Дизайн образовательного пространства: создавая условия

В закладки

Учебные пространства России: диагностика ситуации

Эстетические и эргономические свойства пространства западных ВУЗов являются одним из сильнейших аттракторов, подстегивающих желание российской молодежи в них поучиться. Свойства пространства, которые они видят, красоту, функциональность, удобство — создают образ другого опыта, другого знания и других компетенций. Другого себя.

Российские университеты могут по праву гордиться своими научными достижениями и результативными студентами, но сильно проигрывают во всем, что касается комфортной среды для обучения и преподавания. Доставшиеся нам учебные пространства часто поражают своим масштабом и величием, но совершенно не пригодны для удовлетворения потребностей современного образовательного процесса.

Мы взяли интервью у нескольких экспертов области дизайна и образования, и все они сошлись в одном мнении — надо что-то делать и менять сложившуюся ситуацию, пока все студенты не разъехались.

Дизайн школы без педагогической концепции бессмысленен, то есть любой дизайн — это есть некое материальное проявление твоей педагогической идеи, пока нет идеи, нельзя сделать дизайн, который всем хорош

Константин Зискин
Заведующий отделом центра стратегии развития образования МГУ им. М.В. Ломоносова

О самом процессе обучения: Обучение происходит у человека телесно, мыслительные процессы связаны с нашим физическим состоянием, соответственно, если мы говорим про обучение, то там 100% должен предполагаться не только контейнер для аудитории, как сейчас это делается

Пример кардинальных отличий в подходе к строительству университета у нас и у западных коллег: Я учился в Финляндии и видел: постоянно пристраивались новые корпуса. Это все было на берегу озера, с другой стороны лес, поэтому можно было совершенно спокойно построить 3, 4, 5 корпус, и это развитие по какому-то генплану, который был у них давно сделан. То же самое касается среды всей рекреационной, тоже постепенно по мере роста, по мере потребностей выделялись ресурсы для того, чтобы строить новые куски. У нас такого практически никогда не бывает, потому что, во-первых, все вузы находятся в разных зданиях и само понятие кампуса для России достаточно такое редкое, а те вузы, которые делались где-то далеко — у них не было времени, ресурсов, чтобы делать такие амбициозные проекты, и только сейчас кто-то пробует делать что-то большое

Данила Медведев
Идеолог трансгуманизма, футуролог

Пример проектирования «умного» пространства — это «Институт Аалто» на острове Эспо, даже по фотографиям можно увидеть, как там все здорово сделано. На самом деле там очень хорошая концепция: существует физическая сторона с производственными комплексами, то есть там абсолютно физически видно из учебных залов, как работает производство. Это не иллюзия, а действительно работающие цеха, которые видят студенты в момент учебы, то есть это полное слияние учебного и производственного процесса даже в рамках аудио-визуального пространства

Александр Уваров
Дизайнер, доцент Национального Института Дизайна
Институт Аалто

Пространство: от догмы к творчеству

Американский лингвист, политический публицист, философ и теоретик, профессор лингвистики Массачусетского технологического института Ноам Хомский в одном из своих публичных выступлений затронул тему изменения системы образования с точки зрения идеологии государства и текущей финансовой системы.

«В университетах, построенных по всему миру в 70-80-х годах ХХ века, отсутствуют помещения, где студенты могут собраться вместе для общения. У этого явления нет экономических причин (то есть строительство не было обусловлено экономией или использованием каких-либо специальных материалов), только идеологические — создание искусственных преград для внеучебного взаимодействия студентов.

Между тем, это существенно влияет на образовательный процесс, забывается цель университета и образования — необходимость мыслить творчески и исследовать, открывать новые догмы. Государству нужны миллионы избирателей, имеющих неширокие взгляды, четко выполняющих инструкции. Еще со школы, вместо того чтобы давать детям исследовательский опыт, им выдают поваренные книги с известным результатом, в результате чего происходит снижение интереса к учебе и развитием собственной мысли занимаются лишь очень талантливые индивиды. Обучаемый лишается двух составляющих интереса — любопытства и возможности обсуждения процессов и результатов», — отметил Хомский.

Институт Аалто

Начать с детских садов

Если в вашем сознании детский сад — это скучные трехъярусные кровати и еще советские стульчики с хохломой, то нет, сегодня есть более интересные решения.

Заведующий кафедрой мебели МГХПА им. Строганова Кирилл Чебурашкин делает пространства детских садов современными и функциональными, причем вне зависимости от того, расположен сад в старом здании или свежепостроенном. Отдельно Кирилл отмечает, что целью является не только комфорт и образование детей, но и то, какие неудобства испытывают сотрудники, что необходимо кардинально изменить, ведь психологический комфорт воспитателей — это залог позитивного контакта с детьми, а эргономичная и комфортная среда не отвлекает от общения, занятий и позволяет сократить время, которое в противном случае уходит на бытовые заботы.

Мы уже писали про примеры от Кирилла Чебурашкина в нашем прошлом дайджесте:

А сейчас предлагаем посмотреть отличную лекцию с яркими примерами про изменения в детских садах и про то, как важен каждый сантиметр пространства:

Типовая школа может быть другой

Ситуация с пространством школ в России явно стремится в сторону улучшения. Конечно, влияет тут распространение частных учебных заведений и применение в них разных методик образования.

Но стоит отметить, что изменения под силу и государственным проектам, причем без больших финансовых вливаний.

МАРХИ и Студия Артемия Лебедева по заказу Департамента образования Москвы разработали руководство по оформлению типовых школ, предварительно проведя масштабное исследование. В результате сформулированы принципы хорошего дизайна образовательной среды, которые помогут сделать школы красивыми и удобными для учителей и учеников. Данное пособие — подробная инструкция, где, как и что можно менять, частично или полностью.

Руководство по оформлению типовых школ:

Новое пространство университетов: конкурс Союза Дизайнеров России

Университет не является конечной точкой образовательного процесса, но именно здесь закладываются многие основополагающие компетенции, в том числе популяризируемые сегодня soft skills — надпрофессиональные навыки, не связанные с должностными обязанностями человека.

Инициируя совместно с Союзом Дизайнеров конкурс «Дизайн образовательного пространства», мы хотели прежде всего привлечь внимание самих пользователей пространств — студентов, аспирантов, преподавателей. Считаем, что у нас получилось.

Организованный в рамках подготовки к DESIGN BRICS 2019 конкурс собрал более 100 участников как из профессиональных дизайнерских и архитекторских вузов, так и с других специальностей. В финальный второй тур прошли 32 работы. Публикации о конкурсе сделали ведущие архитектурные порталы http://www.architime.ru/, http://www.forma.spb.ru, https://archi.ru и некоторые СМИ (https://www.ridus.ru и https://mstrok.ru). Поддержали проект петербургские, сибирские и дальневосточные вузы, проект был презентован на конференции Design Principles & Practices Research Network. Сайт http://designeduspace.tilda.ws с момента начала конкурса посетило более 2000 человек.

Исследовательские работы участников — это наглядная демонстрация текущего состояния высших учебных заведений России. По окончании конкурса мы их все обработаем и на примерах покажем, где и что можно менять в ограниченных условиях.

"Дальше действовать будем мы" (с)

А менять может каждый. В большинстве своем участники конкурса «Дизайн образовательного пространства» не являются профессиональными архитекторами или дизайнерами-проектировщиками. И тем не менее они готовы тратить свой ресурс на улучшение мира вокруг себя. Не обязательно глобально перестраивать корпуса университета, можно поставить лавочки в коридоре вуза, и жить уже станет легче.

Пример маленьких изменений — проект МАРХИ «Конструктор учебного пространства». Анастасия Успенская, помощник проректора Московского архитектурного института, так рассказывала про него:

Аудитория КУП — она вся состоит из маленьких решений: просто чуть-чуть изменили размер парты, просто сделали стеллаж определённого размера и в определённом месте, просто предложили на стены повесить деревянные рейки, на которые можно было бы в разном сочетании вешать экспозиции, и это решило бы очень много проблем. Таких примеров миллион, их можно собирать, и это то, чем занимаются конструкторы учебного пространства — они собирают такие маленькие решения. Примеров таких много, но это не меняет того, что важно делать хорошо

Анастасия Успенская
Помощник проректора Московского архитектурного института

Сделай сам и начни с исследования

Можно отмахнуться от проблемы и сделать вид, что это вас не касается: обучение в университете в среднем длится 5-6 лет, работать там остаются немногие, проблему должно решать государство — и так далее. А можно взять ответственность за происходящее на себя и изменить отношение к вопросу.

Мы уже изменили — «Сетевые исследования» и Союз Дизайнеров России планируют делать конкурс ежегодно, победители получат возможность продемонстрировать свои работы лучшим специалистам на DESIGN BRICS 2019, а мы продолжим свои исследования в этой области.

Если тема вас зацепила и вы не знаете, с чего начать — посмотрите вебинар сооснователя компании «Сетевые Исследования» Александра Лукоянова про то, как лучше исследовать окружающее пространство:

А затем напишите нам на почту — обсудим, куда и как двигаться дальше.

Бобрецова Александра, руководитель проекта INRU, член совета директоров компании «Сетевые исследования», alex-27375@mail.ru

Уваров Александр, доцент Национального Института дизайна, abbaka@mail.ru

Родькин Павел, кандидат искусствоведения, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», prdesign@yandex.ru

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Сетевые Исследования", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 5, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 67026, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 13 May 2019 13:23:39 +0300" }
{ "id": 67026, "author_id": 226153, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/67026\/get","add":"\/comments\/67026\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/67026"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199114, "last_count_and_date": null }

2 комментария 2 комм.

Популярные

По порядку

2

Отличное начало! Хорошо бы и школы тоже сделать посовременнее. Был в том году в учебном центре Люминари, что в Дагестане. Очень продуманно, уютно и эргономично. Не помню, правда, кто архитектор.

Ответить
1

Большое спасибо! До школ еще дойдем обязательно.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }