{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Дизайн-ревью без психологических травм

В работе любого ведущего дизайнера, лида или арт-директора, рано или поздно возникает необходимость проводить ревью. Но о том, как проводить его правильно, мало кто пишет и говорит. Чаще всего в этом деле мы воспроизводим собственный опыт: повторяем то, как ревьюили когда-то нашу работу: «Ух, лид по мне проходился в своё время! Ну держитесь, джунята, сейчас и я по вам пройдусь!». По итогу мы находимся в каком-то замкнутом круге, где каждый норовит вскрыть обиды прошлого и покалечить мотивацию очередного дизайнера-новичка.

Проблема эта, конечно, гораздо шире и с ней сталкиваются не только дизайнеры, но и люди почти всех профессий в IT, и даже за его пределами, где получать обратную связь в своей работе важно и необходимо. Но я имею опыт ревью работы только дизайнеров, поэтому статья будет полезна в первую очередь лидам в сфере дизайна, хоть и многие советы (если не все) можно считать универсальными.

Цели ревью

Проводя дизайн-ревью нужно в первую очередь помнить о целях этого ревью. А их, верхнеуровнево, всего две:

  1. Научить дизайнера чему-то;
  2. Улучшить результат конкретной работы: раздела, макета и т.п.

В цели ревью не входит и никогда не будет входить что-то типа «показать кто тут папочка», «указать джуну на его место» и прочий треш из голов обиженных лидов. Если вы ловите себя на подобных мыслях, то это повод серьёзно проработать свои обиды и пересмотреть необходимость менторить кого-то до этого момента.

Также, стоит подходить к ревью ответственно, по максимуму отключив негатив, который может преследовать вас в течении дня. Если у вас плохой день, мозг кипит, а из ушей вот-вот выйдет пар, то хорошей идеей будет перенести осмотр макетов. Почти всегда это возможно и такое решение будет точно эффективнее, чем наспех проведённое ревью. Помните, что дизайнер приносит вам результат своей работы, над которым он искренне и честно старался, и ответить качественной обратной связью это, как минимум, про проявление уважения к работе другого человека.

Подготовка к ревью

Исходя из всего вышесказанного, сам собой формируется первый и очень важный шаг для проведения ревью — подготовка к нему. Многие им почему-то пренебрегают.

На равне с тем, чтобы быть готовым морально, важно погрузиться в задачу дизайнера. В идеале вы должны быть ведущим на проекте, работу по которому будете ревьюить, но в нашем неидеальном мире это не всегда так. Поэтому, прежде чем браться за комментарии, важно узнать всё о проекте или о задаче: контекст, ограничения, какая именно стояла задача и как она была сформулирована. Помочь в этом может менеджер или сам дизайнер который приносит вам свою работу на ревью.

После подготовки, держа в голове две верхнеуровневые цели ревью, можно приступать к осмотру работы и написанию комментариев.

Проведение ревью

Вот мой список хороших практик, который поможет сделать ваши комментарии (а значит и ревью, в целом) понятными и полезными:

  1. Позитивный подход: начните комментарии с положительных аспектов работы. Подчеркните то, что дизайнер уже сделал хорошо. Это создаст позитивную атмосферу и подготовит почву для конструктивной критике. Но не перегибайте с этим — если хвалить совсем не за что, не делайте это приторно и наиграно.
  2. Контекст и объяснения: всегда поясняйте свои замечания и рекомендации. Нужно объяснять, почему вы считаете определенные изменения необходимыми или какие принципы дизайна могли бы быть учтены. Помните, что если бы дизайнер это понимал сам, то этой ошибки не было бы. Полезно прикреплять ссылки на статьи или правила, чтобы подтверждать свои слова, особенно если дизайнер – джун.
  3. Объективность: основывайте свои комментарии на фактах и принципах дизайна, а не на личных предпочтениях. Это поможет сделать ревью более объективным и убережет вас от недоразумений. Для дизайнера ничего хуже комментария «мне не нравится» от лида, с которым непонятно, как работать.
  4. Избегайте приказного тона: старайтесь составлять комментарии так, чтобы они выглядели как предложения для улучшения, а не приказы. Исполнителю будет проще и комфортнее, если он будет не слепо следовать указаниям, а будет понимать их причину.
  5. Сосредоточьтесь на проблемах, а не на личности: сфокусируйтесь на улучшение работы, а не на личности дизайнера. Избегайте использования критики в стиле «это плохо» или «твой дизайн – херня». Подсветите конкретные аспекты, которые могут быть улучшены и не пишите такие комментарии, которые могут задеть личность дизайнера.
  6. Предлагайте альтернативы: когда предлагаете изменения, важно дать несколько вариантов, как это можно исправить. Это поможет дизайнеру увидеть более широкий спектр возможных решений и учесть их в будущем. Можно давать ссылки на примеры или просто объяснить на пальцах текстом. Чем опытнее дизайнер, тем меньше этого требуется. Старайтесь подтолкнуть к возможному решению, но не делайте всю работу сами.
  7. Уточнения: если что-то не совсем ясно, задавайте уточняющие вопросы, прежде чем делать свои выводы. Это поможет избежать недоразумений и неправильных предположений. Нет ничего «стрёмного» в том, чтобы узнать, почему дизайнер принял такое решение и не указать лишний раз на ошибку, которая, возможно, ошибкой не является.
  8. Соблюдение приоритетов: оценивайте изменения и рекомендации по степени их важности. Уделите особое внимание тем аспектам, которые критически влияют на пользовательский опыт или бизнес-цели.
  9. Обратная связь как диалог: постарайтесь сделать процесс ревью интерактивным. Позвольте дизайнеру высказать свои мысли и обсудить предложенные изменения. Это способствует взаимопониманию и совместному поиску решений. А ещё так дизайнер чувствует большую вовлеченность и ответственность за принятые им решения.
  10. Доводите ревью до конца: ревью – это итерационный процесс. Постройте взаимодействие с дизайнером так, чтобы он отвечал на ваши комментарии, но не закрывал их. Так вы сможете вернуться на повторный осмотр макетов и не забыть, какие давали правки ранее. Закрытие комментария = «у меня нет вопросов, правка отработана». Все комментарии закрыты и не появилось новых = ревью пройдено.
  11. Подводите промежуточные итоги: иногда полезно завершить ревью словами благодарности за предоставленную работу и за усилия, вложенные в дизайн. Но не стоит это делать каждый раз или слишком часто, чтобы это не превратилось в формальность.
  12. Признавайте свои ошибки: если после вашего фидбека конечный результат стал хуже, то не стесняйтесь прямо это признать и откатиться к старым версиям. Вы тоже можете ошибаться, а дизайн иногда требует визуального сравнения и перебирания различных вариантов.
  13. В идеале, ревьюит один человек: комментарии от разных людей могут путать дизайнера. Иногда, они даже могут отличаться в деталях — один говорит так, другой считает иначе. Синхронизация этих комментариев ваша задача, а не задача дизайнера.
  14. Записывайте Loom-видео в сложных ситуациях: иногда что-то объяснить текстом трудно. Возникает необходимость что-то подсказать в динамике — открыть другой сайт, прокликать или показать анимацию. В таких ситуациях на помощь приходят короткие Loom-видео. В Figma такие видео можно вставить в макеты с помощью одноимённого плагина.
  15. Настройте процесс ревью: процесс ревью должен быть прозрачным и понятным для всех участников. Гугл-табличка, кан-бан в ноушен, джиро, статусы страницы в Figma или всё вместе взятое — не так важно. Важно, чтобы менеджер, лид и дизайнер в любой момент понимал, что уже отсмотрено, что можно смотреть, а что уже готово.

Соблюдение этих хороших практик поможет вам оставлять конструктивные и полезные комментарии, которые будут способствовать развитию дизайнеров и улучшению качества дизайна, а не накоплению усталости, дизморали и психологических проблем.
Если у вас есть что добавить к этим практикам, то буду рад почитать их в комментариях. А если вам понравилась эта небольшая статья, то буду рад видеть вас на своём телеграм канале UX Lead, где я пишу о дизайне, интерфейсах, продуктах и вдохновении.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Lehman Brothers

Без психоклонических травм нереально

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Костяева

Согласна

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Костяева

👍👍

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Щучкин

13. В идеале, ревьюит один человек
Вот это больше всего парило, когда серию макетов проверяли несколько ревьюеров и там где первый говорит надо так, на другом макете второй ревьюер пинал за такое

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Сивашев

Дизайнер без психологических травм? ахахахах. Сами верите?

Ответить
Развернуть ветку
Ева Ефремова

Супер❤️

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда