Обратная сторона «Зарядья»: как строился парк в digital

Привет! Меня зовут Маргарита Комиссарова, я руковожу отделом аналитики и проектирования в агентстве Notamedia.

Осенью 2016 года мы выиграли тендер на разработку сайта и мобильного приложения для парка «Зарядье», строительство которого стало одним из самых спорных, нашумевших и претенциозных проектов московского правительства за последние годы. И цифровая часть этого проекта должна была стать примером для родственных городских пространств.

Парк «Зарядье» mos.ru

В этой статье я расскажу, как мы «строили» парк и сколько грабель собрали по пути. А также поделюсь своими соображениями, как этого всего можно было избежать.

Архитектура цифрового пространства и подводные камни

Я должна сразу признаться: разработка сайта и мобильного приложения для «Зарядья» далась нам непросто и держала в тонусе всю нашу команду от начала до самого конца.

Проект состоял из следующих компонентов:

  • Сайт — с информацией о парке, новостями и, главное, афишей мероприятий. Их можно фильтровать по теме, дате и аудитории. На сайте можно купить билеты, проверить наличие мест и зарегистрироваться на мероприятия, оставить заявку на просветительские программы.
Афиша мероприятий на сайте
Подробная информация о событиях
  • Приложение. Во многом оно дублирует функции сайта — там тоже можно посмотреть афишу и записаться на мероприятия, купить билет. Но в приложении абсолютно другая навигация по афише, а также добавлены маршруты по окрестностям «Зарядья».
Мобильное приложение «Зарядья»
Маршруты в приложении
  • Личный кабинет. Можно авторизоваться — через соцсети или «Госуслуги» — и пользоваться сайтом и приложением через личный кабинет. А также смотреть свой календарь избранных мероприятий, хранить билеты.
Личный кабинет на сайте парка
Личный кабинет в приложении
  • Корпоративный портал. В нём осуществляется групповая работа над задачами, обновляется внутренняя лента новостей, доступна визуальная структура проекта и телефонный справочник компании.
  • Интернет-магазин, где располагается сувенирная продукция парка, а также изделия от известных дизайнеров.
Интернет-магазин с сувенирной продукцией

Звучит не так уж сложно? На деле для того, чтобы всё это реализовать, мы интегрировались с семью сторонними коммерческими сервисами и ещё тремя городскими.

Несколько раз приходилось буквально как в настольной игре возвращаться на первую клетку и начинать всё заново. А правила игры иногда менялись прямо посреди очередного кона.

Сервисы сайта и приложения

В чём особенность цифровых проектов для общественных пространств

Под общественными пространствами мы подразумеваем такие места, где постоянно проходят массовые мероприятия: это могут быть крупные парки вроде «Зарядья», музеи, выставочные центры.

В чём сложность для тех, кто будет проектировать веб-сервисы для подобного пространства? На одном сайте — и в приложении — нужно создать сложную логику: есть афиша, которая постоянно обновляется, к ней должна быть прикручена возможность покупки билетов и регистрации на мероприятия. Добавьте еще интернет-магазин, карту и маршруты, личный кабинет, программу лояльности...

И все это должно работать без перебоев, потому что сайт — часть самого пространства. Если не будет работать опция покупки билетов или, например, невозможно будет зарегистрироваться онлайн из-за технических проблем, люди просто не придут на мероприятие.

При создании сайта и приложения потребуется множество интеграций со сторонними сервисами — онлайн-кассами, платёжными и билетными сервисами, информационными киосками и так далее. К тому же культурно-просветительские проекты обычно связаны с городом — значит, все согласования становятся многоуровневыми, потому что в принятии решений участвует несколько структур.

Мы столкнулись со всеми этими сложностями во время проекта, который мы делали для «Зарядья». Расскажем, как удалось с ними справиться.

«Зарядье» — парк будущего: в чём суть цифрового пространства

На одно лишь строительство и реконструкцию парка «Зарядье» городские власти потратили 14 млрд рублей. Проект получил массу номинаций и премий в области градостроительства и туризма: победил в международной премии ArchDaily, попал в рейтинг «Топ-100 лучших мест мира» по версии журнала Time в 2018 году, стал финалистом престижной архитектурной премии MIPIM Awards 2018.

Естественно, цифровое представительство такого проекта должно быть на уровне. Сайт и приложение «Зарядья» — дополнительные инструменты для привлечения в парк как местных жителей, так и туристов. И эти платформы должны быть красивыми, функциональными, иметь сложную архитектуру и работать быстро и без перебоев.

Цифровое представительство «Зарядья»

Спойлер — нам удалось создать именно такое цифровое пространство, но на пути к финальному результату перед командой агентства возникало множество совершенно неожиданных — иногда случайных, иногда нелепых, иногда просто немыслимых — препятствий.

Первые сложности начались ещё на этапе согласования ТЗ — после того как мы выиграли конкурс и стали обсуждать с заказчиком подробности задачи. Сначала были какие-то мелочи: тут подправить, это убрать, а вот это добавить.

Потом оказалось, что идеи команды парка — очень смелые и интересные — не всегда совпадали с ограничениями контракта. Дело в том, что парк разрабатывал свои требования параллельно с нашей работой — и нам постоянно приходилось искать компромиссные варианты. В итоге ряд ключевых механик — таких как составление афиши или покупка билетов — пришлось проектировать заново.

Потом, уже в середине всех согласований, появились новые лица, принимающие решения. В принципе, это не редкость для любого крупного проекта: команды — и соответствующие ЛПР — могут меняться, расширяться, схлопываться. На длинном проекте это понятные и известные для нас риски.

Чтобы минимизировать их, мы постоянно вели формальную переписку. Совет — фиксируйте все вехи по проекту, составляйте список ЛПР и обозначайте стратегии поведения с ними. Но всё равно, когда появлялись новые участники, приходилось что-то переделывать — это, как я уже упомянула, неизбежный риск крупного проекта.

Потом, прямо в процессе нашей разработки, вышел новый закон — о необходимости подключать онлайн-кассу для передачи данных о продажах в налоговую. Разговоры об этом законе шли ещё тогда, когда разработка только начиналась, и мы были морально готовы.

Поэтому, когда закон приняли, мы бросили усилия разработчиков на решение этой проблемы — хорошо, что подготовились и заранее усилили команду! И рекомендуем: очень полезно постоянно мониторить законодательство в сфере ИТ и смежных отраслях.

Покупка билетов в приложении, версия на английском языке

Почему же всё оказалось так сложно

Мой главный ответ — потому что на проекте не было системного архитектора, который как раз и должен был следить, чтобы все продукты были совместимы, требования к разным продуктам согласовывались между собой и интеграции проходили гладко.

Поэтому первый этап в таком сложном проекте должен быть следующим — назначить системного архитектора. Если его нет со стороны клиента, взять это на себя, а оплату его услуг заложить в смету.

Что ещё нужно учесть, если вы проектируете сайт или приложение общественного пространства или другого проекта со множеством интеграций?

  • Создайте мастер-хранилище — единое место, куда все системы будут передавать информацию.
  • Убедитесь перед началом разработки, что все участники интеграционного процесса работают по единому сценарию. Если появляется новый участник, он должен ознакомиться со всеми существующими артефактами до того, как присоединиться к процессу.
  • Если работаете с городом, закладывайте больше времени на все процессы. Для интеграции с городскими системами требуются специальные ключи и сертификаты. На получение каждого уходит от трёх дней до двух-трёх недель, техподдержка отвечает долго. Наберитесь терпения.

  • Общайтесь! Как и в отношениях между людьми, в процессе разработки важно постоянно обсуждать всё со всеми подрядчиками, получать обратную связь и вовремя вносить коррективы.

  • Управляйте требованиями. Если изменится хотя бы одно требование хотя бы к одной системе, нужно пересматривать весь процесс интеграции: это изменение наверняка затронет как минимум одну другую систему, и, скорее всего, это будет ваш сайт.

Проект по разработке сайта и приложения для «Зарядья» оказался очень амбициозным — одновременно непростым и крайне увлекательным. Это был один из самых технически сложных проектов за всю многолетнюю историю существования агентства Notamedia.

Сегодня сайт и приложение парка уже запущены — ими ежедневно пользуются тысячи туристов и жителей Москвы.

0
27 комментариев
Написать комментарий...
Никита Сухов

"Архитектура digital-пространства"

где так банят в русском языке?

Ответить
Развернуть ветку
Маргарита Комиссарова
Автор

Велик и могуч русский язык. Возможны любые, даже самые неожиданные сочетания слов, если это требуется для того, чтобы максимально точно выразить смысл)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Никита Сухов

...

Ответить
Развернуть ветку
житель Кёнигсберга

Глянул ваше портфолио... Расскажите лучше как выигрываете конкурсы, "правительственные и около". Какие сейчас откаты? Кто у вас родственник "высокопоставленного"? Ну и остальные нюансы данного вопроса...

Ответить
Развернуть ветку
Максим Малышев

Нюансы прозаичны. Посмотрите закупки по этим тендерам. Какие там предложения, какие условия участия.
Тендеры, в которых участвует наша компания, всегда понятны и прозрачны с т.з. определения конечного поставщика. Есть критерии по цене, есть критерии по квалификации и качеству поданного предложения (что и как будем реализовывать, протопы, дизайн-макеты). Лучшее предложение и выигрывает. Иногда ноздря в ноздрю идем буквально с другими участниками. Часто проигрываем.

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

Ужас, а не сайт.

Ответить
Развернуть ветку
Маргарита Комиссарова
Автор

Понравиться всем невозможно), но мы двигаемся в этом направлении.

Ответить
Развернуть ветку
Mr. Burns

У нас в Замкадье за такой трафик можно корову купить. https://www.zaryadyepark.ru/upload/iblock/7f8/7f86c6297693a6ca0b05fcb18e8d3137.jpg

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Маргарита Комиссарова
Автор

Спасибо, поправили

Ответить
Развернуть ветку
Nick Sidorov

Выглядит симпатично. Но даже это не скроет всю унылость Зарядья

Ответить
Развернуть ветку
Julia Knyazeva

Унылой была гостиница «Россия» ) сейчас территория Зарядья выглядит гораздо лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Федорова

почему "унылость"?

Ответить
Развернуть ветку
Vasek Romanov

чем проще тем лучше

Ответить
Развернуть ветку
Маргарита Комиссарова
Автор

Чтобы получилось просто, пришлось пройти непростой путь)

Ответить
Развернуть ветку
Маргарита Комиссарова
Автор

Для уникальных посетителей)

Ответить
Развернуть ветку
unknown

Зашёл на сайт, и сразу баги:

· Логотип в шапке не отображается полностью (значек есть, а надписи нет и появляется только в фиксированном хедере)
· Простите, но текст в слайдере — это криво размещенный текст (он сьехал выше, чем нужно)
· Плашка с обьявлением сверстана тоже криво

и это только начало...

Сколько отмыли денег?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Малышев

Спасибо за комментарий. Контент подправили.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Штейнер

Уникальный парк на уникальном шаблоне!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Маргарита Комиссарова
Автор

Возможно, это скоро станет часто используемым термином)

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Ким

Ничего интересного, извините (
Хоть бы каких-то деталей добавили. Какие конкретно законы добавили сложностей?

Ответить
Развернуть ветку
Маргарита Комиссарова
Автор

Проект был очень большим, это скорее обзорная статья. Закон 54ФЗ, он конечно был не новый, поэтому мы держали руку на пульсе, а так же рекомендуем это другим)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Яковенко

тоже выходим на тропу тендеров. Обмениваетесь опытом?

Ответить
Развернуть ветку
Маргарита Комиссарова
Автор

Да, конечно. Пишите на FB
https://www.facebook.com/profile.php?id=100000083034350

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Галкина

Видимо не только разработка сайта и мобильного приложения для «Зарядья» далась непросто, архитектурная компания проект парка тоже составляла непросто))) https://www.reserve.ru/naberezhnaya-v-parke-zaryade.html

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда