Редизайн в e-Сommerce: пять проблем, которых можно избежать
Разбираем типичные ошибки: на что стоит обратить внимание при редизайне в ecommerce. Полезно и владельцам интернет-магазинов, и самим дизайнерам.
Главной ошибкой редизайна может быть… сам факт редизайна! Например, в 2015 году обновление сайта kinopoisk.ru пришлось откатить — пользователи его освистали.
Кейс «Кинопоиска» многие помнят до сих пор, и в нём было минимум две ошибки:
- кардинальные изменения без выбора «вернуться на старую версию»;
- потеря персональных данных.
Могла быть ещё третья — отсутствие аналитики, но этого мы не узнаем.
В итоге все обновления скомкали и отправили в мусорку, а удовольствие это не из дешёвых.
Что такое редизайн и нужен ли он?
Сайту e-Commerce, работающему с высокой рентабельностью, не нужен редизайн.
Кстати, давайте сверим терминологию. Под редизайном мы понимаем не тематические картинки к «чёрной пятнице» или Новому году, а глубинные изменения в юзабилити и пути клиента, цель которых — рост продаж. Это подтверждается и тем, что основной запрос к нам от владельцев интернет-магазинов — вовсе не «сделайте нам красиво». Нет, это боли такого типа:
- посетители не добавляют товары в «Корзину»;
- те, кто всё же дошёл до «Корзины», быстро покидают страницу и ничего не оплачивают;
- пользователи просматривают каталог очень недолго;
- сделали B2B-портал — продажи дилерам резко упали, а работать по-старому (через email и заказы в Excel) уже нет рабочих рук, да и неудобно.
Эти проблемы нужно решить, тогда вырастет прибыль. А чтобы сэкономить свой бюджет, лучше учиться на чужом опыте. Поэтому мы и составили для вас список частых ошибок в редизайне, по мнению нашей команды:
- главная ошибка — потеря персональных данных клиентов;
- отсутствие аналитики «до» и «после»;
- нарушение правил SEO;
- делать только то, о чём просит клиент;
- кардинальная смена дизайна без выбора «вернуться на старую версию».
А теперь подробнее.
1. Потеря персональных данных клиентов
Потерю любых своих данных пользователь воспринимает болезненно, ведь ему приходится вводить их заново, т. е. тратить время и прикладывать лишние усилия. На этом этапе часть клиентов уходит навсегда! При редизайне важно продумывать сохранность всех сведений на уровне front-end'а и back-end'а.
Персональные данные, такие как личная информация пользователя, его прошлые заказы, закладки, избранное, комментарии, хранятся в базе. В норме потерь быть не должно, если только вы не решили удалить базу осознанно.
Бывает другой случай: проблемы с back-end'ом.
Например, клиент ввёл данные о заказе в форму, нажал кнопку «Оформить заказ», но в этот момент возникает ошибка. Клиент попадёт на страницу с уведомлением об ошибке, а все сведения могут быть утрачены. Для этого back-end-разработчики, как правило, реализуют механизм сохранения временных введённых данных, чтобы они попадали в форму снова. Этот механизм обычно называется persistStore. В цейтноте, когда проект завершается в авральном режиме, о нём иногда забывают.
В CMS Magento, c которой мы работаем, всё это заранее предусмотрено и реализовано на странице оформления заказа.
Также здесь может помочь дополнительная валидация введённых в форму данных (например, корректен ли email) на уровне фронта, чтобы возникало меньше ошибок на бэке.
2. Отсутствие аналитики «до» и «после»
В е-Commerce сайты создают с целью увеличения продаж, и, чтобы оценить результат, нужна статистика «до» и «после». В начале проекта мы просматриваем каждую страницу и анализируем конкретные проблемы — на каком шаге клиент уходит, строим гипотезы — почему, предлагаем, как это исправить. В ход идёт web-аналитика и сквозная аналитика сайта. Также важно проанализировать целевую аудиторию, выявить особенности ассортимента.
Вы читали нашу предыдущую статью про Baymard Institute? Там есть кое-что интересное о том, какие данные мы используем и что помогает нам создавать гипотезы.
3. Нарушение правил SEO при редизайне
Мы уже сталкивались с тем, что наши предложения по редизайну отклонял именно SEO-отдел клиента. Что важно учесть:
- страницы и папки во время доработки должны быть закрыты;
- не стоит менять изображения на страницах, которые хорошо ранжируются;
- при удалении страниц или изменении URL-адреса необходима переадресация на новый адрес;
- перед релизом нужно проверить на корректность все внутренние ссылки сайта и все формы.
Если нарушить требования SEO, может упасть охват сайта. Это снизит продажи, что мы считаем недопустимым.
4. Делать только то, о чём просит клиент
Клиент приходит к нам с проблемой (сайт не продаёт), и ему нужно, чтобы редизайн её решил. Предложение конкретных методов должно исходить от нас; нельзя перекладывать эту ответственность на заказчика. Поэтому наши дизайнеры — это ещё и аналитики, и, кроме front-end'а, они как минимум имеют представление, что происходит в back-end'е.
Например, если заказчик не знает, что при редизайне есть риск утраты некоторых данных, наши дизайнеры сами уточнят этот вопрос у back-end-разработчиков.
Отговорки «этого не было в ТЗ» не пройдут!
5. Кардинальная смена дизайна без выбора «вернуться на старую версию»
Пользователи чувствуют себя растерянно, когда их любимый сайт резко меняется. Они могут его не узнать, заблудиться в новом меню... Вместо растерянности придёт раздражение — и вы потеряете преданного клиента.
Успешный редизайн интернет-магазина
Теперь вы знаете, как избежать пяти главных ошибок, которые могут погубить любой e-Commerce проект. И всё же стоит помнить о том, что дизайн — это важный, но не единственный фактор успеха. Насколько крут ваш товар, насколько мощно работает маркетинг, каковы перспективы роста? Перед тем как инвестировать в редизайн, подумайте и об этом.
Если вы хотите узнать мнение эксперта, есть ли объективные причины для редизайна вашего сайта - напишите нам!
С любовью к UX и читателям, студия TSEKH.design.
6. Пасхалки