{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Логотипология: пробуем разобраться с видами логотипов

Всем привет, меня зовут Максим Алимкин, я арт-директор и основатель студии Tondo.

В интернете много статей и обзоров логотипов, в основном это некие «Тренды 20** года» или «Как менялись логотипы крупных компаний с начала века». Посмотреть иногда интересно, но практической пользы от этого мало. В этой статье я хочу показать нечто иное.

Мы разрабатываем фирменные стили, и какое-то время назад я решил набросать для себя схему, презентацию с основными конструктивными приемами, которыми пользуются дизайнеры.

Я часто сталкивался с такой проблемой: у клиента есть собственное видение того, каким должен быть логотип, но спрятано оно где-то глубоко внутри, и поделиться он им не может. В таком случае лучше всего начать с презентации «А как вообще можно». В этом смысле схема меня несколько раз выручала, и если она окажется полезной кому-то еще — будет здорово.

Сразу оговорюсь, я не считаю что логотип — это обязательный, главный или единственный элемент фирменного стиля. Как правило, мы не беремся за разработку «Пока только логотипа, а остальное потом», но тем не менее это важный элемент, иногда разработку проще начинать с него.

Схема получилась условной, там есть спорные моменты, и я сам многие вижу, но здесь ключевое слово «схема», и оно подразумевает некоторое упрощение.

Да, и сразу договоримся о терминах: под логотипом я подразумеваю именно текстовую часть фирменного блока, а под знаком — фирменный знак.

Шрифтовые логотипы

Часто бывает, что новый шрифтовой логотип воспринимается заказчиком как «просто надпись». С известными логотипами такой проблемы нет — к ним все привыкли, они узнаваемы и всеми любимы, но если шрифтом Lenovo набрать например «Ногтевой салон Фея», неизбежно возникнут вопросы.

Тем не менее шрифтовые логотипы отлично работают, шрифтом можно хорошо передать характер и ценности компании, минималистичный шрифтовой логотип может отлично работать вместе с остальными элементами фирменного стиля, не споря с ними и не оттягивая на себя слишком много внимания.

Ни у Canon, ни у Netflix нет отдельного фирменного знака, но бренд от этого не страдает — он им и не нужен. Логотипы отлично узнаются без него. Несмотря на то, что на этом слайде все логотипы красные, в реальной жизни смешения нет: Canon не конкурирует с Nasa, а Esprit с Lenovo — каждый работает на свой рынок.

То же самое и с этим набором, мы все привыкли к таким написаниям, и вопросов оно не вызывает. Логотипы могут быть похожи, как Nokia и Casio, могут быть разными, как очень спокойный Panasonic и суперакцидентный Ecco, но конструктивно это все шрифтовой логотип, или «просто какая-то надпись».

Здесь шрифтовые логотипы, набранные антиквой (шрифты с засечками). Еще больше различий характеров: от уверенного и спокойного Sony, до средневекового и почти нечитабельного The New York Times.

А тут вводим небольшое усложнение — добавим в надпись разные цвета. Это решение позволяет сильнее дифференцироваться от конкурентов, но появляется некая игривость, особенно у Google и Ebay.

Каллиграфия

По сути, это тот же шрифтовой логотип, но я вынес их в отдельную категорию. Каллиграфия позволяет еще больше раскрыть характер бренда, она более эмоциональна, более выразительна.

Сравните средневековый Carlsberg, который говорит нам о древних традициях и строгом соблюдении рецепта, и Cadbury, который явно писали молочным шоколадом по кисельным берегам. Или Ray-Ban — свобода и отсутствие условностей, Esquire — ты не такой как все, чувак.

Я старался собирать группы по цвету, чтобы он не отвлекал нас от формы, но сравните Virgin и тот же Ray-Ban — очень похожий характер и, видимо, похожие ценности.

Johnson & Johnson — его же явно выводил добрый семейный доктор, аккуратный, пунктуальный, с богатым жизненным опытом.

Лого плюс минимум графики

Теперь усложним — добавим в шрифтовой логотип немного графики. Совсем чуть-чуть — так, чтобы это не стало фирменным знаком и не оттягивало на себя слишком много внимания.

Что нам это дает? Логотип становится сложнее, что повышает его уникальность. Это не обязательно делает его более выразительным (особенно после каллиграфии), но более узнаваемым точно. А еще появляется возможность немного поиграть — зашить зонтик в Citibank (защита, надежность) или показать масштаб компании в Amazon (от А до Z)

Логознак

Еще один двоюродный брат шрифтового логотипа — логотип-знак, или логознак. Я вынес его в отдельную категорию, так как просто шрифтовым логотипом назвать такую конструкцию сложно.

Название, а обычно это очень короткое название или аббревиатура, написано настолько необычно и выразительно, что по сути является знаком.

Знаки (логотипы?) CNN и LSO решены просто одной плавной линией. РЖД вообще невозможно прочитать традиционным способом, буква Ж в нем наполовину Р, наполовину Д. 3M в этом отношении немного выбивается из общего ряда ( это полное название компании, и он спокойный), но ведет он себя скорее как знак.

Vaio — рифму v-a настолько усилили, что слово почти перестало читаться, шрифтом логотипом это назвать нельзя. HBO был хорошим кандидатом, чтобы отправиться в раздел «Лого плюс минимум графики», но в итоге оказался здесь — кружок в букве О никак не выделен, да и слово очень короткое.

Лого плюс плашка

В тот же раздел могли отправится и эти ребята, но здесь минимальная графика определенного вида — плашка под текстом. Поэтому выделим их в отдельную категорию.

Плашка может быть какой-то выразительной формы, как Levi’s, Maggi или Camper (в Levi’s она в некоторых случаях вообще используется как знак), может — совсем простой, как Marvel и UCOB, но принцип один.

Плашка тоже может раскрывать характер, например IKEA и Metro — про четкость и простоту, а Pfizer, Samsung и Oral-B — скорее про будущее. IKEA немного выбивается из этого ряда, все же там две плашки, но, думаю, можем закрыть на это глаза.

Знак плюс лого

И вот мы добрались до того, ради чего все и затевалось. В сознании 99% людей логотип — это что-то такое: эмблема (знак) плюс слово (логотип). Как видим, это всего лишь один из многих вариантов конструкций — не самый современный и далеко не самый удобный.

У такой конструкции есть ряд преимуществ: например, знак можно использовать отдельно от лого. Из него получаются отличные аватарки, иконки приложений, панели-кронштейны на вывесках и так далее.

Есть и недостатки: вся конструкция в целом получается очень громоздкой и тяжелой. Еще у нас любят добавлять слоган под лого, получается совсем непонятная конструкция, привет из-90-х.

Фирменный блок из-за той же громоздкости хуже работает на уменьшение, в целом композиции выглядят очень статично.

Как правило, это старые бренды с долгой историей: знаки перерисовывают, упрощают, освежают, но избавляться от них не спешат, что в общем-то правильно. За десятилетия люди привыкают к этим символам, и они прочно ассоциируются с брендом.

Как правило, такие фирменные блоки имеют две компоновки — горизонтальную и вертикальную (Barclays, Columbia, Lacoste), но есть и исключения: Electrolux, HSBC не используют вертикальную компоновку знак, логотип.

Знак может быть над логотипом, под ним, справа или слева от него: конструкция одна — оба элемента используются вместе и примерно равны по значимости.

Знак доминирует

Ну и самое интересное — фирменный знак как главный элемент фирменного стиля. Текстовое написание при этом может существовать, но это второстепенный элемент.

Самый показательный пример здесь Apple: логотип просто не используется (возможно, его и нет). Все названия продуктов (iTunes, iPhone и так далее), и само название компании, если это необходимо, просто набирается фирменным шрифтом. Используется только знак.

У Nike есть пара начертаний логотипа, но в основном они обходятся без него. Как правило, он присутствует только в классических ретро-линейках.

bp — формально это конструкция знак плюс логотип, но по факту лого настолько мелкий и незначительный, что мы сразу понимаем, кто тут главный.

Pepsi и McDonald's — логотип есть, он используется (у Pepsi даже довольно выразительны), но основным все же является знак.

Starbucks просто убрал надпись из логотипа в 2011 году и ничего страшного не случилось. Она остается на вывесках, но важного значения не несет.

Mastercard продолжает иногда использовать лого, но в 2016 году надпись вынесли под фирменный знак и радикально уменьшили, а в 2018 отказались от нее совсем.

Airbnb официально не отказывалось от использования лого, но на всех основных носителях (а их всего два: сайт и приложение) используется только знак.

Ну и еще хотелось бы отдельно сказать о Rolling Stones — символ не менялся с основания группы, а название пишут всегда по-разному, так что логотипом это назвать сложно.

Композитный логотип

В этот бестиарий я сначала складывал то, что не подходило в другие разделы, но потом понял что между ними есть что-то общее. Постараюсь сформулировать. Это неразрывная связь знака и логотипа: их невозможно разделить, непонятно, где заканчивается знак и начинается логотип.

При этом нельзя обьяснить все плашкой, как в случае с Lipton — имеет значение как плашка, так и цветная заливка под ней.

Нельзя отнести Bayer к разделу «Лого плюс минимум графики» — это двойное лого, и вместе с кругом они представляют собой символ аптеки или таблетку. Это цельная конструкция.

У Converse есть упрощенная версия логотипа со звездочкой, но основная версия все же эта — именно она используется на кедах.

По-сути это логотип, вписанный в знак.

Есть также два отдельных, очень распространенных направления, которые обладают четкими характеристиками, но не вполне укладываются в описанную схему: «Продуктовые» и «Автомобильные логотипы» — их я вынес отдельными блоками.

Продуктовые логотипы

Формально — это что-то вроде композитного логотипа или логотип плюс минимум графики, но так как сфера применения одна (или рынок один), я решил вынести их в отдельную категорию.

Продуктовые логотипы в большинстве своем очень сложные: объемные блики и тени, обводки, плашки, перспективные искажения и градиенты, мелкие подписи и так далее. Смысл понятен — продукты питания относятся к импульсным покупкам, логотип смотрит на тебя с полки и ждет, что ты его скушаешь.

Кроме того, все эти логотипы — это названия продуктов. На пачке они расположены довольно крупно и могут позволить себе все эти графические излишества.

Автомобильные логотипы

И последняя категория — автомобильные логотипы. Опять-таки, как и в случае с продуктовыми логотипами, их можно было бы отнести к категории «Знак доминирует» (и понятно почему), но так как это отдельный рынок, я решил показать их здесь.

В этой категории меньше всего исключений: это либо монохромный металлический шильдик, либо эмалированный. Иногда название вписывается в шильдик, но чаще он размещается на багажнике.

Схема

Далее я попробовал уложить все, что описал выше, в схему. Получилась вот такая, почти что замкнутая система. У нее две точки входа: каллиграфический логотип, который начинался с подписи мастера (в случае с Disney в буквальном смысле), и знак, который пошел от гербов, печатей и религиозных символов.

Двигаясь налево вниз от наборного логотипа, в нем, постепенно усиливаясь, появляется графика, которая в конце концов становится знаком. Если двинуться от штифтового логотипа в другую сторону, то он становится знаком-логотипом, а затем просто знаком, и круг замыкается.

Вот такая получилась схема-презентация, если у кого-то есть своя классификация, или новые крупные категории — буду рад обсудить.

0
59 комментариев
Написать комментарий...
Алексей Никифоров

Добавил в закладочки. Хотелось бы иметь что-то типа чек-листа при разработке логотипа. 

Например:

1. Моя компания продает продукты питания, значит мы будем отталкиваться от таких то ценностей ...
2. Исходя из таких-то ценностей и типа распространения товара (магазинные полки) мы выбираем продуктовый дизайн (много эффектов, большой шрифт и название товара).

И т.д. 

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Ali
Автор

Ну не думаю что это так работает. Цель статьи показать что вообще есть и попытаться это структурировать. В каждом конкретном случае задача, как правило, выделиться из окружения конкурентов, а не мимикрировать под него. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Никифоров

Спасибо за материал.

Ответить
Развернуть ветку
56 комментариев
Раскрывать всегда