«Это неплохая стартовая реклама, а логотип можно поменять после»: заказчики об «экспресс-дизайне» Артемия Лебедева Статьи редакции

Мнения представителей сети кальянных Art Hookah Family, бургерной «ДжонФёдор» и других предпринимателей о том, помогла ли программа «Студии Артемия Лебедева» в бизнесе.

В апреле 2017 года российский дизайнер Артемий Лебедев запустил услугу по созданию фирменного стиля для малого и среднего бизнеса.

На каждый логотип у сотрудников «Студии Артемия Лебедева» уходит от четырёх до 60 дней. Одно из условий — логотип не обсуждается с заказчиком. Деньги за работу при этом не возвращаются, даже если заказчик решил не использовать полученный «экспресс-дизайн».

Цена «экспресс-дизайна» — 100 тысяч рублей, что, по словам Лебедева, в десять раз меньше стандартного тарифа. Такая стоимость должна привлечь стартапы, которые не могут позволить себе услуги крупных студий, но нуждаются в качественном дизайне.

Желающие поучаствовать в программе отправляют заявки на сайт «Студии», затем команда Лебедева выбирает понравившегося претендента и разрабатывает для него логотип и фирменный стиль.

В чём польза программы для проектов: мнение эксперта

Судя по описанию процесса на страницах «Студии», работают над этими логотипами даже не самые квалифицированные специалисты (скорее всего, стажёры). При этом в плюсе остаются все.

Стажёр учится на рекламных проектах. «Студия Лебедева» получает дополнительный PR. Заказчик за небольшие деньги получает PR и в комплекте с ним логотип (иногда вполне приличный).

Что касается стоимости «экспресс-дизайна», надо рассматривать не 100 тысяч рублей за логотип, а 100 тысяч за охват потенциальной аудитории. И 100 тысяч за логотип, сделанный начинающим дизайнером, если рассматривать среднюю стоимость, — дороговато.

Конечно, не надо ждать чуда от «экспресс-дизайна». Экспресс-стрижка, экспресс-мойка автомобиля — это то же самое. Только в случае дизайна большим плюсом является имя студии, которое сразу привлекает интерес к бренду. Это надо рассматривать как неплохую стартовую рекламу, а логотип можно поменять уже после того, как будет получен рекламный эффект.

Эффект за эти деньги (особенно при обсуждении первых работ «экспресс-дизайна») должен вполне оправдывать затраты. По-моему, только ленивый не слышал о бургерной «ДжонФёдор». И это всего лишь за 100 тысяч.

Андрей Парфёнов, создатель одной из первых веб-студий в Воронеже

Меньше половины участников программы оставили отзывы на сайте «Студии». 69 из них оказались довольны результатом, 15 — разочарованы. Применили фирменный стиль на своих сайтах около 30% участников программы «экспресс-дизайн».

vc.ru узнал у участников программы «экспресс-дизайн», каких результатов они ожидали и что получили в итоге.

Основатель сети петербургских кальянных Art Hookah Family Артём Синяков

Дизайн для компании от «Студии Артемия Лебедева» — по ссылке.

У нас есть команда штатных дизайнеров, которая разрабатывала логотип, и он уже был почти утверждён, но для промо мы решили воспользоваться услугами «Студии Лебедева».

Обратившись туда, мы составили ТЗ, в котором было чётко написано, что в логотипе не должно быть никакой восточной тематики и изображения кальяна и аксессуаров, потому что мы уходим от псевдоарабского стиля и никогда так себя не позиционировали.

Все наши проекты сделаны в другой стилистике. Один — в милитари, другой — в классике, раньше мы занимались производством кальянов, и они были выполнены в хай-теке. Мы ломаем стереотип, что кальяны связаны исключительно с Востоком.

В результате дизайнеры прочитали ТЗ и сделали ровно наоборот. Мы понимали, что будет плохо, но не понимали, насколько. Если честно, мы хотели увидеть что-то совсем лютое вроде «ДжонФёдора» — логотип, который будет активно обсуждаться. Я бы его использовал. Столько мемов было вокруг него. Да, он ужасный, но за ним теперь такая история, которая никуда не денется, и людей бы это стопроцентно привлекало.

Вокруг нашего логотипа такой истории нет: он сухой и неэмоциональный. Он вроде и не позорный, но не подходит по всем ТЗ. Поэтому мы решили ответить Лебедеву стихотворением, чтобы уже оно расходилось по медиа. Так и получилось — все в восторге. Придумывали мы его всей командой: с креативщиками, маркетологами. Я задавал им направление, а ребята уже дальше корректировали мысль.

Из всех «экспресс-дизайнов», что я видел, только три-четыре работы показались мне интересными. Но, может быть, это направление создали для того, чтобы изменить восприятие дизайна. Потому что среди обычных проектов Лебедева есть довольно много хороших.

Но на итог сильно влияет заказчик, а он зачастую направляет в ненужное русло. Дизайнер выполняет работу, но потом даже не включает её в портфолио, потому что это позор. С этой точки зрения в проекте «экспресс-дизайн» есть что-то правильное; возможно, это повлияет на будущее отрасли.

Проблема в том, что сейчас в России есть люди идейные и люди с деньгами, и это зачастую разные стороны. Потому что те, у кого есть свежие идеи и кто способен правильно и чётко объяснить их дизайнеру, чаще всего не имеют денег, чтобы воспользоваться услугами такого дизайнера, как Лебедев. А те, у кого уже есть средства, статус и солидность, как правило, всё ещё живут в СССР. У них своё видение, которое сейчас уже не актуально.

Любому логотипу, даже ужасному, есть место на рынке, главное, чтобы он ассоциировался с этой компанией, чтобы в нём была какая-то своя фишка. Вот возьмём логотип Дудя — ну это же провал? Но он настолько же ужасен, насколько и прекрасен. Такого нет ни у кого, ассоциируется только с ним. И сейчас вообще тренд в мире на упрощение логотипов. Все компании переделывают шрифты на максимально простые, чтобы удобно было читать и наносить на одежду.

Основатель гомельской бургерной «ДжонФёдор» Кирилл Помалейко

Дизайн для компании от «Студии Артемия Лебедева» — по ссылке.

В «Студию Лебедева» мы обратились по трём причинам: во-первых, мне очень симпатичен сам Лебедев. Мне нравится общаться и работать с интересными и интеллигентными людьми, а он, безусловно, один из наиболее ярких представителей интеллектуальной предпринимательской элиты русскоязычного пространства.

Во-вторых, я прекрасно понимал, что «Студия Лебедева» — хорошо известный в кругу моей целевой аудитории бренд, и мне хотелось попытаться использовать это знание в своих интересах. В-третьих, в рамках программы «экспресс-дизайн» появилась возможность сделать всё это за вполне умеренные по меркам тарифов «Студии Лебедева» деньги.

Вы подумаете, что я пытаюсь оправдать себя «после драки», но с самого начала основной целью сотрудничества с Лебедевым я обозначил не отличный логотип (хотя, конечно, надеялся получить его бонусом), а возможность использования его имени при продвижении нашего нового бренда.

Конечно, я и представить себе не мог, что мы получим такой резонанс, что будет Дудь, интервью для RTVI, Life.ru и сюжет на «Вести24». Повезло, но удачу люди, как известно, создают себе сами.

На этапе обращения в студию мы определили для себя следующие критерии оценки будущего логотипа:

  • Потенциал для рекламы и продвижения. Никто в моём родном городе Гомеле никогда не заказывал логотип у «Студии Лебедева», и я считал, что смогу воспользоваться этим для локальной раскрутки бренда. Кроме того, появление «ДжонФёдора» в портфолио такой известной и посещаемой площадки, как artlebedev.ru, должно было улучшить индексацию нашего сайта.
  • Визуальная привлекательность логотипа, выражающаяся в его изящности и ощущении проработанности и дороговизны торговой марки.
  • Удобство использования логотипа: нанесение на уличные вывески, упаковку, рекламные материалы, интеграция в существующие интерьеры заведения.

В результате получилось, что с первым критерием у нас всё вышло великолепно (я получил результат, в тысячи раз превышающий тот, на который рассчитывал изначально), а вот с двумя другими не очень. Но тут важен ещё один вопрос: получилось бы обеспечить такой же эффект с логотипом, соответствующим второму и третьему критерию? Скорее всего, нет. Могу сказать вам совершенно уверенно, что я полностью доволен полученным результатом. Спасибо Тёме.

