Как сменить насиженный логотип и не облажаться

Рассказываем, как искали новый образ для приложения и «большую идею» для логотипа.

CoinKeeper — один из первых PFM-сервисов в России (PFM — personal finance management), который с 2011 года остаётся самым популярным приложением для учёта расходов. В 2016 году мы решили полностью переписать наши приложения с платформы Xamarin на нативные языки.

Это позволило по-новому взглянуть на продукт и переосмыслить не только концепцию и интерфейс приложения, но и образ бренда в целом. В этой статье мы расскажем, как искали новый образ, опишем наш процесс работы над логотипом и то, с какими трудностями пришлось столкнуться.

Зачем нам новый образ

Причин было несколько:

  • Мы уже давно на рынке, поэтому нам повезло стать обладателями очень узнаваемого, но устаревшего логотипа.
  • Мы уже вели работу над новой версией приложения, которая очень отличалась и дизайном, и механикой от предыдущей. Новое приложение CoinKeeper³ разрабатывается как единый центр управления личными финансами: в нём сделан акцент на автоматизации учёта, более мощном анализе данных, планировании бюджета, оптимизации расходов, инвестициях и других смежных сферах. Всё это хотелось включить в образ бренда.
  • Можно было бы избавиться от недостатков старого логотипа. Например, из-за его яркости и многоцветности с ним сложно работать в рекламе.

«Я и сам могу»

Старый логотип родился как-то сам, без помощи профессионалов, и мы решили попробовать провернуть это ещё раз. Трудно придумать небанальное лого для учёта финансов. В голове крутятся только банковские карты, графики и другие «мозольные» варианты. С них и начали. Покажем вкратце, что было и почему не подошло.

1 — банковские карты как метафора автоматизации учёта. Этот вариант плохо вписался в иконку. 2 — круговой график оказался слишком похож на пакмана. 3 — С-график хорошо вписался в иконку, стал похож на букву «С» и сохранил в себе все цвета исходного лого

В итоге мы выбрали третий вариант с С-графиком. Логотип вышел нормальным, но… просто нормальным. Нам хотелось чего-то большего. Мы хотели найти нетривиальное решение, крутую идею, образ, который смог бы отразить потенциал, функциональность, масштаб и ценности нового приложения. И всё это в простом минималистичном дизайне. Поскольку своих идей больше не было, мы начали искать брендинговое агентство.

Как мы выбирали исполнителей

Мы раньше не работали в таком формате и не знали толком, чего ждать. Поэтому начали с простого — определились с критериями, по которым оценивали агентства и возможность сотрудничества с ними:

  • Наличие в портфолио работ, которые нам понравились.
  • Успешные кейсы для ИТ-сегмента.
  • Возможность работать «до победы».
  • И в рамках бюджета, конечно же.

Мы изучили около 20 агентств, из которых выбрали четыре. А после финальных встреч и разговоров остановились на брендинговом агентстве Lovemedo. Они находятся в Томске, так что работа была полностью удалённой. Мы немного сомневались, не вызовет ли это трудностей, но даже находясь в одном городе, вряд ли вы будете ездить на очные встречи регулярно.

Так что мы решили, что всё будет хорошо, и начали работать с ними. Чтобы процесс был эффективным, мы отдали общение с агентством нашему арт-директору Кристине Почаивской. Для работы над такими проектами важно выбрать одного компетентного человека с правом принятия решений, чтобы не затруднять коммуникацию и не рассеивать ответственность.

Поиск идеи

В агентство мы пришли с запросом получить не столько полноценный брендинг, сколько интересный логотип, за которым стояла бы содержательная и близкая по духу «большая идея».

Мы подробно описали, как и где планируем использовать логотип, места фирменного оформления, примеры брендинга, которые нам нравится, и другие важные вещи. Вместе с Lovemedo мы зафиксировали и базовую информацию: статистику приложения, описание аудитории, активы бренда, характер, ценности и позиционирование CoinKeeper. И приступили к работе.

Первый подход

Сначала мы получили несколько прямолинейных идей:

Идеи с монетками оказались очень простыми и лежали на поверхности. Кроме того, оба варианта плохо выделялись в конкурентной среде. Чтобы работа пошла быстрее, мы предложили смотреть варианты на этапе быстрых эскизов.

Второй подход

Быстрые эскизы принесли нам больше идей с не такими прямыми ассоциациями.

Здесь мы копнули чуть глубже, но всё же это было не то, что мы ожидали. Внутренне идеи оказались слишком слабыми, не подходили нам по духу и их сложно было бы масштабировать для дальнейшей работы.

Мы поняли, что нужно больше погрузиться, почувствовать настроение, характер продукта и найти способ донести это до агентства. Стали чаще созваниваться, разговаривать, сделали майнд-мэп метафор и собрали ассоциации команды, чтобы нашу «большую идею» стало проще найти.

Третий подход

После такого погружения варианты перешли на более высокий уровень абстракции. Появились идеи контроля, накопления, сохранения денег, а также метафоры, связанные с целями и мечтами.

В результате мы получили несколько отличных идей. И одну потрясающую, которую и стали развивать.

Описание идеи

Главная идея — «ценность в руке». Этой ценностью может быть что угодно — бриллиант, монета, мечта, сообщение. Мы берём ценности наших пользователей и заботимся о них, помогаем достичь мечту.

Логотип в виде буквы «С» с кружочком сразу нас зацепил: был простым, с классной идеей и готовым к дальнейшему росту и развитию бренда. В логотипе есть первая буква названия сервиса CoinKeeper, она похожа на руку, аккуратно держащую что-то ценное. А форма кружка содержит отсылку к монеткам и механизму перетаскивания классического CoinKeeper.

Так простая форма превратилась в многоуровневую метафору.

После того как идея нашлась, мы начали доработку логотипа. Делали концы «С» больше похожими на пальцы, искали правильный баланс между элементами. Дорисовывали шрифтовую часть логотипа, выбирали цвет и прочие детали, которые делают логотип проработанным и завершённым. Даже выбор цвета не был случайным:

  • Он уже присутствовал в логотипе CoinKeeper, но немного в другом оттенке.
  • Этот цвет не слишком яркий, достаточно контрастный и при этом совсем не скучный.
  • Синий — простой для восприятия цвет, его безошибочно видит большинство людей.
  • С точки зрения психологии цвета синий используется для отражения спокойствия и ответственности, силы и надёжности. То, что нужно для финансового приложения.
  • И как говорил Павел Дуров: «Синий никого не бесит».

После всех доработок мы получили наш финальный вариант.

Кроме того, идея логотипа «ценность в руке» хорошо легла и на фирменную графику: просто берём что-то ценное и помещаем внутрь «С».

А ещё у нас получился замечательный мерч:

И самое главное — логотип оказался легко адаптируемым под новые направления работы, без потери общей концепции, идеи и стиля основного бренда CoinKeeper.

Мы сделали свой образовательный проект «Правила Денег». Для логотипа мы поместили в «С» другой символ и изменили цвет. Получили новое, но узнаваемое и сочетаемое с основным проектом лого

Такой же, как мы

После окончательного выбора идеи мы сразу же начали искать похожие логотипы. Некоторые напоминали наш только чуть-чуть, другие так сильно были похожи, что мы пытались что-то поменять в своём варианте. Но любые доработки портили логотип, поэтому мы решили, что вносить калечащие изменения только для того, чтобы быть чуть меньше похожими на других, не стоит.

Для себя мы решили, что не готовы отказаться от идеи. Наш логотип идеально отражает продукт — ценность в руке. Он замечательно масштабируется под новые смыслы, и мы уверены, ещё долго не потеряет свою актуальность.

Выводы:

  1. Лучше обратитесь к профессионалам. Даже если у вас есть свой дизайнер или даже десять, лучше доверьте эту работу тем, кто в ней разбирается. Агентства опытнее и знают, как делать правильно, они же сто штук этих логотипов сделали.
  2. Будьте готовы подумать. Даже если вы хотите, чтобы просто всё было сделано, приготовьтесь к диалогу с агентством. Нужно стараться донести свои ожидания до исполнителей.
  3. Пробуйте разные подходы. Всем участникам важно понимать, в правильном ли направлении вы движетесь, и вовремя сворачивать, если нет. Нам помогли спуск до уровня «идей» и быстрые наброски. Так можно нащупать нужную идею без лишних трудозатрат и за гораздо более короткое время.
  4. Всё украдено до нас. Никто не гарантирует, что похожий логотип не найдётся в последний момент. Если вам предложили не «надкусанное яблоко» и похожий логотип просто у компании из другой сферы или она вашего уровня, то с этим можно жить. Решайте в каждом случае индивидуально. Особенно если вы в восторге от идеи.

Скачать приложение на iOS можно тут, а на Android тут.

0
107 комментариев
Написать комментарий...
Akim Kasabulatov

А интерфейс не хотите удобным сделать?

Ответить
Развернуть ветку
Akim Kasabulatov

Наглядный пример как CoinKeeper работает с негативным фидбеком :)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Матюшко

Недавно скачал и купил вечную подписку. 
Так вот увидел, что в апсторе два приложения старое и новое. 
В старом удобно добавлять расходы просто перетягиванием кружочка. А в новом нужно заполнять обычным способом. В чем смысл было отказываться от хорошего решения, которое делает не таким нудным заполнение.

И еще даже после покупки и активации мне постоянно приходили с акцией на оплату подписки. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Curtis Jackson

Интерфейс очень удобен. Что в нём не так?

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Пластиковое Окно

Лучше бы над UI поработали, а то говнище по сравнению с конкурентами. Учитесь у MoneyFlow или 1Money. А лого в виде графика было топ. 

Ответить
Развернуть ветку
Иван Бобров

без обид, но если не читать про что это, то на стульчак смахивает... (вид сверху)

Ответить
Развернуть ветку
CoinKeeper
Автор

без обид :)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Стартапер-пессимист

+1

Ответить
Развернуть ветку
Danial Ogurliev

Очень грамотно написанная статья! Было действительно интересно читать. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
CoinKeeper
Автор

Спасибо за ваш отзыв! Нам очень приятно :)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Bessonov

производитель органайзеров для ключей https://www.orbitkey.com одобряет использование своего логотипа в вашем приложении. 

Ответить
Развернуть ветку
CoinKeeper
Автор

Да, есть похожие логотипы. Мы как раз писали об этом в статье :)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Pchelov

Мне нравился старый логотип. Без пояснения какие идеи и ценности были вложены в разработку нового логотипа - не понятно что он обозначает и даже к какой сфере относится.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев

А мне понравилась сова.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Егор Ермаков

это не является ключевым критерием в большинстве случаев

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов
из-за его яркости и многоцветности с ним сложно работать в рекламе

Ну вот же граждане как-то справляются

Ответить
Развернуть ветку
Егор Ермаков

это лого 2009 года.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
CoinKeeper
Автор

Здорово вы заметили ;)

Ответить
Развернуть ветку
Артём Иванов

Не, этот логотип гораздо более простой: он хорошо и узнаваемо выглядит и в одноцветном варианте, и в маленьких размерах 

Ответить
Развернуть ветку
Тим Пазухин

все конечно очень классно, но кроме логотипа ещё можно и само приложение развивать, а не только вставлять рекламу, для премиум пользователей в том числе. приложение очень удобное для записи расходов, ничего не скажу, тут все просто, интуитивно, много статей на одном экране. Но! полнейший провал по аналитике, и это ужасно лично для меня по крайней мере, я тут пытался посмотреть сколько денег я потратил и куда, в итоге открыл длиннющий список из категорий которые не были задействованы в том месяце, и все в алфавитном порядке, или по добавлению.
Непонятно зачем нужны хештеги, если мне не посмотреть сумму по конкретному хештегу в разных категориях.
было бы классно добавить разные графики, возможно даже аналитику через сайт. иногда надо посмотреть сколько денег откуда ушло, график, иногда хочется свернуть категории и просто пролистать куда сколько каждый день уходили, а так очень много всего на экране + достаточно крупным шрифтом (я про экран, где смотришь историю расходов). вот как то так.
если учтете, буду очень доволен!

Ответить
Развернуть ветку
CoinKeeper
Автор

Раздел статистики в приложении еще будет расширяться и наполняться функционалом, в частности, будет реализована статистика по меткам, ежедневная статистика, возможность скрыть графики по личному усмотрению и многое другое.
По поводу рекламы в приложении, пришлите нам на [email protected] email, который вы используете для входа в приложение, мы проверим по базе вашу подписку, с тем, чтобы проверить, какие именно рекламные предложения вам должны приходить.
Если у вас остались еще вопросы, то можно писать нам на [email protected]. Также вы можете присылать нам ваши предложения по функционалу.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Никита Антонов

Вот этот вариант как будто в экспресс-дизайне у Студии Лебедева заказали :)

Ответить
Развернуть ветку
Артём Воронин

градиент переливаться должен тогда

Ответить
Развернуть ветку
Sentropia

Купил у вас вечный премиум и в целом не жалею, но сижу на старом приложении. Новое в плане аналитики и вправду ужасное. UI в целом неплох, но как то старый пока нравится больше. 

Ответить
Развернуть ветку
CoinKeeper
Автор

Спасибо за ваш отзыв :)

Ответить
Развернуть ветку
Вадим

Согласен. Старая версия, которая на Xamarin в 150 раз удобнее! Все эти нативные свистоперделки, которые добавили, только усложняют восприятие!

Ответить
Развернуть ветку
Викентий Роскошный

А для человека, который не читал весь этот монолог и не знает подводку про все глубинные ценности бренда и вот этот весь сторилеттинг лого выглядит так: "О, у них приложение называется CoinKeeper и на лого буква С, какие-то ребята без фантазии, простенько, лол".
Как говорят в этих наших интернетах - Миша, всё хуйня, давай по-новой.

Ответить
Развернуть ветку
Max Yamaximv

Dzen money удобнее

Ответить
Развернуть ветку
Rustam Khafizov

Напоминает наше лого https://play.google.com/store/apps/developer?id=SanViz&hl=ru

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Александр Привалов

Какой-то PowerKeeper :/

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
CoinKeeper
Автор

Интересная интерпретация ;)

Ответить
Развернуть ветку
Tim А.

зачем в 2019 такие приложения, когда есть встроенная аналитика в банковских приложениях

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

Кстати да. А откуда приложение может знать о моих тратах? 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Bela Lugosi's Dead

Много банков не рассматривали? В случае Coinkeeper статистика в едином месте. Если б не это - давно бы слез с него

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Мигунов

Спасибо, скачал) Почему решили делать нативные?

Ответить
Развернуть ветку
CoinKeeper
Автор

В 2016 году мы решили полностью переписать наши приложения с платформы Xamarin на нативные языки. Это позволило по новому взглянуть на продукт и переосмыслить его — исправить ошибки и добавить возможности, о которых вы так давно просили.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Preksin

Напомнило

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Ko

Ааа это как раз то нелепое приложение в котором нельзя планировать платежи ))) разрабы живут в своем каком то маленьком мирке и не могут здраво воспринимать и учитывать критику ))) такие милые, логотипчики разрабатывают страдающе, вместо проведения элементарного cusdev. Несомненно сейчас прилетит минус от разраба - он же обижащечка 

Ответить
Развернуть ветку
CoinKeeper
Автор

Вы можете присылать ваши предложения по усовершенствованию функционала на [email protected], мы составляем список запросов от пользователей по функциям, которые бы им хотелось видеть в приложении, чтобы впоследствии при наличии достаточного количества запросов, реализовать их.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Bela Lugosi's Dead

И кстати написал вам 3-4 багрепорта по поводу парсинга смс - все так же ничего не починили

Ответить
Развернуть ветку
CoinKeeper
Автор

Если проблема изучена, то она находится в стадии решения. Если у вас есть проблемы с распознаванием СМС, пишите нам на [email protected]. Сейчас поддержка вновь занимается вашим вопросом, но нужен email, на который привязана подписка.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Pavel Kodanev

Лучше бы с интерфейсом разобрались. Когда операции по карте сами добавляются, то бывают задваиваются. Например в альфе. Плюс не видно сразу все счета, это дико неудобно.. старый интерфейс был хорош, удобен и информативен. Новый так себе и ничего не показывает толкового. 

Ответить
Развернуть ветку
CoinKeeper
Автор

К сожалению, новый функционал, в частности импорт банковских операций, технологически не представлялось возможным реализовать в предыдущей версии приложения.
В новом приложении мы постарались воплотить в жизнь решения в ответ на многочисленные просьбы наших пользователей.
Мы искренне надеемся, что, несмотря на то, что пользоваться функционалом Coinkeeper 3 первое время непривычно, приложение понравится вам за многофункциональность и удобство в использовании засчет автоматизации расходов. 

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Vysotskiy

Кажется, я знаю, где дизайнеры брали референсы для этого лого

Ответить
Развернуть ветку
Данила Орлов

Все ещё проще. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Егор Ермаков

дилетантская статья

Ответить
Развернуть ветку
Ника Михальская

«Места фирменного оформлениЯ»
Простите)

Ответить
Развернуть ветку
CoinKeeper
Автор

Думаете правильнее писать последнюю букву верхним регистром? ;)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Шапошников

А вход по отпечатку так и не сделали?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

Не нативно немного - добавляешь код, добавляется TouchID. При этом нигде об этом не написано. В приложениях обычно пишут об этом, а так же добавляют возможность выключить авторизацию по пальцу и оставить код.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Илья Нагорнов

В коммуникации новый лого работает хорошо, это тренд. Единственное, хочется монетку крупнее)

Ответить
Развернуть ветку
CoinKeeper
Автор

Спасибо за ваш отзыв :)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

Давным давно пользовался приложением. Скачал новое, круто что подписка сохранилась. Чаще встречается, что если выходит новое приложение, то все премиум фишки покупай заново.
Но так и не нашел, как все данные сбросить в ноль? Что б было, будто новый аккаунт. Зачем мне данные древние данные примерно 16-17 года? Там и категории расходов старые, и карты старые.
Я хочу с чистого листа все настроить

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

Я, наоборот, в почте, в приложениях нахожу старые чеки и вношу за 17й, 16й, 15й. Это же весь смысл в бигдате xD

Ответить
Развернуть ветку
CoinKeeper
Автор

Вы можете обратиться в поддержку и написать свой email, к которому привязан ваш аккаунт в CoinKeeper. Вам смогут очистить аккаунт, сохранив подписку :)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Savoev

Отличная статья.
Но вот в приложении вообще непонятно, что нужно делать уже на этапе онбординга. 
Я рассчитывал на быстрый старт, но оно сразу просит внести расход/доход и непонятно о какой операции речь.

Ответить
Развернуть ветку
CoinKeeper
Автор

Спасибо за ваш отзыв :)

Онбординг можно пропустить, но эта первая операция как раз создана для того, чтобы показать как вообще работать с приложением.  Потом вы можете удалить эту операцию.

Ответить
Развернуть ветку
Саша Марфицин

Хороший лого, чем-то похож на первую букву у «Совести»)

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Шинкин

Трезвый и рабочий подход. Ещё сто лет и другие тоже задумаются.

Ответить
Развернуть ветку
CoinKeeper
Автор

Спасибо за ваш отзыв :)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Кондратьев

В апреле предложил вам идею по улучшению интерфейса. В верхних полях, которые переключаются свайпами, нельзя понять, что у пользователя больше 5-ти иконок если не свайпнуть влево. То есть я в голове должен держать, что у меня есть ещё какие-то счета и кошельки. Это неудобно.

Вы ответили «Со временем реализуем, как только наберется достаточное количество запросов по этой теме».

Предлагаю пользователям накидать плюсов этому комментарию если вам тоже неудобно. Может это будет достаточным запросом для Коинкипера по этой теме.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Елисеев

Вместо логотипа лучше бы импорт с банковских карт/счетов через онлайн сделали. Распознавание через смс это дно.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Глотов

Это первый логотип Связного

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Маликов

Уважаемые разработчики! Вы, пожалуйста, разберитесь в новой версии с рублевыми счетами, из которых переводились деньги на долларовые счета. Что-то там нахимичено, и при синхронизации в новой версии балансы отображаются неправильно! Полгода назад ставил - и сейчас поставил - ничего не изменилось! В результате, если исправить баланс в новой версии - он становится после синхронизации неправильным в старой и наоборот!

Ответить
Развернуть ветку
CoinKeeper
Автор

По поводу расхождения в балансах счетов пишите нам на [email protected], чтобы разобраться в ситуации, понадобится задать уточняющие вопросы.

Ответить
Развернуть ветку
Давид Михайлов

Скачал как-то вообще приложение после moneyflow. Оплатил подписку, но все так уныло и тяжело шло. Писал в поддержку, не решали мои проблемы. Ушёл на moneon, прям спасение.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Никак. Это как школьная кличка. Как ты впервые сказал, так тебя и дразнят. Это даже великим не удавалось. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Болуженков

Не понятно откуда утверждения про старый и узнаваемый логотип. Если он на фоне других не выделялся. Новый конечно лучше. 
Пользовался приложением, было удобно. ЕЩе во времена когда андроид версия тормозила на флагманах года так три, и за это еще брали деньги. А потом пошел фейл  - начался рассинхрон с цифрами. 2 устройства , 1 аккаунт - остаток денег разный, а  где верный  -никто не знает. Потом нашел клон от нонейма который летал и стоил копейки.

А зачем кстати вы не обновляли приложение в плей сторе а создавали новое ? Чтобы сбросить отзывы ?  

Ответить
Развернуть ветку
Вася Михеев

Мне понравилась связка с очередью в детском саду. По учету финансов много программ перепробовал, но к каждой есть претензии, поэтому перефразирую Сократа: "человек, какой смысл тебе менять логотип, если ты продаешь экскременты?"

К вам это не относится, у вас нормально.

Ответить
Развернуть ветку
Айдар Ракимов

Давно пользуюсь CoinKeeper с вечной подпиской ещё со времён самого первого интерфейса (😭ностальгия)

Обновлённый дизайн честно говоря не очень. Ни логотип, ни интерфейс. Остался на старой версии.

Спасибо что не стали убивать старую версию. Спасибо вам в целом за очень удобный сервис

Ответить
Развернуть ветку
Bogdan Goncharenko

Про вашу главную идею забавно вышло) Мой логотип из 2014-2015 

Ответить
Развернуть ветку
Artem Smirnov

Старый логотип, был интересным наполненной логикой (элементами того, что из себя представляет) и уникальным.
Тем более узнаваемым. Наверное, вы это делали чтобы был какой-то знак, а не иконка приложения. Но на мой субъективный взгляд это кажется ошибкой, думаю даже не только на мой. Логотип стал таким же как и все. Ни о чем не говорящим и скучным.
Верните взад. Наймите человека со вкусом и сдерживающим характером в компанию, это вам сэкономит не только денег, но и то, за что вас любят пользователи.

Ответить
Развернуть ветку
Gosha Serdyk

Вот еще из серии "было-стало" , способы обновить  логотип.

Ответить
Развернуть ветку
104 комментария
Раскрывать всегда