Концепт модульной ОС Mercury для тех, кому сложно переключаться между задачами Статьи редакции
Перевод статьи UX-дизайнера Джейсона Юаня об архитектуре, дизайне и принципах работы системы.
Девять месяцев назад мне пришла идея создать новый способ взаимодействия с цифровыми устройствами. Она строилась вокруг единственной метафоры.
Несмотря на то что приведённые примеры не имеют ничего общего с дизайном взаимодействия, они описывают всё, что я хотел получить в результате. Мне хотелось создать нечто лёгкое в использовании.
В последние месяцы я прочитал много книг о взаимодействии человека и компьютера, переходя от одного прототипа к другому. Я пробовал использовать всё, о чём писали авторы — от концепции «умного» кольца (smart-fidget-ring), превращающегося в пульт дистанционного управления, до простой канцелярской резинки в качестве основы интерфейса.
Хотя меня и удивило, что подобные вещи могут вдохновить на исследования, ничего из этого не было на одной волне с моими задумками.
Переломный момент наступил, когда я понял, что всё это время задавал неправильные вопросы. Я потратил месяцы, пытаясь придумать новые способы навигации в существующих системах, но что, если эти системы ошибочны уже на фундаментальном уровне? Вдруг создание Mercury требует радикального переосмысления всего, что я принимаю как должное?
Почему я занялся Mercury
В моей статье “The Desktop Metaphor Must Die” описаны фундаментальные недостатки метафоры рабочего стола. Я хочу сделать вклад в будущее технологий, а не штамповать улучшения ради улучшений.
В первую очередь Mercury OS предназначена для людей с ограниченными возможностями. К тому же люди, живущие с РАС, СДВГ и другими неврологическими особенностями, часто перегружены потоком льющейся на них информации из традиционных операционных систем.
К числу таких людей отношусь и я.
Исследование показало, что людям с ограниченными возможностями сложнее всего довести дело до конца, пока они не настроятся на нужный лад. Мы также более чувствительны к незначительным изменениям и помехам.
К ним относится всё — от очевидного (уведомления, напоминания) и до менее очевидного (Photoshop просит выбрать имя файла и место его сохранения). Мне искренне жаль, что подобные моменты стали неизбежной частью нашей виртуальной жизни.
Людям, у которых проблемы с фокусом внимания, переключение между контекстами даётся тяжело и может занять до 15 минут. Для сравнения: здоровый человек переключается между задачами менее чем за 10 секунд.
Именно по этой причине меня разочаровывают способы взаимодействия с современными приложениями и рабочими средами. И в то же время я понимаю, что для некоторых людей метафора рабочего стола ещё не сломана до той степени, чтобы начать её чинить, но я всё равно буду отстаивать своё мнение.
Вот почему внутренняя модальность приложений и оконных сред особенно меня расстраивает. И хотя я понимаю, что у большинства метафора рабочего стола не вызывает проблем, я считаю, что её нужно пересмотреть. Начнём. Что же представляет из себя Mercury?
Особенности Mercury
Плавность
Вместо того чтобы вторгаться в поток мыслей и действий пользователя, Mercury плавно реагирует на его намерения. Она снижает вероятность замедления работы при взаимодействии с несколькими инструментами.
Фокус
Хаос в существующих операционных системах, который воспринимается нами как должное, порой всё равно сбивает с толку, особенно легко возбудимых людей.
Mercury понимает: у некоторых способности восприятия и концентрации ограничены. Поэтому система отвергает идею «взаимодействия на основе уведомлений». Информация не появится перед пользователем, пока тот сам не захочет. Mercury защищает человека от лишней информации.
Знакомые паттерны
Mercury представляет новые идеи и метафоры с помощью привычных паттернов взаимодействия. Система спроектирована для работы на планшетах с мультитач-дисплеем и поддержкой клавиатуры. Mercury опирается на скорость мультитач-дисплеев и эффективность, возможную благодаря клавиатуре.
Mercury переосмысливает операционную систему и превращает её в плавный инструмент, основанный на желаниях пользователя.
Архитектура
На атомном уровне Mercury состоит из модулей (Module). Модули — это комбинации содержимого и действий, собранные на основе целей пользователя.
Пользователи могут создавать новые модули, которые присоединяются к первому. Горизонтальный ряд модулей называется потоком (Flow). Ряд считается потоком даже тогда, когда состоит всего лишь из одного модуля.
Область (Space) — контекстная группировка различных потоков, необходимых для выполнения цели. Например, если пользователь создаст область «Просмотр входящих», Mercury автоматически заполнит её потоками с непрочитанными сообщениями.
Область генерируется каждый раз, когда пользователь создаёт какую-либо цель, и, как правило, получает название по формулировке цели. Почти каждое взаимодействие в Mercury происходит в той или иной области.
Модули
Модули — это блоки, из которых выстроена Mercury. Они задаются комбинациями существительных (контента), глаголов (действий) и модификаторов.
Модули генерируются системой, использующей конструкцию «существительное-глагол». Предполагается, что содержимое модуля будет определять возможные действия пользователя.
Созданные пользователем модули могут работать и по модели «существительное-глагол», описанной выше. Модель «глагол-существительное» (Verb-Noun) также поддерживается, поэтому создавать модули можно и с помощью голосового ввода.
Обратите внимание, что Mercury не позволит создать модуль из предложения без существительного (пример: «Включи…»). Вместо этого система предложит подходящие существительные для завершения предложения и создания модуля.
Строка меню, или локус
Благодаря локусу пользователи в любой момент могут менять модули. Локус объединяет силу интерфейса командной строки с понятностью графического интерфейса и алгоритмами обработки естественных языков.
Строка меню воспринимает цельные предложения как действия (Actions) и даже справляется с задачами в несколько шагов. Запускается локус простым нажатием на него. По мере ввода система будет предлагать подходящие по контексту подсказки, показывая пользователю доступные возможности.
Стандартизированные сочетания клавиш
В обычных операционных системах сочетания клавиш трудно запомнить. Кроме того, разные приложения требуют разных сочетаний клавиш для одной и той же функции.
В Mercury горячие клавиши стандартизированы благодаря локусу. Чтобы увидеть доступные, достаточно зажать специальную клавишу. Продолжив набирать запрос, не отпуская этой клавиши, можно отфильтровать доступные действия.
Адаптивные модули
Контекстные модификаторы (например, условные выражения) помогают по требованию автоматизировать более детализированные задачи. Для этого не нужно выходить из текущего контекста.
Повторяемость модулей
Пользователь может использовать одни и те же модули сразу в нескольких потоках. Повторяемость, лежащая в основе архитектуры Mercury, гарантирует: все объекты и действия легкодоступны независимо от области (или контекста), в которой находится пользователь.
Например, письмо от вашего научного руководителя может одновременно находиться в областях «Входящие» и «Курсовая работа».
Потоки
Mercury спроектирована таким образом, чтобы помочь пользователю сконцентрироваться на задаче. Если ему понадобится выполнить какое-то действие, не затрагивая текущий модуль, для создания нового модуля достаточно нажать на «+» или на клавишу Tab.
Вы также можете использовать непрерывный ввод жестами для генерации модулей, не отвлекаясь от контента, которым занимаетесь. Чтобы начать, просто выделите фрагмент текста. Пустой модуль, содержащий контекстные предложения, появится на том месте, где остановился ваш палец.
Области
Всё, что вы делаете в Mercury, организовано внутри областей. Их можно создать с нуля или построить поверх шаблона для расхожих контекстов и рабочих процессов (Blueprint).Также области может генерировать сама система.
Свайп вверх с домашнего экрана открывает хронологию областей. Забыли, над чем работали в прошлую среду? Найдите в истории (Timeline). Там же можно посмотреть, сколько времени на выходных ушло на обсуждение «Игры Престолов» в Twitter.
Открытие области из истории похоже на перемещение в другое измерение. Интерфейс уходит на второй план, позволяя сосредоточиться на выполнении задачи. Внутри области вас не будут тревожить никакие уведомления, пока вы сами не включите их в настройках.
Потоки внутри области служат необходимыми шагами для выполнения задачи. Просмотр входящих, к примеру, включает все непрочитанные сообщения из почты и других сервисов. Чтобы добиться такого же эффекта в традиционных ОС, пришлось бы открыть несколько приложений или вкладок в браузере.
Изолируя сервисы от их экосистем, Mercury исключает случаи, когда внимание пользователя что-то отвлекло или он увидел что-то, что не хотел видеть.
Ваша область, ваши правила
Пинч (сжатие двумя пальцами) открывает все модули в области, правила (Rules) и виртуальных помощников (Collaborators).
Умные помощники
В гипотетическом будущем без приложений корпорации могут предоставлять свои услуги через виртуальных помощников. Их интеграция в области расширяет доступную функциональность модулей. Например, искусственный интеллект может помочь с прохождением квеста по выбору пары кроссовок.
Виртуальные помощники могут автоматически заполнять или не заполнять модули в зависимости от контекста. Они не имеют доступа к информации, напрямую не связанной с выбранными модулями. Ограниченность помощников областями обеспечивает приватность, но в то же время сохраняет доступ к нужным пользователю сервисам.
Плечом к плечу
Запланируйте поездку в Лас-Вегас. Отправляйтесь на концерт любимой группы. Делитесь документами, фотографиями и работайте сообща в реальном времени в ваших собственных областях.
Дизайн
Визуальный стиль Mercury — это сочетание рациональной структуры западного модерна с восточно-азиатской способностью видеть спокойствие в хаосе.
Туман
Визуальное воплощение Mercury носит название Kiri (霧), что с японского переводится как «туман». Kiri разумно использует контраст, оставляя видимым только нужное, скрывая постороннее нежным туманом.
Движение
Плавность проходит красной нитью через всю Mercury, гармонично направляя внимание пользователя от одного модуля к другому. Хореография Mercury вдохновлена даосскими практиками: движения интерфейса не сопротивляются человеку, растворяясь в безмятежности.
Шрифты
Информационную иерархию и пространственную связность Mercury поддерживает с помощью разных кеглей. Mercury построена вокруг семейства шрифтов Söhne от Klim Type Foundry, отличающегося ясностью и элегантностью.
Свет
С приходом ночи Kiri становится темнее. Модули подсвечиваются мягким светом, напоминающим лунный.
Что дальше
Единственное, что мне удалось чётко усвоить за эти девять месяцев разработки, — глупая уверенность, что я смогу сделать всё в одиночку. Я неделями блуждал в попытках понять, как наполнить ОС, опираясь на свои метафоры.
Почти все важные аспекты Mercury — результат общения с блистательными людьми. Обсуждение идей и работа над общей целью вызывают привыкание; сейчас все мои мысли заняло сильное желание заниматься подобным до конца жизни.
Осталось так много вопросов, на которые пока нет ответа, и так много аспектов, в которые следует пересмотреть. Удивляет отсутствие нужной универсальной функции вроде отмены или повторения действия почти во всех операционных системах (потрясывание устройства неэффективно).
А как насчёт экранов в целом? Неужели мы остановимся на скользящей по гладкой поверхности руке?
Понятия не имею. Знаю лишь то, что не надо стоять на месте.
Это какая-то тонкая алхимическая аллюзия или просто гуманитарное мышление?
Гуманитарная аллюзия тонкого алхимического мышления
"Ртуть - простейшее проявление жидкого блеска" (если пойти в оригинальную статью и сделать допущение, что автор под "chrome" имел в виду именно металлический блеск, а не хром как таковой).
Вообще перевод конечно адовый:
I was surprised that something so illogical could inspire so many avenues for exploration, nothing seemed to capture the feeling I had described in my poetic manifesto.Хотя меня и удивило, что подобные вещи могут вдохновить на исследования, ничего из этого не было на одной волне с моими задумками.
На этом месте перестал читать, автору стоит наверное немного глубже погрузится в вопрос о работе мозга
Чтоб я так жил, переключаясь между задачами за 10секунд. Хотя может от задач зависит, ложку там в рот засунуть, пот вытереть
написать статью про то какие ОС беспощадные пошли =)
Комментарий недоступен
увидели бы вы мой рабочий стол, вы бы мне еще не таких диагнозов понаприписывали...
<Держу в курсе>
У меня на рабочем столе ровно одна иконка - корзина. Смысл захламлять рабочий стол, если у тебя постоянно открыта какая-то программа?
</Держу в курсе>
Даже корзину держать смысла нет
Даже рабочий стол это лишнее
Да и компьютер не сильно нужен.
Как в прикладной физике есть изобретатели вечных двигателей, так и в проектировании интерфейсов есть "убийцы окон". И вот ещё один. Пока нет живого прототипа, который можно пощупать, всё остальное - красивая болтовня с прицелом на неорганизованных лентяев.
Начинание хорошее - превратить операцонную систему в такой todo-лист. Хотелось бы пощупать руками.
Хотелось бы иметь такую у себя
Вместо того, чтобы просто прибрать свой рабочий стол, чувак пошел по самому сложному пути - замутил целую ОС со своей философией и оригинальной архитектурой. Самое смешное - то, что когда он ее наконец реализует, то и ее засрать не составит труда.
Представляю какая титаническая работа потребуется для того чтобы OC стала действительно удобной и под неё были написаны необходимые программы. Сейчас даже большинство помощников такие как Siri не особо справляются со своей задачей и часто ошибаются.
Пока похоже на очень симпатичны концепт редизайна например той же iOS.
К примеру для iPad я бы такую логику хотел иметь. Да и внешний вид тоже.
Тогда это будет не iPad
А что?
Для планшета такая логика работы мне кажется интересной.
Не стану коментировать саму концепцию, а вот автору перевода реально стоит задуматься над художественным мышлением и не переводить все идиомы буквально. Перевести "жидкая манифестация хрома" как разновидность хрома это надо либо вообще не разбираться в том что такое ртуть, либо не знать что значит манифестация.
Справедливости ради, автор - злое6учий графоман в тяжелой стадии. Это чем обдолбиться надо, чтобы так выражать свои мысли широкой аудитории, которая может не осилить в метафору? "Mercury, the elemental manifestation of fluid chrome." Я вот не осилил, для меня это действительно звучит как бессвязный бред и "жидкая манифестация хрома" отличный перевод. Тут в комментариях написали, что chrome - это блеск. Версия, конечно, интересная, только ничем не подтверждается, таких вариантов употребления известными мне способами не нашел. Возможно, корни растут отсюда: " полагая, что ртуть представляет собой некое состояние серебра, древние люди именовали ее жидким серебром (откуда произошло лат. Hydrargirum)." Шо то хром, шо это хром, как говорится.
Спасибо, мне кажется проведена огромная работа. Надеюсь это выстрелит и у нас будет альтернатива многозадачной винде и понторезному айосу.
Не увидел ничего, чего не было бы в каком-нибудь KDE лет 5-7 назад уже. Кроме собственно дизайна.
Но вообще больше всего корежит о того как человек разбрасывается словами типа "Архитектура".
"Моя ОС состоит из квадратиков, которые можно объединять в квадратики и делать между ними линки." Караваны грабить наверное тоже можно.
UPD:
К тому же люди, живущие с РАС, СДВГ и другими неврологическими особенностями, часто перегружены потоком льющейся на них информации из традиционных операционных систем.А, ну ок.
Мне легко переключаться между задачами. Alt + Tab
Для мобильных интерфейс так себе а вот для AR/VR оч крутая идея
Действительно крутая идея для AR/VR, я думаю будет интересно сделать голосовое управление доминирующим и использовать ОС Mercury в AR очках. Очень похоже на интерфейс будущего.
Заведите себе тотал коммандер и перестаньте срать на рабочем столе
в винде давно уже реализована фишка Timeline
https://icdn4.digitaltrends.com/image/windows-10-timeline-expanded-view-2560x1440.jpg
Пробежки по утрам?
Показывать подсказки на экране по возможным комбинациям горячих клавиш при их наборе. Да это же гениально!
За этим будущее. Потом это перенесется в VR и будет как в "Джони-мнемонике"
Гуманитарии...
Потрясающая работа!
Хорошая статья, как человека что-то не устраивает и он начинает это делать. Как и переводчик, который переводит и дает нам возможность читать что-то новое на родном языке. Жаль только, что комментарии удосуживаются в большинстве случаев писать, те кто этого не ценит. У автора много хороших статей и хочется чтобы он дальше публиковал. Не взирая на негативные комменты.