{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Дизайн образовательного пространства: создавая условия

Учебные пространства России: диагностика ситуации

Эстетические и эргономические свойства пространства западных ВУЗов являются одним из сильнейших аттракторов, подстегивающих желание российской молодежи в них поучиться. Свойства пространства, которые они видят, красоту, функциональность, удобство — создают образ другого опыта, другого знания и других компетенций. Другого себя.

Российские университеты могут по праву гордиться своими научными достижениями и результативными студентами, но сильно проигрывают во всем, что касается комфортной среды для обучения и преподавания. Доставшиеся нам учебные пространства часто поражают своим масштабом и величием, но совершенно не пригодны для удовлетворения потребностей современного образовательного процесса.

Мы взяли интервью у нескольких экспертов области дизайна и образования, и все они сошлись в одном мнении — надо что-то делать и менять сложившуюся ситуацию, пока все студенты не разъехались.

Дизайн школы без педагогической концепции бессмысленен, то есть любой дизайн — это есть некое материальное проявление твоей педагогической идеи, пока нет идеи, нельзя сделать дизайн, который всем хорош

Константин Зискин, Заведующий отделом центра стратегии развития образования МГУ им. М.В. Ломоносова

О самом процессе обучения: Обучение происходит у человека телесно, мыслительные процессы связаны с нашим физическим состоянием, соответственно, если мы говорим про обучение, то там 100% должен предполагаться не только контейнер для аудитории, как сейчас это делается

Пример кардинальных отличий в подходе к строительству университета у нас и у западных коллег: Я учился в Финляндии и видел: постоянно пристраивались новые корпуса. Это все было на берегу озера, с другой стороны лес, поэтому можно было совершенно спокойно построить 3, 4, 5 корпус, и это развитие по какому-то генплану, который был у них давно сделан. То же самое касается среды всей рекреационной, тоже постепенно по мере роста, по мере потребностей выделялись ресурсы для того, чтобы строить новые куски. У нас такого практически никогда не бывает, потому что, во-первых, все вузы находятся в разных зданиях и само понятие кампуса для России достаточно такое редкое, а те вузы, которые делались где-то далеко — у них не было времени, ресурсов, чтобы делать такие амбициозные проекты, и только сейчас кто-то пробует делать что-то большое

Данила Медведев, Идеолог трансгуманизма, футуролог

Пример проектирования «умного» пространства — это «Институт Аалто» на острове Эспо, даже по фотографиям можно увидеть, как там все здорово сделано. На самом деле там очень хорошая концепция: существует физическая сторона с производственными комплексами, то есть там абсолютно физически видно из учебных залов, как работает производство. Это не иллюзия, а действительно работающие цеха, которые видят студенты в момент учебы, то есть это полное слияние учебного и производственного процесса даже в рамках аудио-визуального пространства

Александр Уваров, Дизайнер, доцент Национального Института Дизайна
Институт Аалто

Пространство: от догмы к творчеству

Американский лингвист, политический публицист, философ и теоретик, профессор лингвистики Массачусетского технологического института Ноам Хомский в одном из своих публичных выступлений затронул тему изменения системы образования с точки зрения идеологии государства и текущей финансовой системы.

«В университетах, построенных по всему миру в 70-80-х годах ХХ века, отсутствуют помещения, где студенты могут собраться вместе для общения. У этого явления нет экономических причин (то есть строительство не было обусловлено экономией или использованием каких-либо специальных материалов), только идеологические — создание искусственных преград для внеучебного взаимодействия студентов.

Между тем, это существенно влияет на образовательный процесс, забывается цель университета и образования — необходимость мыслить творчески и исследовать, открывать новые догмы. Государству нужны миллионы избирателей, имеющих неширокие взгляды, четко выполняющих инструкции. Еще со школы, вместо того чтобы давать детям исследовательский опыт, им выдают поваренные книги с известным результатом, в результате чего происходит снижение интереса к учебе и развитием собственной мысли занимаются лишь очень талантливые индивиды. Обучаемый лишается двух составляющих интереса — любопытства и возможности обсуждения процессов и результатов», — отметил Хомский.

Институт Аалто

Начать с детских садов

Если в вашем сознании детский сад — это скучные трехъярусные кровати и еще советские стульчики с хохломой, то нет, сегодня есть более интересные решения.

Заведующий кафедрой мебели МГХПА им. Строганова Кирилл Чебурашкин делает пространства детских садов современными и функциональными, причем вне зависимости от того, расположен сад в старом здании или свежепостроенном. Отдельно Кирилл отмечает, что целью является не только комфорт и образование детей, но и то, какие неудобства испытывают сотрудники, что необходимо кардинально изменить, ведь психологический комфорт воспитателей — это залог позитивного контакта с детьми, а эргономичная и комфортная среда не отвлекает от общения, занятий и позволяет сократить время, которое в противном случае уходит на бытовые заботы.

Мы уже писали про примеры от Кирилла Чебурашкина в нашем прошлом дайджесте:

А сейчас предлагаем посмотреть отличную лекцию с яркими примерами про изменения в детских садах и про то, как важен каждый сантиметр пространства:

Типовая школа может быть другой

Ситуация с пространством школ в России явно стремится в сторону улучшения. Конечно, влияет тут распространение частных учебных заведений и применение в них разных методик образования.

Но стоит отметить, что изменения под силу и государственным проектам, причем без больших финансовых вливаний.

МАРХИ и Студия Артемия Лебедева по заказу Департамента образования Москвы разработали руководство по оформлению типовых школ, предварительно проведя масштабное исследование. В результате сформулированы принципы хорошего дизайна образовательной среды, которые помогут сделать школы красивыми и удобными для учителей и учеников. Данное пособие — подробная инструкция, где, как и что можно менять, частично или полностью.

Руководство по оформлению типовых школ:

Новое пространство университетов: конкурс Союза Дизайнеров России

Университет не является конечной точкой образовательного процесса, но именно здесь закладываются многие основополагающие компетенции, в том числе популяризируемые сегодня soft skills — надпрофессиональные навыки, не связанные с должностными обязанностями человека.

Инициируя совместно с Союзом Дизайнеров конкурс «Дизайн образовательного пространства», мы хотели прежде всего привлечь внимание самих пользователей пространств — студентов, аспирантов, преподавателей. Считаем, что у нас получилось.

Организованный в рамках подготовки к DESIGN BRICS 2019 конкурс собрал более 100 участников как из профессиональных дизайнерских и архитекторских вузов, так и с других специальностей. В финальный второй тур прошли 32 работы. Публикации о конкурсе сделали ведущие архитектурные порталы http://www.architime.ru/, http://www.forma.spb.ru, https://archi.ru и некоторые СМИ (https://www.ridus.ru и https://mstrok.ru). Поддержали проект петербургские, сибирские и дальневосточные вузы, проект был презентован на конференции Design Principles & Practices Research Network. Сайт http://designeduspace.tilda.ws с момента начала конкурса посетило более 2000 человек.

Исследовательские работы участников — это наглядная демонстрация текущего состояния высших учебных заведений России. По окончании конкурса мы их все обработаем и на примерах покажем, где и что можно менять в ограниченных условиях.

"Дальше действовать будем мы" (с)

А менять может каждый. В большинстве своем участники конкурса «Дизайн образовательного пространства» не являются профессиональными архитекторами или дизайнерами-проектировщиками. И тем не менее они готовы тратить свой ресурс на улучшение мира вокруг себя. Не обязательно глобально перестраивать корпуса университета, можно поставить лавочки в коридоре вуза, и жить уже станет легче.

Пример маленьких изменений — проект МАРХИ «Конструктор учебного пространства». Анастасия Успенская, помощник проректора Московского архитектурного института, так рассказывала про него:

Аудитория КУП — она вся состоит из маленьких решений: просто чуть-чуть изменили размер парты, просто сделали стеллаж определённого размера и в определённом месте, просто предложили на стены повесить деревянные рейки, на которые можно было бы в разном сочетании вешать экспозиции, и это решило бы очень много проблем. Таких примеров миллион, их можно собирать, и это то, чем занимаются конструкторы учебного пространства — они собирают такие маленькие решения. Примеров таких много, но это не меняет того, что важно делать хорошо

Анастасия Успенская, Помощник проректора Московского архитектурного института

Сделай сам и начни с исследования

Можно отмахнуться от проблемы и сделать вид, что это вас не касается: обучение в университете в среднем длится 5-6 лет, работать там остаются немногие, проблему должно решать государство — и так далее. А можно взять ответственность за происходящее на себя и изменить отношение к вопросу.

Мы уже изменили — «Сетевые исследования» и Союз Дизайнеров России планируют делать конкурс ежегодно, победители получат возможность продемонстрировать свои работы лучшим специалистам на DESIGN BRICS 2019, а мы продолжим свои исследования в этой области.

Если тема вас зацепила и вы не знаете, с чего начать — посмотрите вебинар сооснователя компании «Сетевые Исследования» Александра Лукоянова про то, как лучше исследовать окружающее пространство:

А затем напишите нам на почту — обсудим, куда и как двигаться дальше.

Бобрецова Александра, руководитель проекта INRU, член совета директоров компании «Сетевые исследования», [email protected]

Уваров Александр, доцент Национального Института дизайна, [email protected]

Родькин Павел, кандидат искусствоведения, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», [email protected]

0
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сетевые Исследования
Автор

Большое спасибо! До школ еще дойдем обязательно.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniya

Дошли до школ?)) если да, пришлите пожалуйста ссылку.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда