Как выстроить систему работы с клиентами, чтобы не растягивать работу на несколько месяцев?
Очень часто на своих консультациях, от учеников, от действующих дизайнеров я слышу о том, что заказчики тянут проект и не хотят выплачивать оставшуюся стоимость
Что нужно сделать, чтобы не растягивать проект? Как взаимодействовать с клиентами, чтобы они возвращались к вам снова? Как перестать работать в ущерб себе?
Давайте разбираться по порядку
В первую очередь, чтобы избежать всех ошибок, которые я упомянула выше, нужно уметь правильно выстраивать свою систему работы от начала сотрудничества с заказчиком до сдачи проекта
Какие ошибки могли быть допущены в ходе работы?
- Вы не используете в работе дробление платежей. Не всегда в работе может быть удобна система предоплаты. Если проект объемный и требует достаточно большого количества времени, то лучшим решением будет поделить его на этапы и расписать стоимость каждого из этапов. Таким образом, вы будете получать деньги за то, что уже сделали, а заказчик не будет тянуть с дедлайнами
- Вы бесплатно вносите правки. Да, вы можете сделать какое-то количество правок бесплатными, но они должны быть ограничены. Нужно уметь правильно классифицировать правки и прописывать стоимость каждой из них, чтобы у клиентов в конце сотрудничества не возникало вопросов о том, почему и откуда эта цена
- Вы не прописываете дедлайны в договоре. Если изначально документально вы расписали сроки, то претензий в конце к вам не будет, если вдруг клиент захочет еще на месяцок продлить проект, пропадать и отвечать раз в неделю
- Вы не расписали изначально этапы вашей работы. Тезисно, без лишней воды распишите, из чего состоит ваша работа, сколько нужно времени на каждый этап (не забудьте включить сюда сроки внесения правок и утверждения)
- Вы не прописали условия вашего сотрудничества. Это тоже важный этап в работе. Когда клиент понимает, какой у вас график работы, в течение какого времени вы даете ответ и т.д.
И таким образом, у вас уже потихоньку начнет выстраиваться ваша система работы, с помощью которой и вам и заказчикам, будет удобно работать.
Когда клиент понимает: как вы работаете, из чего состоит работа, какие сроки, он уже смотрит на вас как на профессионала и уважает вас, как специалиста. И если ему будет удобно коммуницировать с вами на протяжении всего проекта, то он порекомендует вас и придет повторно с другим заказом.
Для каждого дизайнера мы на консультациях прописываем и прорабатываем индивидуальную систему работы именно для того, чтобы не возникало проблем, вопросов со стороны заказчиков уже в ходе сотрудничества
А еще мы учимся правильно выстраивать прайс, прорабатывать портфолио и искать клиентов. И всех это за 2-3 часа работы
Записаться на консультацию можно, написав мне в телеграм
А потом приходит крупный заказчик с отделом согласования на 10 человек и ты просто ждешь. Пока все согласуют, покажут акционеру (а он в отпуске), сформируют правки без скриншотов. Потом будешь ждать скриншоты. Будешь вспоминать про договор (который у тебя чудесно составлен) - просто больше не будешь работать с крупняком (заказы от 2.000.000 только на дизайн), потому что они работают с лояльными и свои сроки согласования не подвинут.
Способов дисциплинировать заказчика намного больше, чем написано в статье. Но и они не помогут в случае, описанном выше.
Поэтому единственный способ не допускать кассовых разрывов и не страдать от долгих согласований - иметь лидген/поток из новых проектов и планировать свою загрузку на неделю/месяц вперед. И почаще в вежливой форме напоминать о себе.
P.S. Я в сфере дизайна >10 лет, прошла путь от джуна до лида в крупной студии и сейчас развиваю свое агентство.
Когда команда со стороны заказчика большая, то намного тяжелее работать, но в любом случае, сроки реализации проекта можно +- прописать, составить грамотно договор с юристом и посоветоваться, как работать в данном случае. Ситуации бывают разные. И есть дизайнеры, которые не умеют банально выстраивать сервис и систему своей работы, из-за чего потом кидают на деньги заказчики, либо проект растягивается на долгие месяца без какой-либо предварительно оплаты