Очевидно, что логотип бургерной «ДжонФёдор» от «Студии Лебедева» никогда не стал бы таким медиасобытием без самого Лебедева. Мы разве мало плохого дизайна видим вокруг себя ежедневно? Почему тогда мы не бросаемся фотографировать каждую вторую вывеску на улице и коллективно кричать «обезглавьте того безрукого, который посмел создать это»?

Создание эффекта массового обсуждения — это навык, а мастерское исполнение любого навыка доступно только талантливым людям. Другое дело, что создать такой эффект с отрицательным контекстом легче, чем с положительным, так уж мы устроены.

Что касается ситуации с логотипом «ДжонФёдора» сегодня, наше заведение, включая все вывески, меню, упаковку, форму персонала и прочую атрибутику уже давно оформлено в полном соответствии с брендбуком, подготовленным для нас агентством «Остров Свободы».

Даже Артемий Лебедев, увековеченный внутри нашей бургерной в слегка карикатурном виде, носит футболку с нарисованным на ней новым логотипом. Единственное исключение — огромный рисунок логотипа Лебедева, полностью занимающий одну из стен заведения. Логотип Лебедева будет жить, это я вам обещаю.

Мы, например, планируем выпустить ограниченную серию различного мерчендайзинга, использующего и обыгрывающего лебедевский логотип.

Что касается сайта: «ДжонФёдор» вынужденно занимает не больше 5% моего времени, и до обновления сайта, который я сделал сам на коленке за пару вечеров, просто не доходят руки. Конечно, нужно обновить его в соответствии с новым фирменным стилем, и мы обязательно это сделаем.

Креативное агентство Jekyll & Hyde действительно сделало для нас рекламу, на которой бык (добыча, символизирующая еду), борется со львом (охотник, символизирующий наших гостей). Реклама требует доработки — замены лебедевского логотипа на новый от «Острова Свободы».

Как только требуемая доработка будет сделана, мы запустим эту рекламу в своём регионе. «Мяч» на стороне исполнителя уже несколько месяцев, я даже начал шутить, что виной всему проклятие «экспресс-дизайна» с его условием о невозможности доработок.

Многие считают, что я воспользовался ситуацией для саморекламы, но у меня просто не было другого выбора. Когда я увидел логотип, сделанный «Студией Лебедева», то сразу понял, что применить его можно только в качестве шутки. А шутка тем смешнее, чем больше людей смеётся.

И не забывайте, логотип действительно ужасный. Уверен, защитники логотипа, относящие себя к творческой интеллигенции и писавшие, что этот дизайн обогнал своё время, а провинциалы просто ничего не понимают, сказали бы противоположное, встреться он им на улице и не будь им знакома вся эта история. Это был бы просто ещё один откровенно неудачный логотип.

Благодаря этому ажиотажу наши продажи возросли. И нам, к счастью, удалось сохранить этот прирост, речь не идёт о временном эффекте на время повышенного ажиотажа. Можно говорить о дополнительных 20–25% выручки, что, конечно, не поражает воображение, но всё же позволило нам давно окупить потраченные на логотип деньги.

Уверен, эффект в крупных городах был бы многократно большим. Потенциал логотипа и всей этой истории далеко не исчерпан. Кстати, есть и оборотная сторона шумихи, о которой многие не задумываются. Известность нашего бренда приводит к появлению у многих посетителей (в особенности у гостей из других городов) завышенных ожиданий.

Такие гости ждут откровений, чего-то феноменального, впечатлений, сравнимых по своей силе с резонансностью истории с логотипом, а получают «всего лишь» вкусные бургеры из качественных ингредиентов, хорошее обслуживание и приятную атмосферу. И иногда ставят нам плохие отметки.

Мне кажется, что, ухватив за хвост удачу с «ДжонФёдором» (а для Лебедева вся эта история, безусловно, удачна), Артемий решил систематизировать и регламентировать успех — создать конвейер по производству обсуждаемых, осознанно аляповатых логотипов. Сделать это своим новым брендом. Причём всё это мракобесие творится в рамках программы «экспресс-дизайна», а значит, тени на основную, «денежную», работу студии не бросает.

Проблема в том, что повторить тот успех невозможно, ведь трюк уже знаком публике, а значит, фокус забавляет, но не потрясает, как при первом представлении. Но это не мешает всем (или хотя бы большинству) новым участникам этой программы получать сравнительно больший рекламный эффект. Ну а как иначе я бы узнал об Art Hookah Family?

Основатель онлайн-платформы для занятий фитнесом FitUnion Евгений Полищук

Дизайн для компании от «Студии Артемия Лебедева» — по ссылке.

Мы обратились в «Студию Артемия Лебедева», так как не хотели долго выбирать подрядчиков и пересматривать массу портфолио. Мы не профессионалы в разработке логотипов, для нас было важно, чтобы не задавали лишних вопросов, а предложили и реализовали хороший вариант. Также основной причиной послужило доверие к личности самого Артемия.

В разработке дизайна принципиальное значение для нас имело отсутствие в логотипе прямой ассоциации со спортом (гантели, гири, штанги), поскольку продукт FitUnion — это в первую очередь сервис, и визуальная составляющая бренда должна быть реализована в стилистике сервисов и приложений.

«Студия Артемия Лебедева»

У нас было чёткое понимание, что ожидания точно не совпадут с действительностью. Так, собственно, и случилось. Но мы изначально решили, что примем любой вариант.

Логотип, выполненный «Студией Лебедева», мы используем уже несколько месяцев. Для получения обратной связи о нём делали опрос среди клиентов и сотрудников. Первой реакцией у большинства было: «Не понял», «Нечитабельно», «А как это связано со спортом?». Сейчас логотип всем нравится: со временем люди понимают, что это уникальный отличительный знак, что он не банален. И это хорошо!

Руководитель белгородского digital-агентства «Продвижение» Дмитрий Лимонов

Дизайн для компании от «Студии Артемия Лебедева» — по ссылке.

Мы долго пытались разработать стиль самостоятельно, но постоянно застревали в каких-то образах, не могли прийти к конечному результату. Были в постоянном поиске улучшений. Поэтому обратились к ребятам, которые точно смогут сделать хорошо.

Ждали качественную работу по всем стандартам брендинга и дизайна. Пока мы не настолько большая компания, чтобы заказывать стиль за 3 млн рублей, а 100 тысяч — вполне подъёмная цена для стиля и логотипа.

Мы сами часто брифуем клиентов и понимаем, как сильно результат зависит от правильно составленного ТЗ. В процессе его написания опасались дать много лишней информации, которая могла быть неверно трактована.

Кроме того, клиент не всегда формулирует адекватные требования, а сильному специалисту иногда не нужны его запросы. Качество не зависит от обсуждения, даже наоборот, чаще мешают и сбивают с толку. Гораздо важнее полное, ёмкое ТЗ и представление (со стороны заказчика) о том, как работают дизайнеры.

«Студия Артемия Лебедева»

Логотип, предложенный «Студией», зашёл отлично. Конечно, многие старые клиенты, более консервативные коллеги и посетители сайта жаловались: «Режет глаза». На это мы отвечаем: «Успех должен резать глаза». А если серьёзно, некоторые говорили о плохой читабельности, но в этом и был смысл: получить не читабельность, а уникальность и персонализацию.

Цели нравиться всем у нас не было. Мы постоянно получаем полярные отзывы: от негодования до «на стиль шишка набухает». Но нам нравится, что люди не проходят мимо. Кого-то логотип злит и раздражает, кого-то радует и привлекает. И это точно лучше, чем отсутствие каких-либо эмоций.

0
46 комментариев
Написать комментарий...
Konstantin Zhivenkoff

У Джона Федора что "до" говно было, что "после". Невезуха прям какая-то...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Zhivenkoff

Да. Бургерная Джон Федор... Пздц какой-то... Странно что не ОлежкаВасютка...

Ответить
Развернуть ветку
Павел Лапшин

На мой взгляд логомашина сделала им наиболее интересный вариант. Но они выбрали опять же какую-то ерунду.

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий Мускатов

Межрассовый гомо союз

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Draganov

Будто что-то плохое.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Фрольченков

Вангую перепись специалистов по дизайну в комментах.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Арт Кукан

Ответить
Развернуть ветку
Николай Морозкин

и тем более удивительно в свете того, насколько Татьяныч упорот на типографике - за этот шрифт он должен был рожу разбить дизайнеру (хотя, может и разбил)

Ответить
Развернуть ветку
Илюхер XXIV

У артхуки проблема начинается в названии.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Danila Poyarkov

Воронеж всему голова

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Simonov

Не автор ведь. Типа эксперт. Но сейчас глянул, сайты они делают как из 2005 года

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Roman Sergeevich
Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Merkushev

«Экспресс-дизайн» - это хороший и правильный проект. Не стоит так трястись над логотипом, мучать себя и дизайнера. Не так важен логотип, я считаю.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Zhivenkoff

Поэтому надо покупать на стоках по 5 долларов, да

Ответить
Развернуть ветку
Андрій Заметалов

Так с логотипом Найк почти так и получилось - студентка-дизайнер сделала несколько вариантов, ни один не понравился, у нее пригорело и она черканула по листу. Получилась галочка, которая зашла заказчикам.
За росчерк на бумаге уплатили аж 35 долларов.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

For her services, the company paid her $35 ($206 in 2015 dollars).

In September 1983, Knight gave Davidson a golden Swoosh ring with an embedded diamond and 500 shares of Nike stock (estimated to be worth $1,000,000) to express his gratitude.

Davidson claims to this day that she is not a millionaire but lives comfortably.

В общем, те 35 долларов это не те 35 долларов сейчас, да миллион долларов акциями - тоже хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Андрій Заметалов

А, про акции не знал, спасибо за уточнение!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mr. Burns

Я хз почему до сих пор об этой услуге думают как о дизайнерской. Чисто вирусная рекламная кампания за небольшой прайс чтобы не было так стыдно за лого на время хайпа.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ефимов

100 000 за хайп возможно было бы вполне бюджетно, если не учитывать затраты на оформительские материалы айдентики в дизайне офиса и полиграфии. К тому же один раз из 10-20 есть шанс получить что-то не такое трешовое, как на примерах.

Лого для Джона Фёдора, если учесть название, не такое и провальное (особенно если чуть угол наклона булок уменьшить и убрать при этом пустое пространство), хотя вероятно и не попало в видение владельцев.

Ответить
Развернуть ветку
BeezOne84

Текущий вариант дизайна ДжонФёдора у меня ассоцируется с кофейней, но не с бургерной.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ефимов

Соглашусь.

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Dyachenko

Тоже так подумал

Ответить
Развернуть ветку
Любомир Пильчак

Заказал логотип - надеялся получить логотип бонусом.
Крутой экспресс дизайн, однако. )

Ответить
Развернуть ветку
Rustam Davletiarov

Андрей Парфёнов, создатель одной из первых веб-студий Воронежа, прям порадовал.

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Фатов

если не знаешь куда потратить кучу денег, отдай их Артемию Лебедеву

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Shcherbakova

Грустно конечно читать положительные отзывы. Особенно показателен последний. Т.е. люди сознательно выгораживают полную дичь, какими то детсадовскими аргументами. Отрицательные эмоции для них лучше чем никаких эмоций, ну да, наступив в г*вно тоже испытываешь эмоции.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Титов

Человек с оняме на аватаре говорит о моральности /shrug

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Семен Смирнов

Дорого и охуенно долго (с)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Харин

Основатель Джона Федора попытался оправдать себя «после драки»?)

Ответить
Развернуть ветку
Ким Альберт

Работа студии Лебедева,,, ташкентцы поржали от души,тема таксистов,общественых туалетов были через комент

Ответить
Развернуть ветку
Ким Альберт

Тоже его студия,детское творчество,детская изостудия.

Ответить
Развернуть ветку
Trepolsky Dmitry

Да смысл экспресс-заказа у Лебедева - это получить PR и лого одновременно. 100 тысяч вполне приемлемая цена. Логотип от фрилансера или неизвестного дизайнера пиаром не обладает. А сайт у него под ключ стоит от 3 млн. Причем меньше не бывает, зато дизайн рисуется столько вариантов пока не утвердится, то есть проект может быть растянут на длительный период. Участвовал в свое время в тендерах знаю -)

Ответить
Развернуть ветку
Эдуард Бикбов

Последний абзац про "шишка набухает", это про какую шишку?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Simonov

Интересно, а Лебедев закрывает на своём сайте внешние ссылки от индексации?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Андрианов
Ответить
Развернуть ветку
Georgy Marchenkov

Все кал...

Ответить
Развернуть ветку
Максим Наумов

Зачем Эд Ширан открыл бургерную в Гомеле?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
43 комментария
Раскрывать всегда