{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Упрощение взаимодействия человека с ИИ на примере Word, Excel и PowerPoint Статьи редакции

18 рекомендаций старшего менеджера исследовательских программ Microsoft Research.

PowerPoint QuickStarter

Эти 18 рекомендаций могут помочь разработать системы ИИ и функции, более ориентированные на человека. Они основаны на итогах более 20 лет исследований и размышлений.

Зачем нужны рекомендации по взаимодействию человека с ИИ

Есть классические руководящие принципы взаимодействия с системами ИИ. Они сохраняются, но ИИ-сервисы постоянно развиваются, и это создаёт новые возможности и трудности.

К примеру, быть последовательным — классический руководящий принцип дизайна, который отвечает за предсказуемость поведения и минимизацию неожиданных изменений. Компоненты ИИ, однако, могут работать непоследовательно, потому что они постоянно учатся и адаптируются.

Нам нужны усовершенствованные принципы проектирования взаимодействия с ИИ-сервисами, которые помогут эффективно пользоваться продуктом. При этом они должны уважать ценности, цели пользователей и направлять их действия.

Чем хороши наши рекомендации

Об ориентированном на ИИ руководстве по дизайну всё чаще упоминают на UX-конференциях, в технической прессе и отдельных проектных группах. Мы решили помочь дизайнерам сделать свои рекомендации.

Наши рекомендации — результат более чем 20 лет работы

Мы прочитали много научных статей, материалов в журналах и записей в блогах. Мы собрали большое количество знаний, полученных в дизайнерском сообществе, в набор рекомендаций. Эти рекомендации можно применить к широкому спектру ИИ-продуктов.

Рекомендации проверены исследованиями

Мы протестировали их в ходе поверки экспертами в сферах UX и HCI. Основываясь на их отзывах, мы изменяли содержание рекомендаций до тех пор, пока эксперты не подтвердили, что они ясны и точны.

Как проектировать взаимодействие человека с ИИ

Рекомендации сгруппированы в четыре категории. Каждая категория связана с тем или иным этапом взаимодействием пользователя с системой:

  • при знакомстве с системой;
  • во время взаимодействия;
  • когда ИИ-сервис ошибается;
  • когда пользователь уже какое-то время пользуется сервисом.

Знакомство с системой

1. Расскажите о возможностях системы

2. Уточните, что именно она может делать

Эти принципы касаются регулирования ожиданий пользователей. Люди спрашивают: «Каковы возможности ИИ? Насколько хорошо он делает свою работу и может ли совершить ошибку?» Громкие обещания могут плохо повлиять на восприятие ИИ-сервиса пользователем.

QuickStarter в PowerPoint иллюстрирует первую рекомендацию — она объясняет, на что способна система. Это функция, помогающая быстро создать основу для презентации по теме пользователя. Обратите внимание, как QuickStarter предоставляет пояснительный текст.

«Введите запрос, чтобы начать работу. QuickStarter помогает найти идеи и создать основу для отличной презентации. Введите свою тему в поисковую строку»

Во время взаимодействия

3. Сделайте тайм-сервисы зависимыми от контекста

4. Показывайте информацию, которая подходит данному контексту

5. ИИ должен следовать социальным нормам

6. Смягчите социальные предубеждения

Это подмножество рекомендаци касается контекста. Будь то более широкий социальный и культурный контексты или локальный контекст настроек пользователя текущей задачи — в любом случае ИИ-системы должны учитывать его.

ИИ-системы делают выводы о людях и их потребностях, и они зависят от контекста. Когда они предпринимают активные действия, для них важно вести себя социально приемлемым образом. Убедитесь, что состав вашей команды достаточно разнообразен. Это необходимо для эффективного применения пятой и шестой рекомендаций — так сотрудники смогут исправлять «слабые места» друг друга.

Acronyms в Word — хороший пример для четвёртой рекомендации. Функция показывает информацию, которая подходит данному контексту. Она отображает значение сокращений, используемых в вашей рабочей среде, в соответствии с темой текущего открытого документа.

Когда ИИ-сервис ошибается

7. Поддерживайте оперативное инициирования работы системы

8. Обеспечьте возможность отмены действия ИИ-системы

9. Сделайте так, чтобы ошибки ИИ-системы было легко исправить

10. Если система в ступоре, дайте пользователю помочь ей

11. Объясните, почему система сделала так, а не иначе

У большинства ИИ-сервисов могут быть сбои. Рекомендации выше объясняют, как ведёт себя ИИ-система, когда она ошибается. Когда-нибудь это точно произойдёт.

Система может не сработать в нужный момент, а может сработать в неподходящее время, поэтому её должно быть легко запустить (седьмая рекомендация) и отключить (восьмая рекомендация).

Когда в системе происходит ошибка, необходимо, чтобы её можно было легко исправить (девятая рекомендация). Если система в ступоре, должны быть методы, помогающие пользователю выполнить задачу самостоятельно. Например, ИИ-система может изящно исчезнуть, словно так и должно быть, или попросить пользователя ввести запрос точнее.

В поле ввода можно самостоятельно прописать альтернативный текст

Auto Alt Text автоматически генерирует альтернативный текст для фотографий с помощью интеллектуальных служб в облаке. Эта функция иллюстрирует девятую рекомендацию: если система ошиблась, автоматическое описание можно легко исправить, нажав на кнопку «Alt Text».

Когда пользователь уже какое-то время пользуется сервисом

12. Обращайте внимание на недавние взаимодействия

13. Учитывайте поведение пользователя

14. С осторожностью добавляйте обновления и адаптируйте пользователя

15. Поощряйте детальную обратную связь

16. Сообщите о последствиях действий пользователя

17. Обеспечьте контроль над всей системой

18. Уведомляйте пользователей об изменениях

Рекомендации из этой группы напоминают, что использование ИИ-системы подобно покупке щенка: это долгосрочное вложение, она нуждается в тщательном «уходе». Нужно всё хорошо спланировать, чтобы они могли учиться и совершенствоваться с течением времени.

Учёт поведения пользователя (рекомендация №13) также означает, что ИИ-системы со временем меняются. Вводить изменения нужно осторожно, чтобы система не стала непредсказуемой (рекомендация №14). Вы можете помочь пользователям управлять внутренними согласованиями в поведении системы, уведомляя их об изменениях (рекомендация №18).

Функция Ideas в Excel помогает пользователям разобраться в своих данных с помощью визуальных сводок, трендов и шаблонов. Она поощряет пользователей давать детальную обратную связь (рекомендация №15) насчёт каждого своего сообщения, спрашивая: «Полезно ли это?»

0
4 комментария
Sergei Zotov

Когда ИИ-сервис ошибается

1. Поддержите его: скажите, что ошибается только тот, кто ничего не делает
2. Обеспечьте возможность отпуска ИИ-системы по ТК РФ
3. Сделайте так, чтобы ИИ-системе было комфортно в офисе
4. Если система в ступоре, помогите ей, поддержите ее в принятии решений

ai suicide prevention line

Ответить
Развернуть ветку
Yuri K
Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pankin

«Дорогой ИИ! Я понимаю, что держать людей за дебилов — это весьма эффективный и практичный подход, потому что значительная часть пользователей вполне соответствует такому определению. Но, пожалуйста, ИИ, отдавай себе отчёт в том, что не все пользователи такие недалёкие и среди них есть много тех, кто действительно чётко знает чего хочет и всё, что им надо — получить доступ инструментам для решения своих задач, а не твоя пошаговая забота и обволакивающее внимание.»

Ответить
Развернуть ветку
Никита Арутюнов

А как же выделение текста по словам в Word! Без этого же ни один профессионал не обойдется

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда