{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Раскрываем тайну: брендбук и гайдбук — это разные вещи

Привет, это Филипп из студии Bauns.

Мы с командой заметили такую ситуацию на рынке дизайн-студий: ребята обещают клиенту брендбук, а пилят гайдбук. Вместо смыслов и позиционирования бренда, клиент получает 50 вариантов логотипа и 100 цветов в фирменном стиле.

Вот что из этого получается:

— Клиенты путаются — ожидают одно, а получают другое

— Ребята из студий не могут определиться, чем они занимаются — сегодня рисуют логотип, завтра уже сидят над смыслами

— Все горит, все в огне 🔥

Алиса
Со-основатель студии Bauns

Со-основатель Алиса изучила недры дизайна, чтобы раскрыть вам тайну — брендбук и гайдбук совсем разные слова. А если добавить сюда айдентику и стайлгайды, то вообще ничего не понятно.

В статье мы разберем определения, смыслы и назначения этих слов. А в конце поделимся советами, как не путать понятия и не краснеть перед заказчиком.

Определения для понимания «буков»

  • Бренд — образ компании, который сложился в голове у целевой аудитории,
  • Брендбук — руководство по всем составляющим, которые формируют бренд: от фундаментальных принципов (цели, миссия, видение) до визуального стиля (логотип, цветовая палитра, типографика),
  • Визуальный стиль или визуальная айдентика — видимые элементы бренда, формирующие узнаваемый образ,
  • Гайдбук или Стайлгайд — руководство по использованию видимых элементов бренда (логотип, цветовая палитра, типографика) и созданию новых продуктов бренда на их основе.

Ловушка слова

Если верить Кембриджскому университету, то гайдбук — это книга, которая дает посетителям информацию о конкретном месте. Определения брендбук там, к слову, нет.

На самом деле, все понятия с приставкой «book» относятся к руководствам, которые помогают ориентироваться. Например, навигация в музее или навигация по фирменному стилю бренда.

В контексте дизайна

К нам обращаются клиенты за разработкой «брендбука». Чаще всего, они имеют в виду разработку логотипа или визуального стиля, но уж точно не бренд-стратегию.

Почему так? Потому что кто-то обозвал разработку визуального стиля «брендингом». И мы тоже совершали эту ошибку.

«Брендинг» подразумевает под собой комплексное создание бренда от названия до маркетинговой стратегии.

В один момент мы переименовали услуги про комплексную разработку айдентики бренда из «брендинга» в «создание визуального стиля бренда». И теперь руководство по визуальному стилю звучит как «Стайлгайд» и уже не вводит никого в заблуждение. Слово «стайл» говорит само за себя.

👉🏻 Если не уверены в том, что делаете, подумайте над названием. Возможно, все это время вы занимались только визуальным стилем.

Использовать гайдбук тоже хорошо, потому что дословно — это навигация или руководство по фирменному стилю. Книга о бренде, которая его раскрывает.

А в гайдбуке мы учим и задаем какие-то правила:

✅ так можно юзать лого

❌ так нельзя юзать лого

✅ так вот дизайним визитку

✅ а так вот пишем заголовки

Ну, вы поняли.

Поэтому причислим все «гайдбуки», «гайдлайны», «стайлгайды», «стайлбуки» к руководствам по правильному использованию визуального стиля бренда.

А как тогда называть разработку визуального стиля, если уже есть логотип?

Айдентика — это «идентичность» с некими уникальными элементами, которые формируют в нашем сознании тот самый «бренд».

Когда мы говорим о бренде, мы говорим об образах и позиционировании компании в головах потребителей.

Например, Феррари — это «бренд», потому что название вызывает у нас в голове некий образ дорогого красного спорткара с лошадкой на капоте (PS. это ассоциации автора, который именно так воспринимает почти все машины 😎).

То есть:

— Обтекаемая форма, красный цвет и изображение лошади — это визуальная айдентика.

— «Самая быстрая», «дорогая и премиальная», «образ лошади, как животного» — это внешняя айдентика.

Все это фирменные элементы бренда: позиционирование, визуальный стиль или айдентика.

А почему не «фирменный стиль»?

Как мы уже поняли, слово «фирменный» берется слишком широко и, на самом деле, не отражает только визуальную часть бренда. Поэтому стиль стал «визуальным», а услуга — разработка визуального стиля.

Почему мы оставили вторым словом стиль, а не айдентику? Потому что все привыкли к «фирменному стилю», поэтому понять «визуальный стиль» проще, чем осознать новую «айдентику».

Коротко и просто — носители бренда

Здесь все тоже неоднозначно, особенно, когда уже все русскоязычное комьюнити использует формулировку «носители фирменного стиля». По такой логике, мы можем сюда отнести контент-план бренда. Он ведь тоже написан в «фирменном» Tone of Voice.

Мы решили не вводить клиентов в заблуждение и называем все физические и digital-носители просто — «Носители бренда». Вроде бы корректно и не сбивает с толку, потому что носители могут быть визуальными и рекламными. В итоге мы обсуждаем с клиентом все, что должно быть «забрендировано» и включаем это в носители для разработки.

Памятка: как не путать брендбук и гайдбук

Спасибо, что прочитали статью. Давайте обсудим

Расскажите про себя. Было такое, что вас неправильно понял заказчик или наоборот? Как вы решили эту проблему?)

Кстати, мы недавно провели ребрендинг. Если помните, как мы назывались раньше, пишите в комментарии 👇

Но мы все еще занимаемся дизайном, развиваем студию и пишем про это в свой телеграмм канал.

0
2 комментария
Griby Lenina
Если помните, как мы назывались раньше, пишите в комментарии 👇
директор агентства https://lupo.ru

У вас ус отклеился.

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Фокин
Автор

🗿 спалился

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда