Роман Горбачёв, «Логомашина»: Как меня отговаривали делать бизнес и почему я не послушал Статьи редакции

Основатель студии «Логомашина» Роман Горбачёв написал колонку о том, как он начинал свой бизнес и с какими опасениями сталкивался — ему удалось насчитать семь пунктов и развеять каждый из этих мифов.

Иногда хочется вернуться в прошлое, чтобы сказать себе: «Просто будь смелее!» Я запустил свой проект полтора года назад, и жалею только о том, что не сделал этого раньше, ведь мне ничего не мешало. Ничего, кроме сомнений, которые подкреплялись вполне разумными аргументами.

Знакомые, друзья и коллеги доступно объясняли, почему моим планам не суждено сбыться. Я не могу похвастаться какой-то головокружительной историей успеха, но мои небольшие вложения на старте (восемь тысяч рублей на создание лендинга) принесли в конечном счете заказов на миллионы рублей. И если выручки в миллион я ждал почти год, то сейчас на это уходит пара месяцев. Для меня это, хоть и скромный, но успех.

Поэтому я хочу рассказать о сомнениях, которые мешали вложить в проект все силы. Это может быть полезно тем, кто запускает свой проект или планирует в нем серьезные изменения. Всем остальным, надеюсь, будет любопытно узнать, какие сомнения терзали меня полтора года назад.

Расскажу в двух словах, как родилась идея «Логомашины». На тот момент я уже пять лет работал дизайнером и разрабатывал логотипы. Я заметил — часто самый первый вариант лого, предложенный заказчику, был лучшим. А правки и игры со шрифтами были пустой тратой времени, и только ухудшали результат.

Иногда заказчик после месяца работы возвращался к изначальному варианту, сделанному в первый же день. Поэтому я придумал такую услугу — профессиональный дизайнер делает «первый вариант» логотипа, но не за десятки тысяч, как обычно, а всего за две тысячи рублей.

C одной стороны, заказчик без лишних проблем получает логотип, за который другие бы заплатили пятизначную сумму. С другой, он ограничен в выборе, а ведь не факт, что вкус опытного дизайнера совпадает со вкусом заказчика. Неудивительно, что многим моя затея казалась сомнительной. Мне называли самые разные причины провала проекта, и все они даже сейчас звучат на удивление резонно и логично. И я очень рад, что могу оглянуться назад и попытаться понять, почему этим опасениям не суждено было сбыться.

Вот какие причины провала называли чаще всего.

Никто не будет покупать услугу со 100% предоплатой с одностраничника

Действительно, мой первый лендинг большого доверия не вызывал. Там было несколько примеров лого, четыре отзыва и кнопка «купить». Поэтому первые клиенты появились только после того, как я подробно описал услугу в блоге на «Спарке». Хотя были и заказчики, которые ничего не слышали о «Логомашине», и находили нас в Google. Сегодня, с появлением расширенных тарифов, клиенты переводят 40-50 тысяч рублей предоплаты, хотя раньше я и представить такое не мог.

Необходим офис — клиенты захотят приехать лично, чтобы согласовать детали заказа

Мы сделали больше тысячи работ для самых разных заказчиков. Угадайте, сколько из них изъявили желание приехать лично? Не больше десяти! У нас в гостях был директор по маркетингу компании «Газелькин», музыкант Павел Чехов, основатели компании «Массштат». И общались они в основном со мной, а не с дизайнерами — с таким же успехом мы могли встретиться в каком-нибудь кафе. Я тоже думал, что многие захотят посмотреть на рабочий процесс и познакомиться с дизайнерами, но, как оказалось, большинству достаточно связи по телефону или через интернет. Так что, пока я не начал брать дизайнеров в штат, смысла в офисе не было.

Будет много недовольных заказчиков

Скажу честно — не все заказчики остаются довольны. И именно они при каждом удобном случае рассказывают о своем неудачном опыте в самых темных тонах. Но все оказалось не так страшно — помогают правки, подробный бриф и участие арт-директора. Бывало, что мы «косячили», а бывали клиенты, которые считали, что купили всю команду дизайнеров на несколько месяцев, но в общем всё лучше, чем можно было предполагать.

Нужна мощная реклама, а ты в этом ничего не понимаешь

Вот тут каюсь — рекламы как не было, так и нет. Большинство клиентов узнали о «Логомашине» из наших статей и постов: о нас писали на AdMe, в газете «Метро» и даже показывали по телевизору. Другие заказчики приходили по рекомендации знакомых. Поэтому первым делом я взял в штат иллюстратора Анастасию Кушнаренко. Она оформляет все наши материалы, а я буду восполнять пробел в стандартных методах рекламы. В ближайшее время планирую тестировать контекст, но для этого нужно добавить информации на сайт «Логомашины».

Логотип — одноразовый продукт. Чтобы продать 1000 лого, нужно найти 1000 клиентов

Если честно, я тоже так думал, но меня это не особо пугало — попытка не пытка. Как оказалось, многие стартаперы регулярно запускают проекты, и для каждого нужен уникальный логотип. Самые предприимчивые «перепродавали» наши логотипы конечному заказчику в несколько раз дороже — так родилась партнерская программа «Логомашины». Я и сам несколько раз становился своим клиентом, когда запускал другие проекты.

Невозможно конкурировать с дизайнерскими конкурсами — там можно получить сотню вариантов лого

Никогда не считал конкурсы правильным способом разработки логотипа. Не много хороших дизайнеров участвуют в них, а выбирать на свой вкус среди плохих вариантов — верный путь к ужасному логотипу. И потом заказчик будет встречать пародию на свой лого в портфолио у сотни фрилансеров.

У логотипа всегда есть конечная цель, из-за которой он и стоит во много раз дороже простого рисунка. И цель эта — не просто «понравиться заказчику визуально». Поэтому к конкурсам я отношусь крайне скептически, хотя многие рассматривают их как нормальный метод разработки айдентики.

Если проект всё-таки будет зарабатывать, его скопирует любой школьник

Этой теме я посвятил отдельную заметку на «Спарке». Действительно, запустить подобный сайт очень легко, и поначалу меня жутко бесили «клоны» «Логомашины». Я имею ввиду копирование самого лендинга — начиная от текстов и заканчивая программным кодом. Обидно, когда воруют твои разработки, но, как оказалось, ничего страшного в этом нет. Ни один из клонов долго не протянул, ведь сайт — это только внешняя часть проекта. Гораздо важнее, как организована работа команды, а это уже не так просто скопировать.

Я не призываю игнорировать всех, кто дает вам советы. Но не стоит слишком серьезно относиться к сомнениям — так можно всю жизнь готовиться к тому, что никогда не произойдет. По мере развития проекта открываются новые возможности, которые помогают решать проблемы. Надеюсь, мой опыт поможет преодолеть сомнения тем, кто оказался в подобной ситуации. Собирать мнения друзей и знакомых бывает полезно, но никто не поймет суть ваших идей лучше вас самих. Иногда стоит просто сделать так, как считаешь нужным, и узнать, что из этого выйдет.

0
60 комментариев
Написать комментарий...
Tema Krukovets

Интересная статья, спасибо. Было бы еще интересно почитать как у вас внутри устроена работа)

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Ryabtsev

Чтобы скопировать?

Шучу, конечно))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Павел

Ха-ха, лохи. У меня нет друзей, меня никто не отговаривает!

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Джу

Хорошие советы. Спасибо
Поделюсь своим опытом работы по разработке логотипов в Тюмени. Заказчики бывают разные. Есть такие клиенты, котрые хотят, как они говорят, простой логотип для своего сервиса. Я начинаю вести беседу по уточнению задачи, заполнять бриф. А заказчик с такой неохотой отвечает, мол вы же профессионалы, сделайте мне несколько вариантов, а я выберу, какой понравиться. Начинаю задавать вопросы по концепции, что нужно использовать, а что нельзя при разработке. Заказчик никак не хочет участвовать в обсуждении, говорит, что не разбирается в дизайне. От этого проичходит следующее. Наш дизайнер предоставляет 1 вариант логотипа, на что заказчик отвечает, что это не то, что он хотел, и просит "накидать" еще несколько вариантов.

Суть такова, что на самом начальном этапе нужно для себя четко понимать, чего хочешь и ждешь от логотипа. Не полениться заполнить бриф и обсудить все детали с дизайнером. Как говорится, "нет тз - результат хз"

Поэтому, дорогие заказчики, относитесь к разаработке логотипа серьезнее, постарайтесь рассказать и описать свое видение логотипа дизайнеру на берегу и тогда дизайн вы получите тот, что хотите)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Harchenko

Таки заказчики делают логотип только потому что, надо чтоб он был, ну такие вы вот требования времени. Поэтому критерии здесь именно такие - сделайте как можно больше вариантов, а я там буду в кабаке сидеть с друзьми обсудим выберем лучший.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Горбачёв

Самый важный вопрос, на который заказчик должен ответить: «Зачем вам логотип?». Если ответ «чтобы был», то эту задачу клиенту проще всего решить, купив логотип на стоке, на свой вкус, выбрав из сотен вариантов.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кащеев

Всё это игры московских стартаперов, у нас тут в регионах сайты делают за 2-5 тыс. рублей, а логотип какой первый в гугле на глаза попадётся - тот и будет ))

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Семиохин

Выращивать клиентов можно и в регионах. Просто этим нужно заниматься.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кубитский

это ПОБЕДА!

Ответить
Развернуть ветку
Антон Купцов

Привет, Роман!

Сейчас вы – это Booking.com с фотографиями президенстких люксов по 3000 рублей, селящий клиентов в номера без кондиционера и не показывающий в последствии отзывы этих клиентов. Долго такой бизнес просуществует?

Я не снимаю отвественности с клиентов, которые ведутся на халяву, хотя пора бы прекратить :)

После работы с Логомашиной появилось ощущение, что в дешевых тарифах бизнес работает по схеме, которая использует любовь нашего брата к халяве: у потенциального клиента может возникнуть уверенность, что за 3000 рублей он получит логотип такого же высокого уровня, как логотипы выставленные на сайте логомашины.

Это не может быть так. Мой опыт это подтвердил. За 3000 рублей чуда не происходит, получаем то, что получаем.

Сайт всеми силами говорит "закажи сейчас, все будет классно!", но прячет в самый дальний угол любую информацию о том, какое именно качество клиент получит за 3000 рублей, плюс отзывов от клиентов, заплативших 3000 рублей не найти.

Возможно, стоит пересмотреть ваши обещания по дешевым тарифам и сделать их более реалистичными. Завышенные и не удовлетворенные ожидания ведут к негативу, а негатив и профит вместе долго не живут.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Горбачёв

Привет.
Большая часть работ на сайте, которые, как вы отметили, высокого уровня, сделаны по первому тарифу, например Pirates: logomachine.ru

По поводу того, что отзывов не найти — где вы искали?
Я нашел в комментах на этом сайте отзыв про первый тариф: http://siliconrus.com/2014/10/logomachine-spark/#comment32158

Есть даже целая статья: http://siliconrus.com/2014/11/logo-regret/

Вообще, мне нравится ваша идея, если заказчики не против, писать, по какому тарифу была сделана работа.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
GM2mars

Шикарные иллюстрации, очень хорошо передают смысл, да ещё и с юмором, спасибо Анастасия.

p.s. Особенно понравилась "Будет много недовольных заказчиков"

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Самарин

шикарные иллюстрации, но носов нет

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Наталья Иванчукова

Понравится, не понравится... имеет смысл говорить только о вероятности. Если клиент видел ваше портфолио и условия работы и его все устроило - значит с большой долей вероятности его все устроит и потом, гарантий быть не может впринципе. Мы своих клиентов спрашиваем перед началом работы - отсекаем "залетных" и проблемы с недовольными практически отсутствуют. Есть "ваши" клиенты и "не ваши", а гонятся за всеми в подряд - дело не благодарное.
А вообще вы большие молодцы, мы вами вдохновляемся:)

Ответить
Развернуть ветку
Xiaomi Report

Статья "ТРЕНДЫ В ДИЗАЙНЕ ЛОГОТИПОВ 2015 ГОДА" на Спарке и в Вашем блоге - шикарная!

Ответить
Развернуть ветку
Константин Панфилов
Автор

Блин, ты давай уже с личного акка комменть

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Рустем Богданов

Роман, дай секретный код на скидку для заказчиков с этой статьи :)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Горбачёв

Так получилось — секрет в том, что кодов нет ;-)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Андрей Шайдуров
Будет много недовольных заказчиков

Вот вы так говорите, как будто это нормально.

Я расскажу о своём опыте: один раз заказал в логомашине. Заранее был готов, что шедевра за 3000р (или сколько там было) можно не ждать (хотя от хорошего фрилансера можно было бы на самом деле).

Мне прислали просто надпись в виде моего названия. Просто. Надпись. Даже с переделкой не было смысла обращаться, потому что переделывать было нечего.

Жду в ответ пару саксесс-стори, чтобы увериться, что мир не так жесток.

Ответить
Развернуть ветку
Не сижу в соц сетях

Тоже был одни из проблемных клиентов.
Где то 3 недели мне менеджер присылал всякую халтуру, пока я не достал Романа по емайлу, он сам вмешался. После 30 минут разговора по скайпу к вечеру я получил 3 нормальных варианта логотипов, один из которых и был выбран.
Так что насчет выстроенных процессов вопрос, все на ручном управлении.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Павел Соловьёв

такая же фигня была, тупо шрифтом прислали лого, (хотя просил эмблему уникальную, да и делали его дней 11), да ещё убогий какой-то, который ниразу не подходил под сайт.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Fyodorov

Сделано WordArt-ом?))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Евгения Касьянова

У меня был опыт, весьма негативный.
Заказал лого. Через несколько дней (с опаозданием) было получено текстовое лого с маленькой мулькой.
Просили переделать, мотивируя, что в подборке лого в портфолио на сайте уровень лого совсем иной (куда выше), на что был получен ответ от САМОГО Романа Горбачева:
"Мы добавим и ваш логотип в портфолио, он вышел вполне удачным.
Если у вас есть фактические правки по лого, мы готовы внести их, чтобы добиться нужного результата."
Но этого так и не случилось...

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Касьянова

А вот с http://www.godesigner.ru/ опыт замечательный, всем рекомендую!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ivan Shamatov

По-моему, шикарное лого.
цветочек можно было бы и полегче, ИМХО, но и одно текста было бы достаточно.

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Radu

Вы молодец, Роман. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
DmitryVPahtusov

В избранное

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Skrzhinsky
Ответить
Развернуть ветку
Boris Gr

Очень поддерживаю идею давать заказчику один вариант и не мучать его выбором. Так работают очень профессиональные люди. Заказчик может и не сразу, но потом понимает, насколько ему сделали хорошо, взяв муки выбора на себя, внутри коллектива исполнителя

Ответить
Развернуть ветку
Kairat Mukhamet

Узнал о сервисе давно, pikabu)))

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Diflux

Напрямую у дизайнеров на FL.ru больше не модно заказывать?

Ответить
Развернуть ветку
Не сижу в соц сетях

все ведутся на маркетинг, где то слышали.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Затылкин

У меня был 1 положительный опыт работы и 1 отрицательный.

Ну что я могу сказать - если бы у вас была обратная связь нравиться-ненравится, анализ почему и возможность делать правки - было бы лучше.

А так получается - вам нравится? - нет. - ну и ладно)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Harchenko

3 правки это нормально. Если дальше нужны исправления то в 99% заказчик просто сам не знает чего хочет.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Матвей Гордеев

Ну не все клоны мертвы) http://mylogopro.ru/

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Вячеслав Воронков

Заказывал логотип)Сказали это не правки а полная переделка(платите еще)

Ответить
Развернуть ветку
Donatt

Вот мега странно, когда люди (мы говорим в разрезе именно подобных сервисов и услуг) говорят, что у меня полетел проект без финансов, а далее хотят запустить контекст, вместо того чтобы использовать пиар форматы, статьи, лого взамен за услугу, и так далее и тому подобное.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Горбачёв

Мне кажется, одно другому не мешает, вопрос только в РОИ

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Читать все 60 комментариев
null