{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Бизнес-упаковка digital-дизайнера

Обсудим, что же нужно уметь, чтобы «решать бизнес-задачи» с помощью цифрового дизайна, и как это умение выглядит в работе.

В IT-отрасли распространена метафора «решения бизнес-задач». Дескать, за это платят деньги, а не за уровень профессиональной квалификации и прочие второстепенные для работодателя или заказчика навыки.

Может быть, это и правда. Но путь к умению решать бизнес-задачи (или хотя бы понимать их формулировки) довольно длинный.

Пробиваем потолок, не задерживаемся

У разных компаний на рынке могут быть совершенно разные роли по отношению к сотрудникам и их эксплуатации (да-да, не будем стесняться этого слова). Кто-то хищнически выискивает лучших, чтобы, купив их экспертизу, сэкономить себе время на развитие. Кто-то довольствуется совсем плохонькими, чтобы не возиться с карьеристами и экономить на зарплате. Кто-то скупает середняков, чтобы поставить их к станку и стандартизировать ради простоты управления.

Например, мы в этой экосистеме — компания-ступенька. Засасываем внутрь тех талантливых, кто вот-вот упрется в стеклянный потолок и поймет, что его почему-то не берут наверх, в дивный мир оплаченных обедов и кресел Herman Miller. Напичкиваем опытом, который помогает этот стеклянный потолок пробить со свистом. И отпускаем в IT-рай (если работали хорошо) или обратно в болото (если не прошли наш внутренний естественный отбор).

Побочным эффектом и стала наша экспертиза в переупаковке digital-дизайнеров из грязи в князи.

Зачем вам это знать? А затем, что не всякая компания обеспечит вам пробивание потолка. Даже та, что выглядит прям тараном, может на самом деле оказаться галерой без перспектив. А часики-то тикают.

Мы вот, например, очень боимся потерять свое хантинговое преимущество на рынке труда. И много (стараемся незаметно) делаем для того, чтобы это преимущество сохранять.

А делает ли это ваш нынешний работодатель? А работодатель мечты? Вы на самом деле не всегда сможете это понять ни изнутри, ни снаружи. Потому что эти усилия… как бы это сказать… они неприятны для дизайнеров.

Выясняйте, увольняются ли «вверх» из вашего работодателя

Как понять, что перед вами компания-ступенька? Единственный способ — смотреть, куда ушли ее бывшие сотрудники. Не один, не два — нужна статистика. Проблема в том, что «МойКруг» умер, а LinkedIn так массово и не ожил в России — то есть узнать, собственно, негде особо.

Менее надежный способ: смотреть на публичные активности компании. Блог, статьи, выступления. Если там есть имена сотрудников — все не безнадежно. Если в публичных персонах только гендиректор и маркетолог — это не ступенька. Вас с высокой вероятностью будут мариновать, а не растить.

Смотрите, от чьего имени контора публикует промоматериалы

Ну а хотите вы пройти через ступеньку или рассчитываете на свои силы — это, конечно, личный выбор каждого.

Лендинги-**ендинги

Начнем со старта. С того, с чего начинают почти все. С лендингов.

Давайте договоримся: опыт создания лендингов не значит примерно ничего, если вы хотите делать что-то еще.

Причин много.

​Трудно читать статью про дизайн совсем без картинок. Вот, решили вас развлечь немного

Во-первых, создание более-менее пристойных лендингов уже хорошо автоматизировано. Вы не должны уже делать ничего руками с нуля: собираете из готовых блоков — приемлемо — погнали.

Во-вторых, коммерческий запрос на сборку лендингов все еще гигантский. Конечно, часть этого запроса составляют весьма искушенные заказчики, для которых надо и в Sketch/Figma повозиться, и требования пособирать, и тексты потюнить. Но в целом под любого исполнителя найдется кто-то, кто готов купить именно его услуги. Поэтому то, что вас как специалиста допустили к деланию лендинга, ничего о вашем профессиональном уровне не говорит.

В-третьих, при создании лендинга вы решаете не столько пользовательские, сколько коммерческие задачи. Лендинги — это рекламные инструменты, а не инструменты взаимодействия пользователя с IT-системой. Соответственно, их лучше честно признать частью рекламной отрасли. А там свои законы, которые незаметно проникают в ваш мозг — и нового работодателя могут и не порадовать.

Ну и, в-четвертых, набор интерфейсных задач, которые надо решать при сборке лендинга, очень и очень ограничен. Структура digital-полотна задана, технические ограничения очень суровы, тексты вообще где-то на десятом месте болтаются. Всерьез нужно решить только задачу перенимания лучших практик (кто сказал «воровство»?) — в этом да, в этом вы натренируетесь. Или нет.

Признайте, что лендинги не делают вас дизайнером

Короче, если ваше портфолио состоит из лендингов — считайте, у вас его нет. Ни для кого, кроме заказчиков собственно лендингов. Уловка-22, замкнутый круг, как вырваться?

Первым делом — признайте, что проблема есть. Пора разнообразить портфолио. И об этом следующий раздел.

Работаете за деньги? До свидания!

Какая-то прям удивительная беда распространена среди начинающих и продолжающих дизайнеров: они не видят дизайн-задач.

История, которая воспроизводится на каждом втором собеседовании (и в 9 из 10 резюме): «Я бы хотел сделать что-то кроме лендингов, так ведь заказчиков нет».

Ждать задач за деньги можно долго. Особенно если вы не умеете эти задачи решать​

Алё, гараж! С добрым утром! IT работает не так!

Найти и сформулировать задачу, увлечься ей, довести дело до конца и упаковать в результат — это ключевой навык любого IT-специалиста. Любого. В том числе дизайнера. Особенно — дизайнера интерфейсов.

Взял свой же собственный смартфон. Открыл любое деловое приложение. Сблевал аккуратно в пакетик. И — перерисовал как надо.

Рисуйте фейковые проекты для портфолио

Да, получится плохо. Да, первое же тестирование на людях разнесет вашу гениальную идею в клочья. Но вы получите в портфолио очень убедительный пример того, как пытались, старались, думали и дошли до конца. Потому что хотели.

Извините, но это суровая правда: большинство так не делает, потому что не хочет шевелить мозгами и пальцами бесплатно. Знаете, ребята, так дело не пойдет. Ваше портфолио — это ваша проблема. Никто вам за его пополнение платить не будет (ну, кроме компаний-ступенек, но в них тоже надо как-то попасть).

Вариант той же надуманной проблемы: «Всё под NDA». Ага, щаз, так и поверили. Бизнес давно уже знает, что такой изящной и вроде как даже солидной фразой прикрывают банальную лень.

Перерисовывайте до неузнаваемости всё, что «под NDA»

У нас есть проекты, которые целиком под NDA. Нельзя даже упоминать имя заказчика. Знаете, что мы делаем? Мы переделываем эти проекты до неузнаваемости. Ради того чтобы избавиться от проклятия NDA. А это для компании, между прочим, чистый расход: сотрудники в свое рабочее время переделывают работу только для того, чтобы ее можно было опубликовать.

Раз мы можем себе это позволить за деньги — значит, вы тоже можете себе это позволить. Расплатитесь свободным временем, да. Себе же платите, не дяде (и не тете).

Короче. Если вы готовы немного бесплатно поработать на себя любимого и продемонстрировать это в портфолио — ваша бизнес-востребованность возрастает в космические разы.

Дайте мне четкое задание

Продолжаем перебирать фантазии дизайнеров, которые убеждены, что они единственные в мире. И что клиенты под них подстроятся.

Есть такой способ организации производства — дизайн-процесс. Можете считать его одной из гибких методологий. Суть в том, что при дизайне чего угодно (не только интерфейса) стартуют не с постановки задачи, а с поиска самой задачи.

Конечно, там есть методы, лучшие и худшие практики, вспомогательные аналитические инструменты. Даже, кажется, сертификация есть.

Но ни в какой момент этого дизайн-процесса нет «четкого задания». Никто не ждет от дизайнеров, что они «спокойно сядут и все сделают». Работа идет рваными кусочками, прыжками от одной наконец прояснившейся части к другой. Иногда всё выбрасывают и начинают заново.

Поэтому идея, что можно работать дизайнером, получая и отрабатывая четкие задания, — она несколько утопична. Так не будет.

А как будет? Вот сейчас пересмотрели еще раз отдельную папочку с техническими заданиями, которые нам за последние семь лет наприсылали очень и очень разные заказчики. Там нет ни одного, по которому можно работать. Ни одного!

Причин у этого много, не будем углубляться. Однако предлагаем признать: отсутствие ТЗ или его, мягко говоря, расплывчатость — это нормально.

Что делать?

Для начала — научиться принимать с благодарностью все письменные материалы, которые вам предоставляет заказчик. Все. Какими бы безумными и бессмысленными они вам ни казались — кто-то над ними работал. Кто-то что-то хотел сказать. Эти попытки стоит уважать, а не брезгливо отбрасывать.

Радуйтесь любой бумажке и не ждите внятных ТЗ

Второй ход для продвинутых: научитесь читать ТЗ. Да, вы думаете, что уже умеете это делать. Но знаете, как понять, действительно ли человек умеет читать документы? Очень просто: он после прочтения задаст вопросы. Хорошие такие полноценные вопросы, улучшающие прежде всего понимание заказчика. Да-да, это не опечатка, именно заказчик должен просветлеть разумом после того, как вы прочтете ТЗ.

Задавайте вопросы, интересные отвечающему

Итого: четких ТЗ не ждем, нечеткие — читаем под лупой. Это минимум для вашей новой бизнес-упаковки.

Эти овощи так и не смогли стать салатом

Курсы. Кругом курсы — и тебе онлайн, и тебе магистратуры, и тебе Эйндховен. Все очень именитые и очень дорогие.

Но вот что происходит иногда (не скажу, что всегда).

Человек проходит курсы. Потом другие. Потом еще парочку.

А курсы-то все кусочные! Даже те, кто заявляет о своей практической направленности. Понимаете, даже лучшие из них вытянут вас на уровень очень слабенького стажера (а чаще — только на уровень продажника: понимаю, о чем речь, распознаю модные термины, могу продать идею).

Но вы заплатили деньги. Поверили в обещание работы после курсов. И, в общем, ждете, что деньги отобьются, а работа найдется.

Так может произойти. А может и нет. Корреляции курсопрохождения с качеством дизайна мы не видим.

Всё, что пафосные курсы продают по капле своим студентам в гомеопатических дозах, мы впихиваем в сотрудников дозами лошадиными за первые 3–4 недели работы. И не только мы.

Что, тогда не стоит проходить курсы? Стоит. В двух случаях.

Случай первый. Вы патологически не уверены в себе. Тогда окончание курса даст вам какую-то надежду на то, что вы не полный бездарь и что-то все-таки можете. Это не шутка, многим нужно.

Случай второй. Вы рассчитываете на удачу. На пробитие с помощью курсов вышеупомянутого стеклянного потолка. Это тоже работает, но — лотерея же. И больше всего везет тем, кто уже нашел работодателя мечты, но хочет внутри него сменить род деятельности и стать дизайнером.

В остальных случаях курсы формируют у вас нереалистичные ожидания к рабочим процессам. И, кстати, отпугивают некоторых работодателей: «Он(а) же после модных курсов, будет гнуть пальцы и требовать золотые горы».

Идите на курсы, но только если у вас плохо с самооценкой

Совет простой: не выпячивайте свои курсы. Вас не за них берут на работу (а если за них, вы точно по адресу стучитесь?).

И совет для продвинутых: вставайте сразу в позицию эксперта. Не ищите чужие знания — делитесь своими. Это пока еще работает.

Смешные решатели бизнес-проблем

Почему формулировка «Я решаю бизнес-проблемы» не так хороша, как принято считать?

Очень просто. Чтобы какую-то бизнес-проблему решить, ее надо увидеть. И после этого — признать. А это непросто даже для собственно бизнесменов. Не говоря уж о тех, кто бизнесменом-то вовсе и не является.

Мы не знаем, как написать статью без котиков. Вот, нашли хорошего​

Есть, к сожалению, корреляция между настойчивостью, с которой дизайнер заявляет о своих амбициях в решении бизнес-проблем, и головной болью, которую этот дизайнер генерит бизнесу при попытке вступить в конструктивное взаимодействие.

Бизнес об этом знает. И сторонится спасателей. Вы же не хотите, чтобы вас сторонились?

А, вот еще что! Самое-то главное! Бизнес-проблемы — это не проблемы маркетинга. Не проблемы IT-отдела. Не проблемы еще какой-нибудь части бизнеса. Это проблемы бизнеса в целом.

Поэтому если вы даже успешно сотрудничаете с бизнес-подразделением (они вам ставят задачи, а вы их решаете) — это вас не приближает даже к пониманию формулировок бизнес-проблем.

Что же делать? Ведь вы же правда, правда умеете решать бизнес-проблемы. Прям вот чувствуете в себе мощь и силу. И ничего смешного!

Решайте чужие проблемы

Попробуйте решать не бизнес-проблемы. Попробуйте решать чужие проблемы. Хотя бы не свои, а чужие. И об этом — следующий раздел.

Мимикрируйте и выделяйтесь

Дизайнер — существо социальное. Мода, тренды, конкурсы, визуальные соцсети — это всё важная часть дизайнерской жизни.

И в этом, казалось бы, развлечении — картиночки смотреть — вы нарабатываете заметный пласт своей бизнес-ценности. Наверное, многие знают слово «насмотренность» — вот это она. Здесь пока что машины людей не заменили. Продолжайте смотреть. Это важно. Но будьте осторожны.

Дело в том, что если смотреть только на результаты труда других дизайнеров — вы впитываете именно дизайнерскую культуру. Привыкаете к тому, что выглядит хорошо с точки зрения дизайнеров. Чувствуете дизайн.

Не человек, но тоже явно дизайнер. И он про мимикрию, да​

Но это не то, что нужно на рынке. На рынке нужно чувствовать потребителя вашего дизайна. А он, бывает, и на китайском рынке оденется, и жутковатую открытку с сердечком через «Одноклассники» пошлет. Разный у него опыт, ой разный. И вкус — не всегда тонкий.

Конечно, если вы художник, вопросов нет. Берегите себя в нашем эстетически чудовищном обществе.

Но если дизайнер — разговор совсем другой. Тут надо знать не только о шедеврах. И уметь подстроиться не только под ожидания английской королевской семьи.

Дело в том, что во всем окружающем нас визуальном мусоре есть смысл. Его можно понять. Правда. А поняв — адаптировать свои решения так, чтобы они и глаз не резали, и недосягаемым художественным уровнем людей не пугали.

Но для этого нужно смотреть на всё, а не только на красивое. И обдумывать, как наше всё дошло до жизни такой. Вживаться. Мимикрировать.

Это вас приблизит к решению чужих проблем. Проблем не-дизайнеров. Не все готовы к встрече с прекрасным, ну вот правда.

Смотрите на всё, а не только на красивое

А что же вторая половина заголовка? Как выделяться? И зачем.

Удивительно, но выделяться нужно не внешностью (хотя тут ваша воля, но действует это только на других дизайнеров). Выключаем глаза, включаем уши.

Выделяться нужно вниманием к другому. К тому, чью задачу вы решаете. Выключаем «готовность слушать», включаем активное слушание. Вышеупомянутое задавание вопросов. Проявление интереса к жизни тех людей, для которых вы делаете интерфейс. Полное, безоговорочное уважение к их работе (тут скепсис чувствуется прям мгновенно, поверьте). Доверие к их желанию пользоваться результатами вашего труда (не «тупые юзеры», а вы плохой интерфейс сделали; не «люди не читают», а вы буквы слишком мелко и ни о чем написали).

И отдельным абзацем — о чужих идеях. В нашей культуре принято первым делом критиковать любое предложение вида «Давайте лучше сделаем так». Если вы пойдете за толпой и будете принимать в штыки или встречать пожатием плечами любое предложение «замутить стартап» или «передвинуть кнопку» — вы не будете из этой толпы выделяться. Поверьте, критиков или послушных исполнителей миру достаточно.

Но если вы опустите штыки и расправите плечи — то выделитесь на общем фоне настолько сильно, что вас начнут друг другу рекомендовать. Как человека, решающего бизнес-проблемы :) (хотя на самом деле вы всего лишь на секунду отвлечетесь от себя любимого и подумаете о других).

Слушайте и помогайте говорить

Как же поменять свою привычную реакцию? Об этом дальше.

А этот раздел завершим короткой подсказкой: так выделиться можно даже на собеседовании. И нужно.

Подхватываете? Вас оближут

Если вы знаете какой-нибудь европейский язык, то наверняка обращали внимание: в сетевых дискуссиях люди ведут себя иначе. Это уже много раз обсуждали, просто возвращаем вас к этому странному ощущению: ну надо же, не бросаются друг на друга, как голодные волки, не топчут чужие идеи с изяществом гиппопотама — поддерживают, уточняют, дополняют и развивают мысли собеседника!

А чё, так можно было?

Когда вы разговариваете с заказчиком или работодателем, то разговариваете не с ролью — с человеком. Почти всегда — с самым обычным, из нашей же среды. Он(а) живет в том же интернете, общается с теми же сотрудниками «Почты России» и скрежещет зубами в бессильной ярости на то же пьяное быдло под окнами.

Этот человек привык, что его мысли и идеи уничтожают. В лучшем случае — игнорируют.

Сделайте иначе. Пересильте себя. Подхватите. Развейте. Уточните. Дополните. Поддержите.

Идея не в том, чтобы поддакивать. Идея в том, чтобы отреагировать дизайнерским предложением: «А давайте сделаем так». Или даже «Хм, интересная мысль, попробую». В крайнем случае «Я так пробовал, получается не очень, заменил идею на вот такую, она работает лучше в том-то и том-то».

Не забыть потом сделать предложенное :) Ну, это понятно.

«Я понял(а), что вы сказали, и в развитие вашей идеи сделаю то-то и то-то» — да вас бизнес на руках будет носить за такую позицию.

Подхватывайте чужие идеи

Вы здесь не как женщина или мужчина сидите, а как дизайнер. Работайте дизайнером на полную катушку. С первой секунды общения. Все знания, всю экспертизу — на стол и в бой синхронно с мыслями собеседников. Тогда люди сами не заметят, как начнут на вас опираться и вам доверять.

Но, как всегда, есть нюанс. О нем дальше.

Бизнес мыслит потребностями, а не возможностями

Мозг профессионала — почти в любой профессии — на 90% состоит из мыслей вида «Можно сделать это».

Классно попробовать новую технологию. Стыдно ходить со старым логотипом. Интересно пересобрать интерфейс в новых стандартах. Круто автоматизировать часть работы. Руки чешутся написать регламенты и внедрить методологии.

И всегда под эти хотелки находятся аргументы. С которыми и идут к бизнесу.

Что встречают? Суровый, но справедливый вопрос: «Зачем?»

То, что для дизайнера круто, без чего ему стыдно, что он очень бы хотел сделать (потому что все ж ребята уже, а я чё как лох), — то для бизнеса в первую очередь расход.

Точнее, не расход. Инвестиция. А у инвестиции должна быть какая-то надежда на окупаемость. Пусть самая крохотная.

И рассказать бизнесу о сути этой надежды должны вы. Сам не додумается. И даже думать не будет, пока поздно не станет.

Обосновывайте инвестицию в дизайн

Хороший пример надежды: «60% наших посетителей заходят со смартфонов. По статистике, пользователи смартфонов обычно в 20 раз чаще покупают, чем пользователи десктопов. Похоже, мы теряем деньги. Давайте делать мобильную версию сайта?»

Плохой пример надежды: «У всех конкурентов уже есть мобильная версия сайта, мы одни без нее. Давайте делать?»

Но чаще бывает наоборот. Чаще потребность, которая уже сформирована на рынке и выражается в каких-то действиях пользователей, видит как раз бизнесмен. Точнее, предприниматель.

И тут уж его задача — продать вам идею о том, что эту бизнес-потребность нужно закрыть в том числе и дизайнерскими методами.

Проблема, однако, в том, что редкий предприниматель способен что-то продать своим исполнителям. Его картина мира часто проще: «Я плачу деньги, а вы должны делать, что я говорю». Так себе способ вдохновить специалиста, прямо скажем. Но это реальность. Люди так думают. С этим и надо иметь дело.

Поэтому активность вам придется проявлять самостоятельно. Выяснять детали мечты заказчика. Взять на себя ответственность за второстепенные решения. Предлагать варианты. И все время думать о рыночной потребности, которую пытается закрыть заказчик.

И в том и в другом случае дизайнеру придется туго. Думать в терминах потребностей, вдохновляться рыночными феноменами — не задача профессионала.

Но знаете, если вы хотя бы не будете саботировать разговор о потребностях и не станете пытаться продавить прелести возможностей — уже огромный плюсик пойдет в вашу дизайнерскую карму.

Да, самое важное! Саботаж придется изжить не только на словах, но и на деле. Грубо говоря, если у вас что ни делай, лендинг получается — то это он самый саботаж и есть: вы привыкли сводить все задачи к одному ответу, это бизнес не порадует.

…или все-таки возможностями?

Есть как минимум одна ситуация, когда бизнесу все-таки очень важно поговорить с вами не о потребностях, а именно о возможностях.

И эта ситуация проста как валенок: вы (как человек, а не как дизайнер) уже погрузились в тот мир, который бизнесу еще только предстоит открыть.

С вами разговаривают как с первопроходцем. Слишком не верят, конечно. Особенно не верят вашим оценкам бизнес-потенциала наблюдаемых феноменов, но интересуются фактами: «Да все уже бегают в умных кроссовках» — нет, «Я когда покупал, то была очередь» — да.

Очень важно понимать, что бизнес пытается вписать ваш рассказ в его картину мира. А она сложна. И консервативна. Не давите, только зря энергию потратите. За один разговор люди в адептов новых возможностей не превращаются.

И, кажется, сейчас будет единственный деструктивный совет за всю статью. Если вы при обсуждении новых технологий слышите от бизнеса что-то вроде «Зато у нас качество» — бегите оттуда со всех ног. Этот бизнес скоро умрет. И не дизайнеру его спасать.

Бегите от «Зато у нас качество»

Декомпозиция магии как бизнес-ценность

Часто циничный бизнес хочет стать посредником в продаже вашей экспертизы. Хочет научиться вас продавать.

Не всегда речь о непосредственной продаже именно ваших услуг как есть. Чаще речь о том, чтобы интегрировать ваши навыки в уже имеющиеся бизнес-процессы. Например, переложить на вас ответственность за рисование интерфейсов, которые раньше рисовали разработчики. Или маркетологи. Или еще кто-то столь же неожиданный.

Соглашаться на такую сделку или нет — ваше право. Обычно соглашаются при внутренней продаже «Мы организуем UX-отдел» и не соглашаются в историях вида «У меня SEO-компания, хочу интерфейсы еще отдельно продавать, приходи?».

И как обычно выглядит попытка бизнеса договориться с дизайнером? Душераздирающе. Бизнес описывает золотые горы. Описывает, описывает… Потом спрашивает дизайнера: а как ты вообще работаешь? Дизайнер ему и отвечает: мол, как-как, сажусь и работаю.

Приплыли.

Что на самом деле нужно бизнесу? А нужно понимать, через какие этапы проходит ваша работа. И по каждому этапу: зачем он нужен, в какие сроки обычно укладывается, что появляется по итогам, какие нужны ресурсы для реализации, как в целом выглядит рабочий процесс.

Кто прочел предыдущий абзац и не заснул, тот молодец. А кто не молодец, учтите: прочесть и понять придется. Что для вас тоска смертная, то для бизнеса способ познания мира.

Зачем. Когда. Что в итоге. Чем обеспечить. Как выглядит.

Не стесняйтесь объяснять простыми словами. «Я пишу документ». «Я разговариваю с пользователями». «Я хожу по сайтам конкурентов и ищу, что можно повторить у нас». «Я рисую карандашом на бумаге». Совершенно нормальные формулировки.

Декомпозируйте и объясняйте свою работу

Вы не знаете, как декомпозировать ваш творческий процесс?

Тут есть два пути. Пройти надо оба.

Первый: понаблюдать за собой. Сначала я делаю это, потом это.

Второй: списать из готовых шпаргалок. Несколько книжек на эту тему написано. Наша — самая короткая, берите.

Дизайнер, который может по шагам объяснить, как он создает свой дизайн, — это понятный, а значит, нужный специалист.

Говорить словами через рот

Рутина засасывает. Кажется, что каждый день одно и то же, что все всё давно знают, что ничем таким особенным вы и не занимаетесь.

А это и неправда. Я как член программных комитетов двух IT-конференций вот прям точно могу сказать: дизайнеров, которые могут связно рассказать о том, что они делают, — очень и очень немного.

Пытайтесь рассказывать. Пожалуйста, пытайтесь.

Никто на вас пальцем не покажет и смеяться не будет. Вообще-то всем наплевать на то, как вы выглядите. А половина докладчиков везде и всюду — унылая тоска. Вы не можете быть хуже, это нереально просто.

Есть в этом и сложный бизнес-смысл. Тут будут слегка наши домыслы, но что-то эти домыслы с завидным постоянством воспроизводятся. Так что примите к сведению, а вдруг и правда.

Пишите и выступайте

Дело в том, что — в наблюдаемой нами реальности — многие начинают свою публичную активность на первой восходящей части кривой Даннинга — Крюгера. Когда опыт растет одновременно с уверенностью в себе.

Это приводит к тому, что выход на публику (или публикация статьи) приводит только к усилению этой уверенности. Я могу! Я не хуже их! Я прям крутой, меня слушали (читали), ух!

Ощущения не врут: да, ты крутой (крутая). Наконец-то заметил(а) :) Но — вся крутость в этот момент еще в потенциале. А кажется-то человеку, что он(а) уже по второй восходящей части кривой поднимается.

А не сменить ли мне работу на более почетную, думает этот человек. А сменить, отвечают ему HR’ы, видя блеск в глазах и (важно!) запись о публичной активности в резюме.

Хватит читать и слушать. Пишите и выступайте.

В любой непонятной ситуации выбирают отраслевой опыт

Продолжаем циничное. Вот вы уже даже состоявшийся дизайнер, в вашем портфолио теплится что-то приличное, с людьми умеете разговаривать. Готовы к покорению карьерных вершин у нового, куда более престижного работодателя.

Как подать себя лицом?

Очень просто. Демонстрируйте отраслевой опыт.

При прочих равных всегда почему-то берут не того, кто хорошо дизайнит, — а того, кто уже хоть что-то делал в нужной отрасли. Кто уже как бы немножко «свой» в медицине, финансах, логистике, госуправлении, СМИ и т. д.

Мы не знаем причин. Сами так не делаем — не видим смысла: умение набрать отраслевой опыт есть всего лишь один из дизайнерских навыков, он хорошо методологизирован и легко воспроизводится у любого человека с высшим образованием.

Но вот так.

Цепляйтесь к отрасли

И кстати, еще и из-за этого странного предубеждения о важности отраслевого опыта так прочен вышеупомянутый стеклянный потолок: где взять людей с опытом, если не давать его получить людям без опыта?

Отдельный тип «отраслевого» опыта — это опыт работы в больших компаниях. Есть у нас в отрасли такая, скажем, золотая сотня (чуть не написала «клетка»): уж если ты в нее попал, то так и будешь переходить между офисами крупняка. Потому что ценят. И да, есть что ценить. Не стоило бы только вот переоценивать…

Вернитесь и перечитайте раздел про компании-ступеньки. Если в «Газпром» всё не берут и не берут — ищите возможность поработать абы где, лишь бы «про нефть».

Да и выдуманные проекты в портфолио лучше делать в той отрасли, куда вы хотите попасть.

Этим разделом мы немного роем себе яму, конечно. Потому что раз за разом воспроизводится одна и та же ситуация: наш дизайнер уходит, как только поучаствует в проекте в отрасли кого-то из «пылесосов».

Однако яма ямой, а реальность именно такова. Напирайте на отрасли, а не на конкретику бизнесов ваших работодателей — и вас засосут в крупняк со свистом.

Spoiler: «Собака» при этом совершенно не интересуется вашими отраслями. Потому что — повторимся — экспертизу в отрасли прокачать можно легко и быстро. А вот талант и визуальное мышление развитию поддаются очень и очень ограниченно.

Зоопарк белок-истеричек

А тут совета не будет. Потому что мы не знаем, что посоветовать.

Зато знаем другое. Отношения заказчик — исполнитель в России очень эмоционально напряженные. Едят друг другу мозг, кидают, на ходу меняют планы, отменяют устные и даже письменные договоренности — и чего там только нет.

И на старте не угадаешь. Люди очень непредсказуемы.

Белки — хорошие​

Но если вдруг (вдруг!) у вас есть опыт, скажем, работы в службе поддержки. Или образование антикризисного психолога. Или собственный бизнес в анамнезе. Или спортивные достижения. Или даже опыт службы в рядах доблестной.

…то всё это повышает вашу стрессоустойчивость. Не стесняйтесь об этом говорить, когда ищете новых заказчиков или работодателей.

Отслужите в армии или чем-то похожем

Реально люди, способные работать, когда все вокруг в истерике, — ценное приобретение для любого бизнеса.

Инициатива должна быть

Дизайнеры как-то поляризованы, что ли.

Одни вечно всем недовольны — и все время что-то предлагают. На словах. В основном специализируются по мелкому улучшайзингу. Любят покритиковать чужое, особенно популярное. Не стесняются в выражениях.

Другие, наоборот, скрывают свой дизайнерский потенциал. Решают те задачи, что им выдадут (и там могут быть вполне проактивны), но за границы работы-работы свой дизайнерский свет не несут.

И те и другие в своем праве.

Но знаете, в чем испытывает дефицит примерно любой бизнес?

В печеньках. В клее. В комплиментах. В ма-а-а-а-аленьких экстраусилиях, которые сотрудники направляют на улучшение самого этого бизнеса.

Бизнесу — почти любому — приходится жить в ситуации «сапожник без сапог». Все усилия уходят на обслуживания рынка. Очень, очень мало кто может себе позволить обустроить свою жизнь так же хорошо, как обустраивает жизнь своих клиентов.

Вот и строители тоже без дюбелей-шурупчиков. Куда уж дизайнерам​

Поэтому инициатива конкретно в этом месте бизнесом будет воспринята как чудо чудное. Особенно если вы эту инициативу доведете до конца, а не просто обозначите.

Дополнительных денег тут не ждите. Именно поэтому не стоит затевать великие проекты: всем будет неловко. А вот что-то маленькое и конкретное — это прям да, прям хорошо.

Оказывайте мелкие дизайн-услуги работодателю

Смешной пример из нашей жизни. Мы уже знаем, что если дизайнер пришел с предложением «А давайте я сделаю шпаргалку для новых сотрудников» — значит, он собирается увольняться. Такая уж заколдованная задача. Да и великовата, пожалуй.

А вот оформить стили в (по умолчанию страшненьком) Google Docs и распространить их на всю небольшую компанию — это уже куда более приемлемая затея.

Вы дизайнер. Вы можете просто сделать. Не сдерживайте себя.

А что творится в соседней палате?

Уж сколько раз обсуждали, что дизайнерам стоит понимать смежные области. Но почему-то выглядят эти попытки разобраться довольно странно: дизайнеры пытаются научиться, например, программировать.

Дело лично каждого, но бизнес-смысла в этом нет.

Сначала напрягает, но потом уже и очевидно

Смысл в другом. Вам стоит разобраться не в том, как что-то делают программисты, юристы, бухгалтеры и менеджеры. А в том, чем они, собственно, заняты. И какие задачи они умеют решать.

Почему это важно? Потому что в нашем мире многие проблемы пытаются решить исключительно доступными методами. Если у тебя в руках молоток, то вокруг — сплошные гвозди. Если я дизайнер, то давайте же дизайнить!

Иногда дизайн не нужен. Иногда вреден. Иногда слишком дорог. Иногда решит 2% задач там, где надо решить 80%. Иногда вообще просто заметает настоящую проблему под ковер.

А коллеги бы справились. Если бы их кто-то догадался спросить. Но нет, зачем, вокруг же торчит столько незабитых шляпок гвоздей!

Узнавайте, что могут не-дизайнеры

Почему это сложно? Потому что поверхностных обзоров чужих профессий как-то маловато. Потому что все учебники и курсы норовят привить фундаментальные знания и навыки. Потому что статей про «скучные» профессии мало. Потому что придется общаться с людьми и узнавать, как устроен их мир. Потому что ты переходишь таким образом в ситуацию принципиального незнания. Потому что вообще сложно сказать: «Другой сделает эту задачу лучше».

И что теперь, не учиться верстке? А как же, а что же? А вот говорят что?

Да учитесь, конечно. Просто не думайте, что поверхностное освоение навыка позволит вам понять, что думает и чувствует профессионал. И узнать, что он на самом деле умеет.

Уважайте труд не только уборщиц. Предлагайте дизайн-решения, в которые интегрированы чужие опыт и экспертиза. Будет круто. Бизнес оценит.

Надо всё доедать до конца

И последний раздел.

Он категорически против трендов. И против желаний. И, может быть, иногда даже против ваших тактических интересов.

Но зато он стратегически — самый важный. Хоть и короткий.

Доделывайте

Доделывайте.

Всё.

И короткое summary для тех, кто читал по диагонали.

  1. Выясняйте, увольняются ли «вверх» из вашего работодателя.
  2. Смотрите, от чьего имени контора публикует промоматериалы.
  3. Признайте, что лендинги не делают вас дизайнером.
  4. Рисуйте фейковые проекты для портфолио.
  5. Перерисовывайте до неузнаваемости всё, что «под NDA».
  6. Радуйтесь любой бумажке и не ждите внятных ТЗ.
  7. Задавайте вопросы, интересные отвечающему.
  8. Идите на курсы, но только если у вас плохо с самооценкой.
  9. Решайте чужие проблемы.
  10. Смотрите на всё, а не только на красивое.
  11. Слушайте и помогайте говорить.
  12. Подхватывайте чужие идеи.
  13. Обосновывайте инвестицию в дизайн.
  14. Бегите от «Зато у нас качество».
  15. Декомпозируйте и объясняйте свою работу.
  16. Пишите и выступайте.
  17. Цепляйтесь к отрасли.
  18. Отслужите в армии или чем-то похожем.
  19. Оказывайте мелкие дизайн-услуги работодателю.
  20. Узнавайте, что могут не-дизайнеры.
  21. Доделывайте.
0
6 комментариев
Написать комментарий...
djeidi009

А зачем на конференции собирали почту, чтобы потом выслать на нее эту эксклюзивную статью, если ее просто выложили тут? Вроде говорили, что она будет намного больше доклада, а в итоге 1 в 1 повторяет его.

Ответить
Развернуть ветку
ЛогоТип

Самый крутой материал, который я прочитал на этом сайте)

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ermolin

Респект и уважуха вашему копирайтеру!

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Korzhikov

Пригорело так сильно, что решили написать ?! :D

Ответить
Развернуть ветку
Lai Psov

Прям здорово :) спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Artem Latynof

Круто, мощно, респект Собаке)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда