Структурная решётка Рудольфа Арнхейма и почему не надо по ней учить
В статьях онлайн-школ по дизайну я наткнула на повторяющийся копирайт про некие «точки притяжения», в которые нужно компоновать предметы, якобы ссылаясь на исследования Рудольфа Арнхейма.
Цитата: «Немецкий философ и теоретик Рудольф Арнхейм, опираясь на достижения гештальт-психологов, проанализировал произведения искусства. По его мнению, каждое изображение имеет конкретные точки притяжения. Если в композиции нет акцентов, которые сразу захватывают внимание, то взгляд всегда будет останавливаться в центре и на четырёх углах прямоугольной плоскости. Именно в этих местах лучше размещать главные смысловые элементы.» Почему это не так? Давайте разбираться.
Называется эта штука на рисунке выше и есть структурная решётка Рудольфа Арнхейма. Она подробно описывается в его книге «Искусство и визуальное восприятие». Все её слышали, но вот читать от корки до корки почти никто не стал. Не осуждаю, там и правда тягомотно. Но суть в том что в этих статьях кроме этой картинки ничего больше и не упоминается. Только эта картинка и только этот совет: «именно в этих местах лучше размещать главные смысловые элементы». Почему? Как? И что это за решётка такая? Откуда она взялась? Как мы ее строим-то? Соответственно я решила обратиться к источнику и разобраться чуть поподробнее. Плюс ко всему, меня немного удивляло всегда то, что Арнхейм по профессии философ и гештальт-психолог, а не художник, дизайнер или искусствовед... ну, ладно.
Дальше я приведу длинную цитату из книги. Скажу сразу: вырезаю ненужное, потому что язык повествования из прошлого века и автор дикий зануда.
Немного суммируем, чтобы переваривать информацию постепенно:
- предмет всегда относителен по величине или по расположению;
- мы не просто измеряем глазом где и какого размера предмет, мы ещё и видим «невидимое», например, то, что предмет «падает» или «улетает»;
- несомая конструкция сообщает информацию о несущей конструкции;
- если центр или середина не обозначены, мы все равно их всегда «помним»/ чувствуем/видим.
Зафиксировав эти вводные, двигаемся последовательно по этой главе. Арнхейм на основе исследований (каких-то) утверждает, что «на объект оказывают влияние силы, действующие не только по диагонали квадрата, но и силы, образуемые вертикальными и горизонтальными осями, пересекающимися в центре квадрата», как показано на следующем рисунке.
Тут и далее будут картинки НЕ из книги Арнхейма. Так как автор пожадничал картинок, а такой сложный текст нужно чуть ли не пошагово снабжать изображениями, поэтому я сделала их сама на каждый абзац.
Глядя на схему выше, рационально возникает вопрос: как этот квадрат появился? От какой точки он отмеряется? Почему он такой, а не больше или меньше например? А еще сразу вдогонку: как быть, если у меня формат не квадратный, а прямоугольный или круглый?
Ответов не будет. Потому что далее автор рассуждает о перемещении объекта относительно этой решётки, а не о том почему она такая. Поэтому предлагаю возвращаться к тексту главы. Будем пока просто опираться на эту решётку, исследуя какую закономерность она даёт.
То есть он не говорит что туда будет падать взгляд или там надо компоновать. Это для композиции не дает указаний. Это наблюдение за особенностями восприятия. При чём (ещё раз) индивидуальными особенностями.
Я не вижу тут рекомендаций или выявленных точных закономерностей. При такой координате статично сидит объект, при другой координате динамично сидит объект. Хочешь статику – сажай сюда. Хочешь динамику – сажай сюда. И тем более такой совет как в статье от дизайн-школы: «именно в этих местах лучше размещать главные смысловые элементы» автор нам не давал точно.
Во всём этом я выделила для себя главный момент – предположения. Такие фразы как «где-то вблизи» и «сравнительно спокойное» или моё любимое «по-видимому точка равновесия находится...» – это не исследование лабораторное на фокус-группе в 300 000 человек длиной 5 лет. Это просто эксперименты и поиски. И главное: не понятно, почему мы мерим это угловым центром этого случайно найденного квадрата, а не углами например самого формата?
Арнхейм только говорит о том, что расположение в этих четырёх сегментах ближе или дальше от центра влияет на наше восприятие. Просто влияет. Но даже как(!) оно влияет, он не говорит. Ближе к центру – более спокойно, поуравновешеннее; дальше от центра – более динамично, напряженно. Это не книга по композиции. Это субъективные исследования по визуальному восприятию. Не про то как делать, а как иногда кто-то может воспринимать, а может и не воспринимать, грубо говоря.
Подход Арнхейма опровергли в 2011 году
Помимо изучения источника важно делать и вторую фундаментальную штуку – перепроверять его на свежесть. Так вот, на сегодняшний день у нас есть вот такое исследование про (якобы) научные изыскания Арнхейма. Единственное сразу скажу оно на английском, очень сложное, в том числе с физическими формулами, математикой и статистикой.
Поэтому я его перескажу коротко и без формул, только ключевое. Один из выводов такой: «…при парном сравнении не было никаких свидетельств того, что испытуемые предпочитали изображения, на которых центр масс находился на оси, что не подтверждало модель Арнхейма».
На этом как будто бы всё. Но основной пойнт даже не в этом разоблачении, а в том что стало слишком много фаст-фуд статей «узнать за 10 секунд», «5 основных правил» и т.д. Супер мало проверенной информации. Поэтому в таких случаях всегда лучше обращаться к источнику и читать книгу, сохраняя трезвый взгляд и критический подход.
Справедливости ради: эта книга Арнхейма была в списке рекомендуемой литературы в моем вузе (СПБГХПА им.Штиглица). И рекомендовали её прочитать не как учебник по композиции, а как один из взглядов на визуальное восприятие. И это большая разница.
.
.
.
Больше о композиции тут @may_composition
Как вовремя я наткнулась на вашу статью! Хотела использовать данную схему для подсказок сотрудникам-недизайнерам, но теперь постараюсь изучить глубже эту тему.
Правильная композиция всегда строится по правилам"золотого сечения" и эта закономерность была определена не человеком, а самим творцом.
Вместо того чтобы отпевать по чем зря Арнхейма, следуя принципу — не понимаю и потому отвергаю, рекомендую посмотреть лекции И.П. Шмелева про "золотое сечение". Основы визуального восприятия, согласно которым композиция имеет четыре точки притяжение внимания в местах пересечения линий, делящих единое поле на части, имеют непосредственное отношение к правилу "золотого сечения".
Если вы дизайнер или хотите им стать, то без знания основ построения композиции, которые актуальны во все времена, вы не сможете добиться успеха на этом поприще. Нарушение законов не приводит к их отмене, правило "золотого сечения" нельзя отменить, оно было актуально в Древнем Египте и будет актуально и через десятки тысяч лет, потому, что это базовое правило. Все живые организмы, в том числе и тело человека, построены по единой формуле "золотого сечения".
Для людей сведущих не существует понятия "21 век" коим сегодня люди оправдывают любую глупость, ибо, они знают, что есть только циклы в основу которых заложен принцип повторения.
буду рада подробным пошаговым расчетам))
Посмотрите лекцию архитектора Игоря Павловича Шмелева, которая называется "Ошибка Корбюзье", там подробнейшим образом приводятся все расчеты с объяснениями. На выходе получите общее представление о "золотом сечении" и сможете начертить универсальный модуляр, который в дальнейшем будете использовать как линейку. Этот модуляр позволит вам выдерживать точные пропорции в ваших проектах, вещь абсолютно универсальная. Так же могу рекомендовать циркуль (разметчик) Фибоначчи, смысл тот же, он позволяет выдерживать правильные пропорции.
Благодарю) Да, с золотым сечение я подробно знакома (как и все люди с художественным образованием) и не по видео-лекции, а по книгам. Делала статьи на эту тему. Если вы специалист в этой теме, я буду очень рада и признательна не ссылке на видео, а такой же подробной статье с такими же схемами как выше. Заранее спасибо))
Если вас не устраивает формат видео лекции, тогда можете на сайте И. П. Шмелева ознакомится с его книгами, вот ссылка: https://sectio-divina.com
Спасибо))
Зашла специально с аккаунта, чтобы лайкнуть и написать комментарий. Спасибо за статью!
Спасибо)
Теперь ждем разоблачения золотого сечения от автора)