{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

История о том, как создать дизайн-систему сайтов аэропортов для пассажиров

Мы, digital-агентство Uplab, занимаемся разработкой и продвижением сайтов для компаний-лидеров рынка.

Последний год мы работаем над сайтами крупных региональных аэропортов.

В начале осени 2018-го года мы запустили новый сайт международного аэропорта Екатеринбурга — «Кольцово». Зимой — Ростова-на-Дону «Платов». Уже в 2019-м году: аэропрта Самары «Курумоч», Нижнего Новгорода «Стригино» и сайт аэропорта Нового Уренгоя, сделанные по одной дизайн-системе. Подробнее — в кейсе на Behance.

Клиент

«Аэропорты Регионов» — ведущий аэропортовый холдинг России. В него входят международные аэропорты нескольких городов-миллионников:

  • «Кольцово» Екатеринбурга;
  • «Курумоч» Самары;
  • «Стригино» Нижнего Новгорода;
  • «Платов» Ростова-на-Дону.

Также управляющая компания реализует проекты строительства нового аэропорта Саратова и модернизации аэропортов Петропавловска-Камчатского и Нового Уренгоя.

По итогам 2018 года услугами аэропортов холдинга воспользовалось 15 млн 263 тысячи пассажиров.

Причины редизайна

Старые сайты имели устаревшую структуру и дизайн. Также они были неудобны для просмотра с мобильных устройств.

Аэропорты холдинга по-настоящему современные. Например, «Платов» первый в России получил пять звезд Skytrax — самого влиятельного рейтинга аэропортов в мире.

Поэтому сайты должны были соответствовать современному и высокому уровню самих аэропортов.

Решения

Нам предстояло сделать дизайн с интуитивно-понятным интерфейсом, удобный для использования на десктопах и смартфонах. Чтобы всю необходимую информацию можно было получить в один-два клика.

Основа — лаконичный дизайн, без обилия лишней информации. Навигация выстроена в соответствии с основными пользовательскими сценариями.

Большинство сайтов аэропортов мира делают акцент на коммерческих целях самого аэропорта и с первого экрана перегружают пользователей информацией, усложняющей выбор. Как правило, слишком много блоков, кнопок и ссылок на одном экране. Если пассажир зашёл с мобильного устройства, картина не упрощается.

Пример тех же аэропортов на десктопах:

Сейчас формируется тренд — на главной странице сразу предлагать два самых распространённых пользовательских сценария: «Прилёт» и «Вылет». А остальную информацию помещать на следующие уровни, выдавая постепенно, по запросу.

Главная

Было:

Стало:

Сегодня люди регулярно имеют дело с большим количеством самых разных сайтов и интерфейсов. Пользовательский опыт эволюционирует, а с ним и экспертиза компаний, которые этим опытом управляют. Интерфейсы становятся лучше и проще, потому что накапливается всё больше объективных данных о поведении.

И поэтому нами предварительно были спроектированы сценарии, по которым люди будут пользоваться продуктом, в данном случае — сайтом аэропорта.

На первом же экране аудитория разделяется на пассажиров и партнёров:

Далее — на тех, кого интересуют вылеты, и тех, кого интересуют прилеты:

На первом экране появляются лишь самые необходимые пассажирам сервисы:

  • табло;
  • сезонное расписание;
  • как добраться;
  • парковка;
  • схема аэропорта.

Структура основана на результатах анализа общих паттернов использования сайтов пассажирами, множества параметров и метрик, пользовательских запросов. Она также учитывает единство и различия сразу нескольких крупнейших аэропортов страны.

Табло

В первом релизе информацию в разделе «Табло» на мобильных устройствах надо было свайпить.

Но по итогам проверки гипотезы мы пришли к выводу, что удобнее будет разместить всю информацию о рейсе в одной карточке, которая помещается в экран целиком, хоть и занимает больше места по вертикали. Такое решение уже готовится к релизу.

Многие решения на сайте — и табло в частности — это симбиоз экспертных предложений агентства и обязательных требований заказчика, связанных с внутренними регламентами или техническими требованиями.

Как добраться

Общественный транспорт включает в себя автобусы. Посетитель выбирает, нужно ли ехать в аэропорт или из него, и далее уточняет вторую точку маршрута. Маршруты представлены в списках по принципу наибольшей популярности среди пассажиров.

Крупные карточки содержат подробные данные о рейсах: номер маршрута, расписание, время в пути, перечень остановок.

Реклама на сайте

Сайты для «Аэропортов Регионов» — в первую очередь решают задачи пользователей, а не продают что-либо. Реклама дополнительных услуг выполнена нативно и ненавязчиво, в рамках общей дизайн-концепции.

Сезонное расписание

На сайтах региональных аэропортов очень важно так называемое «сезонное расписание». В нём работает другой пользовательский сценарий, нежели в табло. Люди зачастую заранее выбирают, куда им нужно полететь в определённые даты.

Они интересуются, какие есть рейсы до выбранного города, какие авиакомпании туда летают. Таким образом совершают выбор в пользу наиболее подходящих условий.

Этот раздел тоже вынесен на главную. Так выглядит главная страница сайта аэропорта Нового Уренгоя:

Итог

Первый сайт из серии «Кольцово» уже получил несколько наград на отраслевых конкурсах: «серебро» в номинации «Инклюзивность и дизайн для всех» и «бронзу» в номинации «Сайт в сфере транспорта» на «Золотом сайте». А на премии Tagline сайт стал вторым в «Лучшей интеграции» и третьим в главной номинации «Лучший сайт года».

Агентство и команда клиента продолжают развивать эту дизайн-систему.

Ведь сегодня недостаточно просто сделать проект и сдать его — подобные сложные ресурсы требуют регулярной аналитики и петли улучшений. К счастью, специалисты «Аэропортов Регионов» это понимают и предоставляют для этого все возможности.

Все сайты, опубликованные на данный момент:

0
28 комментариев
Написать комментарий...
Petr K

Много мелких косяков и спорных решений по части интерфейса (мало функциональная шапка на 50% экрана, расположение важного контента на странице, механика некоторых элементов, банальные ошибки и так далее). Масса моих знакомых включая меня самого, что от старого сайта аэропорта стрелялась, что от нового (речь про Кольцово), всё это напоминает выжимку трендов небрежно собранных воедино.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Львов

Открыл сейчас сайт Кольцово — лично мне всё понятно и любой сценарий, который бы этот сайт для меня должен был решить, решается в пару кликов. Что с ним не так?

Ответить
Развернуть ветку
Макс Шлыков

К старому Кольцово хотя бы привык, а сейчас опять привыкать, но помню когда первый раз увидел пару недель назад - не оч зашло

Зашел еще раз, вспомнил что выбесило. В таблице прилетов/вылетов ожидаемое время по расписанию/фактическое с указанием даты просто в ступор ввело. Так и хочется дату за фактическое время принять. Зачем вообще везде дату писать? Ну хотя бы на сегодня уберите ее

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Довольно сложно сделать так, как Вы говорите, видя цифры 10:50, а под ними 04.06. Сложно угодить специфическому восприятию каждого отдельного человека — приходится выбирать то, что подходит большинству. В данном случае вроде всё норм.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Смирнов

Блиц-опрос: во сколько вылетает самолёт?

Ответить
Развернуть ветку
Влад Ижевский

Очевидно, что в 45:07. Вы странный.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Смирнов

А теперь объясните, зачем повторять эту информацию по 2 раза?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Но ведь вчера сегодня было завтра. А завтра сегодня станет вчера.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

в 7 часов 6 минут. 45 апреля

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Смотрел с мобильной версии — там дата под временем, так выглядит лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Lesov

А можно подробнее про исследования? Что, как и какими методами делали? И как мерили инклюзивность дизайна?

Ответить
Развернуть ветку
Дима Глумов
Автор

Илья, подробно в комментариях тему исследований раскрыть не представляется возможным. Вероятно, это тема для следующей статьи. Если коротко, то данные на основе открытых источников, данные собранные собственными seo-аналитиками, данные Google Analytics более десятка разных сайтов аэропортов, доступом к которым мы располагаем. Были и юзабилити-тестирование пользователей и тестирование структуры методом карточной сортировки. Что касается инклюзивности, то отдельно, как параметр, мы его не мерили, но, если речь про версию для слабовидящих, то она реализована с привлечением соответствующей экспертизы.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Смирнов

Исследовали как он выглядит на iMac 27" с расстояния 3 метра, видимо.
На 21" мониторе - красивое, но бесполезное говно. В плане полезности - на порядок хуже старого уродливого сайта.

1) На первой странице рейсы... не поместились. Только неграмотная надпись "Онлайн-табло" (чем "Рейсы" и даже просто "Табло" не угодили?) на 3/4 экрана.
2) Поле для поиска рейса хрен увидишь. Ну, спасибо хоть не display: none в качестве оформления.
3) Поиск не ищет по совмещёнными рейсам. На фотке - AF-4611 вылетает в 12.00. На старом, кстати, ищет.
4) Из-за группировки совмещённый рейс "глазами" и по Ctrl+F тоже не найти, нужно "разворачивать" группировки. С чартерами время которых "где-то завтра" нужно разворачивать все группировки.
5) Популярный бред про использование кук. Люди, зачем?! Мы не в Евросоюзе!

Тестировщики, похоже, самолётами не летают.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Глумов
Автор

Cookies необходимы на законодательном уровне при сборе данных на международных ресурсах. Функционал отображения и поиска совмещенных рейсов, а также времени и даты выполнены в соответствии с требовании внутренних регламентов и IT-службы аэропорта.

Ответить
Развернуть ветку
Vasek Romanov

Почему никто не берется переделать сайт для Домодедово?)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Арк

Спасибо за идею, реально классный сайт в плане "было/стало" ибо сделать хуже практически нереально :D

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Отличный концепт. Я не так близок к UX/UI, но с точки зрения обычного пользователя это как глоток свежего воздуха. Уже порядком поднадоел тренд на цифровой "евроремонт": разные скргуления и кислотные раскраски стартовых страниц, а так же желание впихнуть на стартовую страницу все что можно и нельзя.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сипатов

Сценарий для встречающих не проработан вообще. Один и тот-же рейс в старой и новой версии сайта, открываю с телефона.

Было: фактическое время отправления, состояние выдачи багажа, вся информация на одном экране
Стало: время отправления по графику, багажа нет, обновляешь страницу листаешь до статуса

И это только одна мелкая страничка.
Если самолет уже сел, то на табло информация о нем скрывается под абсолютно незаметную кнопку "Показать прибывшие рейсы". Там-же почему-то по умолчанию прилет, а не вылет, было наоборот.
Имхо сайт делали дизайнеры, сделали красиво, а вот про пользователей забыли.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Глумов
Автор

Действительно, отдельный раздел "Встречающим" не вошел в финальный вариант проекта в ходе обсуждения на стороне Заказчика, так как он по содержанию дублирует другие разделы.
А вот багаж отсутствие в карточки багажа – технологическое ограничение.
Справедливое замечание про статус, в следующем релизе табло будет существенно доработано и статус будет сразу.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim

Выглядит сочно. Поделитесь метриками / конверсиями в формате было/стало?

Ответить
Развернуть ветку
Дима Глумов
Автор

Общее увеличение глубины просмотра на 30%.
Общая посещаемость выросла на 7%.
В разделах: онлайн-табло, главная, парковка, партнерам, об аэропорте, новости, еда и покупки в аэропорту, бизнес залы, схема аэропорта, поиск – средний рост посещаемости составил 396%
Глубина просмотра выросла на 30%
Показатель времени на сайте снизился на 9%, снижение посещений страницы поиска на 28%, что связано с более быстрым поиском нужной информации.
_____
Период: апрель '18 – апрель '19

Ответить
Развернуть ветку
ivan krapivin

Какими конверсиями? В Новый Уренгой стали больше летать, потому что там редизайн сайта аэропорта?

Ответить
Развернуть ветку
Vadim

По вашему редизайн не может повлиять на конверсию? Я правильно вас понял?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Kononenko

Тоже видел

Ответить
Развернуть ветку
Дима Глумов
Автор

Ярослав, значит, кейс запомнили. Тот материал провисел час всего.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Belov

"Мы занимаемся разработкой и продвижением сайтов для компаний-лидеров рынка". Норм позиционирование!

Ответить
Развернуть ветку
Katerina Aleinik

Мне не нравится, что нужно куда-то все вглубь пробираться, ведь многие люди ищут информацию на бегу, будучи в режиме путешествия, а не сидя дома и имея время разворачивать страницы

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда