Как дизайнеру построить карьеру в ИТ-гигантах («Яндекс», Rambler Group, Mail.ru Group)

Саша Ермоленко — одна из самых выдающихся женщин в дизайн-среде.

В прошлом директор департамента дизайна Рамблера, арт-директор внешних коммуникаций Яндекса и арт-директор BBDO, сегодня она работает заместителем директора департамента дизайна в Mail.ru Group. Также она преподает в Школе дизайна ВШЭ и Британской высшей школе дизайна, Moscow Coding School и Bang-Bang Education.

В интервью мы узнали у Саши, как строить карьеру в компаниях-гигантах, создавать продукты для миллионной аудитории и управлять дизайнерами.

Вот несколько тем, которые мы обсудили:

– Саша, чем ты занимаешься в Mail.ru?

Я отвечаю за направление продуктивити сервисов – почту, облако и другие продукты, которые позволяют сделать цифровой быт людей проще и удобней.

– Стоп. Почтой? То есть у нас есть шанс увидеть ее обновление? Лет 10-15 назад зарегистрировался и не вижу разницы. Изменения были?

Конечно, были. Почтой пользуются очень много миллионов человек, это огромная аудитория, поэтому изменения не должны быть резкими. Такой продукт должен меняться постепенно, перемены не должны ударить по аудитории, которая уже использует продукт. Динамика изменений таких крупных продуктов очень отличается от каких-нибудь стартапов, которые могут себе позволить каждый месяц обновляться. У нас очень развитая структура, которую мы постоянно улучшаем и мощное наследие пользовательского опыта, который нужно мягко менять. И благодаря всем этим данным нас скоро ожидает большое обновление, которое уже частично произошло.

– Вы придумываете новые фичи? Если да, то с кем согласовываете? В агентствах с клиентом нужно согласовывать, а как у вас?

Я люблю работу в продукте за то, что там нет клиента и взаимоотношений заказчик-исполнитель. Есть только команда и вы делаете все вместе. Поэтому неважно, кто придумал фичу: ее может придумать программист, тестировщик, аналитик, дизайнер или прожект. Когда пользователь оценивает результат нашей работы, ему все равно, кто это придумал. Мы либо попали в его ожидания, либо нет. Да, есть люди, которые придумывают фичи чаще остальных, потому что это часть их работы, но по сути, мы работаем над этим все вместе. В этом смысл команды.

– Я хотел немного расспросить про Rambler: ты ведь одна из первых, кто вообще создал в России дизайн-систему?

Тут не важно, кто сделал первым или вторым. Вопрос в том, кто первым сказал об этом. Первым об этом заговорили ребята из Mail.ru, но с такой необходимостью столкнулись большинство компаний. Они пришли к тому этапу инфраструктурного развития, когда пользовательский опыт должен быть оптимизирован – не нужно создавать новое решение, дублирующее старое решение, нужна общая система.

Дизайн-система – крутое решение проблем развития компании. Главное, чтобы она не стала самоцелью дизайнеров. В Рамблере у нас это получилось сделать целостно. Мы попали в удачный период – мы меняли стек и переходили на единый набор технологий с фронтендом, много чего переписывали и интеграция компонентных решений была очень кстати.

– Сколько у вас дизайнеров в команде?

У нас не очень много дизайнеров. В Mail.ru не больше 20 дизайнеров в целом, именно в том бизнес-сегменте, в котором я работаю. А в моей команде меньше 10 человек, это маленькая команда, за что я ее безумно люблю.

– Хочу спросить про UX. Я заметил, что люди, давно занимающиеся дизайном, дают ему разные определения. Что для тебя UX?

Я хочу начать издалека, потому что всегда когда слышу отдельно UI и UX, не понимаю, зачем нужна вся эта история про разделение. Продукт не конвейер, каждый раз приходится решать новую задачу. Эта задача может быть похожа на предыдущую или на задачи других компаний, но она редко повторяется и редко бывает простой. И чтобы решить эту задачу, нельзя заморачиваться на какой-то одной области.

Например, нельзя думать: “Я занимаюсь только тем, что проектирую интерфейс. Ставлю серые квадратики, а дизайнер пусть дальше рисует”. Это не работает, люди так не воспринимают информацию.

Поэтому для меня UX, “user experience”, “пользовательский опыт” – это совокупность ощущений качества: реализации, визуализации, проектирования, поддержки и всего остального. Все это и есть настоящий “пользовательский опыт”. Я не считаю, что дизайнер должен заниматься всем этим, но он должен иметь полное представление о продукте, с которым работает.

Поэтому мне сложно кратко ответить, что такое UX. Это просто две буквы.

Продолжение смотрите в интервью.

Беседа получилась объемной и полезной для всех, кто хочет построить карьеру дизайнера продукта.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Yury

Всегда удивляло насколько мэйл.ру прогрессивно со стороны и насколько это дно по факту. Создается впечатление, что кроме маркетологов там никто реально не работает

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny UPROCK
Автор

Согласен, много неоднозначного, надеюсь, с появлением Саши многое изменится. Уже кстати есть новые изменения интерфейса мейл.ру.

Ответить
Развернуть ветку
Yury Vetrov

Эти изменения продуктов были сделаны до Саши и сейчас выкатываются наружу. И она пришла в уже существующую сильную команду, которая долгие годы занимается обновлениями дизайна, сделав несколько сотен перезапусков и новых релизов:

— 2018 — https://www.facebook.com/502273249/posts/10156250278138250/

— 2017 — https://www.facebook.com/502273249/posts/10155418048348250/

— 2016 — https://www.facebook.com/502273249/posts/10154435703623250/

— 2015 — https://www.facebook.com/jvetrau/posts/10153511880088250

— 2014 — https://www.facebook.com/jvetrau/posts/10152734427538250

— 2013 — https://www.facebook.com/jvetrau/posts/10151967203663250

— 2012 — http://www.slideshare.net/jvetrau/user-experience-2012-mailru

— 2011 — http://www.jvetrau.com/techforummailru-2011/

Команда слегка офигевает, когда видит такие заявления.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Ermolenko

Я пришла в уже существующую команду, которая многое изменила в компании, так что мой вклад целесообразно оценивать не ретроспективно, а к концу года.

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Каграманов

Это не спасет многие продукты мейла, ибо процессы разные и никто не готов перестроить их под новые тенденции о которых идет речь ибо "все привыкли, работали же раньше как то епта", поэтому до сих пор во многих продуктах процессы построены так (продакт "заказчик", дизайнер "исполнитель"), так же в некоторых продукта нет не то что дизайн системы, даже единого брендбука, маркетинг использует одну палитру, продуктовая команда свою, макеты продуктовые хранятся в скетче в ужаснейшем состоянии или их вообще нет "все в зеплине лежит там оттуда возьми как нибудь и создай заново, че сложно чтоли ?"

Ответить
Развернуть ветку
Nike RossXP

первые комменты выглядят проплаченными. Слишком много людей, работающих в мейле, светятся тут, слишком сильно компанию пытаются обелить.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny UPROCK
Автор

Привет, я сейчас записываю эти интервью для дизайнеров, чтобы на реальных примерах вдохновить людей. У нас есть небольшое сообщество, где мы поддерживаем друг друга. Скорее это знак взаимной благодарности.

К самому мейлу у меня неоднозначное отношение, но Сашу давно знаю и очень уважаю ее как профессионала. И у меня большая вера, в то что если пригласили Сашу, то компанию ждут сильные изменения с точки зрения интерфейса.

Ответить
Развернуть ветку
Bender Rodriguez
 У нас есть небольшое сообщество, где мы поддерживаем друг друга

то есть вы подтверждаете, что накручиваете рейтинг и комментарии под своими статьями? А с правилами сообщества ЦП вы знакомы?

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Калашников

"Величайшая дизайнерша" нуждается в вашей поддержке? Серьёзно?

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Устинова

Вот как бы да. Какая-то Саша непонятно с чего и почему стала главной женщиной-дизайнером. Мило)

Как-то наверное дизайнера по работам судят, а не по величине компаний, где им удалось поработать.

И Рамблер и Мэил и Яндекс с точки зрения дизайна просто отвратительное дно, мне странно, что кто-то гордится тем, что принимал в этом участие.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Oleinichenko

Ну камон, у Яндекса офигенный дизайн почти у всех продуктов. Намного круче гугловского, например. Так что не надо

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Устинова

ну да ладно)

Утрированный пример с главной в студию
Но можно и карты сравнить, там примерно та же история.

В принципе странно сравнивать крупнейшего игрока России с крупнейшим игроком в мире.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Oleinichenko

В принципе странно сравнивать главные страницы компаний, у которых десятки продуктов. Дизайн продуктов Гугла на уровень хуже дизайна продуктов Яндекса. Почта, карты и навигатор, аналитика сайтов, поиск картинок, новости... да что ни возьми, у Яндекса дизайн лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Устинова

Ну как по мне, так всё ровно наоборот. Навигатор у Яндекса так просто жутко перегружен. И несмотря на то что информативность карты лучше гугловской, приходится пользоваться гуглом.
Но споры о дизайне в любом случае дурацкая идея.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Ermolenko

Про «главную» тут никто не упоминал, в профессии большое количество женщин, которые, к сожалению, не так часто рассказывают о своей работе как хотелось бы и я рада что эта тенденция начинает меняться.

То что я и моя команда сделали в Рамблере можно посмотреть тут — https://brand.rambler.ru/ или тут https://ratio.rambler.ru/ (это помимо обновления самих продуктов). Портфолио на дриббле у меня нет, я как-то за то чтобы доставить обновления на пользователей, а не на дизайнерское комьюнити 😉

Жаль, что тебе не нравится то, как развиваются крупные IT-компании в России с точки зрения пользовательского опыта. Думаю, если у тебя есть крутые предложения как это изменить твоё резюме с радостью рассмотрят в любой из них.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Евдокимов

Я лично хочу поддержать Александру хоть лично я с ней и не знаком, мейл сейчас совсем другой стал та же почта гораздо удобнее чем гугловская, Александра вы молодец посмотрев интервью с Вами я убедился, что есть на кого ровнятся, ав прошли очень большой путь.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Устинова

я вот про это: "одна из самых выдающихся женщин". Как-то совсем не скромно. Работы по ссылкам хорошие.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Ermolenko

Этот текст писала о себе не я, а редакторы от блога Жени

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий Боргир

Рамблер и мейл.ру - это же днище днищенское.

Ответить
Развернуть ветку
Artyom Konakov

Если бы я хотел смотреть видео, то пошёл бы на ютуб, тут я читаю. Что за бред смотрите видео, даже если бы я решил так сделать, как понять на каком моменте мне продолжить? Те я должен ещё и промотать и поискать нужный мне кусок? Короче, смотреть это я, конечно же, не буду

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny UPROCK
Автор

Это ваше право. Выкладываю здесь, чтобы вы могли узнать об интервью. Работы проделано много, жаль если вы его пропустите, только из-за того, что не подписаны на меня на ютуб.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Bender Rodriguez

По ходу в этом посте тоже 90% аккаунтов-однодневок.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Евдокимов

Не все тут сидят и пишут некоторые просто читают информацию

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда