{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Мотивационные постеры внутреннего «министерства пропаганды» Facebook

У компании есть подразделение, которое разрабатывает агитматериалы для внутреннего использования и служит рупором корпоративной культуры. Мы в Hello Guru решили разобраться в истоках и причинах его существования.

В 2016 году по интернету прокатилась новость — в открытую продажу поступили 15 коллекционных мотивационных постеров ручной работы из внутренней коллекции Facebook. Стартовая цена каждого составляла $400–600.

Это были минималистичные постеры в винтажном стиле, оформленные доходчиво и ярко. Они красовались на стенах кабинетов не только рядовых сотрудников, но и офиса самого Марка, и транслировали лозунги, которыми жила и живёт самая большая соцсеть мира и которыми руководствуются десятки тысяч её сотрудников.

Тогда «большой интернет» и узнал про Facebook Analog Research Laboratory (на самом деле знали и раньше, но в более узких кругах), где эти постеры были отпечатаны, и её руководителе Бене Берри, негласного «министра пропаганды» Facebook.

Фото лаборатории показывают какой-то оазис мануфактуры в офисе технологической компании: ручные печатные станки, краска, мольберты, трафареты и довольные своей работой люди (да, постеры не столько печатались, сколько делались вручную).

Вскоре появилось огромное количество более бюджетных копий и постеров в том же стиле, но с вариациями на тему. А ещё спустя некоторое время про эти постеры широкая общественность говорить почти перестала.

Однако FARL продолжала существовать и вдохновлять сотрудников Facebook. Более того, сотрудники, которые уходили свободное плавание, забирали с собой любимую «агитку».

Постер на стене Бена Сильбермана, основателя Pinterest, который он прихватил с собой, покидая Facebook businessinsider.com

FARL напомнила миру о том, какую роль играет визуальный рассказ в формировании нужной атмосферы в офисе.

Стихийное начало

Вот представьте, вы паренёк из Техаса, которого наняли, возможно, в самую крутую ИТ-команию мира заниматься дизайном. Что бы поделать в рабочее время? Правильно — делать постеры. Ну не интерфейсы же рисовать.

Получив негласное разрешение начальницы отдела дизайна, Бен Берри, тот самый паренёк, вместе с товарищем Эвереттом Катигбаком расположились на заброшенном складе нового офиса компании и начали печатать постеры с мотивирующими высказываниями, чтобы потом размещать их на стенах офиса.

Всё было очень естественно — мы просто хотели делать что-то, что упростило бы понимание корпоративной культуры компании.

Бен Берри, Основатель FARL

Дело быстро набирало обороты, и постеров на стенах компании становилось всё больше. Инициатива не осталась незамеченной — коллеги включились в процесс и стали предлагать новые фразы для постеров, а через некоторое время был напечатан постер для кабинета Марка Цуберберга с надписью «Stay Focused and Keep Shipping».

Фото из поста Марка 2010 года

Вскоре Бен Берри получил шуточное прозвище «министр пропаганды» (хотя он его и не взлюбил, так как считал, что пытается не манипулировать сознанием людей, а вдохновлять их), а постеры печатались уже десятками и стали занимать центральное место в офисах компании по всему миру.

К 2013 году лаборатория разрослась настолько, что переехала в просторное здание нового кампуса Facebook в Менло-Парке.

Не только диджитал

Первый постер, напечатанный Барри в типографии, гласил: «Done Is Better Than Perfect». Ещё два, изготовленные следом: «Move Fast and Break Things» и «What Would You Do If You Weren't Afraid?».

Первые постеры Дэвид Парк, бывший сотрудник Facebook

Постеры были призваны приободрить и поддержать самого себя и коллег, упростить их жизнь, тотально увязшую в бесконечном потоке информации из интернета, и показать им нечто физическое, а потому настоящее.

«Переводя замысел в физическую форму, вы повышаете его значимость, — объясняет Барри. — Сейчас в интернете так много информации, что иногда эффективнее передать ее другим способом. Если вы сообщаете что-то "живьем", это может привлечь гораздо больше внимания».

Именно обилие внешней информации, по словам Барри, лишило постеры их первоначальной функции — сообщать и анонсировать. Теперь за этот аспект отвечают многочисленные почтовые рассылки и уведомления в социальных сетях.

В выгодное же положение постеры ставит чёткость формулировок, лаконичность и яркость, поэтому, «увидев постер в кафе за обедом, вы точно обратите на него внимание».

Дизайн первых постеров Барри вдохновлен визуальной культурой 1920-х годов, в частности американскими антивоенными плакатами. Фразы для первых плакатов вроде «Good Design Is Good Business», «Stay Focused and Keep Shipping» и «Move Fast and Break Things» дизайнер заимствовал у Абрахама Маслоу, из Urban Dictionary или собственных записных книжек.

Внутренняя религия

Главной целью Барри и Катигбака стало распространение ценностей, принятых в Facebook, среди всех сотрудников. Обратная связь только приветствовалась: все желающие могли принять участие в создании новых постеров, не только предложив новый текст, но и мастеря их.

За несколько лет Facebook Analog Research Laboratory превратилась в настоящий нервный центр компании, в главный цех по продвижению внутренней религии — тех принципов и ценностей, которых придерживаются в стенах Facebook.

Издание Wired как-то назвало лабораторию «секретной рукой пропаганды» — и нет повода не согласиться с этим определением.

Когда компания вырастает до сотен и тысяч сотрудников, корпоративные ценности начинают восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Нам же хотелось сохранить энергию стартапа, драйв хакерской культуры, которые когда-то и привели Facebook к успеху

Бен Берри

В этих же целях, когда количество пользователей сети превысило миллиард, Барри создал «Маленькую красную книгу» — буклет, в котором наглядно разъясняются ценности компании, чтобы новички быстрее включались в процесс работы и ловили общую волну.

In Hack We Trust

Если первые надписи для постеров Барри и Катигбак выбирали самостоятельно, то очень скоро к генерации идей подключились многие сотрудники, вскоре ставшие непосредственными участниками производства: совместное создание постеров стало одной из любимых корпоративных активностей.

Темы для постеров часто возникали будто сами собой, без усилий и долгих раздумий. Тем неожиданнее воспринимали их популярность создатели.

Например, в своё время постер «Stay Focused and Keep Shipping» буквально захватил социальные сети: пользователи делились им, словно это фотография красивой достопримечательности или ловко снятой оптической иллюзии.

Постер, разработанный для хакатона Facebook в 2010 году collectorsweekly.com

Когда Барри впервые появился на пороге Facebook, в компании уже процветала хакерская культура и даже проводились хакатоны — мероприятия, где сотрудники объединялись в команды и презентовали идеи, стремясь уложиться в пару минут.

В период проведения хакатонов слово «hack» было буквально повсюду — так организаторы и участники анонсировали грядущие события. Уже будучи вовлечённым в работу над типографией, Барри подхватил любимое слово коллег и напечатал его на одном из постеров.

«Слово "hack" имеет негативную коннотацию в массовой культуре, и это досадная ошибка, — говорит Бен. — Когда мы говорим о хакерах, мы имеем в виду в первую очередь людей, которые пытаются сделать мир лучше и ускорить его развитие. "Hack" — это всё-таки глагол».

Постер FARL, подписанный Бараком Обамой

В 2012 году постер с этим словом (и вписанным в него же словом «hope») во время визита в офис Facebook подписал сам Барак Обама. Уже много лет этот плакат украшает стену одного из помещений компании.

Так зачем всё-таки? — «стук барабанов»

Сегодня, когда Facebook утратил свой прежний беспрекословный авторитет и Бен Берри давно ушёл из компании, постеры лаборатории по-прежнему держатся на плаву, а над их производством работает команда из нескольких десятков человек.

Тем не менее восприятие плакатов широкой аудиторией всё-таки претерпело изменения: постеры Facebook теперь интересны не только как бодрящие мотиваторы, но и как артефакты, наглядно рассказывающие об эволюции самой компании, в том числе о нынешнем состоянии кризиса идентичности, в котором она пребывает.

Черно-белый постер 2018 года «What Matters is What You Do Next» напоминает, скорее, гнутые часы из сюрреалистических работ Дали, нежели жизнеутверждающие постеры Берри и Кетигбека, которые шесть лет назад вешал на стены Марк Цукерберг.

Серия постеров лаборатории в 2018 году Скот Бомс, дизайнер

Компания не перестает осмыслять происходящее в современном мире и реагировать на это: «Facebook пытается делать как лучше и всё, что может, но борьба с дезинформацией — сизифов труд», — говорит Бомс, автор постеров. Но как это отражается на сотрудниках?

По мере развития лаборатории постерам уделялось всё больше внимания не только со стороны самих сотрудников, но и со стороны руководства. Цукерберга и других людей на руководящих должностях постеры привлекли как орудие пропаганды, ненавязчиво прикрытое искусством — моментально мотивирующее и попадающее точно в цель.

Один из бывших сотрудников Facebook Камило Аревало, который в 2015–2016 годах был ярым поклонником постеров лаборатории, сравнивал эти чувства с тем, «словно кто-то отбивает ритм на барабане, а ты маршируешь, вторя ему».

Когда заходишь в офис и видишь постеры и на лестничной площадке, и на столе у твоего руководителя, и в туалете, и в столовой — при условии, конечно, что ты согласен с посылами на этих постерах, — это окрыляет. Как будто кто-то отбивает ритм на барабане, а ты маршируешь, вторя ему.

Камило Аревало, Менеджер по продукту в Facebook в 2015–2016 годах

Действительно, безобидные фразы вроде «Be the Nerd» могут быть направлены на достижение вполне корыстных целей компании, требующей от сотрудника относиться к работе фанатично и делать всё максимально быстро.

Еще одна серия минималистичных постеров Facebook «наших дней» ARL

Профессор Стэнфордского универститета Фред Трнер обращает внимание: подобный метод заставляет работника сосредоточиться на самом себе, замкнуться, игнорируя происходящее вокруг него, — и это также играет на руку компании.

Постеры, которые создаёт подразделение, побуждают сотрудников Facebook видеть себя не архитекторами аппарата глобальной слежки, а художниками, созидателями нового мира, построенного вокруг самовыражения личности.

Фред Тёрнер, профессор Стэнфордского универститета

FARL сейчас

Сейчас новые сотрудники Facebook Analog Research Laboratory продолжают занимать активную позицию по отношению к внутрикорпоративным ценностям компании, но уже более критично осмысляя их.

Например, дизайнер Луиза Дэйл создала проект, в рамках которого распечатала «Правила и условия» в гигантском масштабе, чтобы обратить внимание людей на текст, который обычно прочитывает ничтожный процент пользователей.

fastcompany.com

Неизвестно, добилась ли дизайнер желаемого эффекта, но живой процесс коммуникации продолжается, и постеры по-прежнему остаются его неотъемлемой частью.

Многое из того, что сейчас делается в лаборатории, направлено на стимуляцию диалога внутри компании на важные темы и трансляцию корректного в глазах фирмы понимания социальных явлений. Яркий пример — постеры про вовлечённость разных людей в рабочий процесс и командную работу.

Постер, опубликованный 8 марта 2019 года под хештегом #BalanceforBetter FARL

Резюме

Fаcebook с самого начала вёл своего рода борьбу за мировое господство. В таком деле нужны агитматериалы, ведь каждый день нужно делать невозможное, создавать новое. И FARL возникла очень своевременно. В наглядном, привлекательном виде она помогала компании прививать нужные идеи и понятия сотрудникам.

Борьба закончилась, и роль агитматериалов ушла на второй план. Сейчас FARL — это не столько коропоративный рупор, сколько инструмент самовыражения самих сотрудников.

Тем не менее плакаты до сих пор играют важную роль — они остаются лакмусовой бумажкой настроения в компании. А их история напоминает о том, как правильно делать революцию в бизнесе.

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Максим Пономарёв

Спасибо, не знал о таком отделе в Фб.

Ответить
Развернуть ветку
alibek kakimov
Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Классика, но поверхностная.

Ответить
Развернуть ветку
Fly Guy Moscow Moscow

Отличная статья!" благодарю

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Рады стараться ) У нас готовится еще несколько статей на тему. Например, статья про похожую инициативу в 70-ых в компании HP.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Oleinichenko

Ещё у IBM были крутые внутренние плакаты: https://awdee.ru/vnutrennie-plakaty-ibm-semidesyatyh/

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

И про них тоже!

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Oleinichenko

Удивительно, как хорошие и талантливые, по отдельности, люди, объединяясь в большую компанию, умудряются делать продукт настолько низкого качества как Фейсбук.

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

А почему низкого качества? Если речь про интерфейс, то это открытая информация, что интерфейс специально непростой.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Oleinichenko

1. Если кто-то специально делает говно, оно не перестает быть говном

2. Интерфейсы Фейсбука не только «непростые», они очень много где убогие и отвратительные, с массой ошибок.

3. И главное – он невероятно медленный и тупой.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Кузьмин

“DONE IS BETTER THEN PERFECT” пожалуй заберу себе в офис)

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Oleinichenko

Лучше пропустить букву в последнем слове (подсмотрел у Эрика Шпикерманна). Если надо, могу прислать исходник для печати.

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

ох, да, отличный пример того, как работать с текстом на постерах!

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pankin

«ИНТЕНСИВНОСТЬ ВАЖНЕЕ ТЩАТЕЛЬНОСТИ» ;)

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Отлично! Стоишь такой, смотришь, ломаешь голову, пока не доходит. То, что надо!

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pankin

И плакат запилить в стилистике Родченко. ^_^

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

УФ! Картинка, чтобы другие не искали ))

Ответить
Развернуть ветку
SocialWarrior

а семь красных линий они могут нарисовать ?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Кузьмин

Они могут нарисовать даже семь красных линий разного цвета )

Ответить
Развернуть ветку
Grey Xray

поступилО 15

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда