Логотип и айдентика для первого петербургского гастрономического пространства «Василеостровский рынок»

Команда «Логомашины» рассказывает о реализации проекта для обновлённого Василеостровского рынка.

У площадки сменились владельцы, и они решили обновить историческое место. Владельцы придумали сделать из Василеостровского рынка гастрономическое пространство, где помимо торговли будут проходить крупные мероприятия.

В статье рассказываем, как мы работали над айдентикой для первого подобного места в Санкт-Петербурге.

История рынка: зачем был нужен дизайн

Вообще, на Василеостровском рынке торгуют уже очень давно — с XVIII века. Вначале здесь стояли деревянные лавки, но в 1763 году случился пожар, после чего построили большой каменный рынок.

Василеостровский (он же Андреевский) рынок

Долгое время здесь было шумно и многолюдно. Но постепенно магазины стали вытеснять городские рынки, ассортимент стал небольшим и посетителей поубавилось:

Рынок раньше

До преображения рынок выглядел, как и сотни подобных мест в России: много прилавков, разные овощи — фрукты — мясо — платки — сувениры:

Новое руководство решило полностью изменить концепцию рынка и провести его реконструкцию.

Обновленный Василеостровский рынок — это модное место, гастрономический центр города с фермерскими продуктами, авторскими кафешками и интересными мероприятиями.

Подобные здания начали активно переделывать. Например, Даниловский рынок в Москве уже давно работает в подобном формате.

Даниловский рынок в Москве

Какая была задача

В процессе обсуждений образовалась задача: мы должны были собрать все в единую концепцию, показать в дизайне отсылку к историческому прошлому, но сделать графику удобной для современной коммерции и маркетинга.

Если коротко, то сделать трендово, удобно и немного приправить «историчностью».

Процесс разработки

До нас рынок уже работал над айдентикой какое-то время. Было сотрудничество с дизайнером-фрилансером, с иллюстратором, с каллиграфом. Наработки остались, но единая концепция никак не вырисовывалась.

Загвоздка была в том, что ребята не решили, куда должен двигаться дизайн. Хотелось многое совместить: уйти от советского прошлого, но отсылку оставить. Быть в тренде, и «быть о Петербурге», о Василеостровском острове, о культуре. Образов много, и уместить нужно все.

Во время постановки задачи мы вкручиваемся и выясняем все самые крохотные нюансы: почему нужен дизайн? какие эмоции должны появляться при виде графики? какое главное место, где посетители чаще всего встретят дизайн? какие есть ограничения? И еще около 30 нудных, но важных вопросов.

Рабочая планерка менеджера, ведущего дизайнера и рабочей команды дизайнеров

После брифовки вся работа разделилась на три этапа: разработка фирменного стиля, разработка носителей для территории рынка и составление гайдлайнов. Начали мы с фирменного стиля.

В процессе решения задачи, совместно с клиентом, мы пришли к идее совместить разные стилистики: геометричный знак, леттеринг, крафтовые иллюстрации.

Саша, Ким и рыночные отношения

Смешение стилей — это будто бы рынок: немного хаос, но с четкой внутренней структурой.

Именно эту динамичность, вечное передвижение и активность мы захотели передать в графике.

Результат

В итоге у нас получился такой Василеостровский рынок: громкий, вмещающий в себя несколько стилей и удобный для разноплановых задач. Дизайн передает смысл рынка как такового, поддерживает его ритмику.

Здесь шумно, громко, вкусно. Графика о том же: персонажи — фрукты и овощи, иллюстрации, леттеринг, блоки, «Васьки». Все о рынке и о еде.

Иллюстрации

Важный пункт фирменного стиля — иллюстрации. С них все началось: иллюстратор рынка разработала набор графики. Владельцам он понравился, но в иллюстрациях не хватало дерзости.

Мы немного переработали их, изменили концепцию и нарисовали от руки.

В графике много фруктов и овощей — они становятся героями Василеостровского рынка: встречают гостей, помогают ориентироваться в пространстве, передают настроение.

Одной из задач было — разработать такие иллюстрации, которые рынок мог бы использовать и без нашего участия. Для этих целей была создана инструкция, с ее помощью любой дизайнер сможет повторить графику.

Самое прикольное то, что необязательно делать это в программах. Можно взять предметы из жизни и создать новых существ.

Главное — смешивать несмешиваемое:

Новый рынок — это место, где собираются частные фермеры, небольшие бизнесы, музыканты — это все о том, что здесь дела делают своими руками. Графика передает чувство крафтовости площадки:

Пример, как работают все элементы стиля вместе: знак, иллюстрации, фирменная верстка и цвета

Набор рисунков – многофункционален: их можно использовать на фирменной продукции, сайте, указателях, на машинах доставки. Они привлекают внимание и вызывают эмоции.

Иллюстрации — отличный помощник для такого места, как фуд-маркет. Они легко могут передать то, что рассказать с помощью логотипа сложновато.

Например, настроение проекта и его многогранность. Графика делает любую привычную вещь — нескучной: можно сделать собственный мерч, применять в навигации. Будет впечатлять и узнаваться.

Логотип

Помимо набора графики, рынку нужен был логотип.

Идея дизайна начала выстраиваться вокруг шрифтового логотипа и отдельного знака. В процессе мы примеряли идею на реальный объект, чтобы в жизни не промахнуться по размерам и окружению:

Рынок, как общественное пространство, — это огромный и функциональный пласт в жизни людей. Кроме того, это очень живое и динамичное место.

Поэтому сразу появилось много идей, связанных с внутренними процессами рынка: ящики, блоки, модульность. Помимо этого, все, что связано с силуэтами пространства и самого здания, аутентичности расположения — графические приемы с карт, остров, чайки. В итоге появился такой знак:

Линии Васильевского острова — о них ходят легенды, они навечно впечатаны в сердца петербуржцев. Это очень геометричный и узнаваемый рисунок для жителей Петербурга. Именно поэтому мы использовали запоминающийся элемент для знака. А блоки складываются в буквы «ВР».

Рендер помещения рынка и «примерка» элементов фирменного стиля

Внезапно: логотип номер два

Но на территории рынка так много места, где можно использовать логотип.

Проба пера: эскизы тушью

И не везде подойдет знак, поэтому нужен еще и шрифтовой логотип. Благодаря шрифтовому лого, кстати, и была сохранена «историчность» вывески:

Буквы в логотипе – это блоки, они поддерживают концепцию главного знака. Ручная надпись «рынок» – прямая отсылка к советским вывескам. Галочка на «Й» — символ чайки, которая кружит над «Васькой» в любую погоду.

Fun fact: леттеринг написан морковкой. «Опять дизайнеры сходят с ума» — подумаете вы.

Ким чертил

Но в этом есть смысл. Он метафоричный, но это добавляет графике шарма и «живости»: морковка — это то, что точно можно встретить на прилавке рынка. Она, как и другие продукты, — герой айдентики. Рисунок с ее помощью — приятная пасхалка.

Кстати, батя сказал уже свое мнение:

Фирменные цвета

Цветовая палитра Василеостровского рынка — монохромная. На рынке много ярких цветных пятен: фрукты, овощи, еда, дизайн ресторанов, которые представлены на фуд-корте.

Кроме того, здесь будут происходить мероприятия. Поэтому графика не должна сильно отвлекать зрителя от того, что происходит на рынке.

Но для акцентов все равно предусмотрены цвета: бананово-желтый оттенок и свежий голубой. Палитра поддерживают общую тематику: все вкусное, свежее и про Петербург.

Цвета рынка в фирменных «детских» иллюстрациях

Типографика

Форма шрифтов дает ощущение, что где-то мы это уже видели. Все так: типографика напоминает советские надписи. Но это современная интерпретация, поэтому все не скатывается совсем уж прошлое:

У Василеостровского рынка три шрифта: отсылающий к конструктивизму СССР “2mass j1808” — он работает с заголовками.

Переосмысливший советские формы “Transgender grotesque” — для подзаголовков. И последний — Manrope. Современный, легко читается и не перетягивает внимание на себя.

Навигация

Мастхэв для такого большого пространства. Мы создали набор иконок и использовали прием, когда цветное пятно — часть пиктограммы:

Их будет довольно легко отследить в пространстве.

Носители

В процессе примеряли айдентику на разные носители. Так можно оформить инстаграм:

Придумали забавную тему: иконки для «сторис». Каждый раз, когда в каком-то «хайлайте» обновление, можно временно сделать его желтым:

Фирменные шопперы — модно и удобно:

Фирменный мерч: футболка с картой, на которой сердечком отмечен Василеостровский рынок:

Айдентика в реальной жизни

Этим летом Васильевский рынок запустился в новом формате. Пока работает только его гастрономическая часть, но скоро планируется открытие остальных корпусов.

На рынке чисто, много свежих продуктов, большой фуд-корт с лучшим вьетнамским фо-бо, свежими десертами с матча и другими радостями для живота.

Кстати, тут уже прошел Esquire Weekend, где выступали Покрас Лампас, Little Big, Сергей Минаев и другие известные спикеры и музыканты.

Рынок много чего реализовал, в том числе и часть айдентики. Начнем с инстаграма, он выглядит так:

Фишка с иконками прижилась

Сейчас пространство работает каждый день с 12:00 до 23:00, на входе встречает знак с линиями «Васьки»:

Главный вход:

А вот случай, когда знак плохо бы смотрелся. Логотип для двери слишком массивный, «плотный». Шрифтовой логотип выглядит уместнее:

Иллюстрации в айдентике фуд-пространств хороши тем, что оживляют даже такую скучную вещь, как размер собаки, с которой можно войти:

Да и вообще, иллюстрации — супер тема, чего уж там. Делают фирменный стиль функциональнее и добавляют настроения.

Иерархия цветов сделала пространство «фирменным»:

Мусорки, которые можно хоть в «Инстаграм»:

Иллюстрации рассказывают посетителям, что их ожидает: например, вот эта графика находится рядом с мексиканским кафе:

Большое панно про фрукты, овощи и еду. Добавляет еще одну причину, почему стоит сделать фотографию в туалете:

Иконки с акцентными цветовыми пятнами, они перекликаются с фирменными иллюстрациями:

Ребята-консультанты в форме с отличительным знаком Василеостровского рынка:

Овощи и фрукты — персонажи айдентики рынка. Начиная с того, что леттеринг нарисован морковкой, и заканчивая тем, что продукты рассказывают о новостях:

Найдите букву «Р», а буква «В» — с другой стороны:

Карта рынка и фирменные оттенки:

Иконки для навигации и шрифт:

Заловили парня-консультанта и сфотографировали его в деревьях:

Уточка нравится всем, кто ее встречает:

Карта рынка:

Немного фирменных штук:

Над логотипом и айдентикой работали мы, а чудесный интерьер сделала Анна Филиппова.

Мы были рады поработать с Василеостровским рынком. Это был большой и подвижный проект, в котором произошло много интересного. Еще очень здорово, что таким местам не дают умирать, а переосмысляют и дарят второй шанс.

Василеостровский рынок находится по адресу: Большой проспект Васильевского острова, 16. Работает с 12:00 до 23:00.

В общем, приходите на Василеостровский рынок пробовать вкусности и посмотреть на наш дизайн. Спасибо за внимание!

0
33 комментария
Написать комментарий...
Timur Sultanov

"Гастрономическое пространство" - от одного этого словосочетания тянет запахом вейпа из барбершопа

Ответить
Развернуть ветку
Пудж Дотович

Рынок - open-space для фермеров

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Semenov

"Рыгаловка с хрючевом" звучит более по пролетарски?
А вообще там хорошо. Есть годный фо бо и сытный ланч в дагестанской лавке.

Ответить
Развернуть ветку
pencillo

Все очень круто и модно. Я в силу старости конечно не поняла этот граффити-логотип, но полагаю это что-то из разряда сломанной верстки и уродливых кроссовок - немного уродства чтобы все не было слишком серьезно.

Ответить
Развернуть ветку
Tural M

дело не в возрасте, он спорный

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

дело не в спорности, он херовый

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Что бы не было слишком серьёзно — добавляют ебанцы. И ебанца не должна быть уродсткой, просто не такой серьезной

Ответить
Развернуть ветку
Mikki Volos

Аааааа, что за непонятное лого?

Черт побери, я живу в двух минутах от этого рынка на пятой. И не понимаю почему дизайнеры так странно представляют себе остров? Что за странная дичь в желтом ролике вдохновила студию?

Логотип невероятная дичь. По сравнению с Новой Голландией, которая рядом, абсолютно нечитаемо и ужасно.

Мерч Василеостровского рынка я не возьму и бесплатно, из Новой Голландии мне наоборот нравится почти всё.

Ответить
Развернуть ветку
wuh-wuh

не согласен

Ответить
Развернуть ветку
Mikki Volos

Смотрите, это виденье острова Артемием (рис. 1) это он в реальности. (рис. 2) Есть какая-то разница?

Ответить
Развернуть ветку
wuh-wuh

А должно совпадать? Схемой метро тоже пользоваться не можете?

Ответить
Развернуть ветку
Mikki Volos

Не должны, если это художественно-обоснованно и решает какие-то задачи. Если логотип в итоге становится нерасшифровываемым и трудночитаемым тогда это не лучшая практика.

И схема метро не создавалась, для того чтобы показать принадлежность к району. 1 уникальный район, который имеет в своей истории и архитектуре кучу деталей на которые бы можно было красиво сослаться. Я только про это говорю. Внимание к деталям бы позволило используя уже готовые особенности развития острова привязываться к ним. И делать акцент на том, что рынок именно Василеостровский, а не понятно какой гастро бла бла бла проект.

Ответить
Развернуть ветку
wuh-wuh

Для меня, как живущего на Ваське всего неделю в год, вполне читаемая ассоциация. Безусловно схожу на рынок в этот раз, мало того уже скинул ссылку на статью знакомым с комментом "как у вас круто сделали"

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Denisova

согласна

Ответить
Развернуть ветку
ЭТОТ САЙТ ПРЯМ ГОВНО

Татьяныч ваше лого не одобрил)

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pankin

Я прошу прощения, но вот такая возникает ассоциативная сеть: небрежность, грязь, базар.

Ответить
Развернуть ветку
Victor Anferov

Очень и очень похоже (всеми рисуночками, тушью-гуашью, персонажами) на концепцию оформления центральных рынков во Флоренции, Риме и других городах https://www.mercatocentrale.it/firenze/ только основной цвет не красный, а жёлтый. И логотип, да, другой.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Simanov

тоже сразу флорентийский рынок вспомнился)

Ответить
Развернуть ветку
Марина Архипова

ЛЕРА ГРУМЕЗА, ПРИВЕТ!

Ответить
Развернуть ветку
Valeriya Grumeza

🙈

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт
леттеринг написан морковкой

Да вы все логотипы метафорической "морковкой" рисуете

Ответить
Развернуть ветку
Шапка Ландквиста

А я хочу спасибо сказать за то, что у нас такое топовое место на Ваське открылось. Была там с месяц назад и единственный минус, который заметила: очень громкое эхо, чтобы перекричать которое, приходится прикладывать много усилий. Но подозреваю, что это особенность архитектуры, которую невозможно было бы изменить :(

Вы молодцы, спасибо вам, люблю такое <3

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

ВР это British Petroleum?

Ответить
Развернуть ветку
Nikita D

А мне кажется это КР.. Киргизская Республика? Комсомольская правда? Теряюсь в догадках

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

На самом деле вариантов можно разглядеть несколько: ВР, БР, КР, СР. Отвратительнейший логотип, не несёт никакой ассоциации с каналами В.О., с рынком и с торговлей.
Лишний раз убеждаюсь, что если ты сделал 10 раз хорошо, не факт, что потом 20 раз не облажаешься.

Ответить
Развернуть ветку
AlexReborn

айдентику южным товарищам которые там ошивались, тоже поменяли?

Ответить
Развернуть ветку
Com-CV

хороший логотип

Ответить
Развернуть ветку
Egor Zolotukhin

Логотип очень похож на The Mill — http://www.themill.com/

Ответить
Развернуть ветку
Тофсла, Вифсла и партнёры

Тот случай, когда Тёма был прав.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene I. Bel

блоки складываются в буквы «ВР» (с)
заправка бритиш петролеум.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Alex

Ни один житель Питера не видит Ваську под таким углом как на этой картинке. Мозг сломать можно.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Zyuzin

Как-то разрозненно, есть ощущение недоделанности. Есть 3 компонента, которые никак не дружат друг с другом, будто создавались разными дизайнерами, которые в процессе не общались друг с другом. Это прямоугольноподобный лого (привет the mill), иконки для навигации, и вся остальная история с псевдонебрежными иллюстрациями и геометрическими гротесками. Хочется оставить только последний компонент и финализировать некоторые детали.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Иванов

Согласен, что спорный дизайн получился. По мне, так просто хреновый, но это вкусовщина, ок. После дня ВМФ заехал с ребенком на рынок, не знал ещё что перестроили, помнил, что раньше обычная лавка с лавашом, хачапури, вполне удовлетворяла запросы недорогого перекуса. Теперь дико модное место, невнятный логотип (с улицы я так и не понял, надпись "рынок" это акт вандализма или временная вывеска). Товарищ выше верно отметил, про разницу с Новой Голландией, там дизайн, внимание к мелочам и ощущение пространства на порядок лучше.
Из плюсов, место на В.О. куда можно привести приезжих друзей, москвичам особенно зайдет. Из минусов, все что выше писали про дизайн, невнятная концепция. Ну и если вашему ребенку захочется простой булки и обычного сока, такого просто нет)

Ответить
Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда