{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

История веб-дизайна

В 2023 году почти 6 миллиардов человек в мире пользуются интернетом. Для нас стало привычно видеть красивые и функциональные сайты, которыми мы пользуемся каждый день. Некоторые уже забыли, а многие и не застали момента, когда всё только начиналось и когда интернет выглядел совсем не так, как сейчас. Давайте разберемся: погрузимся в историю веб-дизайна, изучим его корни и важные этапы развития.

С чего всё началось

Когда мы говорим об истории веб-дизайна, невозможно не упомянуть историю появления самого интернета. Истоки всемирной паутины уходят в 1960-е годы, когда исследовательские организации и университеты стали искать способы связи компьютеров для передачи данных и совместной работы. В 1969 году Министерство обороны США представило первый прототип интернета – ARPANET. На его запуск потребовалось более 10 лет.

До 1980-х годов интернетом пользовались только сотрудники научных организаций, но с начала 80-х, благодаря распространению персональных компьютеров, сети стали доступны и для частного пользования. Интернет тогда использовался в основном для общения по электронной почте.

Интерфейс одного из первых почтовых клиентов – Laurel, выпущенного в 1979 году

В 1989 году британский ученый Тим Бернерс-Ли создал язык гипертекстовой разметки – HTML (HyperText Markup Language). Он был предназначен для того, чтобы облегчить создание, оформление и связывание документов в Интернете. Ключевая идея была в том, что документы содержат ссылки (гиперссылки), которые позволяют пользователям легко переходить между страницами.

Первая версия HTML была простой и содержала только несколько тегов, таких как заголовки <h1> , абзацы <p> и списки <ul>. HTML также использовался для структурирования документов, чтобы отделить содержимое по смыслу и выделить заголовки. Это позволяло браузерам правильно отображать документы в соответствии с их структурой.

Вместе с HTML Бернерс-Ли также разработал другие ключевые технологии, такие как URL (Uniform Resource Locator) для идентификации ресурсов в Интернете, а также HTTP (Hypertext Transfer Protocol) для передачи данных. Все эти стандарты существуют по сей день и являются основой современного веба.

1991 – Самый первый веб-сайт

В 1991 году тот самый Тим Бернерс-Ли создал первый веб сайт. Сайт был доступен по адресу info.cern.ch, а самая первая страница состояла из простого текста и ссылок. Бернерс-Ли разместил на этой странице информацию о том, как использовать интернет, как создавать веб-страницы, а также представил ссылки на другие исследования, связанные с World Wide Web. Этот сайт был внутренним ресурсом для сотрудников CERN (Европейская организация по ядерным исследованиям), где Тим работал, однако он быстро стал доступен и для публичного использования. Кстати, этот сайт всё ещё можно посетить.

После этого стало появляться всё больше подобных веб-страниц. Что касается дизайна этих сайтов – он был далеко не главным фактором. В дизайне использовался простой белый фон и синие ссылки для выделения текста, по которым можно было производить клики. В качестве шрифтов использовались шрифты без засечек (sans-serif), такие как Arial или Helvetica, поскольку они считались более читабельными на экране компьютера, особенно при отображении небольшого текста. На выбор влияли два фактора – ограниченные технологии и стремление сделать текст максимально понятным для пользователя.

1992-1994 – Первое фото и цветной интернет

В 1992 году технологии для передачи фотографий в интернете были в начальной стадии развития. Фотографии обычно были больших размеров, и передача их через интернет была трудной задачей. Все изображения передавались в черно-белом формате из-за ограничений по скорости передачи данных.

"Les Horribles Cernettes" было одним из первых цветных фото, загруженных в интернет. Оно стало известным после того, как Тим Бернерс-Ли опубликовал на сайте CERN фото, на котором были изображены четыре вокалистки из группы Les Horribles Cernettes. Все девушки работали в ЦЕРН и участвовали в различных мероприятиях центра.

Одно из первых фото в интернете, 1992

С тех пор передача и обмен фотографиями в интернете стали неотъемлемой частью нашей онлайн-культуры. Появление фото в интернете открыло двери для развития веб-фотографии, онлайн-альбомов, социальных сетей и других платформ, где люди могут делиться изображениями со всего мира.

С 1994 года в интернете начали набирать популярность цветные фоны: пёстрые, градиентные, кислотные, яркие. Это было связано с развитием технологий и возможностью использовать более сложные графические элементы на веб-страницах. Сайты стали более яркими и привлекательными и создавали впечатление праздника.

Чуть позже на сайтах начали появляться GIF-изображения. Это дало возможность добавлять движение и динамику на веб-страницы, что сделало сайты еще более интересными для пользователей.

Пример сайта из начала 90-х

1995 – появление JavaScript и HTML 2.0

Изначально веб-страницы были статическими и представляли собой просто текст и изображения. Но когда сами веб-сайты перестали быть чем-то фантастическим, разработчикам пришлось задуматься о дизайне.

JavaScript (переводится как "язык сценариев") был создан Бренданом Эйхом в 1995 году. Компания Netscape, популярная в то время, хотела добавить интерактивность в свой браузер Navigator. Эйху было поручено создать такой язык программирования, который смог бы работать внутри браузера и обеспечивать взаимодействие пользователя с веб-страницами.

JavaScript позволил внедрить на веб-страницы динамическое поведение и возможность взаимодействия с пользователем. Он стал основой для создания таких базовых на сегодняшний день технологий: проверка форм, создание анимаций и эффектов, управление мультимедиа, обработку событий и многих других. Появление этого языка программирования дало возможность дизайнерам и разработчикам создавать более интерактивные и динамические веб-страницы.

Домашняя страница браузера Netscape Navigator, август 1995

Вслед за JavaScript в конце 1995 года появился HTML 2 – это вторая версия языка гипертекстовой разметки HTML.

HTML 2 включал в себя несколько новых элементов и атрибутов, которые расширяют возможности разметки веб-страниц. Были добавлены элементы для создания списков (<ul>, <ol>, <li>), таблиц (<table>, <tr>, <td>) и форм (<form>, <input>, <select>, <textarea>). Эти элементы позволяют более структурировано представлять информацию на веб-странице и упрощают работу с данными. Без них сегодня мы не можем представить ни одного сайта.

Также в HTML 2 были введены некоторые атрибуты, которые позволяют контролировать отображение элементов и взаимодействие с ними. Например, были добавлены атрибуты align для выравнивания содержимого элемента, border для задания границ таблицы, и type для указания типа вводимых данных в форме. Эти атрибуты помогают более гибко настраивать внешний вид и поведение элементов.

SSL

Изначально для обмена данными между серверами существовал протокол HTTP – по нему данные отправлялись в незашифрованном виде. Это было не безопасно, потому что данные можно перехватить. Поэтому в 1994 году был разработан новый протокол – HTTPS, в него добавили криптографическую технологию SSL, в которой все данные шифруются. Это важно для таких вещей, как онлайн-банкинг, покупки и другие действия, когда вы не хотите, чтобы ваша личная информация была видна другим.

Первое упоминание UX

В 1995 году Дон Норман, известный специалист в области человеко-компьютерного взаимодействия, опубликовал книгу "Дизайн эрудиции" (The Design of Everyday Things), где он вводит термин "user experience". Норман подчеркивал, что UX должен быть сфокусирован на потребностях пользователей и должен включать в себя удовлетворение их ожиданий. Можно сказать, с этого началась история UX/UI дизайна.

1996 – появление CSS

CSS (Cascading Style Sheets) был представлен в декабре 1996 года и стал новой вехой в развитии веб-дизайна. Он предоставил базовые возможности для стилизации и декорирования элементов на странице.

CSS позволяет разработчикам определять различные стилевые свойства, такие как шрифт, цвет, размер, отступы, границы и другие атрибуты элементов на веб-странице. Благодаря CSS веб-страницы стали более гибкими и адаптивными, исчезли ограничения использования таблиц для расположения элементов.

1996 – Flash

Adobe Flash – мультимедийная платформа для создания веб-приложений или мультимедийных презентаций. Flash был создан компанией Macromedia (позднее приобретенной Adobe) в 1996 году и сразу же стал революционным инструментом веб-дизайна. Он позволял создавать интерактивные и мультимедийные элементы на веб-страницах, такие как анимации, игры, видео и звуковые эффекты.

Flash стал популярной веб-технологией в последующие десятилетия и широко использовался для создания интерактивных веб-сайтов. Это было возможно благодаря таким функциям как встроенная анимация, видео- и аудио-проигрыватели, возможность работы с разными типами файлов (включая векторные и растровые графические форматы) и многими другими возможностями.

Flash-анимационное видео “Badger song”, ставшее мемом в 2003 году

Однако, с течением времени Flash столкнулся с некоторыми проблемами и ограничениями. Одной из основных проблем было то, что сайты, построенные на Flash, были не доступны для всех устройств, таких как мобильные устройства или устройства с отключенной поддержкой Flash. Это ограничение стало особенно значимым с развитием мобильных технологий и привело к постепенному угасанию популярности Flash.

Кто помнит неприятное уведомление в браузере о том, что для воспроизведения видео или игры необходимо установить Флеш плеер? 🙂 Как хорошо, что технологии развиваются, и это в прошлом. Но о причине окончательного прекращения поддержки Flash расскажем чуть позже.

1997 – Сайты приобретают свою структуру

В период с 1997 сайты стали приобретать более организованный и удобный для пользователя вид. Они начали строиться на основе макетов, что позволяло создавать более структурированные и логичные веб-страницы. Навигация стала более явной и удобной, появились иконки, которые помогали пользователям быстрее ориентироваться на сайте.

Из минусов – в это время сайты также стали страдать от избытка рекламы. На веб-страницах можно было увидеть множество рекламных баннеров и объявлений с кричащими текстами. Это очень мешало получить нужную информацию и начать ориентироваться на странице.

1998 – Google и SEO

В 1998 году произошло знаменательное событие – Ларри Пейдж и Сергей Брин зарегистрировали домен google.com и запустили свою поисковую систему. Она обеспечивала более точные и релевантные результаты по сравнению с уже существующими на тот момент поисковыми системами. Google получил огромный успех и быстро стал самой популярной и используемой поисковой системой в мире.

Источник: www.telegraph.co.uk

Запуск Google привел к появлению SEO, процесса оптимизации веб-сайтов для улучшения их ранжирования в поисковых системах. В начале 2000-х годов веб-мастера и оптимизаторы начали изучать алгоритмы поисковых систем, чтобы понять, как страницы оцениваются и ранжируются. С тех пор началась гонка за первые места в поисковой выдаче, и продолжается она и сейчас.

При чем здесь веб-дизайн? И тогда, и до сих пор, алгоритмы Гугл выводят на первые позиции сайты с более удобным и привлекательным пользовательским интерфейсом.

2000-е – Зарождение адаптивного дизайна

Вплоть до начала 2000-х годов веб-сайты разрабатывались только для десктопных браузеров. Но первые идеи адаптивного дизайна уже начали зарождаться. В 2000-м году разработчики стали предпринимать попытки делать сайты для разных устройств, но это было трудозатратно и неудобно в использовании, потому что постоянно появлялись новые версии браузеров и устройств, и приходилось тратить очень много времени и сил на разработку.

2003 – WordPress

Со временем всё больше компаний стали создавать свои сайты для бизнес-целей. Появилась потребность в системах управления контентом (CMS).

WordPress – это система управления контентом на сайтах (CMS), разработанная в 2003 году. Его создателем является Мэтт Малленвег, который впоследствии основал компанию Automattic для развития и поддержки WordPress.

Благодаря открытому исходному коду WordPress очень быстро набрал популярность. Со временем он развивался и облегчал создание и управление различными типами веб-сайтов, включая личные блоги, новостные порталы, онлайн-магазины, корпоративные сайты и другие. Компания Automattic продолжила разработку WordPress и предоставляла дополнительные плагины и темы, чтобы пользователи могли настраивать внешний вид и функционал своих сайтов.

Сейчас WordPress является одной из самых популярных CMS в мире, используемой на миллионах веб-сайтов. Он остается бесплатным и с открытым исходным кодом, и продолжает развиваться благодаря активному сообществу разработчиков и пользователей, которые вносят свой вклад и создают новые плагины, темы и расширения.

2004 – Соцсети. Web 2.0

В 2004 году веб-сайты стали набирать еще большую популярность, и именно в это время появились первые социальные сети – Myspace и Facebook. Наступила эпоха самовыражения и онлайн-общения. Тренд на переписку в соц. сетях повлиял на веб-дизайн, поскольку появился огромный рынок для продвижения рекламы, виджетов для веб-сайтов, а также графики и изображений для социальных профилей.

Источник: www.telegraph.co.uk

Этот период также принято считать периодом зарождения Web 2.0. Web 2.0 – это термин, который обозначает более интерактивную и социально-ориентированную версию Веба, появившуюся в начале 2000-х годов.

Одной из важных характеристик Web 2.0 является активное взаимодействие пользователей. Социальные сети, форумы, блоги и вики-ресурсы позволили пользователям создавать свой контент, комментировать, обмениваться информацией и взаимодействовать с другими пользователями через комментарии, лайки, сообщения и т.д.

Еще одной характеристикой Web 2.0 является более динамический и интерактивный контент. Технологии Ajax (Asynchronous JavaScript and XML) и Flash позволили создавать более динамичные и богатые визуально веб-приложения, которые предоставляют более пользовательские интерфейсы и больший уровень взаимодействия.

Источник: hegias.com

2007 – Первый айфон и смерть Flash

Первый Айфон был выпущен компанией Apple в июне 2007 года. Это был поворотный момент в истории смартфонов, так как Apple предложили новый подход к мобильным устройствам: сенсорный экран без физической клавиатуры и использование мультитач-жестов для управления, а также инновационный интерфейс, который включал в себя иконки приложений на домашнем экране и возможность увеличивать и уменьшать изображения жестами пальцев.

Первый смартфон от Apple – Iphone 2G

На презентации Айфона Стив Джобс заявил, что устройство не будет поддерживать Flash. Это было революционное заявление, которое первоначально вызвало неудобства для владельцев Айфонов, поскольку многие веб-сайты и приложения использовали Flash. Однако Apple решила идти по другому пути и поддерживать технологию HTML5, которая позволяла достичь аналогичного функционала без использования Flash.

С течением времени, многие другие компании и веб-разработчики также отказались от использования Flash, поскольку он стал устаревшим и имел много проблем с безопасностью. В результате, Adobe объявила о прекращении разработки и поддержки Flash в 2017 году.

Таким образом, первый Айфон не только изменил понятие о смартфонах и интерфейсе пользователя, но также стал катализатором для отказа от устаревшей технологии Flash и перехода к более современным альтернативам.

2013 – Плоский дизайн

Плоский дизайн – это стиль дизайна, который был введен компанией Apple с выпуском операционной системы iOS 7 в 2013 году. Он отличается от реалистичного и объемного дизайна, который был характерен для предыдущих версий ОС.

Основная идея плоского дизайна – это упрощение и минимализм. Вместо теней, градиентов и объемных эффектов, здесь используются чистые цвета, простые формы и плоские элементы. Также для плоского дизайна характерны яркие, насыщенные цветы и простые, четкие шрифты.

Плоский дизайн создает более современный и актуальный внешний вид интерфейса, а также обеспечивает лучшую читаемость и навигацию. Он способствует более быстрой загрузке страниц и приложений, поскольку плоские элементы требуют меньше ресурсов для отображения.

Flat design стал популярным не только среди разработчиков Apple, но и во всем мире веб-дизайна и мобильных приложений. В целом, плоский дизайн стал важным шагом в эволюции дизайна пользовательского интерфейса. Он изменил представление о том, как должны выглядеть современные веб-сайты и мобильные приложения, и стал одной из ключевых тенденций в сфере дизайна.

Если сравнить иконки в разных версиях iOS, то сразу понятно, что такое Flat design

2013-2023 – Краткий обзор того, что еще было важного

No-code разработка

No-code разработка начала появляться в начале 2010-х годов как ответ на растущую потребность в создании веб-сайтов и приложений без программирования. Это было особенно полезно для малого бизнеса, которому требовалось быстрое и доступное решение для создания сайта. Первыми популярными инструментами no-code разработки стали Tilda и Wix. Они предоставляли графический интерфейс, где пользователи могли выбирать и настраивать различные блоки, добавлять текст, изображения и другие элементы для создания своих сайтов. Фактически это дало возможность любому человеку без опыта в программировании создать свой сайт.

Single Page Application

SPA – это технология, появившаяся в начале 2010-х годов. SPA (иначе “одностраничное приложение”) – это нечто среднее между сайтом и приложением, где весь контент загружается одним разом, а дальнейшая навигация и взаимодействие с пользователем происходят без перезагрузки страницы.

Данная технология позволяет создавать более интерактивные и отзывчивые приложения, которые работают быстро и плавно. Основана она на использовании JavaScript-фреймворков, таких как Angular, React и Vue.js. Она стала популярной среди разработчиков и продолжает развиваться в настоящее время. Примеры SPA-приложений – Gmail, Google Maps, GitHub.

Иллюстрация различий между SPA и MPA. Источник: www.scalablepath.com

WebGL

WebGL (Web Graphics Library) – это JavaScript API для создания интерактивной 3D графики веб-приложений без использования плагинов. Он был разработан и введен в 2011 году консорциумом Khronos Group. Ранее, для создания сложной 3D графики на веб-страницах требовались плагины, такие как Adobe Flash или Java Applets. Однако эти плагины имели некоторые ограничения и требовали дополнительной установки со стороны пользователя.

WebGL позволяет разработчикам использовать мощность графического процессора (GPU) компьютера пользователя для отображения 3D графики в реальном времени. Одним из ключевых преимуществ WebGL является его кроссплатформенность. Он может работать на различных операционных системах и браузерах, включая Windows, macOS, Linux, Android и iOS.

Для WebGL существуют различные фреймворки, одни из самых популярных – Three.js и Babylon.js. Кстати, посмотреть примеры проектов на сайте Three.js – чистый кайф.🔥

AR/VR

Виртуальная реальность/дополненная реальность стали популярными технологиями в веб-дизайне в 2010-х годах. С помощью WebGL и других технологий у разработчиков появилась возможность создавать интерактивные веб-приложения и сайты, которые позволяют пользователям взаимодействовать с виртуальными или дополненными объектами в реальном времени. VR/AR в веб-дизайне позволяет размещать на веб-сайтах виртуальные туры по местам, тренировочные симуляторы, игры и многое другое. VR и AR имеют огромный потенциал и будут продолжать развиваться в будущем.

Наши дни

Если говорить о дизайне в 2023, то самой важной характеристикой стала его адаптивность. По сей день остается актуальным стиль минимализма и плоского дизайна, но при этом больше нет универсального определения того, как выглядит «хороший» дизайн веб-сайта. Появилось огромное количество стилей, каждый из них уникален и по-своему интересен: максимализм, пикселизация, Y2K. Можете почитать о стилях подробнее в моей предыдущей статье 🙂

Будущее веб-дизайна может быть полно инноваций, которые мы пока не можем себе представить. Но независимо от того, какие стили будут популярны будущем, важно помнить, что цель веб-дизайна всегда одна – создание удобных и привлекательных веб-сайтов и приложений для пользователей.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Иван Богомолов

Полезная статья. Я бы ещё добавил Material дизайн в 2014 году , который оказывал влияние на веб-дизайн в том числе и добавил бы скриншоты из него, чтобы уровнять с эйплом. А то в статье эйпл доминирует =)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Войнов

интересно ознакомиться с истоками начала данного направления в дизайне

Ответить
Развернуть ветку
Дредастый Колхозан

Такое чувство что испытал машину времени. И кстати flash плеер вспоминаю с некоторой долей ностальгии. Неприятного чувства нет!
Спасибо, хорошая статья. Читать интересно!

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Литвак

Как вы вовремя)
Как раз записываю курс молодого бойца для IT рекрутеров, буду рекомендовать статью студентам для самостоятельного изучения

Ответить
Развернуть ветку
arrbooz
Автор

рада, что было полезно)

Ответить
Развернуть ветку
дед Мазай и санитары

Теплое с мягким.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коновалов
Это был поворотный момент в истории смартфонов, так как Apple предложили новый подход к мобильным устройствам

Предложил, но совсем другое. Всё вами перечисленное уже было.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда