Как сменить насиженный логотип и не облажаться

Рассказываем, как искали новый образ для приложения и «большую идею» для логотипа.

CoinKeeper — один из первых PFM-сервисов в России (PFM — personal finance management), который с 2011 года остаётся самым популярным приложением для учёта расходов. В 2016 году мы решили полностью переписать наши приложения с платформы Xamarin на нативные языки.

Это позволило по-новому взглянуть на продукт и переосмыслить не только концепцию и интерфейс приложения, но и образ бренда в целом. В этой статье мы расскажем, как искали новый образ, опишем наш процесс работы над логотипом и то, с какими трудностями пришлось столкнуться.

Зачем нам новый образ

Причин было несколько:

  • Мы уже давно на рынке, поэтому нам повезло стать обладателями очень узнаваемого, но устаревшего логотипа.
  • Мы уже вели работу над новой версией приложения, которая очень отличалась и дизайном, и механикой от предыдущей. Новое приложение CoinKeeper³ разрабатывается как единый центр управления личными финансами: в нём сделан акцент на автоматизации учёта, более мощном анализе данных, планировании бюджета, оптимизации расходов, инвестициях и других смежных сферах. Всё это хотелось включить в образ бренда.
  • Можно было бы избавиться от недостатков старого логотипа. Например, из-за его яркости и многоцветности с ним сложно работать в рекламе.

«Я и сам могу»

Старый логотип родился как-то сам, без помощи профессионалов, и мы решили попробовать провернуть это ещё раз. Трудно придумать небанальное лого для учёта финансов. В голове крутятся только банковские карты, графики и другие «мозольные» варианты. С них и начали. Покажем вкратце, что было и почему не подошло.

1 — банковские карты как метафора автоматизации учёта. Этот вариант плохо вписался в иконку. 2 — круговой график оказался слишком похож на пакмана. 3 — С-график хорошо вписался в иконку, стал похож на букву «С» и сохранил в себе все цвета исходного лого

В итоге мы выбрали третий вариант с С-графиком. Логотип вышел нормальным, но… просто нормальным. Нам хотелось чего-то большего. Мы хотели найти нетривиальное решение, крутую идею, образ, который смог бы отразить потенциал, функциональность, масштаб и ценности нового приложения. И всё это в простом минималистичном дизайне. Поскольку своих идей больше не было, мы начали искать брендинговое агентство.

Как мы выбирали исполнителей

Мы раньше не работали в таком формате и не знали толком, чего ждать. Поэтому начали с простого — определились с критериями, по которым оценивали агентства и возможность сотрудничества с ними:

  • Наличие в портфолио работ, которые нам понравились.
  • Успешные кейсы для ИТ-сегмента.
  • Возможность работать «до победы».
  • И в рамках бюджета, конечно же.

Мы изучили около 20 агентств, из которых выбрали четыре. А после финальных встреч и разговоров остановились на брендинговом агентстве Lovemedo. Они находятся в Томске, так что работа была полностью удалённой. Мы немного сомневались, не вызовет ли это трудностей, но даже находясь в одном городе, вряд ли вы будете ездить на очные встречи регулярно.

Так что мы решили, что всё будет хорошо, и начали работать с ними. Чтобы процесс был эффективным, мы отдали общение с агентством нашему арт-директору Кристине Почаивской. Для работы над такими проектами важно выбрать одного компетентного человека с правом принятия решений, чтобы не затруднять коммуникацию и не рассеивать ответственность.

Поиск идеи

В агентство мы пришли с запросом получить не столько полноценный брендинг, сколько интересный логотип, за которым стояла бы содержательная и близкая по духу «большая идея».

Мы подробно описали, как и где планируем использовать логотип, места фирменного оформления, примеры брендинга, которые нам нравится, и другие важные вещи. Вместе с Lovemedo мы зафиксировали и базовую информацию: статистику приложения, описание аудитории, активы бренда, характер, ценности и позиционирование CoinKeeper. И приступили к работе.

Первый подход

Сначала мы получили несколько прямолинейных идей:

Идеи с монетками оказались очень простыми и лежали на поверхности. Кроме того, оба варианта плохо выделялись в конкурентной среде. Чтобы работа пошла быстрее, мы предложили смотреть варианты на этапе быстрых эскизов.

Второй подход

Быстрые эскизы принесли нам больше идей с не такими прямыми ассоциациями.

Здесь мы копнули чуть глубже, но всё же это было не то, что мы ожидали. Внутренне идеи оказались слишком слабыми, не подходили нам по духу и их сложно было бы масштабировать для дальнейшей работы.

Мы поняли, что нужно больше погрузиться, почувствовать настроение, характер продукта и найти способ донести это до агентства. Стали чаще созваниваться, разговаривать, сделали майнд-мэп метафор и собрали ассоциации команды, чтобы нашу «большую идею» стало проще найти.

Третий подход

После такого погружения варианты перешли на более высокий уровень абстракции. Появились идеи контроля, накопления, сохранения денег, а также метафоры, связанные с целями и мечтами.

В результате мы получили несколько отличных идей. И одну потрясающую, которую и стали развивать.

Описание идеи

Главная идея — «ценность в руке». Этой ценностью может быть что угодно — бриллиант, монета, мечта, сообщение. Мы берём ценности наших пользователей и заботимся о них, помогаем достичь мечту.

Логотип в виде буквы «С» с кружочком сразу нас зацепил: был простым, с классной идеей и готовым к дальнейшему росту и развитию бренда. В логотипе есть первая буква названия сервиса CoinKeeper, она похожа на руку, аккуратно держащую что-то ценное. А форма кружка содержит отсылку к монеткам и механизму перетаскивания классического CoinKeeper.

Так простая форма превратилась в многоуровневую метафору.

После того как идея нашлась, мы начали доработку логотипа. Делали концы «С» больше похожими на пальцы, искали правильный баланс между элементами. Дорисовывали шрифтовую часть логотипа, выбирали цвет и прочие детали, которые делают логотип проработанным и завершённым. Даже выбор цвета не был случайным:

  • Он уже присутствовал в логотипе CoinKeeper, но немного в другом оттенке.
  • Этот цвет не слишком яркий, достаточно контрастный и при этом совсем не скучный.
  • Синий — простой для восприятия цвет, его безошибочно видит большинство людей.
  • С точки зрения психологии цвета синий используется для отражения спокойствия и ответственности, силы и надёжности. То, что нужно для финансового приложения.
  • И как говорил Павел Дуров: «Синий никого не бесит».

После всех доработок мы получили наш финальный вариант.

Кроме того, идея логотипа «ценность в руке» хорошо легла и на фирменную графику: просто берём что-то ценное и помещаем внутрь «С».

А ещё у нас получился замечательный мерч:

И самое главное — логотип оказался легко адаптируемым под новые направления работы, без потери общей концепции, идеи и стиля основного бренда CoinKeeper.

Мы сделали свой образовательный проект «Правила Денег». Для логотипа мы поместили в «С» другой символ и изменили цвет. Получили новое, но узнаваемое и сочетаемое с основным проектом лого

Такой же, как мы

После окончательного выбора идеи мы сразу же начали искать похожие логотипы. Некоторые напоминали наш только чуть-чуть, другие так сильно были похожи, что мы пытались что-то поменять в своём варианте. Но любые доработки портили логотип, поэтому мы решили, что вносить калечащие изменения только для того, чтобы быть чуть меньше похожими на других, не стоит.

Для себя мы решили, что не готовы отказаться от идеи. Наш логотип идеально отражает продукт — ценность в руке. Он замечательно масштабируется под новые смыслы, и мы уверены, ещё долго не потеряет свою актуальность.

Выводы:

  1. Лучше обратитесь к профессионалам. Даже если у вас есть свой дизайнер или даже десять, лучше доверьте эту работу тем, кто в ней разбирается. Агентства опытнее и знают, как делать правильно, они же сто штук этих логотипов сделали.
  2. Будьте готовы подумать. Даже если вы хотите, чтобы просто всё было сделано, приготовьтесь к диалогу с агентством. Нужно стараться донести свои ожидания до исполнителей.
  3. Пробуйте разные подходы. Всем участникам важно понимать, в правильном ли направлении вы движетесь, и вовремя сворачивать, если нет. Нам помогли спуск до уровня «идей» и быстрые наброски. Так можно нащупать нужную идею без лишних трудозатрат и за гораздо более короткое время.
  4. Всё украдено до нас. Никто не гарантирует, что похожий логотип не найдётся в последний момент. Если вам предложили не «надкусанное яблоко» и похожий логотип просто у компании из другой сферы или она вашего уровня, то с этим можно жить. Решайте в каждом случае индивидуально. Особенно если вы в восторге от идеи.

Скачать приложение на iOS можно тут, а на Android тут.

0
107 комментариев
Написать комментарий...
Tim А.

зачем в 2019 такие приложения, когда есть встроенная аналитика в банковских приложениях

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

Кстати да. А откуда приложение может знать о моих тратах? 

Ответить
Развернуть ветку
CoinKeeper
Автор

Да, в каждом онлайн банке есть встроенная аналитика, которая показывает операции по карте одного этого банка.
Мы же агрегируем данные с разных банков в одном, дабы показать общую финансовую картину. А если вы вдруг сняли наличные или  воспользовались ими вне карты, то эти траты придется держать в голове.

Ответить
Развернуть ветку
104 комментария
Раскрывать всегда