Почему привычный интерфейс важен для мозга: два примера

Обычно мы сталкиваемся с хорошими интерфейсами и не задумываемся о том, что делает их хорошими. Просто мы продолжаем возвращаться в приложение или на сайт и не испытываем боли.

Однако иногда приходится пользоваться продуктом, несмотря на его несовершенство, и тогда минусы проще заметить и выделить. Хочу поделиться парой примеров своей боли и сказать, почему эта боль возникает.

Первый пример: WhatsApp Web

Во-первых, приложение имеет весьма специфичный механизм подключения: в отличие от Telegram, оно подключается не через SMS-код, а при помощи QR-кода, сканируемого в мобильном приложении, и у меня всегда требовало наличия телефона поблизости от компьютера.

Во-вторых, предлагаю посмотреть на следующие пары скриншотов.

Подключение Whatsapp Web

Чтобы подключить WhatsApp Web, нужно нажать на три точки в левом верхнем углу и выбрать нужную опцию.

Теперь я просто меняю вкладку и пытаюсь снова подключиться к WhatsApp Web.

Те же самые три точки, расположенные в том же самом месте, показывают мне совершенно другое меню, которое я не соотношу ни с чатами, ни со звонками: я просто предполагаю, что это какие-то базовые настройки.

В этот момент наступает разочарование. Эволюционно соответствие действительности ожиданиям заставляло мозг вырабатывать дофамин. В тот момент, когда действительность не соответствует ожиданиям, дофамин не вырабатывается и пользователь испытывает страдание.

Для меня такая ситуация похожа на ситуацию, в которой древний я привык приходить к одному и тому же дереву, шатать его и ловить яблоки, но однажды вместо яблок я натряс с дерева тигра и был съеден.

Второй пример: брокер

Я пользуюсь услугами нескольких брокеров, одним из них — уже около четырёх лет. И все эти годы меня мучает одна и та же форма входа:

Что я вижу? Поля для почты и пароля, всё как обычно. Минуточку! Почему целевая кнопка — зарегистрироваться? А, ну ладно, вижу кнопку «Войти» размером поменьше: наверное, мне стоит нажать на неё.

После заполнения формы и нажатия на кнопку я получаю ещё одну форму, ту же самую, незаполненную и с изменившейся целевой кнопкой. У многих сайтов сразу же лежат две формы (например, «ВКонтакте», Facebook, Twitter), у других целевой кнопкой стандартно выделен вход, который является более частой процедурой.

А самое смешное в данном интерфейсе то, что если заполнить свои верные данные и нажать «Регистрация» или Enter, то произойдёт вход и пользователь окажется в нужном аккаунте. Таким образом, переключатель формы даже не нужен.

Эту ситуацию я бы сравнил с тем, что я привык шатать похожие деревья и ожидать, что будут падать яблоки. Я подошёл к очередному дереву, — и да, меня снова съели тигры.

Итоги

Особенность обоих продуктов для меня такова, что у меня не особо много альтернатив и очень высоки издержки переключения: для WhatsApp это необходимость переносить всё общение, для кабинета брокера — необходимость переносить счёт, возможно, терять на комиссиях.

Поэтому я продолжаю пользоваться продуктами несмотря на то, что замечаю негативные моменты. Между тем для множества других продуктов срабатывает очень простое правило: если что-то оказалось неудобным, пользователь просто избегает этого продукта. В самом деле, мозгу намного проще найти новое, потенциально безопасное дерево, чем гадать, что посыпется на него сегодня: яблоки или тигры.

Также я разбираю другие дофаминовые механики на своём Telegram-канале.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Николя

Почему привычный интерфейс важен для мозга? - вопрос типичного консерватора. Привычно = неизменно, а значит неизбежно без развития и эволюции. Привычный интерфейс не может быть важен или неважен для мозга. Для бабушек привычнее оплачивать платежи жкх, отстаивая очереди на почте, а банкомат и онлайн банки для них тоже непривычны и сложны. Просто их мозг потерял пластичность и сложно адаптируется к новому. Привычный интерфейс так же проще для мозга лишь потому, что он уже известен

Ответить
Развернуть ветку
Mark Rapida Gromov

привычный — не равно «без изменений». Есть привычные вещи, которые меняются с течением времени и незаметно для пользователя. Они остаются привычными из-за отсутствия резкого изменения

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bezverkhy
Автор

Изменения в интерфейсе — это здорово, когда они имеют под собой какую-то цель. Удлинять пользовательский путь невыгодно ни продукту, ни конечному пользователю. Примеры с банкоматами и онлайн-банками — это сокращение пути: сначала нужно потрудиться (научиться новому), но потом получать выгоду.

Ответить
Развернуть ветку
Aibolit

Добро пожаловать в суровую реальность UI/UX! Запасайтесь попкорном ))

Ответить
Развернуть ветку
Rocky Three

Заябывает, когда ... - это блять тупо выпадающий список из одной опции "настройки". Что, нельзя сразу кнопку "Настройки" сделать? Привет скайпу.

Ответить
Развернуть ветку
Ислам Дуйшенов

Да так и есть. Иногда мы можем встречать такие чувства, казалось бы в простых вещах. Это проявляется из-за того что наш мозг работает и видит в основном так как он сам желает. казалось бы простой интерфейс, но внутри чуть-чуть по другому, не так как хотел бы видеть сам мозг сказывает на каких-то необычных чувствах.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.
если заполнить свои верные данные и нажать "Регистрация" или Enter, то произойдет вход и пользователь окажется в нужном аккаунте. Таким образом, переключатель формы даже не нужен.

А ведь кто-то на той стороне может быть очень гордится этим решением)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bezverkhy
Автор

Если я не ошибаюсь, в начале моего использования этого брокера, то есть в 2015-16 годах, Enter просто выдавал ошибку. По ощущениям, там вообще бэк и фронт между собой не договорились:)

Ответить
Развернуть ветку
Ильяс Даракчиев

Блин, да тут даже не непривычные интерфейсы, а тупо плохие интерфейсы. Особенно во втором примере. Меня бы такое тоже выбесило.
Я бы ещё добавил сюда пару приложений от Яндекса, в качестве примеров неудобства.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей Евстафьев

Всё просто. У нас, пользователей, нет времени переучиваться.
Расскажите компании 1С о смене интерфейса - в 8.3.15 всё куда-то переехпло-уехало.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фирсов

по поводу WhatsApp это дело привычки. пока у вас основная часть контактов не перейдет в WhatsApp, смысл привыкать к интерфейсу нет. а как только... вспоминается переход с скайпа на телеграмм... с начала было не удобно и непривычно, а теперь и скайп подзабыт и не удобен ;)

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

сайт, где всегда погоду смотрел, почему-то поменял интерфейс и стал так раздражать, что пришлось уйти на другой, так что внешний вид имеет значение и может как привлечь, так и заставить искать альтернативу

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Тепляков

В хорошем интерфейсе, слово из 3х букв начинающееся на букву б, отменяет любое последнее действие.
Пример косяка. Если я сейчас из этих комментариев на телефоне нажму назад, меня выкинет в начало раздела, а если стрелку в шапке, то назад к посту и мне не придётся свайпать до этого места полчаса.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда