{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как зарабатывать на сопровождении сайтов. Опыт дизайнера сайтов на Тильде

Дизайнер сайтов на Тильде может не только зарабатывать на создании сайтов, но и на их сопровождении. В статье дизайнер на фрилансе Катя Дергунова разбирает, чем сопровождение сайта может быть полезно клиенту и как рассчитать его стоимость.

Что такое сопровождение сайта

Сопровождение — это когда вы не с нуля создаёте сайт для клиента, а обновляете уже существующий проект. Например, добавляете информацию о новой услуге или свежие отзывы покупателей. В сопровождение также может входить обновление блога, создание email-рассылок и так далее.

Объём задач при сопровождении может отличаться от проекта к проекту и зависит от того, насколько часто клиенту нужно обновлять сайт.

Почему клиенты готовые платить за сопровождение

Одно из главных преимуществ Тильды — возможность самостоятельно редактировать сайты и вносить изменения, без привлечения специалиста. Тем не менее некоторые клиенты готовы за это платить, давайте рассмотрим почему:

  • Клиенты ценят своё время, и они готовы делегировать всё, что связано с сайтом. Когда ты владелец бизнеса с множеством приоритетных задач, времени на замену текстов, внесение товаров в каталог, добавление отзывов может просто не быть. Поэтому часто клиенты передают ответственность за это отдельному человеку.
  • Многие сайты создаются из комбинации базовых и нулевых блоков. Не все клиенты готовы дорабатывать дизайн в редакторе Zero Block, так как это занимает больше времени, чем изменение контента в базовых блоках.
  • Клиентам удобно сотрудничать с одним человеком и не искать каждый раз новых исполнителей. Поэтому в поисках специалиста для обновления сайта его владелец с большей вероятностью выберет одного проверенного человека, чем каждый раз будет искать нового специалиста под разные задачи.

Предлагайте клиенту возможность выбрать: оплатить сопровождение сайта или обновлять его самостоятельно.

Каким клиентам не нужно сопровождение сайта

Сопровождение сайта нужно не всем клиентам. Обычно от него отказываются, когда:

  • У владельца сайта есть время и желание обновлять сайт самостоятельно или он может поручить это человеку в штате компании.
  • Обновления контента не повлияют на созданный дизайн. Перед созданием сайта обсудите с клиентом, какие блоки предстоит регулярно обновлять. Рекомендую создавать их с помощью базовых блоков из библиотеки Тильды, которые легко редактировать самостоятельно.
  • В стоимость разработки сайта уже заложено время на создание дизайн-системы. Если клиент собирается создавать новые страницы на базе существующих, вы можете создать для него дизайн-систему, используя функцию «Мои блоки». Вы добавляете в библиотеку проекта базовые и нулевые блоки, которые человек переиспользует в дальнейшем.
  • Сайт не нужно регулярно обновлять и поддержка актуальной версии занимает немного времени.

Для таких клиентов дизайнер может записать видеоинструкцию о том, как устроен проект, как добавлять новые блоки и менять в них контент, или прислать ссылки на инструкции от Тильды. Вы также можно посоветовать посмотреть бесплатный курс «Создание сайта на Тильде», который поможет разобраться в функциях и возможностях платформы.

Зачем дизайнеру продавать сопровождение

Сопровождение сайтов удобно не только для клиентов, но и для дизайнеров. Я выделаю три причины, почему фрилансерам выгодно оказывать эту услугу:

  • Возможность получать стабильный доход. Заработок от сопровождения может стать финансовой поддержкой в период, когда нет новых проектов.
  • Возможность переключиться на менее креативные задачи, где меньше правок. Я выделила это в плюс, так как не всегда есть ресурс на креатив, а сопровождение даёт возможность на время сменить деятельность и заняться рутинными понятными задачами.
  • Сопровождение позволяет выстроить крепкий фундамент отношений с клиентом. Когда занимаетесь сопровождением сайта, вы регулярно взаимодействуете с клиентом на протяжении от нескольких месяцев до нескольких лет. За это время уровень доверия клиента к вам растёт, он точно знает, что вы проверенный специалист. И когда у него возникнет, например, задача разработать новый сайт для другого проекта, он с большой вероятностью обратиться именно к вам и не будет искать другого дизайнера.

Где находить клиентов на эту услугу

Самый простой способ найти клиентов на сопровождение — предложить услугу тем, кому вы разрабатывали сайт. Когда завершаете работу над проектом, расскажите клиенту, что если у него появится необходимость обновить что-то на сайте, вы можете с этим помочь. Подготовьтесь заранее и сделайте на своём личном сайте отдельную страницу с описанием услуги сопровождения и её стоимостью.

Обязательно поделитесь с коллегами, что вы занимаетесь сопровождением сайтов. Многие дизайнеры предпочитают заниматься только новыми проектами и не берут сайты на сопровождение. Если они будут знать, что вы оказываете такую услугу, смогут передавать клиентов вам.

Этот же принцип работает и с социальными сетями — рассказывайте вашим подписчикам, что вы не только делаете сайты, но и помогаете их обновлять. Так подписанные на вас люди будут в курсе, чем вы занимаетесь, и когда им понадобится услуга сопровождения сайта, смогут обратиться к вам.

Как определить стоимость сопровождения

На стоимость сопровождения влияют два фактора: стоимость вашего рабочего часа и время, которое потребуется на выполнение задачи.

Как рассчитать свою часовую ставку

Для этого нужно ответить на три вопроса:

1. Сколько вы хотите зарабатывать в месяц?
Определяя эту сумму, будьте реалистичными. Если вы сейчас зарабатываете 30 000 рублей, а хотите миллион, это не совсем реалистично. Чтобы получить приземлённые цифры, нужно рассчитать: обязательные расходы, сумму на подушку безопасности, обновление техники и другие необходимые расходы. Так получится желаемая сумма, к которой вы стремитесь.

2. Сколько дней в неделю вы планируете работать?
Определите нагрузку с учётом выходных дней. Запланируйте хотя бы один день для отдыха.

3. Сколько часов в день вы будете выделять на работу с клиентами?
Я не просто сформулировала именно так этот вопрос, потому что кроме клиентских проектов у фрилансеров огромное количество задач, за которые ему непосредственно не платят: ведение своих социальных сетей, оформление и публикация кейсов, поиск новых клиентов и так далее.

После ответа на эти вопросы воспользуйтесь простой формулой: желая сумма заработка в месяц / количество рабочих часов в месяц = стоимость рабочего часа

Как определить, сколько времени займёт задача

Это можно сделать только опытным путём. Засекайте время, которое вы тратите на выполнение задач. Я трекаю время в Toggl с 2019 года, чтобы точно понимать, сколько часов у меня занимает каждый этап работы над сайтом.

Как со временем повышать стоимость сопровождения

С клиентом вы можете работать долго и ваша часовая ставка за это время может расти. Как же сказать об этом клиенту? Самое главное — предупредить об этом заранее, за месяц или раньше. Так у клиента будет время подумать, готов ли он работать с вами на новых условиях или будет искать нового исполнителя. В моей практике клиенты всегда адекватно реагировали на сообщение о повышении стоимости, не злились и в большинстве случаев соглашались продолжить работу.

Варианты оплаты сопровождения сайта

Выбирайте формат оплаты сопровождения в зависимости от объёма задач клиента. Разберём три варианта:

1. Оплата по часам
Такой формат подойдёт, если у клиента есть редкие нерегулярные задачи. Например, он может попросить добавить страницу с новой услугой, вы рассчитываете, что это займёт 6 часов, и говорите клиенту, сколько примерно это будет стоить исходя из стоимости вашего часа. Предупредите, что это не финальная цена и она может измениться, если появятся дополнительные вводные от клиента.

2. Фиксированная стоимость за конкретный перечень работ
Этот вариант подойдёт в том случае, если задача очень чётко сформулирована, у вас есть подробное ТЗ и вы точно знаете, сколько времени займёт выполнение задачи. Например, клиенту нужно добавить 30 новых карточек товаров в интернет-магазин, вы точно знаете, что это займёт не больше часа, и называете клиенту фиксированную цену.

3. Оплата за пакет часов
На мой взгляд, это самый удобный формат оплаты. Он подойдёт, если у клиента регулярно возникают задачи по сайту и каждый раз договариваться о стоимости, выставлять небольшие счета и отправлять акты неудобно. Вы можете предлагать несколько пакетов часов на выбор, например, на 5 и 10 часов.

Чтобы у клиентов была мотивация оплачивать сразу несколько часов, стоимость вашего часа в пакете должна быть немного дешевле. Например, не 2000 рублей, а 1900.

Рабочий процесс с клиентом при оплате пакета часов будет выглядеть так:

  • Заключаете договор с клиентом на сопровождение сайта, допустим, на 10 часов в месяц. Вы можете договориться о 50% предоплате или сразу попросить оплатить полную стоимость.
  • После этого клиент присылает задачи, вы засекаете время, которое потратили на их выполнение.
  • В конце месяца отправляете клиенту отчёт о проделанной работе и затраченном времени. А также акт и счёт на оплату оставшейся суммы, если клиент внёс только половину или вы потратили на задачи больше часов, чем было в пакете.

Что нужно зафиксировать в договоре при оплате пакета часов

Чтобы ваши отношения с клиентом были прозрачные и комфортные для обеих сторон, обязательно заключите договор и пропишите:

1. Какие услуги входят в сопровождение.

Зафиксируйте, с какими задачами клиент может к вам обращаться. Может, вы не готовы настраивать email-рассылки, а владельцу сайта нужны именно это. Важно обговорить, что входит в сопровождение заранее и прописать список в договоре.

2. Где будете вести переписку

Я рекомендую выбрать один мессенджер и зафиксировать в договоре, где вы будете общаться. Если клиент присылает задачи в разных каналах, это вносит хаос в работу и повышается вероятность пропустить важную информацию.

3. В течение какого срока вы выполняете задачи

Тот факт, что клиент приобрёл у вас сопровождение и оплатил пакет часов, не означает, что вы становитесь наёмным сотрудником и занимаетесь только его проектом. Чтобы клиент не ожидал от вас мгновенного выполнения задач, зафиксируйте в договоре, какой срок вы закладываете на работу. Например, два рабочих дня.

4. Сколько стоит пакет, сколько часов в него включено, что происходит при превышении

Важно не только зафиксировать, сколько часов покупает у вас клиент, но и прописать, сколько будет стоить час вашей работы после окончания пакета. Выше я писала, что при оплате сразу нескольких часов стоимость вашей работы может быть немного меньше, поэтому важно прописать, по какой ставке клиент будет оплачивать вашу работу, когда пакет закончится.

5. Сколько действует договор

Я не рекомендую заключать договор на длительный срок, потому что так вы фиксируете стоимость сопровождения. Да, можно будет подписать с клиентом дополнительное соглашение об изменении ставки, но это уже сложнее воспринимается клиентами и занимает время. Когда договор закончится, сообщите об этом клиенту, и если стоимость ваших услуг изменится, предупредите об этом заранее перед подписанием нового договора.

Подведём итоги

  • Предлагайте клиенту возможность выбрать: оплатить сопровождение сайта или обновлять его самостоятельно.

  • Сопровождение сайтов может стать постоянным источником дохода для дизайнеров.
  • Проще всего предлагать услугу тем, кому вы разрабатываете сайт, а также брать лиды у коллег.
  • Важно знать стоимость своего рабочего часа и засекать время на выполнение задач.
  • В договоре нужно прописать все ключевые условия, на которых вы оказываете услугу сопровождения.

Если вы хотите узнавать больше о дизайне, маркетинге, предпринимательстве, фрилансе и многом другом — подписывайтесь на YouTube-канал Тильды, где мы регулярно проводить вебинары с экспертами. Посмотреть расписание и записаться на ближайшие эфиры можно на странице вебинаров.

0
1 комментарий
Наталья Чернова

Спасибо, очень полезная статья!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда