Новая Microsoft: компания создала дизайн-систему и объединила под ней отделы разных продуктов Статьи редакции

Конспект материала The Verge о том, как Microsoft внедрила в работу философию открытого проектирования.

В штаб-квартире компании столы стоят в четыре ряда. В первом сидят сотрудники, отвечающие за текущие продукты. Во втором — те, кто отвечает за следующее поколение продуктов. В третьем и четвёртом создаются идеи, которые Microsoft только планирует реализовать.

Такое расположение отражает изменения в философии компании.

Если понаблюдаете за работой в этой комнате, вы поймёте, что это именно то место, где выявляются проблемы компании и создаются гениальные идеи.

Ральф Гроун, глава отдела проектирования оборудования Microsoft

Сегодня Microsoft разрабатывает систему, где продукты будут развиваться и работать вместе. Раньше её созданием занимались отдельные команды. В результате продукты получались несопоставимыми друг с другом. Недавно Microsoft отказалась от такого подхода.

Компания взяла за основу философию открытого проектирования. Она заключается в обмене идеями и интеграции продуктов. Microsoft хочет, чтобы аппаратное и программное обеспечения выглядели так, будто они созданы одной командой.

Изменить принципы работы 44-летней компании

Автор материала отправился в Microsoft, чтобы посмотреть, как работают сотрудники. Он провёл три дня в штаб-квартире компании в Редмонде, штат Вашингтон: разговаривал с дизайнерами и инженерами, приходил на совещания по планированию визуальной составляющей и разговаривал с лидерами команд.

Он сделал вывод: Microsoft смогла исправить прошлые ошибки, но перестроить принципы работы 44-летней компании непросто.

Каждый четверг в Microsoft собираются программисты, сотрудники отделов Surface и Windows, чтобы обсудить, над чем они работают. Дизайнеры обсуждали, насколько «игривой» Microsoft должна быть по отношению к своим проектам: каким должно быть визуальное представление продукта, как можно выразить концепцию Microsoft через иллюстрации и дизайн.

На встрече присутствовало больше десяти сотрудников. Они представляли разные продукты: OneNote, OneDrive и Microsoft Teams. Все критиковали дизайн друг друга и предлагали свой вариант работы с цветовой палитрой Microsoft, принципами иллюстрации и общим тоном для создания согласованных между собой продуктов.

Автор пишет, что ещё десять лет назад в Microsoft нельзя было представить подобное собрание.

Дизайн-система Fluent Design

Для Fluent Design Microsoft собирает идеи со всех отделов компании.

Система помогает сотрудникам не выбиваться из внутреннего каталога общих принципов. Также дизайнеры могут посмотреть в системе опубликованные макеты, концепты и проекты коллег.

Это был первый шаг базового уровня демократизации дизайна в Microsoft.

Джон Фридман, корпоративный вице-президент по дизайну и исследованиям в Microsoft

Так компания стала работать после выхода Windows Phone. Чтобы запустить его, Microsoft создала новый язык дизайна Metro. Благодаря ему новая операционная система выглядела современно.

Его сделали команды, отвечающие за аппаратное обеспечение и продукты Windows и Office. Платформа Windows Phone оказалась неудачной, но её дизайн подтолкнул к созданию лучших мобильных операционных систем.

Я думаю, что благодаря Windows Phone мы поняли: для создания хорошей дизайн-системы нужно рассматривать не один продукт обособленно, а целую систему продуктов. Здесь всплывает вопрос о том, как дизайн в конечном итоге будет использоваться в сотнях продуктов, обслуживающих миллионы, а иногда и миллиарды клиентов.

Альберт Шам, руководитель отдела дизайна Windows

Автор считает, что Fluent вернул Microsoft к основам дизайна с большим акцентом на простоту. Вместо жирного шрифта и контента от края до края страницы Fluent фокусируется на простых элементах — свете, глубине, движении и материале.

Этот дизайн можно увидеть в намёках на анимацию и эффектах размытия в Windows. Он также появился в Office, OneDrive, Office Online и Outlook.

Всё строится вокруг Fluent. Продуктами Microsoft пользуется больше миллиарда людей в мире, поэтому дизайнеры Microsoft должны быть осторожными, подбирая контент, — нужно учитывать, как его воспримут люди разных возрастов, социального статуса и национальности.

Дизайн программного обеспечения должен подходить под стиль операционных систем от Microsoft, Apple, Google и других, на которых работают различные устройства.

В рамках рабочего процесса Microsoft человек, ответственный за дизайн адаптивного контроллера Xbox, теперь работает и над новой консолью Xbox и одновременно с этим проектирует новые устройства Surface.

Аппаратное обеспечение Xbox и Surface выглядит по-разному, но команды, ответственные за его дизайн, теперь сидят рядом друг с другом.

Кейт Шоек, промышленный дизайнер, которая работала над Surface Book, говорит, что благодаря новому способу организации она постоянно делает что-то новое для себя и постоянно учится разным вещам у своих коллег-дизайнеров.

Microsoft рассматривает аппаратное обеспечение как этап в создании программного обеспечения

Для всего оборудования требуется ПО, и Microsoft не рассматривает эти две вещи отдельно друг от друга.

Мы всегда думаем об оборудовании как об определённом этапе в создании программного обеспечения.

Ральф Гроун, глава отдела проектирования оборудования Microsoft

В материале вспоминают планшет Surface RT, который выпустили вместе с Windows 8. Программное обеспечение Windows RT сильно отставало от аппаратного: были проблемы с работой приложений и производительностью.

Мы полностью сфокусировались на оборудовании, но программное обеспечение разрабатывалось в это же время, поэтому у двух элементов даже не было времени, чтобы положительно повлиять друг на друга.

Ральф Гроун, глава отдела проектирования оборудования Microsoft

Цель для любого будущего аппаратного оборудования Surface — никогда не повторить ошибку, которая произошла с Surface RT, и обеспечить условия, при которых программное обеспечение не будет отставать от аппаратного.

Раньше компания создавала новую версию Windows каждые несколько лет. Команды, которые работали над программным обеспечением, аппаратными средствами и дизайном были изолированы, но это не имело значения — Microsoft была монополистом и могла себе позволить нестыковки в продуктах.

Быстрое развитие конкурентов оказало большое влияние на Microsoft. Компания начала работать над аппаратным обеспечением Surface после того, как увидела успех Apple с Macbook Air и iPad. Регулярные обновления программного обеспечения Google для Chrome и Android вдохновили её на непрерывную итерацию Windows 10.

Сегодня Microsoft приходится конкурировать не только с технологическими гигантами. Тысячи стартапов пытаются бороться с разными проектами компании, начиная с Office и заканчивая облачными сервисами и Outlook.

Высокий уровень конкуренции дал толчок к изменениям в Microsoft. Компания впервые организовала свой рабочий процесс по-другому.

В прошлом команды Microsoft, отвечающие за выпуск разных продуктов, не ладили друг с другом

Наверное, всем знакома фотография разных отделов Microsoft, нацеливающих оружие друг на друга. Конечно, в этом есть доля правды.

Ларри Либерман, менеджер продуктов Windows Phone

У Microsoft была репутация компании, где руководители команд конкурировали друг с другом. Их главной задачей было создание самого популярного продукта.

Билл Гейтс славился тем, что проводил обзоры продуктов и мог убить годы работы сотрудников. Этот факт ещё больше всех подзадоривал, поскольку каждая команда боролась за то, чтобы заполучить внимание Гейтса.

Автор отмечает, что за последнее десятилетие многое изменилось. Компании, такие как Google и Apple, создали конкурентоспособные продукты. С Office, который в Microsoft по-прежнему доминирует, теперь соперничают сервисы G Suite от Google и приложения вроде Workplace от Facebook.

Google и другие компании пытаются идти в ногу с бизнесом Microsoft

Dropbox и Slack смогли внедрить инновации так незаметно, что Microsoft не успела вовремя среагировать и оказалась позади. Slack сейчас оценивается в $7,1 млрд, и у неё более 30 млн пользователей. Dropbox теперь публичная компания, и её окупаемость составляет около $10 млрд.

По мнению автора, некоторые из этих угроз помогают основным предприятиям Microsoft развиваться. Но не все. Есть платформы вроде iOS и Android, за которыми пользователи проводят много времени. Чтобы конкурировать с ними, Microsoft нужно создавать качественные приложения.

Microsoft больше не делает программное обеспечение для одной доминирующей платформы. Она борется за свою долю на переполненном рынке, где приложение может взлететь и привлечь пользователей. Microsoft приобрела почтовый клиент Acompli, чтобы сделать своё приложение Outlook для iPhone ведущим и избежать конкуренции.

На совещании дизайнеры обсуждали использование изображения черепахи для иллюстрации медленного подключения в Microsoft Teams. Сначала нужно было решить: должна ли эта анимация быть медленной, должна ли у черепахи быть повязка на голове, будет ли смысл анимации понятен во всех странах.

Больший вклад может привести к более чёткой работе. Но он также может навредить компании, так как это требует сотрудничества и внимательности всех работников.

Автор стал свидетелем подобного случая на дизайнерском совещании, когда все обсуждали анимированное изображение профиля. Все дизайнеры были сосредоточены на том, как анимируется изображение, но забыли, что оно плохо выровнено по центру. Для такой крупной компании, как Microsoft, изменить процесс проектирования и развиваться, не замедляя и не упуская основы, — огромная задача.

Компания стремится ускорить темпы работы. Для Microsoft сейчас в приоритете потерпеть неудачу и протестировать продукт, но ускорить за счёт этого время разработки. Это означает более быстрое прототипирование, обучение опираться на сообщества с открытым исходным кодом и смещение ядра программного бизнеса.

Старый подход Microsoft заключался в написании каждой строки кода. Современные стартапы пишут около 5% своего кода, полагаясь на инструменты с открытым исходным кодом для остальных.

Microsoft также создала новый способ прототипирования будущих продуктов, который сокращает время создания прототипа с часов или дней до минут.

Это веб-версия Windows и Office, где дизайнеры могут мгновенно настроить визуальную составляющую. Дизайнеры Windows, Office и Microsoft Edge теперь используют этот инструмент для тестирования изменений в своих продуктах.

Это позволяет нам представить различные продукты, например, с экраном и без и так далее. Благодаря этому мы можем узнать, есть ли в этом реальная человеческая ценность, прежде чем мы инвестируем средства в создание фактического продукта.

Джон Фридман, корпоративный вице-президент по дизайну и исследованиям в Microsoft

Производители продуктов также используют инструмент прототипирования, чтобы лучше понять, какие изменения программного обеспечения потребуются для аппаратного обеспечения в будущем.

Microsoft пытается быть более гибкой

Автор отмечает, что в Microsoft инвестируют большие деньги — и не всегда оправданно.

Раньше, когда мы создавали программное обеспечение, каждые два-три года представляли, что произойдёт через несколько лет в этой отрасли. Исходя из наших предположений, мы должны были принять правильное решение. Сейчас это делать сложно, потому что индустрия развивается быстрее.

Джон Фридман, корпоративный вице-президент по дизайну и исследованиям в Microsoft

Команды в Microsoft теперь совершают «спринтерские забеги» в прототипировании или завершении проектов. Вместо того чтобы вместе работать над созданием максимально проработанного продукта к конкретной дате, Microsoft сначала создаёт его упрощённую версию, а затем просто добавляет к нему улучшения.

Ценность проекта или её отсутствие в таком случае проявляется гораздо раньше и задолго до его завершения. Философия открытого проектирования Microsoft применяет тот же набор правил и позволяет легко интегрировать часть дизайна, сделанного для одного продукта, в другой. Всем не нужен собственный чат или строка поиска. Общие элементы дизайна однообразны и часто повторяются.

Нововведения изменили взгляды Microsoft на то, как продукты выходят на рынок.

Я думаю, наша новая культурная философия на самом деле может что-то изменить. И если наши продукты терпят неудачу, то для нас это урок, который мы усвоим и затем не допустим подобных ошибок в будущем.

Всё больше людей в Microsoft получают вознаграждение за попытки, обучение, а затем применение этих знаний в будущем, потому что мы инвестируем в культуру роста.

Джон Фридман, корпоративный вице-президент по дизайну и исследованиям в Microsoft

Если новый подход к проектированию в Microsoft сработает, у компании появится возможность быстрее реагировать на изменения программного и аппаратного обеспечений в предстоящие годы. Но для изменений Microsoft потребуется нескольких лет, и нет гарантии, что они будут успешными.

По мнению автора, использование открытого исходного кода, переход на Chromium для браузера Edge и открытое проектирование — показатели того, что Microsoft перестраивает своё будущее.

Я надеюсь, что через десять лет все команды смогут делать свой вклад в работу компании, что названия продуктов полностью исчезнут в будущем.

Джон Фридман, корпоративный вице-президент по дизайну и исследованиям в Microsoft

Microsoft извлекла уроки из прошлого, и новый сдвиг в дизайне — попытка изменить будущее компании.

Теперь задача в том, чтобы объединить идеи более 100 тысяч сотрудников в единый дизайн, который придётся по вкусу миллиарду людей, использующих такие продукты, как Office или Windows.

0
71 комментарий
Написать комментарий...
Анна Золот

мне показалось или на половине фотографий маки?

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Знай врага в лицо

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда