существующий стиль под формат нового сайта. Важно оценить, какую оценку клиент дает этим материалам. Если он ими хвалится, то эту стилистику нужно поддержать и развивать. Если показывает их нехотя и отзывается негативно, то важно разобраться, какой новый стилистический вектор выбрать. В вопросах вкуса не стоит брать ответственность на себя.

Вопрос 10: Какие функции должны быть у вашего сайта?

Пожалуй, это самый важный момент, к которому мы последовательно подходили, задавая все предыдущие вопросы. Чтобы создать эффективный сайт, вам важно понять, что именно требуется клиенту от сайта. Это нужно для того, чтобы спланировать дизайн и логику его работы. Для удобства можно взять инициативу на себя, предложив клиенту различные функции и фишки на конкретных примерах, чтобы он мог самостоятельно их выбрать, ткнув пальцем.

А какие важные вопросы задали бы вы? Давайте вместе составим список вопросов для создания наиболее эффективного брифа!

Материал подготовила студия дизайна Алалай

Оригинал статьи на англ.языке - клик.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
zulus

Почти на все эти вопросы у заказчика нет ответа, а если и есть то он не имеет ни какого отношения к реальности))
По каждому вопросу нужно проводить исследование, а это как правило никто из заказчиков не делает.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Goncharenko

"Вопрос 6: Каким образом вы планируете отслеживать посещаемость сайта?" Вы там совсем таво?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Dolzhikov
Автор

Трудно прокаментить без конкретики с вашей стороны. Но уровень вашего общения уже понятен.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Парфенов

согласен с Романом, вопрос 6 действительно ни о чем, отслеживание посещаемости может быть только в метриках. Знает о них клиент или не знает, какая разница, добавить ему аккаунты в я и г метриках это две секунды. Если мы хотим продать клиенту рекламу или продвижение, то надо так и спрашивать: как вы будете рекламироваться, продвигаться?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Александр

1) "В чем ключевые преимущества вашей компании/продукта" вместо вопроса 4

2) Почему люди покупают продукт/услугу/обращаются к вам (в каких условиях и тд - даже если ответ очевиден, все равно можно спросить уточнив свою гипотезу)

- этот вопрос будет нужен особенно если ответ на предыдущий вроде "мы классные" и "мы даем крутой сервис"

2) Кто ваши ключевые конкуренты

3) Какой контент будет размещаться на сайте и кто его будет создавать/размещать - вместо вопроса 7

Когда получаем ответ на вопрос "Кто его будет создавать" - просим связь с человеком, тк ЛПР может быть не до конца в кусе контентной политики

- делать сайт без понимания контента с высокой долей вероятности открывает портал в ад

4) какие элементы в дизайне должны быть обязательно (кроме лого/фирстиля)
- помогает вытаскивать пожелания по дизу, которые клиент считает не сильно важными в начале или просто забыл о них - может сэкономить минимум одну итерацию, если на первой встрече клиент забыл, что не видит своего сайта без фотографии розового пони на главной

5) каких элементов в дизайне быть не должно никак (кроме разумно неуместных)
- помогает избежать лишнего негатива, если розовые пони на главной странице это мировой тренд, а у ЛПР аллергия на них

6) Что должен сделать/узнать/почувствовать пользователь после посещения сайта и к чему должен прийти в конце своего путешествия (если это необходимо) вместо вопроса номер 5

Ответить
Развернуть ветку
Roman Goncharenko

"Вопрос 4: В чём исключительность вашего бизнеса?" Зачем вам этот пафос? Не все услуги, товары обладают исключительностью

Ответить
Развернуть ветку
Alex Dolzhikov
Автор

Автор статьи не я, но не соглашусь с вами. Понятно, что велосипед и колесо уже изобрели. Речь о конкурентных преимуществах. Они могут быть в товаре или услуге, сервисе, приятной внешности владельца бизнеса итп. Это далеко не всегда объективные факторы. Но каждый владелец бизнеса расскажет о том, в чем его бизнес хорош, даже если он предлагает всё то же, что предлагают тысячи конкурентов. Хотя, если делать сайт для нотариуса, то эта услуга совершенно не исключительная. Но на то человеку и дан мозг, чтобы любой совет использовать там, где его можно применить. А Пафос - это греческий остров.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Парфенов

я за то чтобы задавать клиенту конкретные понятные вопросы. Если мы хотим узнать его преимущества, почему так и не спросить? Чем вы лучше конкурентов? Какое ваше основное преимущество? Почему клиент предпочтет вас а не ваших конкурентов?

Ответить
Развернуть ветку
Jon Doe

Направление верное, но адаптация необходима)

Ответить
Развернуть ветку
Александра Гуляева

"Вопрос 2: Кто ваша целевая аудитория?

Зачастую ответить на этот вопрос удаётся не всем и не сразу. " - о, да! Сталкиваемся с этим постоянно, хотя мы и не разработчики. Это вообще ключевой вопрос и от него зависит успешность продукта или услуги.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда